Разработка элективного курса "Деловая речь"
Оценка 5

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
обществознание +1
10 кл—11 кл +1
18.11.2018
Разработка элективного курса  "Деловая речь"
Элективный курс «Деловая речь» предназначен для учащихся 9,10,11 классов, рассчитан на 34 часа.Основные содержательные линии:  официально-деловой стиль русской речи;  некоторые особенности деловых бумаг и документов;  служебные документы: типология, языковое оформление;  искусство делового общения. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредмет-ные связи с другими предметами: историей, психологией, обществоведением, русским языком, риторикой, экономикой, в том числе, с курсом «Как стать предпринимателем», который дается в «Самусьском лицее».
Разработка элективного курса Деловая речь Кожевникова Г.И..doc
МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского» Кожевникова Г.И. учитель русского языка и экономики  e­mail: kozhevnikovagi  @   mail      .  ru Разработка элективного курса «Деловая речь» Экономическое   образование   в   школе   –   свершившийся   факт.   Наличие экономики   в   учебных   планах   российских   школ   диктуется   объективными причинами   перехода   России   к   рыночной   экономике.   В   этих   условиях хозяйство   страны   нуждается   в   специалистах   с   новой   культурой экономического мышления. Экономическая культура предполагает не только знание   азбучных   основ   жизни,   но   и   знание   деловой   речи.   И   основы   этой культуры закладываются сейчас в средней школе. Элективный курс «Деловая речь»   предназначен для учащихся   9,10,11 классов, рассчитан на 34 часа. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение   культурой   деловой   речи   –   своеобразная     характеристика профессиональной   пригодности   для   людей   самых   различных   профессий: дипломатов, юристов, менеджеров, предпринимателей. Культурой   деловой   речи   важно   владеть   всем,   кто   по   роду   своей деятельности   связан   с   людьми,   организует   и   направляет   их   работу,   ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги, делает презентации своих творческих работ, стремится грамотно и быстро составлять   деловые бумаги. Каждый, кто желает повысить свою культуру  речи, должен понимать:  что такое национальный язык;  в каких формах он существует;  чем кодифицированная речь отличается от разговорной;  что собой представляют функциональные стили;  почему   в   языке   существуют   фонетические,   лексические, грамматические варианты;  что такое языковая норма;  усвоить и развить   навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;  навыки   оформления   официально­деловой   документации,   ее стилистического анализа  и редактирования; овладеть  нормами деловой речи;  культурой деловой коммуникации. Под   деловой   речью   понимается   язык   различных   официальных документов, переписки между учреждениями и т.п.; различного рода справки, расписки, письма (официальные и неофициальные), заявления, резюме и т.д. Воспитание   навыков   деловой   литературной   речи   должно   проводиться   в определенной   системе,   поэтому   программа   курса   предлагает   логическую последовательность изучения материала. Основные содержательные линии:  официально­деловой стиль русской речи;  некоторые особенности деловых бумаг и документов;  служебные документы: типология, языковое оформление;  искусство делового общения. На   первых   уроках   происходит   знакомство   с   историей   официально­ делового   стиля, основными    его  стилевыми  чертами, с  законодательным   и канцелярским подстилями. Дается понятие канцеляризма, штампа, языкового клише.  Важнейшим   признаком   литературного   языка   считается   его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме.  Норма  –  единообразное,  образцовое,  общепризнанное  употребление элементов   языка   (слов,   словосочетаний);   правила   использования   речевых средств   в   определенный   период   развития   литературного   языка.   Учащиеся изучают лексические, грамматические, синтаксические, фонетические нормы деловой   речи,   а   также   особенности   использования   фразеологизмов   и фразеологических словосочетаний. На практических занятиях ученики учатся редактировать   и   устранять   типичные   ошибки   в   языке   деловых   бумаг, моделируют разные конструкции.    Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, предприятиям и   организациям.   Она   охватывает   организационные   вопросы,   планирование, финансирование и т.д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается   огромное   количество   информации.   Документ,   зафиксировав информацию,   обеспечивает   ее   сохранение   и   накопление,   возможность передачи другому лицу, а также многократное использование информации. На уроках     изучаются   текстовые   особенности   служебных   документов, составляются  деловые  бумаги личного характера:  заявление, доверенность, резюме, апелляция и др. Производится нормативно­ стилевой анализ  деловых текстов, сопоставление текстов делового стиля с текстами других стилей. Руководство   любой   организации   независимо   от   ее   организационно­ правовой формы  наделяется правом издания распорядительных документов нормативного характера, а также по организационным, кадровым и другим вопросам работы организации. В   организациях,   действующих   на   основе   единоначалия,   принимаемые   в   ходе   регулирования   деятельности   фиксируются   в решения распорядительных   документах   –   приказах,   указаниях,   распоряжениях.   На практическом   занятии   ученики   определяют     виды   приказов,   процесс подготовки этих  документов. Ни   одно   предприятие   не   может   существовать   без   организационно­ распорядительных   документов,  содержащих   правила   создания   организации, включая   выбор   ее   организационно­правовой   формы,   ее   компетенцию, структуру,   штатную   численность,   состав   должностей   (руководителей, специалистов,   технических   исполнителей);   формирование   совещательных органов   управления;   установление   режима   работы   и   системы   охраны; организацию и оценку труда, порядок реорганизации и ликвидации. Учащиеся знакомятся   с   правилами   оформления   Устава   организации,   Учредительного договора,   составляют   должностные   инструкции   работников,   штатное расписание и др. Рассматриваются также справочно­информационные документы, которые содержат   информацию   о   фактическом   состоянии   дел   для   принятия организационно­правовых и распорядительных документов. К ним относятся служебные   письма,   справки,   докладные,   объяснительные   записки,   акты, протоколы   и  др.    При   рассмотрении  данной  темы    обращаемся  к   этикету делового   письма,   словарю   делового   человека,   делаем   стилистико­ грамматический анализ готовых образцов, редактирование текстов.   Многие успешные выпускники школы выбирают профессии, связанные с управлением.    Деловое общение занимает значительное место в жизни таких людей   и   играет   важную   роль   в   различных   видах   профессиональной деятельности,   определяет   их   успех.   Деловое   общение­   это   межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д.   Будущие   специалисты     изучают   различные   формы   делового   общения: разнообразные виды деловых бесед, телефонные разговоры, переговоры. Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий   опыт,   нравственные   представления   и   вкусы   определенных социальных групп. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет любому человеку      чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из­за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.  Чтобы   обосновать   ту   или   иную   точку   зрения,   доказать   правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию в деловой беседе, на презентации работы, нужно ученику хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. Для этого проводятся уроки по изучению ораторского искусства. После изучения основных тем курса организую семинары­тренинги, ко торые   позволяют   быстро   осваивать     большие   объемы   информации,   а также   формировать   необходимые   умения   и   навыки   работы.   Например, семинар­тренинг     «Эффективное   деловое   общение»   имеет   цель:   освоение коммуникативных навыков, развитие умения слушать, изучение видов и форм общения,   механизмов   взаимодействия   и   «обратной   связи».   Форма   работы семинара:   лекционный   материал,   тестирование,   групповые   дискуссии, упражнения, ролевая игра, анализ работы. Практически   обучение   реализуется   через   систему   технологий,   среди которых   можно   выделить   основные   ­   технологию   общения,   оценки, требования, разрешения конфликта, информативного воздействия (речевого и демонстрационного) и дополнительные ­ технологию организации групповой и индивидуальной  деятельности, создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата, этической защиты, организации культурной среды и др. Освоение   нового   содержания     осуществляется   с   опорой   на межпредметные   связи   с   другими   предметами:   историей,   психологией, обществоведением, русским языком, риторикой, экономикой, в том числе, с курсом   «Как   стать   предпринимателем»,   который   дается   в   «Самусьском лицее».   Модифицированная   программа  «Деловая   речь»  рекомендуется   для организации занятий в системе дополнительного образования лицея. Таким образом, в процессе изучения курса   «Деловая речь» учащиеся приобретают   необходимые   умения   и   навыки,   которые   позволят   им самореализоваться   в   любой   профессиональной   сфере,   а   также   помогут становлению  ученика как социально активной личности. Литература. 1.     Н.М.Березина, Л.М.Лысенко. Современное делопроизводство.  СПб.:Питер,2007.­224с. 2.    Л.А. Введенская ,Л.Г.Павлова. Деловая риторика. М.:ИКЦ «МарТ»,  Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2008.Учебное пособие для вузов. 3.    И.К.Корнеев, А.В. Пшенко. Деловая переписка и образцы документов.  М.:ТК Велби, Изд­во Проспект,2006.­328с. 4.     Е.Н. Барышникова. Речевая культура молодого специалиста. М.: Флинта, 2007г. 5.    М.Р. Душкина. Психология влияния. СПб.6 Питер,2004. – 224с. Литература для учителя и учащихся 1. Н.С. Водина., А.Ю.Иванов. Справочник­практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. М.: «Флинта», 1998. 2. Е.А. Ножин. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат. 1990. 3. И. Зорин. Игры, в которые играют менеджеры. М.: «Вершина», 2007. 4. К.П. Щепина. Обучение деловому письму. М.: «Просвещение», 1990. 5. Н.А. Ипполитова. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: «Флинта», 1998. 6. А.Г. Петрякова. Культура речи. Школа 10­11.  М.: «Флинта», 1998. 7. В.И. Южин. Полная энциклопедия этикета. М.: ООО Группа  Компаний, 2007. 8. Н.М. Березина. Современное делопроизводство. М. «Питер», 2007. 9. Т.С. Панина. Современные способы активизации обучения. М.: «Академия», 2006. 10. М.И.   Еременко.   Развитие   ключевых   компетентностей   старшеклассников.   М.: «Глобус», 2007. 11. Н.И. Кабушкин. Основы менеджмента. М.: «Новое знание»,  2006. 12. А.И. Власенкова. Русский язык. 10­11 .М.: «Просвещение», 2001. 13. Е.Н. Гусарова. Технологии обучения персонала. М.: «Академия», 2005. 14. М.Р. Душкина. Психология влияния. Деловое общение. СПб.: «Питер», 2004. 15. С.Н. Цейтлин. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 16. В.И. Курбатов. Стратегия делового успеха. Ростов­на­Дону. «Феникс», 1995. 17. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 18. Алан  Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород. «Ай Кью», 1992. 19. Е. Грубер. Словарь. Слитно. Дефисно. Раздельно. Двойные согласные  и гласные. М.: 2007. – 976 с. ЛОКИД – пресс, 2007. 20. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: ТЕРРА, 1996.­  4 тома. 21. Н.Р. Огнева. Десять уроков для начинающего свое дело. Томск. Курсив, 2003. 22. Е.Н. Барышникова. Речевая культура молодого специалиста. М.: Флинта, 2007. 23. Т.С. Дроняева. Стилистика современного русского языка. М.: Флинта, 2006.      24. Л.А. Введенская. Деловая риторика. М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н\Д, 2008.      25. А.Н. Мунин. Деловое общение. М.: Флинта: МПСИ, 2008.  26. И.К. Корнеев. Деловая переписка и образцы документов. М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2006.       27. В.Л. Полукаров. Основы менеджмента. М.: КНОРУС, 2007.

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"

Разработка элективного курса "Деловая речь"

Разработка элективного курса  "Деловая речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018