Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ы" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе. В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст. Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте. 9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ы" (1 класс)
Иконка файла материала Буква Ы.doc
ТЕМА   УРОКА: ЗВУК   Ы. БУКВА  «ы». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ  БУКВЫ  «ы». ЦЕЛЬ   УРОКА:  Научить слышать, выделять, произносить звук  Ы определять его как гласный, обозначать его  буквой «ы». Познакомить с буквой  «ы», учить «читать» слова с буквой «ы» с помощью графических схем, составлять  рассказ по сюжетной картинке.  Научить писать строчную букву «ы».                                     ХОД     УРОКА. 1.Организационный момент. 2. Повторение. 3.Сообщение цели урока.                                                   4.Изучение новой темы: 1 .   Р а б о т а   с о   з в у к о м . 1)Выделение на слух звуков в рассказе. ­Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего? БУКВА «Ы» .   КРЫСА   ДЫЛДА   И    ПЫХ­ ПЫХ .       Мышонок  Мыша вместе со своим закадычным другом цыплёнком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню.  Вдруг дверь распахнулась, и в комнату ворвалась здоровенная крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с  вытаращенными от ужаса глазами Дылда  шмыгнула под Мышину кровать и давай кричать оттуда:  ­ Кара ­ ул.!!! ­ А что случилось? ­ У меня кто­ то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: « Пых­ пых, пых­ пых …» Умоляю, помогите!    ­ Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон, какая Дыл…э ­ э, здоровая, а к  маленьким прибежала. ­ Он же все мои припасы съест! – зарыдала Дылда. ­ Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы не пойдём, ­ сказал Мыша. ­ Т ­  ты что, б ­ боишься? – тихо спросил Цып. ­ А т ­ ты? ­ С тобой нет. И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню. ­ Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! – лёжа под кроватью, бормотала Дылда.  Но через несколько минут друзья вернулись. ­ Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых ­ Пыха, ­ вытирая усы, сказал Мыша. ­  А кто же это был? ­ Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно и пыхтело.  ­ Почему Дылда испугалась тесто?                                                                        ­Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова. 2)Характеристика звуков. ­Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть. ­Произнесите звук. Что­нибудь мешает произношению звука? Что именно? ­Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко? Участвуют ли в произношении звука голосовые связки? ­Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой? ­Дайте характеристику этому звуку.(Звук Ы – гласный, так как его можно пропеть, при произношении звука нет  препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)  3)Нахождение слов со звуками Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта. ­Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком И, назовите их, определите положение буквы в  слове (сыр ­ в середине, мышь­ в середине.) ­Назовите ещё слова  со звуком Ы. ­Какая особенность у звука Ы? (Звук Ы никогда не бывает в начале слова) ­ Действительно. Даже есть такой стишок: Мы слыхали от совы, Что нету слов на букву «ы».  2 .   Р а б о т а   с   б у к в о й .                                                                                                                                                                 4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.Вырос выше облаков И уплыл, и был таков. Понимаю, трудно очень Вновь иди ты вверх на строчку. И ещё чуть­чуть терпенья, Вниз прямая с закругленьем.            Вот красивая какая  Получилась «ы» строчная.  А) Показ печатной буквы. Учитель открывает печатную букву. ­Звук Ы обозначается  буквой «ы». Б) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. ­Посмотрите на кассу букв и найдите букву  «ы». Где она расположена?  ­Найдите букву «ы» среди своих букв и расположите её в своей кассе. В) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. ­Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «ы», которые  найдёте.                                            Вышел дым из трубы, Встал над крышей на дыбы. 5)Знакомство с письменной строчной буквой  А) Показ написания буквы Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске: Это строчка. Сверху ­ точка. Наберись, дружок, терпенья Пиши прямую с закругленьем. Закругли её в кружочек, Отдохни теперь чуточек. Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы», причём заглавнвя  буква остаётся закрытой до следующего урока.  Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы). ­Где пишется буква? (Строчная буква «ы» пишется в строке.) ­Выходит ли какой­нибудь элемент за пределы строки? (За пределы строки ни один элемент не выходит) ­Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.) ­Из каких элементов состоит буква? Прямая с закруглением, кружочек, верхнее соединение, прямая с  закруглением.) ­С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)   В) Разминка для пальцев, подготовка к письму. Г) Написание буквы в «Прописи»: ­Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам. ­Возьмите карточку с буквой и обведите  букву 3 раза указательным пальцем правой руки. ­Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки. 6)  Нахождение места буквы на «Ленте букв». ­Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно  сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.) Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают» БУКВА «Ы»,  ЗВУК   Ы.  Мной обозначают гласный, Значит, домик мой на Красной. Только вспомнишь обо мне, Ищи на Твёрдой стороне. Буква «И» совсем не против То, что я живу напротив. Я живу в своей квартире В доме с номером четыре. Буква крепится на «Ленте букв». 5. Итог урока.  ­С какой буквой познакомились?     (с буквой «ы». ­Какой звук ею обозначается?            Звук Ы. ­Какой он?                                             Гласный. ­Из каких элементов состоит?            Прямая с закруглением, кружочек,                                                                               верхнее соединение, прямая сзакруглением )

Посмотрите также