Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ц" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУК Ц. БУКВЫ «Цц». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «ц».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук Ц; определять его как
согласный, глухой, всегда твёрдый, не имеющий пару по звонкости глухости ; обозначать его
буквами «Цц»;научить составлять слоги.
Научить писать строчную букву «ц»;слоги и слова с ней.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Ц». ЦЫПЛЁНОК ЦЫП.
Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же,
наконец, остальные цыплята вылупятся.
Мама, ты неправильно сидишь! Видишь никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
Ну, ты посиди, говорит Цып, а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвети, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут
садиться.
Сказал и пошёл дальше, Смотрит гусеница ползёт.
Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
А как же надо? – удивилась гусеница.
Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошёл дальше. Смотрит цапля лягушек ловит.
Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо, цапля его вытащила.
А спасала то я тебя хоть правильно? – хитро спрашивает цапля. – А то давай ещё раз.
Правильно, правильно! – испугался мокрый Цып и бегом к своей маме.
.Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук Ц– согласный, так как его можно пропеть, но при
произношении звуков есть препятствия язык, в произношении звука не участвуют голосовые
связки, значит звук глухой.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком Ц, назовите их, определите
положение звука в слове (цапля в начале, солнце в последнем слоге, цыплёнок в начале, колодец
в конце, цветы в начале, синица в последнем слоге.)
Учитель читает стихотворение на картинке. Дети называют слова, которые услышали.
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4) Знакомство с печатной буквой и её названием:.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук Ц обозначается буквой «Ц».Цветок пушист и звонок.
Цветок, ты кто? – Цыплёнок!
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.(цифры)
Б) На что похожа буква.
На что похожа буква?(Буква похожа на )
Учитель читает стихотворение.
В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «Ц» . Где она расположена?
Найдите букву «Ц» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы
«Ц», которые найдёте.
Цветёт у птичницы цветок –
Цветок на паре тонких ног.
Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.
БУКВА «Ц». Ц И Ф Р Ы .
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы всё это подсчитать, нужно
знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Они завязывали на веревочке
узелки, делали зарубки на палке или камне, а самый простой подсчёт вёлся на пальцах. Вместо «
пять» говорили «рука», вместо «пятнадцать» «две руки и одна нога», а когда говорили «весь
человек» это означало «двадцать». Потом в Древней Индии изобрели значки для обозначения
цифр. Кружочек, или ноль, у арабов назывался «сифрой, так и появилось слово «цифра» . Чуть
чуть изменёнными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Без знания математики
невозможно подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для
корабля или сколько дерева для простого кубика. Поэтому математику называют «КОРОЛЕВОЙ»
всех наук. Выучишь её получше, станешь «КОРОЛЁМ».
5) Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверхуточка.
Разпрямая с закругленьем,
Два прямая с закругленьем.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают
стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ
написания буквы».
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «ц» пишется не только в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? ((За пределы строки выходит один
элемент)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху в рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? (2 прямые с закругленьем, петля)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца
строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для
этого нужно сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их
характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
И петля ещё на строчке.
Только маленькая очень.
Вот красивая какая
Получилась «ц» строчная.Произносим, голос не давая,
Значит сторона моя глухая.
Буду вам я улыбаться
В доме с номером тринадцать
БУКВА «Ц»,ЗВУК Ц.
Мной согласный обозначен
Вы решили это значит,
Что живу я не на Красной,
А на Серой, на согласной.
Буква крепится на «Ленте букв».
3 . Р а б о т а с о с л о г а м и .
7 ) Выделение на слух слогов, нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика
согласного по твёрдости мягкости, чтение слогов.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете (цифры)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Клювом тычет наугад
Ищет в речке лягушат (цапля)
Жёлтые комочки,
Мягкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Кто это? (цыплята)
Дети отгадывают загадки, выделяют слоги в словах, находят слоги в кассах, читают их, причём
каждый слог прочитывается трижды
8) Нахождение слогов в печатном тексте
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите ручку и подчеркните все слоги с буквой
«Ц», которые найдёте.
9) Письмо слогов в «Прописи».
10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами.
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «Ц».
Какие звуки ею обозначается? Звук Ц
Какие они? Согласный, глухой, всегда твёрдый
Из каких элементов состоит буква? 2 прямые с закруглением , петля)
Она у дома держит псов,
А также гири у часов (цепь)
На нём есть нос,
На нём есть рот,
Оно глазами подмигнёт.
Умеет улыбаться
И даже покривляться (лицо)
Из хороших из дощечек
Смастерили мы скворечник.
Вывесим на улицу.
Будет хорошо…(скворцу)