Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Буква Х.doc
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Х/Х*. БУКВЫ «Хх». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «х».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Х/Х*; определять их как
согласные, глухие, твёрдые или мягкие, не имеющие пару по звонкости глухости; обозначать их
буквами «Хх»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «х»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4 . И з у ч е н и е н о в о й т е м ы :
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Х». ХОМЯК ХВАСТУН.
Жилбыл хомяк хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы
послушать его удивительные истории.
Хотите, верьте, хотите, нет, начинал хомяк, а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез
в Африке. А там такой холод хуже нашего! Только я вылез, смотрю стоит слон, хоботом крутит
и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался!? Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю хрю» да
«хрю хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую
верхушку дерева.
Ух ты! – восхитились хомяки.
Иду себе дальше. Снег под ногами хруст хруст. Смотрю лежат две большущие змеи и спят.
Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я…
Что, что потом?! – торопят хомяки.
Я…потом…
Да не тяни ты! – взмолились хомяки.
Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего
никогда не видел? !
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Произнесите звук ещё раз, но без голоса. Какой звук услышали?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Х/Х*– согласные, так как их нельзя пропеть, и при
произношении звуков есть препятствия зубы, в произношении звука не участвуют голосовые
связки, значит звуки глухие, пары по звонкости глухости не имеют.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Х/Х*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: ( Хрюша в начале,
твёрдый; хоккей в начале, твёрдый; хоккеисты в начале, твёрдый; петух в конце, твёрдый;
пароход в последнем слоге, твёрдый; хлопушка в начале, твёрдый; муха – во втором слоге,
твёрдый; подсолнух в конце, твёрдый. .)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Х/Х * обозначаются буквой «Х». Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землёй.
А павлинто распускает.
Вся павлинья красота
Начинается с …(хвоста)
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на скрещенные пальцы.)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Х» . Где она расположена?
Найдите букву «Х» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Х», которые найдёте.
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мёрзнуть ни минуты.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Х» . Х В О С Т Ы .
Разные они бывают:
Им Дружок всегда виляет,
Ящерица оставляет,
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда,
задом наперёд. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост,
как на стул , и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него они не смогли бы летать ни вверх, ни
вниз, ни влево, ни вправо. А бекас . кроме этого , ещё и поёт им. Белка, перепрыгивая с ветки на
ветку, рулит своим хвостом. У обезьяны – это ещё одна дополнительная рука. А у лошадей и коров
хвост мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов. Если кто
то захочет поймать ящерицу, хвост оторвётся, а на его месте вскоре вырастет новый. Но для чего
петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и слушались его.
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
В строчке точка.
Вправо напишу сперва
Я один полуовал.
По нему, как по тропинке
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «х» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не
выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? (2 полуовала)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Я вернусь до серединки.
Без отрыва вверх и смело
Вниз полуовал, но влево.
Вот красивая какая
Получилась «х» строчная. Звукито мои глухие,
Значит, нужно будет мне
На Глухой жить стороне,
Буду вам я улыбаться
В доме с номером двенадцать.
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА «Х», ЗВУКИ Х/Х*.
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая ,дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Ходит бродит тарарах,
На зверей наводит страх:
Нажимает на курок
Всё живое наутёк (охотник)
Если ей грозит опасность,
Убирается в свой панцирь
И внутри, как неживая,
Замерев, пережидает (черепаха)
Приставляют для догляда
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Х», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Х».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Х/Х*
Какие они? Согласные, глухие, твёрдые или мягкие, не имеют пару по
звонкости глухости
Из каких элементов состоит буква? 2 полуовала)
Сданного на выпас стада (пастухи)
Я весь день играл в футбол,
Я забил победный гол.
Только дал немного маху
И порвал свою…(рубаху)
Нас красиво подстригает,
Нам он кудри завивает.
По причёсочкам он мастер.
Наш любимый…(парикмахер)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Х" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.