Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква О" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква О" (1 класс)
Иконка файла материала Буква О.doc
ТЕМА   УРОКА: ЗВУК   О. БУКВЫ  «Оо». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ  «о»,ЗАГЛАВНОЙ «О».     ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звук  О определять его как гласный, обозначать его  буквой «О». Познакомить с буквами «Оо», учить «читать» слова с буквой «о» с помощью графических схем, составлять  рассказ по сюжетной картинке.  Научить писать строчную букву «о»,заглавную «О».                                     ХОД     УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Повторение. 3.Сообщение цели урока.                                                   4.Изучение новой темы: 1 .   Р а б о т а   с о   з в у к о м . 1)Выделение на слух звуков в рассказе. ­Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего? БУКВА «О».   ОСЛИНЫЙ    ОГОРОД.    Решил осёл огород завести. Посадил огурцы, сел и ждёт, когда они вырастут. А ворона тут как тут: ­ Огород­ то поливать надо! Взял осёл ведро и давай бегом из колодца воду носить. Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на  солнышке греется.  ­ Чего ты мучаешься? – потягивается кот. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро. Поливать не надо.  Обрадовался осёл, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил её в овраге. А ночью прошёл дождь, вся вода в  овраг стекла и смыла весь огород. Утром пришёл осёл: ­ Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять. Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел , откуда ни возьмись, овцы с козами  лезут. ­ Вон из моего огорода! – заревел осёл и давай гонять их по грядкам.  Пока гонял , все огурцы потоптал. ­ И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем… ­Почему Осёл не захотел быть огородником? ­Слова на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова. 2)Характеристика звуков. ­Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть. ­Произнесите звук. Что­нибудь мешает произношению звука? Что именно? ­Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко? Участвуют ли в произношении звука голосовые связки? ­Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой? ­Дайте характеристику этому звуку.(Звук О – гласный, так как его можно пропеть, при произношении звука нет  препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)  3)Нахождение слов со звуками Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта. ­Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком О, назовите их, определите положение звука  в  слове.(осёл­ в начале, огурцы­ в начале, обезьяна­ в начале, колос­ в середине, окно­ в начале и в конце, стекло­ в конце, оса­ в начале, гнездо­ в конце, перо­ в конце, гнездо­ в конце.) Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.  2 .   Р а б о т а   с   б у к в о й .                                                                                                                                                                 4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.  А) Показ печатной буквы. Учитель открывает печатную букву. ­Звук О обозначается  буквой «Оо». Б) На что похожа буква. ­На что похожа буква?(Буква похожа на дупло) Учитель читает стихотворение.  В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. ­Посмотрите на кассу букв и найдите букву  «О». Где она расположена?  ­Найдите букву «О» среди своих букв и расположите её в своей кассе.Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «О», которые найдёте.                                            Облако, облако, Шёрстка колечками. Очень ты, облако, Схоже с колечками. Ты со мною не шути, От меня дом береги Получилась буква «О».  До чего же славная Вышла  «О» заглавная. Получилась буква «о» .  Вот красивая какая  Получилась «о» строчная  Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа. ­Отгадайте загадку                                                                                                           Горю, горю ясно, Чтобы не погасло.      БУКВА «О».  К А К   Д О Б Ы Т Ь   О Г О Н Ь?    Представь себе, что очень­очень давно, от удара молнии загорелось дерево. Люди, никогда раньше не видевшие огня, в ужасе разбежались. Но,  потом, привыкнув, они принесли горящие  ветки в свои пещеры и уселись греться вокруг костра. Но вот огонь погас. Что делать? Тогда люди взяли щепку,  воткнули в неё сухую палочку и стали быстро­ быстро вращать её между ладонями. От сильного трения палочка  нагрелась, и конец её загорелся! Потом люди нашли очень крепкий камень – кремень. Если стукнуть такими камнями друг о друга, высекается  искра, которая зажигает сухую траву. Потом появилось «огниво», похожее на пистолет. Позже была сделана спичка из свернутой бумажки, на конце  которой была сера. В середине серы сидел маленький стеклянный шарик с кислотой. Нужно было раздавить го­ ловку  этой спички щипцами, и только тогда она загоралась. Уф­ф! Понадобилась тысяча лет, чтобы появились  простые спички в коробке, которыми взрослые(но не дети)пользуются сейчас 5)Знакомство с письменной строчной буквой А) Показ написания буквы Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске: Это строчка. Сверху ­ точка. Напишу овал, и вот Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже вместе с учителем.  ­А вот так пишется заглавная буква «О»: Это строчка. Выше  ­ точка. Напишу овал , и вот Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы). ­Где пишется буква? (Строчная буква «о» пишется в строке, а заглавная ­ выше строки и в строке.) ­Выходит ли какой­нибудь элемент за пределы строки? (За пределы строки ни один элемент не выходит у  строчной, а у заглавной – выходит.) ­Где начинает писаться буква? ( строчная буква начинает писаться снизу на рабочей строке, а заглавная – выше  рабочей строки) ­Из каких элементов состоит буква? (Овал) ­С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)   В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.  Г) Написание буквы в «Прописи»: ­Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам. ­Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки. ­Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки. Далее выполняются упражнения в письме изолированных букв «О» и «о», Прописывают с соединением внизу большую и маленькую буквы «О о»,обводят буквы «о» в словах и  анализируют схемы этих слов. 6)  Нахождение места буквы на «Ленте букв». ­Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно  сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.) Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают». БУКВА «О»,  ЗВУК  О.Мной обозначают гласный, Значит, домик мой на Красной. Только вспомнишь обо мне, Ищи на Твёрдой стороне. Погляди скорей сюда­ Вот мой домик номер дваБуква крепится на «Ленте букв». 5. Итог урока.  ­С какой буквой познакомились?     (с буквой «Оо». ­Какой звук ею обозначается?            Звук О. ­Какой он?                                             Гласный. ­Из каких элементов состоит?             Овал.)