Данный конспект предназначен для проведения урока по обучению грамоте и письму в 1 классе (первый урок по букве) Это интегрированный урок, так как интегрированные уроки имеют явные преимущества по сравнению с обычными уроками. позволяет избегать перегрузок, утомляемости детей, так как обеспечивает частую смену деятельности учащихся на уроке; оптимальное распределение учебного времени на каждый учебный предмет; правильная дозировка и равновесие изучаемых материалов в содержании урока;глубокая логика построения и тонкая взаимосвязь между этапами уроков; гармоничное сочетание всех методов и средств обучения; повышают плотность урока за счёт снятия неизбежных повторов; Универсальность заключается в том, что они не «привязаны» к какому-то определённому учебному пособию. Таким образом, учитель, работающий по любой программе обучения грамоте и письму, может пользоваться в течение первого часа как планом-конспектом целиком, так и его элементами, поскольку в каждой программе есть этап изучения букв русского алфавита, а в течение второго часа закреплять материал на тех учебниках, которые соответствуют той или иной программе.
В плане-конспекте этап урока «изучение новой темы» составлен по единой структуре, которая глубоко продумана и позволяет провести максимально эффективную работу по схеме: текст – предложение – звук – буква – слог – слово- предложение – текст.
Изучение новой темы:Звук – 1)Выделение на слух звуков в рассказе 2)Характеристика звуков.3)Нахождение слов со звуками. Буква - 4)Знакомство с печатной буквой и её названием. А) Показ печатной буквы.Б) На что похожа буква. В) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв. Г) Нахождение печатной буквы в печатном тексте. Д) Отгадывание загадки и чтение рассказа.5)Знакомство с письменной строчной буквой (Стихотворения собственного сочинения) А) Показ написания буквы Б)\Характеристика буквы: (место написания, элементы). В) Разминка для пальцев, подготовка себя и «Прописи» к письму. Г) Написание буквы. 6) Нахождение места буквы на «Ленте букв». Стихотворения собственного сочинения) Слог - 7) Выделение на слух слогов (загадка, отгадка, где слог стоит в сильной позиции), нахождение их в индивидуальных кассах, характеристика согласного в слоге по твёрдости-мягкости, чтение.8) Нахождение слогов в печатном тексте.
9) Письмо слогов 10) Составление своих слов с изученными буквами и слогами, составление предложений, мини-рассказов.Разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму "Буква Ы" (1 класс)
ТЕМА УРОКА: ЗВУК Ы. БУКВА «ы». ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «ы».
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить слышать, выделять, произносить звук Ы определять его как гласный, обозначать его
буквой «ы».
Познакомить с буквой «ы», учить «читать» слова с буквой «ы» с помощью графических схем, составлять
рассказ по сюжетной картинке.
Научить писать строчную букву «ы».
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Повторение.
3.Сообщение цели урока.
4.Изучение новой темы:
1 . Р а б о т а с о з в у к о м .
1)Выделение на слух звуков в рассказе.
Внимательно послушайте рассказ и подумайте, слова на какой звук встречаются чаще всего?
БУКВА «Ы» . КРЫСА ДЫЛДА И ПЫХ ПЫХ .
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыплёнком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню.
Вдруг дверь распахнулась, и в комнату ворвалась здоровенная крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с
вытаращенными от ужаса глазами Дылда шмыгнула под Мышину кровать и давай кричать оттуда:
Кара ул.!!!
А что случилось?
У меня кто то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: « Пых пых, пых пых …» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон, какая Дыл…э э, здоровая, а к
маленьким прибежала.
Он же все мои припасы съест! – зарыдала Дылда.
Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы не пойдём, сказал Мыша.
Т ты что, б боишься? – тихо спросил Цып.
А т ты?
С тобой нет.
И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! – лёжа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых Пыха, вытирая усы, сказал Мыша.
А кто же это был?
Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно и пыхтело.
Почему Дылда испугалась тесто?
Слова, на какой звук встречаются чаще всего? Назовите эти слова.
2)Характеристика звуков.
Произнесите звук. А теперь попробуйте его пропеть.
Произнесите звук. Чтонибудь мешает произношению звука? Что именно?
Положите ладонь на горлышко. Произнесите звук. Дрожит ли горлышко?
Участвуют ли в произношении звука голосовые связки?
Закройте уши ладонями. Произнесите звук. Слышите ли вы себя? Звук звонкий или глухой?
Дайте характеристику этому звуку.(Звук Ы – гласный, так как его можно пропеть, при произношении звука нет
препятствий, в произношении звука участвуют голосовые связки.)
3)Нахождение слов со звуками
Учитель вывешивает картинку с буквой. Буква закрыта.
Посмотрите внимательно на картинку, найдите слова со звуком И, назовите их, определите положение буквы в
слове (сыр в середине, мышь в середине.)
Назовите ещё слова со звуком Ы.
Какая особенность у звука Ы? (Звук Ы никогда не бывает в начале слова)
Действительно. Даже есть такой стишок:
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву «ы».
2 . Р а б о т а с б у к в о й .
4)Знакомство с печатной буквой и её названием:.Вырос выше облаков
И уплыл, и был таков.
Понимаю, трудно очень
Вновь иди ты вверх на строчку.
И ещё чутьчуть терпенья,
Вниз прямая с закругленьем.
Вот красивая какая
Получилась «ы» строчная.
А) Показ печатной буквы.
Учитель открывает печатную букву.
Звук Ы обозначается буквой «ы».
Б) нахождение буквы в алфавите и определение её места в алфавитном порядке в кассе букв.
Посмотрите на кассу букв и найдите букву «ы». Где она расположена?
Найдите букву «ы» среди своих букв и расположите её в своей кассе.
В) Нахождение печатной буквы в печатном тексте.
Положите перед собой листочки с текстом. Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы «ы», которые
найдёте.
Вышел дым из трубы,
Встал над крышей на дыбы.
5)Знакомство с письменной строчной буквой
А) Показ написания буквы
Учитель читает стихотворение и медленно прописывает букву на доске:
Это строчка.
Сверху точка.
Наберись, дружок, терпенья
Пиши прямую с закругленьем.
Закругли её в кружочек,
Отдохни теперь чуточек.
Учитель прописывает букву ещё 2 раза, а дети обводят её за ним по воздуху и проговаривают стихотворение уже
вместе с учителем. Только после этого вывешивается таблица «Показ написания буквы», причём заглавнвя
буква остаётся закрытой до следующего урока.
Б) Характеристика буквы: (место написания, элементы).
Где пишется буква? (Строчная буква «ы» пишется в строке.)
Выходит ли какойнибудь элемент за пределы строки? (За пределы строки ни один элемент не выходит)
Где начинает писаться буква? (Буква начинает писаться сверху на рабочей строке.)
Из каких элементов состоит буква? Прямая с закруглением, кружочек, верхнее соединение, прямая с
закруглением.)
С отрывом или без отрыва пишется буква? (Буква пишется без отрыва.)
В) Разминка для пальцев, подготовка к письму.
Г) Написание буквы в «Прописи»:
Вспомните, из каких элементов состоит строчная буква. Обведите элементы по точкам.
Возьмите карточку с буквой и обведите букву 3 раза указательным пальцем правой руки.
Возьмите кальку, пропишите сначала по кальке, потом по точкам, потом самостоятельно до конца строки.
6) Нахождение места буквы на «Ленте букв».
Вы научились писать строчную букву. Теперь давайте поселим её в наш «Город букв». Что для этого нужно
сделать? (Нужно вспомнить звуки, которые обозначаются этой буквой и их характеристику.)
Учитель берёт карточку с буквой и говорит от имени буквы, а дети «помогают»
БУКВА «Ы», ЗВУК Ы.
Мной обозначают гласный,
Значит, домик мой на Красной.
Только вспомнишь обо мне,
Ищи на Твёрдой стороне.
Буква «И» совсем не против
То, что я живу напротив.
Я живу в своей квартире
В доме с номером четыре.
Буква крепится на «Ленте букв».
5. Итог урока.
С какой буквой познакомились? (с буквой «ы».
Какой звук ею обозначается? Звук Ы.
Какой он? Гласный.
Из каких элементов состоит? Прямая с закруглением, кружочек,
верхнее соединение, прямая сзакруглением )