Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".
Оценка 4.8

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл—4 кл
20.01.2017
Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".
ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР) Вид занятий: лепка игрушки из пластилина или глины, декоративно-прикладное рисование. Если есть дополнительные уроки, можно выполнить: конструирование игрушки из деревянных заготовок, соломки, бумаги; роспись, декорирование игрушки. Цели и задачи: дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, резьба по кости, щепковые (северные, из Архангельска) птицы и др.), понятие о стилизации; передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; учить лепить фигурки по мотивам народных игрушек (дымковских): барышня, петух, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей.
ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР).doc
У р о к и   5 – 6 ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР) Вид   занятий:  лепка   игрушки   из   пластилина   или   глины,   декоративно­ прикладное рисование.  Если   есть   дополнительные   уроки,   можно   выполнить:   конструирование   игрушки   из деревянных заготовок, соломки, бумаги; роспись, декорирование игрушки. (дымковские,   богородские, Цели и задачи: дать начальные сведения о видах современного декоративно­   каргопольские, прикладного   искусства   филимоновские   игрушки,   резьба   по   кости,   щепковые   (северные,   из Архангельска) птицы и др.), понятие о стилизации; передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; учить лепить фигурки по мотивам народных   игрушек   (дымковских):   барышня,   петух,   освоить   их   декоративную роспись;   использовать   цветовой   контраст   и   гармонию   цветовых   оттенков, творчески   и   разнообразно   применять   приемы   народной   кистевой   росписи; развивать творческие способности детей. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –  изделия   промыслов,   пластинки, стеки,   грунтовка,   стеклянный   флакон   для   основы,   гуашь,   кисти;   спичечные коробки; методические таблицы; современные игрушки из пластмассы, резины, меха (интересных выразительных форм и декора); для учащихся – пластилин, стеки, грунтовка (водоэмульсионная краска или мука + клей ПВА), стеклянный пузырек (аптечный), гуашь (акварель не подходит), кисти, дощечки или кусок ДВП (подставка), фольга от конфет (лучше «золотая»); солома, заготовки из дерева (брусочки из сучков), шишки, бумага, тампоны, ткань. З р и т е л ь н ы й  р я д : фотографии, иллюстрации из книг и журналов. М у з ы к а л ь н ы й   р я д: произведения русской народной музыки, частушки; П. И. Чайковский «Детский альбом». Л и т е р а т у р н ы й   р я д: пословицы, поговорки, русские народные сказки. Ход урока I. Организация класса. II. Вводная беседа. Л и т е р а т у р н о е   с л о в о. БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ Богородские кузнецы! Мужичок и серый медведь. Вот придумали мудрецы! Не устанешь на них глядеть! В зипуне простом мужичонка Молоточком ударил, за ним Тотчас мишка бьет потихоньку,  Каждый делом занят своим. У медведя немало силы,  У крестьянина смех в глазах! Коробейники разносили Их в объемистых коробах… В. Василенко  ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Посмотрите на стенд:  Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок,  А высокий гребешок,  Красной краскою горя,  Как корона у царя. А у нарядных важных барынь Наших руки крендельком,  Щеки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные,  Хохотушки вятские,  Щеголихи слободские,  Кумушки посадские. Дымковские барыни Всех на свете краше,  А гусары – баловни – Кавалеры наши. Мы игрушки знатные,  Складные да разные. З а г а д к а : Мы повсюду славимся,  Мы и вам понравимся.  Ростом разные подружки,  Не похожи друг на дружку,  Все они сидят друг в дружку,  А всего одна игрушка. (Матрешка.) У ч и т е л ь.   Рассмотрите   игрушки.   (См.   Приложения,   рис.   15–21.)   В   их малой   форме   заключена   их   длинная   история   и   огромный   мир   взрослого   и ребенка. В   глубокой   древности   игрушки   (деревянные,   глиняные,   лоскутные, соломенные и пр.) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. – О чем могут рассказать игрушки?  – Из каких материалов они делались раньше? сейчас? – Какие образы передают?  Рассматриваем     игрушки     из     дерева  –   семеновскую,   богородскую     и   др. (Хорошо, если есть натуральные образцы.) – Из одного ли материала выполнены эти игрушки? Вы   правы:   все   игрушки   деревянные.   Это   не   случайно.   Издавна   славится Россия   своими   лесными   богатствами.   Дерево   с   древнейших   времен   было материалом   для   постройки   жилища   и   создания   необходимых   и   красивых предметов быта.  О п р е д е л и т е:  – Какая игрушка точеная, а какая собрана из отдельных дощечек?  Несомненно, вы узнали точеную матрешку. Токарная, округлая форма этой игрушки родственна округлой форме глиняных сосудов. – Почему русская матрешка так нравится и детям, и взрослым разных стран (и не только России)?  Посмотрите   на   игрушки   из   села   Федосеево   Нижегородской   области.   Они собраны   из   отдельных   дощечек.   Эти   изделия   называются  «топорно­щепная игрушка». – Вы догадались, из чего они делаются? А   теперь   полюбуемся   веселой   резной   игрушкой   из   деревни   Богородское, недалеко   от   Сергиева   Посада   (Московской   области).  Богородские   мастера   и сегодня создают некрашеные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная формой богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски.  Приемы   изготовления   резной   богородской   игрушки   складывались десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера­ игрушечники чаще всего изготовляют игрушки­свистульки в виде фигурок коня, птицы,   козла,   барана,   а   также   сказочного   существа   –   полкана   (Скопин).   Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения   женских   фигурок,   всевозможных   «кормилиц»   (кормилок»), «водоносок», «птичниц» и т. п. (Филимоново, Каргополь, Дымково). Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, передающей самое характерное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы   она   постепенно   превратилась   в   декоративную   настольную   скульптуру (сувениры), которую охотно используют для украшения современного интерьера и на родине, и далеко за ее пределами. Заслуженной славой пользуются игрушки, выполненные   в   деревне   Дымково   (Вятская   область),   Филимоново   (Тульская область),   Хлуднево   (Калужская   область),   Абашево   (Пензенская   область), Каргополье (Архангельская область). (См. Приложения, рис. 15–19.) Филимоновская игрушка.  Фигуры с вытянутыми пропорциями вылеплены из белой с синеватым оттенком, вязкой и податливой  глины. Игрушки почти всегда со свистком. Силуэт легкий, устремленный ввысь. Любимые ее цвета – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно­ синего   и   зеленого.   Орнамент   росписи   простой:   узкие   черточки   –   полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной   (белой)   глины.   Сплошную   окраску   дополняют   чередующиеся радужные полосы. Каргопольская игрушка.  Пропорции, противоположные филимоновским, – игрушки   приземисты,   тяжеловесны   и   немного   неуклюжи,   забавны.   Любимым персонажем   всегда   был   конь   –   Полкан   или   Палихан   –   чудо   с   головой   и туловищем человека и телом коня. –  Не напоминает ли он вам кого­нибудь? (Героя древнегреческих мифов – Кентавра.) Роспись ее очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. Дымковская игрушка.  Самая знаменитая среди наших глиняных игрушек. (См.   Приложения,   рис.   19,   21.)   Форма   игрушек   –   монолитка,   а   силуэт отличается легкостью, плавностью и окружностью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, множество оборочек, воланов, они ярко раскрашены.   Роспись   нельзя   спутать   с   другими   благодаря   ее   колориту.   Это, прежде всего, белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно­алый,   малиновый,   синий,   золотисто­желтый,   фиолетовый,   особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Беседа   сопровождается   показом   наглядных   материалов   и   сувениров,   фотографий   и изделий данного промысла. III. Самостоятельная работа учащихся. 1. О б ъ я с н е н и е  и показ приема лепки из целого куска пластилина. З а д а н и е:   лепить   барышню­нянюшку   (или   петуха),   сохраняя   характерные признаки   дымковского   промысла:   округлость,   изящество   формы,   красивые лепные детали (воланы, складки).  М а т е р и а л: пластилин. У скульптора есть свои секреты в работе. Самый главный – лепить из целого куска пластилина. Это легко – ведь он мягкий. Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами надо нажимать на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, вы увидите, как он (пластилин) вытягивается сам. Так можно сделать, например, шею, лапы   и  хвост  животного. Вытянутую  форму  можно  заломить  в любую сторону. Теперь   на   вытянутой   форме   надо  защипить  пластилин   двумя   пальцами. Получается форма, похожая на хохолок или гриву. Кусок пластилина можно аккуратно  вдавить большим пальцем в некоторых местах. З а п о м н и т е: детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать из одного куска. (См. Приложения, рис. 20.) 2. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  выполнения работы:  1)   Берем   стеклянный   флакон   для   основы,   облепляем   его   пластилином, придаем   форме   очертания   фигурки:   нижняя   часть   должна   быть   больше,   чем верхняя.   Пережать   левой   рукой   форму   посередине,   разделив   ее   на   2   части. Получается фигура, напоминающая неваляшку.  2) Из верхней части лепим туловище, голову и руки, из нижней – юбку в виде колокола. Стенки колокола­юбки сделать широкими и выпуклыми. 3) Перейти к лепке туловища, головы и рук. Ком пластилина, расположенный сверху, разделить на 2 части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, из верхней – голову. 4) Подровняв стекой юбку­колокол, фигурку укрепляют на дощечку, которую можно держать на коленях, либо поставить на стол. 5)   Наметить   талию   и   руки,   а   из   верхней   части   слепить   голову   вместе   с головным убором – кокошником. 6) Затем вылепите из запаса массы, оставленной в средней части фигурки, руки. 7) Некоторые детали игрушки выполняются отдельно, например фартук. Его вырезают  из  тонкой  пластины,  а перед  самой  наклейкой  вдоль  нижнего  края пальцами делают оборки. Смочите фартук водой и прижмите его как можно плотнее в тех местах, где нет складок (у талии). 8) Вслед за фартуком закрепите на фигурке накидку, вырезанную также из тонкой  пластины.  Фигурка  «нянюшки»  готова,  остается   только  вложить   ей   в руки младенца.  9) Для лепки «младенца» используются мелкие детали. Приступая к лепке «младенца», раскатать небольшой валик. Из одной его части выполнить голову с чепчиком, из другой – ноги. 10) Стекой  с  закругленной  рабочей  частью  сделать  на  чепчике складки. 11) Остается только изготовить из тонкой пластины платьице, сосборить его и приклеить к фигурке «младенца». На завершающем этапе вложить «младенца» в руки «нянюшки». 12) Готовую игрушку нужно кое­где подправить стекой и разгладить. (См. Приложения, рис. 20.) IV. Итоги урока. Завершение   работы.   Экспресс­просмотр   выполненных   работ,   их   сбор   на хранение в классе. Уборка рабочих мест. Домашнее задание.  Ход урока 6 I. Организация класса. II. Вводная беседа. У ч и т е л ь.   На   предыдущем   уроке   мы   познакомились   с   разными   видами народной   деревянной   и   глиняной   игрушки:   богородской,   филимоновской, дымковской,   каргопольской   и   др.   Создали   пластический   образ   игрушки «Барышня­нянюшка». Над игрушкой поочередно работают знакомые уже нам Мастера Постройки, Изображения, Украшения. Мастера   игрушки   изображают   ее   –   придумывают,   делают   эскизы; конструируют – создают форму; украшают – расписывают; моделируют одежду (работа трех Мастеров). Хорошие   игрушки   развивают   вкус,   доставляют   людям   радость,   помогают видеть красоту, дают возможность в игре моделировать разные ситуации. На   первом   уроке   дети   в   роли   Мастеров   Изображения   и   Постройки, создающих   форму   конструкции   игрушки   в   народном   стиле,   выполняют   из пластилина или глины объемную форму. На   втором   уроке   дети   в   роли   Мастера   Украшения   придумывают   декор игрушки   и   расписывают   ее   в   зависимости   от   формы   по   мотивам   народной игрушки или по своему замыслу гуашью по белому грунту или без него. III. Самостоятельная работа учащихся (роспись, декорирование готового изделия – игрушки). З а д а н и е :   оформить   выполненную   на   предыдущем   уроке   игрушку «Барышня­нянюшка», сохраняя традиции дымковского промысла. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  выполнения работы:  1)  Грунтовка. Ее выполняют либо  водоэмульсионной краской, либо  мукой (обмакивают со всех сторон) или мелом (муку и мел можно развести на ПВА и чуть добавить воды). Грунтовать игрушки можно погружением в раствор (мел, размешанный   на   молоке   до   густоты   сметаны,   –   так   грунтуют   дымковские художники), но чаще всего их белят мягкой широкой кистью. 2)  Роспись  игрушки.   После   высыхания   грунта   игрушки   расписывают темперой  или же  красителями для шерсти,   но   мы   их распишем гуашью (можно добавлять по капельке клей ПВА). Начинать   расписывать   игрушку   нужно   с  самой   светлой   краски.  Раскрасив одной   краской   все  намеченные   участки   детали,  а  также   отдельные   элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка. Желтый цвет – чепчик и башмачки «младенца», полоса и кольца на фартуке и юбке.  Малиновый – платье «младенца» и кружочки на юбке «нянюшки». Красный – накидка и кофта с рукавами, румянца – кружочки, губы, точки на фартуке. Рисуем самыми мелкими кистями. Голубой – кокошник, кружки внутри желтых колец.  Коричневый (его мало) – локоны «младенца» и «няни», бусы. Черный – бровки, очень мелкие детали (но его мало или нет совсем). 3) Украшение декоративными элементами. На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики   из   сусального   золота,   а   позднее   –   из   фольги.   «Нянюшку»   с «младенцем» тоже можно удостоить таких украшений: один ромбик из фольги наклеить (ПВА) аккуратно на кокошник, а другой – на платьице «младенца». (См. Приложения, рис. 20.) Можно лучшие работы закрепить лаком (для волос, ПФ). (Эту работу лучше сделать учителю, предварительно выбрав удачные игрушки.) IV. Итоги урока. Просмотр работ, выставка­сушка. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: вариант – из спичечных коробков смастерить игрушку. (См. Приложения, рис. 21.) К урокам 5–6 Рис. 15. Игрушки: 1) Матрешки. Семенов. 2) Наездница. Качалка. 3) Упряжка с тремя лошадьми.  Нижегородская область. 4) Пароход и мельница. Федосеево.  Нижегородская область 5) Солдатики. Сергиев Посад. 6) Грибочек. Полховский Майдан. 7) Матрешка. Сергиев Посад. 8) Матрешка. Полховский Майдан. 9) Медведи. Богородское. 10) Скрипач. Богородское З а д а н и е: рассмотрите каждую народную деревянную игрушку. Проставьте  соответствующий номер игрушки рядом с названием города или села, где ее произвели. Рис. 16. Игрушки. Дерево Московская область город Сергиев Посад село Богородское Нижегородская область        город Семенов        село Федосеево        село Полховский Майдан Рис. 17. Матрёшки объемные           Рис. 18. Матрёшки. Картон, бумага           Рис. 19. З. П е н к и н а. Мать­героиня Рис. 20. Этапы лепки игрушки «Барышня­нянюшка». Пластилин Рис. 21. Игрушки. Спичечные коробки

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".

Разработка к уроку по ИЗО "ТВОИ ИГРУШКИ (ОЗОРНОЙ ТОВАР)".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017