Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Буква Ф.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Ф/Ф*. БУКВЫ «Фф». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «ф»
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Ф/Ф*; определять их как
согласные, глухие, твёрдые или мягкие, имеющие пару по звонкости глухости: Ф/В, Ф*/В*;
обозначать их буквами «Фф»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «ф»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Ф»… ФОКУСНИК ФЕДЯ.
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано: «СПЕШИТЕ
ВИДЕТЬ! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан
из пустого флакона! Моментальная фотография без помощи фотоаппарата!»
Фи, сказал филин Федя, с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же
фокусы покажу. У кого есть фикус?
У меня, сказала медведица и притащила фикус в горшке.
Ставь на пенёк и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! Потом как сдёрнет фартук, фикус как грохнется об
землю! Горшок вдребезги, фикус пополам.
Я тебе за такой фокус знаешь, что сделаю! – взревела медведица. – Поучись сначала, а потом уж
фокусы показывай, факир недоучка!...
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Ф/Ф*– согласные, так как их нельзя пропеть, и при
произношении звуков есть препятствия зубы, в произношении звука не участвуют голосовые
связки, значит звуки глухие, при произношении с голосом слышим звуки В/В*, значит их можно
считать парой по звонкости глухости.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Ф/Ф*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (филин в начале, мягкий;
дрофа во втором слоге, твёрдый; фонарь в начале, твёрдый; патефон в последнем слоге, твёрдый;
портфель во втором слоге, мягкий; жираф в конце.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Ф/Ф * обозначаются буквой «Ф».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на ключ от сказки.) Фокусникветер, флагом играй!
Факел мой алый гори – не сгорай!
Щёлкнем раз и помним вас.
Ку да не взглянет этот глаз,
Всё на картинке передаст.(фотоаппарат)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Ф» . Где она расположена?
Найдите букву «Ф» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Ф», которые найдёте.
Фокусникветер флага коснулся –
Факелом флаг мой в небо взметнулся.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Ф» . Ф О Т О Г Р А Ф И Я .
Что за чудо: щёлкнет вмиг
Получается двойник.
Наведем стеклянный глаз,
Кто рисует быстрее всех в мире? Фотоаппарат! Стоит только зарядить его специальной пленкой,
направить «глаз» аппарата, например, на группу ребят, нажать кнопку, и свет мгновенно
«нарисует» их на пленке. Поэтому
Слово «фотография» означает «светопись» . А раньше, чтобы сфотографироваться, нужно было не
двигаясь и не моргая просидеть перед фотоаппаратом несколько минут! За это время ты успел бы
посмотреть целый мультфильм. Сейчас же аппараты такие быстрые, что могут снять даже летящую
пулю! И такие зоркие, что сфотографировали луну и солнце.
Если склеить друг за другом несколько фотографий, например, убегающего зайца, и быстро
протащить эту ленту через маленькое окошечко, то мы увидим, что заяц ожил! А что такое живая
фотография? Да это же кино!
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверхуточка.
Напишу овал сначала.
Передышка для начала.
Как намного отдохну,
Вниз прямую уведу.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «Ф» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? (2 овала, прямая)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
По прямой, как по тропинке
Я вернусь до серединки.
Хоть намного ты устал,
Напиши ещё овал.
Вот красивая какая
Получилась «ф» строчная. На Глухой жить стороне,
Если голос мы даем,
То в / в* произнесём,
Потомуто «В» не против
То, что я живу напротив.
Если в гости захотите,
В домик семь вы заходите.
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА«Ф», ЗВУКИ Ф/Ф*
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Звукито мои глухие,
Значит, нужно будет мне
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Людей пугает (филин)
Есть они всех машин.
Светятся чуть выше шин (фары)
Чтоб подняли трубку, он
Поднимает свой трезвон (телефон)
Она в обёртке или без,
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Ф», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Ф».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Ф/Ф*
Какие они? Согласные, глухие, твёрдые или мягкие, имеют пару
по звонкости глухости: Ф/В, Ф*/В*
Из каких элементов состоит буква? 2 овала, петля.)
В коробке или на развес,
Леденцовая сосачая,
Шоколадная кусачая (конфета)
Обвивают шеи
В стужу, словно змеи (шарфы)
Летом все мы мяч берём
И в него играть идём (футбол)
Его друзья Шарик и Матроскин (дядя Фёдор)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ф" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.