Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Э" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУК Э. БУКВЫ «Ээ». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «э».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук Э определять его как гласный, обозначать его
буквой «Э».
Познакомить с буквами «Ээ», учить читать слова с буквой «Э»..
Научить писать строчную букву «э».
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Э» . ЭКСКАВАТОРЩИКИ.
Вбегает ко мне вчера Эдик с пятого этажа.
Бросай свои этикетки! – кричит. У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там в самом деле экскаватор стоит. Мотор работает, а экскаваторщик куда то ушёл.
Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую то ручку тронул. Экскаватор вдруг как
дёрнется, как поедет! А впереди электрический столб. Экскаватор по этому столбу р р раз! Столб набок
два! И все провода оборвались. Во всём нашем доме электричество сразу погасло, и перестали работать утюги,
холодильники, пылесосы, телевизоры и всё, что питается электричеством. Тут экскаваторщик прибежал,
раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришёл папа и…Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук Э – гласный, так как его можно пропеть, при произношении звука нет
препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком Э, назовите их, определите положение звука в
слове (электричка в начале, экскаватор в начале, этажерка в начале, экран в начале.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук Э обозначается буквой «Э».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на ласточку)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Э» . Где она расположена?
Найдите букву «Э» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «Э», которые
найдёте.
Эхо слышно тут и там –
Эхо ходит по горам.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
Эхо, спустишься сюда?
Отвечает эхо: Дааа!Где меня, ребята, нет
Не зажжётся в доме свет.(электричество)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Если потереть кусочек янтаря, который погречески называется электроном, то в нём появляется сила,
притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Чтобы двигать не
только бумажки да ниточки, а кое что покрупнее, люди придумали машину генератор. Как из улья одна за
другой вылетают работяги пчёлы, так и из генератора один за другим летят по проводам невидимые малыши
электроны. Малыши, да крепыши! Это они заставляют работать , почти все машины, которые есть на свете.
Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно
по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире и многое другое
может наш сильный и верный друг. Одного он не может. Он не может удержаться, чтоб не стукнуть, когда его
трогают.
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
В строчке точка.
Вправо сперва
Полуовал.
И перекладина посередине.
Вот красивая какая
Получилась «э» строчная.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже
вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «э» пишется только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? (За пределы строки ни один элемент не выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( полуовал вправо, перекладина.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется с отрывом.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно
сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА « Э», ЗВУК Э.Мной обозначают гласный,
Значит, домик мой на Красной.
Только вспомнишь обо мне,
Ищи на Твёрдой стороне.
Буду вас я в гости ждать
В своём доме номер пять
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
6) Составление и чтение слогов с буквой «Э».
7) Нахождение слогов в печатном тексте
8) Письмо слогов в «Прописи».
9) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Э».
Какой звук ею обозначается? Звук Э
Какой он? Гласный.
Из каких элементов состоит буква? полуовал вправо