КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: Мы за здоровый образ жизни
«Строим Дом Здоровья»
Чтение детьми девиза урока
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать.
Цель:
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Задачи:
Форма проведения - дискуссия
Оборудование:
Мультимедийный проектор, макет дома на ватмане, набор иллюстраций с изображением продуктов питания (2 шт.), карточки с надписями («положительные эмоции», «рациональное питание», «закаливание», «режим дня», «активная деятельность», «переедание», «стресс», «прием пищи на ночь», «обильная еда», «игра за компьютером», «длительные разговоры по сотовому телефону», «чтение в неправильном положении», «несбалансированное питание», «вредные привычки», «неправильное распределение времени», «отсутствие физической нагрузки», короткий сон», клей карандашный.
Ход занятия:
1.Вступительное
слово классного руководителя.
В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. Заботиться о нём надо с первых дней жизни. До определённого возраста здоровье ребёнка берегут его родители. Но, подрастая, он должен делать это сам: укреплять его, развивать данные природой возможности. К сожалению, не все люди это понимают. Спохватываются только тогда, когда здоровью уже причинён вред.
Мне очень хочется, чтобы вы выросли здоровыми, сильными людьми.
Человек должен быть здоров не только физически, но и нравственно. Как говорил А.П. Чехов “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда и мысли…”.
- Сегодня мы проводим классный
час из цикла «Здоровый образ жизни».
А знаете ли вы? Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни. Легкие – на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет Известно,что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.
Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 60 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам.
Поэтому наш классный час имеет название «Строим дом здоровья».
2. Постановка целей учащимися.
- Сегодня, сейчас МЫ САМИ определяем наше здоровье в будущем, чтобы оно было прекрасным! Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!
Поэтому давайте сформулируем цель занятия.
(Ответы учащихся)
Подведение итогов классным руководителем.
- Мы строим наш, ДОМ ЗДОРОВЬЯ таким, чтобы он был теплым, уютным и комфортным, чтобы жить в нем до 150 лет.
Учащиеся делятся на две группы . На доске вывешивается макет дома .
3. Актуализация знаний.
- В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)
записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических
дефектов, а доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим
собой
-Как вы считаете, какие условия должны выполняться, чтобы
человек оставался здоровым и не болел.
(Учащиеся перечисляют- подбирают из конвертов условия, способствующие укреплению и сохранению здоровья).
Подведение итогов.
-Что это значит рациональное питание?
- Какую деятельность можно считать активной?
- Почему вы отнесли положительные эмоции к условиям для укрепления здоровья?
Классный руководитель обобщает и подводит итог.
4. Строительство дома Здоровья.
- Итак, мы начинаем строительство дома, расположите карточки с надписями на доме так, как посчитаете нужным, какое условие, является фундаментом нашего здоровья, что можно отнести к стенам, какие условия можно считать крышей, окном и дверью. Дайте краткое объяснение.
4.1 Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание.
«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом»,- так говорил Л.Н.Толстой
- На столе у Вас набор иллюстраций с продуктами питания. Выберите те продукты, какие Вы считаете полезными для укрепления здоровья.
(Учащиеся выбирают полезные для организма продукты питания и группы проверяют друг друга, правильные приклеивают к макету дому)
На слайде (Слайд ) представлены продукты здорового питания.
Ответим на несколько вопросов:
- Сколько раз в день необходимо принимать пищу?
- Когда состоится последний прием пищи?
- Какие продукты питания нельзя употреблять на ночь?
- В каком объеме нужно принимать пищу?
- Подведение итогов. Соблюдение ритма приемов пищи во многом является залогом хорошего аппетита. Специалисты считают, что основной прием пищи должен быть принят днем, а меньшая часть после 18 часов. Вечером не стоит есть мясо, не полезны вечером острые блюда, также крепкий чай и кофе.
Есть еще одно правило: отучаться насыщаться пищей до предела.
• А сейчас посмотрим, как издавна народ относился к здоровью.
-Какая команда быстро соберет пословицы.(слайд)
(Пословицы разделены на 2 части)
Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Овощи, фрукты – полезные продукты.
Будешь «Колу» пить, смотри, растворишься изнутри.
Будешь «Сникерс» кушать сладкий, будут зубы не в порядке.
4.2 Сохранению и укреплению здоровья человека способствуют высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка, выполнение утром зарядки и закаливание.
Обследования показали, что у занимающихся дополнительно спортом физическое развитие происходит более гармонично. У них выше жизненная емкость легких, больше мышечная сила.
Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы
Закаливанию способствуют пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Много радости приносит купание. Через нервные окончания, которые расположены в коже, водные процедуры оказывают влияние на весь организм человека. Нужно ходить босиком, но очень часто сырые ноги становятся причиной простуды, головной боли. Недаром народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде».
- Интересные факты
Великий математик - Пифагор был олимпийским чемпионом в кулачном бою. Великий философ - Платон всю жизнь занимался гимнастикой и до глубокой старости сохранил юношескую силу. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь 100 лет, а может быть, и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и чистом поле.
4.3. Давайте поговорим с вами о режиме дня школьника – основе здоровья.
Соблюдать его очень важно еще и потому, чтобы с детства приучиться все делать вовремя, везде успевать и не уставать (Слайд )
7.00 – Знай, дружок, что в 7 утра хватит спать, вставать
пора.
7.15 – А проснувшись, не лежи, зарядку сделай, постель застели.
7.30 – Вот и завтракать пора: каша ждет тебя с утра.
8.00 – Как поел, портфель бери, в школу с радостью иди.
8.30 – 14.00 – В школе слушай все внимательно, будь прилежным и
старательным.
14.15-14.30 – По дороге домой не спеши, держись левой стороны.
15.00-17.00 – После школы погуляй, про обед не забывай.
17.00-19.00 – Пришло время постараться за уроки приниматься. Об
одном не забывай: в промежутках отдыхай.
19.00-20.00 – Дома маме помоги и немного отдохни.
20.00-21.00 – Теперь можно погулять, можно книжку почитать,
телевизор посмотреть, или с мамой посидеть.
21.30 – Знай, спокойный, крепкий сон тебе очень нужен он.
Всем запомнить нужно! Кто с режимом дружит, никогда не тужит! Помни твердо, что режим людям всем необходим!
- Подведение итогов. Учащимся раздаются памятки о правильном распределении времени в течение дня для укрепления здоровья.
4.4. Вот стены нашего дома Здоровья мы возвели. Осталась только крыша, крыша хорошего настроения (Слайд ).
Игра «Круг» (дети берутся за руки идут по кругу)
Если радость у тебя, не скупись.
И с друзьями непременно поделись.
Если горе у тебя, оглянись.
И с друзьями непременно поделись.
(дети рассказывают о хороших и плохих событиях)
- Человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее переносит психоэмоциональные трудности, легче переносит стрессовые ситуации. Говорят так: «Где любовь да совет, там и горя нет».
Эмоции сопровождаются изменениями функционирования многих систем организма, не подвластных воле: учащается пульс, изменяются частота и глубина дыхания, поднимается давление.
Некоторым людям свойственно долго помнить неприятные
эмоции. Таких людей называют пессимистами. Существует и другой
тип людей, которые очень скоро забывают обо всех неприятных событиях в жизни и
помнят только хорошее. Таких людей принято называть оптимистами.
Эмоции так же сильно влияют на здоровье, как и другие факторы.
Положительные эмоции укрепляют здоровье, отрицательные часто приводят к
болезням.
-Подумайте,
как, по вашему мнению неприятности и обиды влияют на здоровье? Кому легче
справиться с болезнью – оптимисту или пессимисту?
-Вспомните, исходя из своего опыта: легко ли общаться с человеком, который
только что перенес горе, неприятность, обиду? Как нужно общаться с ним, какие
стараться использовать слова?
Подведение итога: обычно люди, постоянно испытывающие отрицательные
эмоции и сосредоточенные на мрачных мыслях, труднее переносят болезни, с ними
тяжелее общаться. Все это ведет к тому, что они еще больше замыкаются на своих отрицательных
переживаниях и мыслях. У них нет друзей, и это им самим портит жизнь.
Любую неприятную ситуацию можно рассматривать не только с отрицательной, но и с положительной стороны.
К примеру: ваш друг с утра разбил чашку, опоздал на автобус
и в школу. Он переживал и думал, что весь этот день неудачный, лучше было бы в
такой день сидеть дома. Но попробуйте на эту же ситуацию посмотреть с другой
стороны: разбил чашку, опоздал на автобус, но все это произошло в первой
половине дня, а вторая, вполне возможно, сложится удачно.
4.4 Немалую роль в сохранении здоровья играет борьба с вредными привычками.
-А что такое привычки? Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.
Каждый человек вправе выбирать сам, как ему жить: сосуществовать с вредными привычками или вести здоровый образ жизни. И каждый кто выбирает здоровье, должен для себя завести определенный дневник здоровья, из которого мы должны сделать вывод, что полезно, а что вредно для здоровья.
-Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
( СЛАЙД) Работа в группах. Обсуждение и защита своих предположений .
Полезно для человека: |
Вредно для человека: |
соблюдать режим дня соблюдать гигиену правильно и регулярно питаться заниматься спортом вовремя и самостоятельно делать уроки бывать на свежем воздухе делать утреннюю зарядку следить за чистотой своей одежды и своего жилища слушать родителей и близких людей закаляться посещать кружки читать книги |
прогуливать занятия в школе грубить и не уважать старших много сидеть у телевизора или за компьютером гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни пробовать незнакомые вещества есть много сладкого грызть ногти драться курить |
Я надеюсь, что все эти правила вы будете выполнять, и это поможет вам быть здоровыми и красивыми. А сейчас давайте еще раз вспомним, что же составляет основу здорового образа жизни человека?
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители , любить и уважать друзья, он сможет достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
слайд.И пускай нашим девизом станут слова – “Мы за здоровый образ жизни!”
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Я умею…
- Я не умею…
- Я могу научить своих одноклассников…
- Сегодня я понял…
- Занятия помогли мне…
- Я узнал, что…
- Я научился…
- Теперь я…
- Теперь мне…
- Мне ещё предстоит…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.