Опыт организации проектной деятельности в МБОУ СОШ с. Новое Дубовое Хлевенского района Липецкой области
Проект «Эстафета поколений»
1. Общая характеристика проекта
Участники проекта: в реализации проекта принимают участие (и продолжают участвовать ежегодно) учащиеся 711 классов
школы.
Социальные партнёры: родители учащихся, старожилы села, совет депутатов НовоДубовского сельского поселения, Центр
культуры и досуга с. Новое Дубовое; ОАО «Дубовской казак».
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 2009 года при ежегодном участии обучающихся школы в краеведческих
конкурсах, слётах, проведении исследовательской работы, описании и инсценировке событий жизни региона, связанных: 1) с
периодом революции и Гражданской войны; 2) с периодом 2030х гг. ХХ в., 3) с событиями времён ВОВ и послевоенного
восстановления народного хозяйства, 4) 6080 гг. ХХ в., 5) с годами перестройки и обновления, 6) с событиями наших дней.
Использование материалов в школьном коллективе, показ исторических событий через презентации, круглые столы и т.д.
Тип проекта: социальный, информационноисследовательский, творческий, прикладной, разновозрастной, продолжительный.
Потребности детей: профессиональная проба, проверка исследовательских способностей; возможность подробно изучить
историю и традиции малой Родины, опыт земляков, ознакомление с деятельностью односельчан; желание участвовать в конкурсах,
слётах, делиться опытом.
Проблемный вопрос: Какие события 20 века происходили на территории села в частности и региона в целом, и как они
способствовали тому, каким село предстаёт сегодня? Что влияло на формирование социума села?
Задачи
Образовательные:
формирование исторической и краеведческой грамотности;
знакомство с событиями, традициями жителей села, их идентичность с событиями других регионов, общероссийскими
событиями;
формирование умений рассказывать и представлять историю родного края в соответствии с требованиями и критериями;
формирование умений инсценировки.
Воспитательные:
формирование коммуникативной культуры;
воспитание любви к родному краю, его культуре, природе, прошлому и настоящему;
воспитание уважение к истории своего народа, села, малой Родины, России;
формирование умений самостоятельной и ответственной деятельности.
Развивающие: формирование информационной культуры;
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование умения логически излагать материал, размышлять и анализировать его на основе полученных результатов
исследований;
развитие сценических способностей, умения инсценировать, интересно и увлекательно представлять результаты своего труда.
Планируемые результаты
Промежуточный реальный продукт:
исследовательские работы о событиях, происходивших в селе, в регионе и стране по определённой тематике;
представление результатов работы, связанных с определённым периодом жизни нашего села и его жителей.
Конечный реальный продукт: издание сборника материалов «Эстафета поколений. Село Новое Дубовое».
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
• готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• сформированность мотивации школьников к целенаправленной познавательной деятельности;
• потребность в занятии исследовательской краеведческой деятельностью, поиском и исследованием;
• развитие гражданских и патриотических качеств через изучение истории малой Родины;
• нравственноэтическая ориентация, в том числе, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных
ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
• формирование эмоциональноценностного отношения к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
• развитие эстетического вкуса как способности осваивать мультикультурную картину современного мира;
• сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
разных видах деятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;
умение проектировать, планировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
умение использовать различные ресурсы для достижения целей;
умение устанавливать контакты с представителями социума;
деловое межличностное, межвозрастное общение; уважение других людей, готовность к сотрудничеству;
овладение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
способность принимать решения и умение брать ответственность на себя;
умение работать в команде;
добровольное самоограничение в процессе выполнения необходимых действий при реализации проекта;
умение воспринимать и анализировать результаты своего труда и правильность применения знаний во время реализации
проекта;
ориентирование в социальноэтических и информационных коммуникациях.
Предметные:
приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;
установление и осознание межпредметных связей;
приобретение опыта практической деятельности по преобразованию окружающего социума на основе полученных знаний.
Условия выполнения проекта:
наличие школьного этнографического музея, использование его ресурсов в поисковоисследовательской работе;
взаимодействие с социальными партнёрами;
встречи со старожилами, интервьюирование, сбор информации;
организация совместной деятельности преподавателей МХК, географии, истории, музыки, технологии;
привлечение к совместной деятельности родителей, школьных и районных творческих объединений;
владение компьютерными технологиями (навыки работы в программах Word, Power Point и др.);
подготовка школьников к изучению, составлению описаний исторических событий через изучение истории малой Родины,
разработке сценариев представлений;
использование фотоаппарата, видеокамеры, наличие навыков обработки информации.
Этапы проекта
Деятельность
учащихся
Описание проекта «Эстафета поколений»
Этапы проектной деятельности
Деятельность
учителя
Взаимодействие с со
циальными партнё
рами
Формируемые УУД Мотивационноцелевой
Осмысливают и
анализируют
проблему,
формулируют
проблемный вопрос,
намечают цель про
екта и задачи
Исследовательский
Изучают материалы
по теме.
Встречаются со
старожилами,
проводят интервью,
опросы, фиксируют
результаты.
Собирают
информацию по
теме, сравнивают,
работая со
справочной
литературой и
Интернет
Задаёт
вопросы,
создаёт проблемную
ситуацию
и
организует
её
обсуждение,
сфор
помогает
мулировать
цель
проекта и задачи,
спланировать работу;
беседует с другими
педагогами и роди
телями о поддержке
их
детей
в
деятельности,
об
оказании посильной
помощи в ходе
работы
Помогает в поиске
источников
информации,
консультирует по
содержанию
и
тематике опросников,
интервью.
Консультирует по
вопросам обработки
собранных
материалов,
планированию про
ектной деятельности
Во время инициативной
встречи по просьбе
краеведов выясняют,
какую помощь могут
оказать в ходе работы
над проектом, догова
риваются о месте и
времени для встреч и
консультаций.
Родители помогают в
организации встреч со
старожилами, интерес
ными людьми; другие
социальные партнёры
помогают в поиске
информации,
консультируют в во
просах подлинности и
достоверности сведе
ний, полученных от ме
стных жителей
Регулятивные:
целеполагание как
постановка учебной за
дачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что
ещё
неизвестно.
Познавательные:
самостоятельное
выделение и формулиро
вание познавательной
цели;
формулирование
проблемы
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
педагогами;
умение устанавливать
контакты с людьми
разного возраста и
социального положения;
постановка вопросов,
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Познавательные:
поиск и выделение Проектировочный
источниками.
Планируют
проектную дея
тельность по этапам
Работают с
информацией,
анализируют
результаты
проведённых
исследований;
проводят синтез,
анализ и оценку
идей,
определяют
основные этапы
(разделы),
разрабатывают
схему и вид
представления
результатов работы,
определяют
механизм реали
зации проекта,
риски; про
думывают детали,
аксессуары,
атрибуты,
Организует,
активизирует и на
правляет
поиск
решений, выработку
идей;
высказывает
предположения;
помогает в выборе
решений;
советует
(при необходимости);
рекомендует,
наблюдает,
сультирует
кон
Обсуждают с родите
лями выполнение рабо
ты;
Родители и земляки
информаторы помогают
в оформлении работы.
Другие социальные
партнёры изучают до
кументы для дальней
шего сотрудничества,
вносят свои
коррективы,
консультируют
необходимой
информации;
умение отбирать
главное;
описание собранных
сведений, подтверждение
их другими источниками;
анализ и синтез
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных способов
ре
шения задач в
зависимости от
конкретных
условий;
структурирование
знаний;
самостоятельное
создание способов реше
ния проблем творческого
и поискового ха
рактера.
Регулятивные:
планирование;
прогнозирование.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
в соответствии с задачами
и условиями ком Технологический
оформляют
документы на
сотрудничество с
социальными
партнёрами
Оформляют
документацию
проекта в
соответствии с
намеченными
этапами,
требованиями,
критериями и
рекомендациями
специалистов со
циальных
партнёров. Разра
батывают сценарий
представления
работы, готовят
для выступления
костюмы, аксессуа
ры, атрибуты,
декорации; в случае
необходимости
выполняют
экономический
расчёт (расчёт
средств, не
обходимых для
реализации проекта)
Обеспечивает
материальную базу;
регулирует
деятельность уча
щихся и отношения
между
ними;
организует
и
координирует про
цесс
разработки
документации и сце
нариев;
консультирует,
советует
Оказывают помощь в
оформлении
документации и
сценария
представлений
результатов работы.
Оказывают материаль
ную помощь в приобре
тении необходимого
муникации;
умение
договариваться,
отстаивать свою точку
зрения
Регулятивные:
саморегуляция как
способность к мобилиза
ции сил и энергии;
умение действовать в
соответствие с пла
ном;
проверка полученных
результатов.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных способов
ре
шения задач в
зависимости от
конкретных
условий;
структурирование
материала;
освоение азов
сценического искусства;
обработка полученной
информации для создания
нового продукта Контрольно
проектировочный
Осуществляют
контроль и
корректировку
своей дея
тельности;
проводят контроль
содержания
документации и
сценариев
представления
результатов работы
на соответствие с
критериями, обще
принятой
структурой и со
держанием;
проверяют
соответствие между
поставленными
задачами и
предложенными
решениями,
разделами проекта.
Демонстрируют
социальным
партнёрам
консультантам
результаты работы
над проектом
Оказывает помощь в
доработке проекта;
корректирует
деятельность
обучающегося по
доведению проекта;
в
помогает
организации
и
проведении
демонстрации
результатов работы
над
проектом,
консультирует,
советует
Проводят контрольный
просмотр презентации
результатов,
про
изводят предваритель
ную оценку; оказывают
профессиональную по
мощь в доработке про
екта
Коммуникативные:
оформление своих
мыслей в устной и
письменной речи;
согласование своих
действий с другими
участниками проекта;
разновозрастное
сотрудничество;
взаимодействие со
специалистами;
способность слушать
своего собеседника,
отстаивать своё мнение и
договариваться.
Регулятивные:
корректировка работы
по ходу представления
дополнений, советов,
замечаний.
Личностные:
проявление
ответственности и
сознательности;
проявление
эстетического вкуса;
осознание личного
вклада в общее дело Аналитико
рефлексивный
Представляют
проект на
различных уровнях.
Показывают
результаты работы
над проектом
школьному
коллективу,
землякам, крае
ведам. Анализируют
проект с историко
краеведческой
точки зрения;
осуществляют
самооценку и
самоанализ
результатов работы
над проектом;
готовят проект к
публикации;
участвуют в
коллективном
обсуждении и
оценке результатов
проекта
Оказывают помощь в
подготовке к представ
лению проекта, высту
пают в роли первых
зрителей;
помогают
скорректировать вы
ступление по времени;
оказывают эмоциональ
ную поддержку; оцени
вают проект со своей
точки зрения; помогают
проанализировать ре
зультаты работы; вы
слушивают мнение уча
стников об уровне
творческого взаимодей
ствия
Консультирует.
Оказывает помощь в
подготовке
демонстрации
результатов проекта;
организует защиту и
обсуждение проекта,
ставит вопросы;
участвует в анализе
и оценке результатов
проекта;
аргументировано
оценивает работу над
проектом каждого
обучающегося и
группы в целом;
организует оценку
включённости в
проект социальных
партнёров
Коммуникативные:
умение выступать перед
аудиторией;
согласованность
действий;
умение
взаимодействовать со
сверстниками;
соблюдение правил
речевого этикета;
грамотная, адекватная
реакция на оценку
других.
Регулятивные:
соотнесение результата
своей деятельности
с целью и оценивание его.
Личностные:
осознание важности
проделанной работы;
осознание
ответственности за общее
дело
на представлении результатов работы над проектом
Сценарий выступления
«Эстафета поколений»
Вед. 1. Добрый день, уважаемые гости. Вед. 2. Здравствуйте.
Вед.1. Сегодня мы представим вам историкокраеведческий проект «Эстафета поколений», который реализуется в нашей школе.
Вед.2. Проект является долгосрочным и рассчитан на 10 лет – с 2010 по 2020 годы.
Вед. 1. Идея проекта возникла в 2010 году в результате работы с экспозицией школьного краеведческого музея.
Вед. 2. Выяснилось, что в музее имеется множество материалов о событиях, происходивших в нашем селе и в целом в регионе. Они
существовали в основном на бумажных носителях (записи интервью, тетради с воспоминаниями, фотографии…).
Вед. 1. Как вы понимаете, такой формат хранения очень недолговечен и не представляет большого интереса для современного
школьника.
Вед.2. Все это надо было разобрать, оформить в электронном виде на цифровых носителях, удобных для использования.
Вед. 1. В процессе работы ученики стали открывать для себя историю своих семей, узнавать о событиях, участниками которых
являлись их родственники – дедушки, бабушки. Оказалось, что новое поколение очень мало знает о своих предках, о истории села,
о землякахжителях села.
Вед.2. Школьники стали искать в краеведческих материалах данные о своих родных и знакомых.
Вед. 1. Так возник проект «Эстафета поколений».
Вед.2. Проект разбит на несколько этапов и охватывает историю нашего села и региона на протяжении 20го столетия.
Вед.1. Результатом работы над проектом должен стать комплекс историкокраеведческих работ о нашем селе и его жителях –
участниках исследуемых событий.
Вед.2. Каждый учащийся или группа ребят, желающие участвовать в реализации проекта, выбирает тот период и ту тему, которая
их интересует, ищут материалы, встречаются с очевидцами, проводят исследования.
Вед.1. В ходе работы над темами появляются дополнительные идеи, которые реализуются или в его рамках, или как
самостоятельные краткосрочные проекты.
Вед. 2. Например, в ходе работы над темой «Великая Отечественная война» возник и был реализован проект «Узнай свои корни».
Вед. 1. В результате обучающиеся школы познакомились с историей своих семей, узнали о родственникахфронтовиках и
тружениках тыла и участвуют в акции «Бессмертный полк», представляя своих бабушек и дедушек.
Вед. 2. Основными этапами проекта «Эстафета поколений» являются исследования периодов революции и Гражданской войны и
событий 2030х гг. ХХ в., 2) изучение событий Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного
хозяйства, 3) 6080 годы ХХ века, 4) годы перестройки и обновления, 5) события новейшей истории.
Вед.1. В данный момент в рамках проекта создано 5 историкокраеведческих работ. Все они были представлены на различных
конференциях, конкурсах и используются при изучении истории нашего региона.
Вед. 2. Первая из них – работа « В огне революции и Гражданской войны» освещает события начала 20 века и посвящена жизни и
деятельности нашего земляка Золотарёва Ивана Иосифовича.
Вед. 1. Вторая из представляемых работ называется «Подвиг женщин села Новое Дубовое» и рассказывает о суровых годах Великой Отечественной, о том, как женщины села заменили ушедших на фронт мужчин, и о том, как они на руках доставляли
артиллерийские снаряды от железнодорожных станций на передовую.
Вед.2. Следующая работа – «Путешествие в недалёкое прошлое. Наше село» повествует о событиях 5080 годов, о жизни села в
этот период, о трудовых свершениях и быте селян.
Вед. 1. Ещё одна работа посвящена истории нашей школы. Она так и называется «История школы села Новое Дубовое». В ней
рассказывается о том, как возникла наша школа, как она развивалась, об её учителях и учениках.
Вед. 2. Последняя из представляемых работ, которая называется «Памяти Анатолия Тихоновича Березнева», рассказывает о жизни
нашего земляка, подводника, академика, замечательного человека, который, к сожалению, недавно ушёл из жизни.
Вед. 1. Результаты этой работы были использованы при реализации ещё одной идеи создания фильма о жизни и деятельности
Анатолия Тихоновича Березнева.
Вед. 2. Первый показ этой историкохудожественной реконструкции пройдёт сегодня.
Вед. 1. Приглашаем Вас на премьеру.
Вед. 2. А сейчас вашему вниманию будет представлена одна из работ проекта – «Подвиг женщин села Новое Дубовое».
Демонстрация работы «Подвиг женщин села Новое Дубовое» (сопровождается презентацией) и видеофильма «Памяти
А.Т.Березнева» с последующим обсуждением (рефлексия).
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Разработка историко-краеведческого проекта "Эстафета поколений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.