Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык +2
1 кл
31.03.2018
Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Буква М.doc
Нет на свете никого
Лучше нашей…
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ М/М*. БУКВЫ «Мм». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «м».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки М/М*; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Мм»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «м»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «М» . ПОЭТЫ.
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:
Давай стихи придумывать. Вот слушай, что я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Малины! – заорал Миша.
Да при чём здесь малина! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
Это тоже здорово! А теперь я сочиню.…А про что?
Ну, хотя бы про мухомор.
Не ешьте белые макароны,
Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы есть нельзя, в больницу попадёшь. Вот
слушай стихи про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Айболит! – догадался медвежонок.
Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей лес.
Откуда ты так много знаешь?
Кто много читает, тот много знает! важно ответил мышонок Мыша.
..Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки М/М*– согласные, так как их можно пропеть, но при
произношении звуков есть препятствия губы, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками М/М*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (медведи в начале, мягкий;
скамейка во втором слоге, мягкий; мяч в начале, мягкий; мыло в начале, твёрдый; мышка в
начале, твёрдый; дом в конце, твёрдый; дым в начале, твёрдый; пальма во втором слоге, твёрдый;
лимон в конце, твёрдый; мешок в начале, мягкий; гном_ в конце, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки М/М * обозначаются буквой «М».
А ешьте красные мухоморы!
Чем бойкий рыжий… Мягко льётся с высоты.
Мы – в молочной глубине.
Мы плывём не в океане –
Мы плывём в густом тумане.
И её он сочиняет…(музыка)
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на детей, которые взялись за руки.)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «М» . Где она расположена?
Найдите букву «М» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«М», которые найдёте.
Мы ныряем не в реке –
Мы ныряем в молоке.
Молоко поля залило,
Мостик, речку и кусты.
Молоко дома закрыло,
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «М». М УЗ Ы К А.
Он на скрипочке играет
Возьми в руки два камешка или две палочки и постучи ими друг о друга.
Вот тебе и получился самый древний музыкальный инструмент! Чтобы музыка была богаче, люди
придумали много музыкальных инструментов, с помощью которых можно выразить любые наши
чувства: радость, горе, нежность, тревогу. Звонкая труба поёт о победе, длинный, худой фагот
всегда грустит, барабан зовёт в поход, рокочущий орган похож на грозный, бушующий океан, а
простая деревянная дудочка ласково расскажет о берёзовой роще. Музыку любят даже растения.
Некоторые из них под музыку быстрее растут. А косолапый медведь сам музыкант. Усядется
весной под сломанное дерево, дёрнет лапой за щепку и внимательно слушает, как она «поёт».
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
В строчке точка.
Закруглю, и вверх прямую.
Да наклонную какую.
А теперь чутьчуть терпенья
Вниз прямая с закругленьем.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «м» пишется только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не
выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( закругление, прямая, две прямые с закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
И ещё чутьчуть терпенья
Два прямая с закругленьем.
Ох, и трудно было всем
Написать нам букву «м».
Вот красивая какая
Получилась «м» строчная. Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне
Погляди скорей сюда
Вот мой домик номер два.
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА«М»,ЗВУКИ М/М*
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Шириною широко,
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не льётся,
Потому что не вкусна,
А горька и солона (море)
Голова на ножке,
В голове горошки (мак)
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кровати, 3 подушки.
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«М», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «М».
Какие звуки ею обозначается? Звуки М/М*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или мягкие
Из каких элементов состоит буква закругление, прямая, две прямые с закруглением.)
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки (медведи)
Уползает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть помоет руки мне (мыло)
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие канапушки (мухомор)
Отрезок времени, ну, очень
Короткий нет его короче (миг)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква М" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.