Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Н" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ Н/Н*. БУКВЫ «Нн». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «н».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звуки Н/Н* ; определять их как
согласные, звонкие , твёрдые или мягкие; обозначать их буквами «Нн»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «н»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
Какие звуки уже изучили? Эти звуки гласные или согласные? Почему? Какими буквами
обозначаются? Как пишутся? Где расположены на «Ленте букв»?
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Н». БУРАТИНИЙ НОС.
НА Новый год все ребята в детском саду должны были прийти в карнавальных костюмах. Никита
решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он Буратино. Сел Никита
на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул кульком. Посмотрел, а это не нос, а
целый носище получился.
Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал ничего не получается! Надулся Никита:
Наклею его лучше прямо на голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
Надоел мне этот нос! Ничего из него нельзя сделать.
Можно, сказала маленькая Наташка, насыпь в него много лазных конфет и подали мне на
Новый год.
Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звуки Н/Н*– согласные, так как его можно пропеть, но при
произношении звуков есть препятствия язык, в произношении звука участвуют голосовые связки,
значит звуки звонкие.
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуками Н/Н*, назовите их, определите
положение звука в слове, охарактеризуйте его по твёрдости мягкости: (носорог в начале, твёрдый;
Незнайка в начале, мягкий; ножницы в начале, твёрдый; бант в конце, твёрдый; баран в конце,
твёрдый; каштан в конце, твёрдый.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4). Знакомство с печатной буквой и её названием.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звуки Н/Н* обозначаются буквой «Н».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на гамак)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.Нежным часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра – тут.
Как, скажи, его зовут?
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.(НОС)
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Н» . Где она расположена?
Найдите букву «Н» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Н», которые найдёте.
Непоседаневидимка
Над полями гонит дымку.
Низко вьётся над травой,
Носит запах луговой.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
БУКВА «Н». Д Л Я Ч Е Г О Н У Ж Е Н Н О С .
У Буратино, например, изза его любопытного носа были одни неприятности. А животным носы
помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов. Добывают себе пищу, как дятел,
который носомклювом долбит деревья и вытаскивает оттуда насекомых. Рыбамеч своим
страшным носом протыкает других рыб. Свинья своим носом, как экскаватором, роет землю,
отыскивая корешки. Своим носомиголочкой комар сосёт кровь. Хобот у слона это и рука, и нос,
и…душ в жаркую погоду. Цепляясь своим крючковатым носом, попугай лазает по веткам.
А есть такие дикие куры, у которых носэто…термометр! Им они измеряют
температуру песка , в котором закопаны яйца.
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверхуточка.
Вниз прямую проведу
И немного отдохну.
По прямой ,как по тропинке
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы»
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «н» пишется в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки ни один элемент не
выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? ( прямая , верхнее соединение, прямая с закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6)Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
Обозначены мною согласные,
Мне не нравятся улицы красные.
Я такая, дети, умница
Я вернусь до серединки.
Вновь наверх, чутьчуть терпенья
Вниз прямая с закругленьем.
Вот красивая какая
Получилась «н» строчная.Я с согласнойс Серой улицы.
Сами вы уже решили
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне.
Если в гости захотите,
В первый домик заходите.
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
1. Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Отгадайте загадку:
С шиповатого куста
Как созрела докрасна
Покатилась лодочкой
Посерёдке с ёлочкой(малина)
По уклону постепенно
Повторяются ступени
Или просто поперёк
Перекладины для ног(лестница)
Росло у дерева стволом,
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды.
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Н», которые найдёте.
9). Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Н».
Какие звуки ею обозначается? Звуки Н/Н*
Какие они? Согласные, звонкие, твёрдые или
мягкие
Из каких элементов состоит Прямая, верхнее соединение, прямая с
буква? закруглением )
А стало сваей да столбом(бревно)
Если ты ещё не дед,
У тебя его и нет.
А для двух своих дедов
Ты с рождения таков(внук)
В жарком климате растёт
Этот очень кислый плод
Только с сахаром и чаем
Мы его употребляем(лимоны)