Тема: Милосердие – закон жизни.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о милосердии;
Задачи:
1. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
2. Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям.
3. Через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи.
5. «Разработка этапа урока с использованием притчи». Андреевой Веры Леонидовны.docx
Тема: Милосердие – закон жизни.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о милосердии;
Задачи:
1. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения,
способность формирования нравственного суждения,
2. Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних; уважительное отношение к людям.
3. Через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения,
милосердия, сострадания, взаимной помощи.
Основные понятия: сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание
Работа с притчей «Возвращение блудного сына»
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть
имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил
имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к
одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить
чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и
скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим;
прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав,
пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте
его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите;
станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали
веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и
ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец
твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел
войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и
никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне
повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами,
пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и
всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил,
пропадал и нашелся.
Учитель: Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или ктото из родных простил вам обиду.
Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?
Ученики: Ответы учащихся
Учитель: Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить
детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто? Ученики: Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности,
хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т.д. Но
отношения детей и родителей часто складываются непросто изза разницы взглядов на жизнь,
несходства мнений, вкусов и т.п., изза того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и
не слушают советов родителей, хотят делать все посвоему, как им кажется, лучше, чем предлагают
старшие. Отсюда нередки споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все
таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок
Учитель: Что говорит заповедь о родителях?
Ученики: Почитай отца и мать и будешь долголетен
Учитель: Что означает слово «блудный»?
Ученики: Заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Это человек, заблудившийся на
жизненном пути. Тот, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач. Тот, кто где
то ходит без цели, кто не знает, зачем и куда идёт.
Учитель: Это прилагательное образовано от глагола «блудить», который имеет два значения: 1.
распутничать, 2. блуждать, бродить.
Чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе
израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как
им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители
умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой
молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства
при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь проанализируем притчу.
Задумаемся, почему притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните
лексическое значение слова «блудный». Как вы считаете, в каком значении употреблено это слово в
названии притчи?
Ученики: В слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись
с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного
пути, то есть блудить. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с пути истинного,
блуждающий в нравственных потемках. Оба значения реализуются в названии притчи.
Учитель: В чем же это выразилось?
Ученики: Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каждого: «Почитай отца
твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою
долю наследства.
Учитель: Как вы думаете, почему отец не удерживал его?
Ученики: Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и
все равно сделает посвоему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «изпод
палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого.
Учитель: К чему же привела его жизнь на чужбине, в которой не осталось места отцовым заповедям?
Ученики: Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. «...И он рад
был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».
Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?
Ученики: Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего
отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не требуя больше ни
отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и
чувство вины перед родными ведут его домой.
Учитель: Как встретил его отец?
Ученики: Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И
опять отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и
стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром и ничего уже к этому добавлять не нужно.
Учитель: Как вы думаете, за что можно простить?
Ученики: (Ответы учащихся) Учитель: А почему простил отец младшего сына? Как он это объяснил?
Ученики: Отец понял, что раскаяние сына искренне. Если человек искренен в своем раскаянии, то он
достоин прощения.
Учитель: Как вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?
Ученики: Сын в притче был мертв духовно, потому что забыл заповеди Господни и вел распутную
жизнь, – теперь же он осознал свой грех, покаялся – и ожил, к нему вернулась душа.
Учитель: Но в притче есть еще один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в
конце ее. Пока младший «расточал имение свое», ведя беспутную жизнь гдето далеко, он прилежно
трудился на полях отца... Как он реагирует на возвращение брата? Почему?
Ученики: Он не радуется возвращению брата и осуждает отца, потому что тот, как ему кажется,
незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь его пир. Он даже не хочет входить в дом, а
когда отец зовет его, говорит: «...Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего;
но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын
твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного
теленка...».
Учитель: Ему обидно, что чествуют не его (праведника), а грешника. А он действительно праведник?
Или грешник?
Ученики: Скорее грешник, раз позавидовал, осудил, не обрадовался покаянию заблудшего... Его
отношение к происходящему заставляет задуматься: а был ли он праведником?.. И не из корысти ли,
не из желания ли похвалы был послушен и трудолюбив?..
Учитель: В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок?
Ученики: Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя
понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а комуто проявить милосердие, сострадание к
заблудшему.
Учитель: Вспомните, совершив какуюто ошибку, вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете?
Ученики: Прощения
Учитель: Спасибо ребята! Мы уже говорили, что притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не
поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Мы видим, как обычный житейский сюжет наполнился глубоким нравственным и философским
смыслом.
Разработка этапа урока по ОРКСиЭ
Разработка этапа урока по ОРКСиЭ
Разработка этапа урока по ОРКСиЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.