Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква О" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУК О. БУКВЫ «Оо». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «о»,ЗАГЛАВНОЙ «О».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук О определять его как гласный, обозначать его
буквой «О».
Познакомить с буквами «Оо», учить «читать» слова с буквой «о» с помощью графических схем, составлять
рассказ по сюжетной картинке.
Научить писать строчную букву «о»,заглавную «О».
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «О». ОСЛИНЫЙ ОГОРОД.
Решил осёл огород завести. Посадил огурцы, сел и ждёт, когда они вырастут. А ворона тут как тут:
Огород то поливать надо!
Взял осёл ведро и давай бегом из колодца воду носить. Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на
солнышке греется.
Чего ты мучаешься? – потягивается кот. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро. Поливать не надо.
Обрадовался осёл, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил её в овраге. А ночью прошёл дождь, вся вода в
овраг стекла и смыла весь огород. Утром пришёл осёл:
Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.
Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел , откуда ни возьмись, овцы с козами
лезут.
Вон из моего огорода! – заревел осёл и давай гонять их по грядкам.
Пока гонял , все огурцы потоптал.
И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем…
Почему Осёл не захотел быть огородником?
Слова на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук О – гласный, так как его можно пропеть, при произношении звука нет
препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком О, назовите их, определите положение звука в
слове.(осёл в начале, огурцы в начале, обезьяна в начале, колос в середине, окно в начале и в конце, стекло в
конце, оса в начале, гнездо в конце, перо в конце, гнездо в конце.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук О обозначается буквой «Оо».
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на дупло)
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «О». Где она расположена?
Найдите букву «О» среди своих букв и расположите её в своей кассе.Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «О», которые
найдёте.
Облако, облако,
Шёрстка колечками.
Очень ты, облако,
Схоже с колечками.
Ты со мною не шути,
От меня дом береги
Получилась буква «О».
До чего же славная
Вышла «О» заглавная.
Получилась буква «о» .
Вот красивая какая
Получилась «о» строчная
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
Отгадайте загадку
Горю, горю ясно,
Чтобы не погасло.
БУКВА «О». К А К Д О Б Ы Т Ь О Г О Н Ь?
Представь себе, что оченьочень давно, от удара молнии загорелось дерево.
Люди, никогда раньше не видевшие огня, в ужасе разбежались. Но, потом, привыкнув, они принесли горящие
ветки в свои пещеры и уселись греться вокруг костра. Но вот огонь погас. Что делать? Тогда люди взяли щепку,
воткнули в неё сухую палочку и стали быстро быстро вращать её между ладонями. От сильного трения палочка
нагрелась, и конец её загорелся!
Потом люди нашли очень крепкий камень – кремень. Если стукнуть такими камнями друг о друга, высекается
искра, которая зажигает сухую траву.
Потом появилось «огниво», похожее на пистолет. Позже была сделана спичка из свернутой бумажки, на конце
которой была сера. В середине серы сидел маленький стеклянный шарик с кислотой. Нужно было раздавить го
ловку этой спички щипцами, и только тогда она загоралась. Уфф! Понадобилась тысяча лет, чтобы появились
простые спички в коробке, которыми взрослые(но не дети)пользуются сейчас
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверху точка.
Напишу овал, и вот
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже
вместе с учителем.
А вот так пишется заглавная буква «О»:
Это строчка.
Выше точка.
Напишу овал , и вот
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «о» пишется в строке, а заглавная выше строки и в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? (За пределы строки ни один элемент не выходит у
строчной, а у заглавной – выходит.)
Где начинает писаться буква? ( строчная буква начинает писаться снизу на рабочей строке, а заглавная – выше
рабочей строки)
Из каких элементов состоит буква? (Овал)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки.
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.
Далее выполняются упражнения в письме изолированных букв «О» и «о»,
Прописывают с соединением внизу большую и маленькую буквы «О о»,обводят буквы «о» в словах и
анализируют схемы этих слов.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно
сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают».
БУКВА «О», ЗВУК О.Мной обозначают гласный,
Значит, домик мой на Красной.
Только вспомнишь обо мне,
Ищи на Твёрдой стороне.
Погляди скорей сюда
Вот мой домик номер дваБуква крепится на «Ленте букв».
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Оо».
Какой звук ею обозначается? Звук О.
Какой он? Гласный.
Из каких элементов состоит? Овал.)