РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

  • Особые потребности
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются вопросы интеграции специального и дошкольного образования при разработке индивидуально-развивающих программ для детей с особыми образовательными потребностями. При этом на примере образовательных областей государственного стандарта дошкольного обучения и воспитания приводится проект возможного инклюзивного обучения. Так как в республике еще недостаточно специализированных дошкольных организаций, а в коррекционных группах обычных детских садов, как правило, собраны дети с разными диагнозами, то использование типовых коррекционных программ достаточно энергозатратно для педагогов и требует дополнительных материальных ресурсов. В таком случае необходима другая организация коррекционной помощи, похожая на работу кабинетов психолого-педагогической коррекции или реабилитационных центров. Выходом может послужить организация содержания воспитательно-образовательного процесса на основе образовательной программы дошкольной организации и индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями развития, составленных на основе типовых, адаптированных или авторских программ с учетом возраста, сложности, выраженности и характера нарушений развития детей.
Иконка файла материала Стадниченко С.В. статья.doc
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНО­РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Коммунальное государственное учреждение «Кабинет психолого­ С. В. Стадниченко  педагогической коррекции Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области, Костанайская область, Костанайский район, п.Затобольск, kppk_kost_rai@mail.ru Аннотация В статье рассматриваются вопросы интеграции специального и дошкольного образования при   разработке   индивидуально­развивающих   программ   для   детей   с   особыми образовательными   потребностями.   При   этом   на  примере   образовательных   областей государственного   стандарта   дошкольного   обучения   и   воспитания   приводится   проект возможного инклюзивного обучения. The article deals with the integration of special and pre­school education in the development of individual development programs for children with special educational needs. At the same time, on the example of educational areas of the state standard of preschool education and upbringing the project of possible inclusive education is presented. Abstract Во всем мире растет интерес к идее и практике инклюзивного образования, эффективного   для   всех   категорий   граждан.   Специалисты   в   области инклюзивного   и   специального   образования,   учитывая   специфику   включения детей   с   особыми   образовательными   потребностями   в   общеобразовательный процесс, приходят к мысли о необходимости организации единого пространства для взаимодействия. Этот процесс уже запущен в общую дошкольную среду, и педагогам,   и   родителям   экспериментальным   путем   приходится   идти   к достижению определенных для себя результатов.  Согласно   приложению   к   Минимальному   социальному   стандарту дошкольного   воспитания   и   обучения,   утвержденного   приказом   Министра образования и науки Республики  Казахстан от 28 июля 2016 года № 471, к категории   лиц,   имеющих   право   на   минимальный   социальный   стандарт   по нормам/нормативам,   относятся   дети   дошкольного   возраста   с   ограниченными возможностями,   находящиеся   в   дошкольных   организациях.   Социальный стандарт   предполагает   обеспечение   местными   исполнительными   органами обучения детей по специальным общеобразовательным учебным программам[1]. Таким   образом,   дети,   имеющие   ограниченные   возможности   развития, законодательно включены в дошкольную образовательную среду.  Так как в республике еще недостаточно специализированных дошкольных организаций, а в коррекционных группах обычных детских садов, как правило, собраны дети с разными диагнозами, то использование типовых коррекционныхпрограмм достаточно энергозатратно для педагогов и требует дополнительных материальных   ресурсов.  В   таком   случае   необходима   другая   организация коррекционной   помощи,   похожая   на   работу   кабинетов   психолого­ педагогической коррекции или реабилитационных центров. Выходом   может   послужить   организация   содержания   воспитательно­ образовательного процесса на основе образовательной программы дошкольной организации   и   индивидуальных   программ   для   детей   с   ограниченными возможностями развития, составленных на основе типовых, адаптированных или авторских программ  с учетом возраста, сложности, выраженности и характера нарушений развития детей. Так,   например,   специалисты   Республиканского   центра   «Дошкольное детство»   Министерства   образования   и   науки   Республики   Казахстан   в   своей программе   по   инклюзивному   образованию   в   дошкольных   организациях рекомендуют   содержание   образовательного   процесса  в   смешанной   группе определять   программой   дошкольного   образования   и   специальными (коррекционными)   программами   с   учетом   индивидуальных   особенностей воспитанников   (возраста,   структуры   нарушения,   уровня   психофизического развития и т.п.), педагогическому коллективу самому самостоятельно выбирать программы   из   комплекса   вариативных   общеразвивающих   и   коррекционных программ,   на   каждого   воспитанника   группы   составлять   индивидуальную программу развития[2]. При этом нужно учитывать, что  при реализации инклюзивной программы дошкольного воспитания и обучения также необходимо следовать требованиям Государственного   общеобязательного   стандарта   дошкольного   воспитания   и обучения, представляющего собой совокупность требований, обязательных для выполнения. В разделе Стандарта «Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения»   раскрыты   цели,   задачи   и   содержание   образовательных   областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» [3]. Один из   принципов   Стандарта   предполагает   взаимопроникновение   данных образовательных областей в единстве познания сквозной темы и реализацию их педагогами путем интеграции через организацию различных видов деятельности, что   оптимально   при   существующей   инклюзии   в   дошкольных   организациях образования. Попытаемся   на   примере   образовательных   областей   Стандарта спроектировать возможную интеграцию: Образовательная область «Здоровье».  Цель:   развитие   сознательного   отношения   к   собственному   здоровью, понимание   того,   что   здоровье   –   главная   ценность,   дарованная   человеку природой,   развитие   двигательной   активности   и   формирование   физических качеств.  Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану иукрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через   совершенствование   основных   движений;   совершенствование   у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.  При   реализации   инклюзивного   обучения   и   воспитания   в   дошкольных организация в систему работы по физическому воспитанию детей включается адаптивная физическая культура. Она представляет собой комплекс спортивных и   оздоровительных   мер,   направленных   на  реабилитацию   и   адаптацию   к нормальной   социальной   среде,   создает   условия   для   обеспечения психологического,   лечебного,   реабилитационного   и   других   эффектов.   Эта система работы чаще всего предназначается для физического воспитания детей с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата.   На   начальном   этапе необходимо   изучить   медицинскую   документацию   ребенка,   побеседовать   с родителями, понаблюдать за ребенком в свободной деятельности.  Далее   совместно   с   инструктором   лечебно­физической   культуры определяется   двигательный   статус   ребенка   в   соответствии   с   ведущим неврологическим   синдромом;   состояние   моторной   функции,   рук,   наличие тонических   рефлексов.   На   втором   этапе   организуется   комплексное обследование,   результаты   которого   заносятся   в   карту.   Исходя   из   этого, разрабатывается   индивидуальная   программа   по   формированию   двигательных умений   и   навыков   для   каждого   ребенка.   В   программе   определяется двигательный   и   ортопедический   режим,   дозирование   нагрузок,   указываются противопоказания к применению тех или иных приемов.  Целью физического воспитания детей, страдающих нарушениями опорно­ двигательного   аппарата,   является   создание   при   помощи   коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни.  Таким образом, для составления индивидуальной развивающей программы педагогами могут выбираться различные цели и содержание в зависимости от диагноза, возраста, индивидуальных особенностей развития ребенка.  Образовательная область «Коммуникация».  Цель:   развитие   у   ребенка   коммуникативных   навыков,   необходимых   для воспитания   полиязычной   личности,   способной   общаться   с   окружающими людьми.  Содержание   образовательной   области   «Коммуникация»   направлено   на развитие   навыков   свободного   общения   с   взрослыми   и   детьми;   внимания, интереса к слову, детской литературе. Практически   у   всех   детей,   имеющих   медицинский   диагноз,   отмечаются коммуникативные нарушения, что определяет  разный уровень владения речью. Поэтому   при   проектировании   коррекционной   работы   по   формированию коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями  развития эта   особенность   будет   являться   основополагающей.   Для   каждого   ребенкаопределяется   особое   содержание   и   формы   работы,   они   должны   быть регулярными и органично включать все виды деятельности.  Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью ребенком и ее применение   в   процессе   общения,   является   организация   речевой   среды   в дошкольной   организации   и   в   семье,   особенно   при   билингвизме.     В   создании единой   языковой   среды   участвуют   воспитатели,   родители,   другие   взрослые, сверстники.   К  развитию   у   ребенка   коммуникативных   навыков   специалисты должны   подходить   индивидуально,   с   учетом   особенностей   его   развития   и диагноза. Образовательная область «Познание».  Цель:   развитие   личности   дошкольника,   владеющего   элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.    представлений:     математических Содержание образовательной области «Познание» включает формирование элементарных совершенствование представлений   о   множестве,   навыки   количественного   счета,   формирование представлений   о   геометрических   фигурах,   ориентировка   в   пространстве   и времени;   конструирование   из   строительного,   природного   и   бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов,   традициях   и   праздниках,   планете   Земля   как   общем   доме   людей, особенностях ее природы. В   данном   случае   сенсорное   развитие,   направленное   на   обеспечение интеллектуального   развития   ребенка,   является   одной   из   основных   сторон дошкольного воспитания. Особую важность оно приобретает для развития детей с   ограниченными   возможностями   и  включает   в   себя:   развитие   поисковых способов   ориентировки   (метод   проб   и   примеривания);   формирование ориентировочной  деятельности (рассматривание, выслушивание, ощупывание); обеспечение   освоения   систем   сенсорных   эталонов   (цвет,   форма,   величина); формирование   психических   процессов,   сферы   образов   представлений, мышления, речи, воображения; фундаментальную предпосылку для становления всех   видов   детской   деятельности   –   предметной,   игровой,   продуктивной, трудовой. Нарушения   зрения,   слуха,   опорно­двигательного   аппарата   препятствуют полноценному   сенсорному   развитию,   поэтому   при   организации   работы необходимо   учитывать   психофизические   особенности   каждого   ребенка.   Это находит отражение в способах предъявления материала (показ,  использование табличек   с   текстом   заданий   или   названиями   предметов,   словесно­жестовая форма объяснений, словесное, устное объяснение); подборе соответствующих форм   инструкций.   При   планировании   работы   и   подборе   упражнений   по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они доступны детям для выполнения.Учитывая   быструю   утомляемость   детей,   образовательную   деятельность следует   планировать   на   доступном   материале,   чтобы   ребенок   мог   увидеть результат своей работы, необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания. Образовательная область «Творчество».  Цель: развитие чувственно­эмоциональной сферы и воображения у ребенка как основы культуры творческого мышления.  Образовательная   область   «Творчество»   включает   рисование,   лепку, аппликацию;   развитие   восприятия   и   понимания   произведений   искусства, становление   эстетического   отношения   к   окружающему   миру;   формирование элементарных   представлений   о   видах   искусства;   восприятие   музыки, произведений   отечественных   композиторов,   национальных   музыкальных инструментов,   художественной   литературы,   фольклора;   стимулирование сопереживания   персонажам   художественных   произведений;   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.  В   этом   направлении   можно   решать   как   общеобразовательные,   так   и коррекционные   задачи,   реализация   которых   стимулирует   развитие   у   детей   с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции;   умения   выражать   в   художественных   образах   свои   творческие способности. Основная цель  - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов   обучения   различным   видам   творческой   деятельности   детей   должна строиться   на   применении   средств,   отвечающих   их   психофизиологическим особенностям. К примеру, лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с   различными   материалами,   их   свойствами.   В   процессе   лепки   можно использовать не только пластилин, но и мокрый песок, тесто, глину. Аппликация   способствует   формированию   навыков   конструирования, представлений о форме, цвете, пространстве. Рисование   способствует   развитию   манипулятивной   деятельности, укреплению   мышц   рук.  Причем,   рисовать   можно   не   только   карандашом   или красками на бумаге, но и на песке. В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка,   его   интеллектуальных   и   речевых   возможностей,   следует   подбирать разнообразные   (величина,   контрастность), максимально   удобные   для   использования   материалы,   продумывать   способы предъявления материала; подбирать соответствующие формы инструкций. На всех этапах проведения занятий важно широко использовать активно­пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).   объемность,   форма,   цвет, Использование   музыки,   театральных   действий,   кукольного   пальчикового театра   также   способствует   не   только   коррекции   эмоционального   состояния детей, но и развитию творческого мышления.Содержание   базовых   направлений   работы   сочетается   со   специальными коррекционными областями. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются   в   специальном   воздействии,   направленном   на   коррекцию   их деятельностной сферы, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.   При   сенсорных,   двигательных   нарушениях   в   содержание программы   включаются   такие   коррекционные   разделы,   как:   «Развитие зрительного   восприятия»   (для   детей   с   нарушениями   зрения),   «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей с нарушениями слуха),   «Развитие   и   коррекция   общих   движений,   совершенствование физиологических   возможностей   мышц   кистей   и   пальцев   рук»   (для   детей   с недостатками двигательной сферы) и др. Образовательная область «Социум».  Цель:   воспитание   любви   к   Родине,   уважения   к   старшим,   позитивного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.  Образовательная   область   включает   в   себя   усвоение   нравственных   норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться с взрослыми и сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за   свои   поступки,   целенаправленности   и   регулирования   своих   действий; развитие нравственных качеств:  отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан – наш общий дом, а также уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным   видам   труда   и   творчества;   воспитание   основам   безопасного поведения в быту, обществе и природе. Основная   задача   в   этой   образовательной   области   ­   подготовка   детей   с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.  Включение   детей   в   систему   социальных   отношений   осуществляется следующим образом: путем обучения детей элементарным социальным навыкам, привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных   мероприятиях;   в   процессе   специальных   игр   и   упражнений, направленных   на   развитие   представлений   о   себе,   окружающих   взрослых   и сверстниках; в процессе обучения сюжетно­ролевым и театрализованным играм, играм­драматизациям,  в  которых  воссоздаются  социальные отношения между участниками,   позволяющие   приобщаться   к   элементарным   общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; в процессе хозяйственно­бытового труда и в различных видах деятельности. Освоение детьми общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность   к   социальным   формам   подражания,   идентификации,   сравнению, предпочтению.   На   основе   взаимодействия   в   коллективе   развиваются   и собственные   позиции,   оценки,   что   дает   возможность   ребенку   занятьопределенное  положение   в   коллективе   здоровых   сверстников;   формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.  Дети   с   ограниченными   возможностями   развития   могут   оказаться   в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. Реализуя программу,  воспитатель может   «проиграть»   несколько   моделей   поведения   в   той   или   иной   ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентируя детей на самостоятельное принятие решений. Можно   предложить   наиболее   типичные   ситуации   и   сформулировать простейшие   алгоритмы   поведения:   например,   пользование   общественным транспортом; правила безопасности дорожного движения;    домашняя аптечка; пользование электроприборами; поведение в общественных местах; сведения о предметах   или   явлениях,   представляющих   опасность   для   человека   (огонь, травматизм, ядовитые вещества). На   примере   постоянного   повторения   близких   жизненных   ситуаций   дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Обучение детей элементарным трудовым и социальным  навыкам, умениям действовать простейшими инструментами и приборами  помогает организовать практическую   деятельность   детей   с   целью   формирования   у   них   навыков самообслуживания, познакомить с трудом взрослых, умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучать уходу за растениями, животными; обучать  ручному труду. Для   отдельных   категорий   детей   с   ограниченными   возможностями, обладающих   особой   спецификой   развития,   предусматривается   включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие, как система жестов и картинки­ символы. Построение индивидуальных развивающих программ для детей с особыми образовательными   потребностями   в   соответствии   с   предложенными материалами способно обеспечить социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.  Необходимо так построить окружающее пространство,   чтобы   каждый   ребенок   чувствовал   бы   себя   в  нем   комфортно, имел   бы   возможность   реализовать   свою   индивидуальность,   быть   личностью среди других личностей. Список литературы 1.Методические рекомендации по соблюдению требований ГОСО в дошкольных организациях – Астана, 2016. 2.Программа   по   инклюзивному   образованию   в   дошкольных   организациях. Астана, 2015.3.Типовая   учебная   программа   дошкольного   воспитания   и   обучения,  приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. 4.Справочно­методические   материалы   по   составлению   индивидуальных развивающих программ для детей раннего возраста – Алматы кiтап, 2003 г. Пример проекта коррекционно­развивающей программы в образовательной области «Коммуникация» (составлены автором статьи для всех образовательных областей). Основная цель: формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками. Приложение 1. Задачи: 1.Формирование ситуативно­личностной формы общения Развивать эмоционально­положительные реакции: Содержание: Развивать предпосылки  к эмоциональному общению  с взрослыми: 2.Формирование ситуативно­деловой формы общения Развивать предпосылки  к адекватному деловому эмоциональному  общению  с взрослыми: Формировать желание общаться  с педагогом: учить эмоционально положительно реагировать на ласковое  обращение  взрослого  в виде  фиксации внимания на лице взрослого; вызывать голосовые реакции («комплекс оживления»). учить реагировать и откликаться на свое имя  (например, оборачиваться, когда зовут); побуждать пользоваться эмоциональными  способами выражения чувства привязанности к  членам семьи: смотреть в глаза, улыбаться,  держать за руку, прижиматься, обнимать; учить делать заранее выученное действие: «пока – пока», «здравствуй», «иди сюда» и др. учить   адекватной   реакции   на   кратковременную разлуку с матерью; учить   выражать   свои   потребности   и   желания мимикой, выразительными жестами, речью; поддерживать   и   поощрять   стремление   к самостоятельности: «Я сам!».    учить наблюдать за тем, что делает педагог; вызывать   желание   играть   с   педагогом,   как   с партнером по игре; побуждать   радоваться   вместе   с   педагогом достигнутому результату; учить принимать помощь со стороны педагога; учить просить о помощи педагога во время игры, деятельности (действием, жестами, интонацией, с помощью предметов); учить понимать вопросы и отвечать на них, фразы и поручения; учить использовать различные части речи; учить строить фразу. 3.Формирование эмоционально­практической формы общения со сверстниками. Формировать навыки эмоционально­практической формы общения со сверстниками: учить   перемещаться   по   кабинету,   не   задевая другого ребенка; учить наблюдать за действиями другого ребенка; учить играть рядом, не мешая другому ребенку; учить воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды; поддерживать   желание   веселиться   и   радоватьсяФормировать навыки ситуативно­деловой формы  общения со сверстниками: вместе с другими детьми; учить   элементарным   навыкам   взаимодействия   с детьми (здороваться при встрече; прощаться при расставании; просить у другого ребенка что­то; давать другому ребенку что­то; учить   участвовать   в   совместной   деятельности (убрать игрушки). учить   обращаться   друг   к   другу   по   имени; запоминать имена детей; узнавать на фотографии; учить оказывать помощь другому ребенку; учить   общаться   с   детьми   в   определенной ситуации, выслушивать другого ребенка; учить идентифицировать себя по полу (относить себя к девочкам или к мальчикам); по внешности и действиям различать мальчиков и девочек.

Посмотрите также