Разработка комплексно-тематического плана по социально-нравственному воспитанию через разные виды деятельности
Автор: Старикова Ю.А. воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «ДС №331г. Челябинска»
Тема: «Наша родина – Россия»
Программное содержание:
Предварительная работа с детьми:
рассматривание репродукций картин русских художников о Родине и ее природе;
чтение и просмотр сказок и потешек народов России;
чтение рассказов и заучивание наизусть стихов о Родине;
прослушивание песен о России;
рассматривание предметов народно – прикладного искусства; рассматривание иллюстраций русских национальных костюмов;
разучивание русских хороводных игр.
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
1.Сюжетно – ролевые игры: - «Дом», - «Детский сад», - «Семья», - «Кто работает в детском саду», - «Профессия моих родителей», - «День рождения» 2. Дидактические игры: - «Что такое хорошо, что такое плохо», - «Мои хорошие поступки», - «Как мы живем в детском саду», - «Моя семья, моя родословная», - «День рождения», - «Дарю подарки», - «Мое имя», - «Моя комната», - «Найди предметы». 3. Коммуникативные игры: - «Я расту…», - «Назови ласково», - «Пустим имя по ветру», - «У меня есть голова», - «С днем рождения». |
Речь и речевое развитие |
1. Составление рассказов на тему: - «С кем я живу», - «Хорошо у нас в саду…», - «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», - «Мамины, бабушкины руки», - «Моя комната», - «Мое любимое занятие», - «Мой лучший друг», - «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», - «Каким я хочу быть». 2. Сочини стихотворение: - О маме, - О семье, - О друге. 3. Сотворчество детей и родителей по теме. |
Художественная литература |
1. Чтение рассказов: - «Моя бабушка» С. Капутикян, - «Мой дедушка» Р. Газматов, - «Мама» Ю. Яковлев, - «Заплатка» Н. Носов. - «Грипп», «Прививка» А. Барто, - «О мальчиках и девочках» С. Маршак, - «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, - «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский. 2. Заучивание стихов: - «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, - «Бабушкины руки» Л. Квитко, - «Мама, почему» Г. Виеру, - «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина 3. Загадки на темы: - «Семья», - «Родной дом», - «Детский сад». |
Продуктивная деятельность |
1. Рисование: - «Выходные в семье», - «Семейные праздники», - «С кем я живу», - «Портреты членов семьи». 2. Оформление выставок: - «Моя семья», - «Мой детский сад». 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Совместное рисование детьми газет: - «Как мы отмечали праздники в детском саду», - «Мы любим трудиться», - «Наши занятия». 5. Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов - «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», - «Встреча гостей», - «Мой дом». |
Трудовая деятельность |
1. Посильная трудовая деятельность дома: заправить в постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате и т.д. 2. Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд. 3. Трудовые поручения в группе и дома. |
Учебная деятельность |
1. Познавательные занятия: - «Состав семьи» (Семь Я), - «Работа моих родителей». 2. Беседы: - «Любимый отдых членов семьи», - «Как я помогаю дома», - «Я и мое тело», - «Имена, отчества, фамилии и их значение», - «Домашний адрес, квартира, моя комната», 3. Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо». 4. Ориентировка: - Составление плана квартиры, комнаты, - Составление плана группы, детского сада, участка. |
Социальное развитие |
1. Выпуски семейных газет «В здоровом теле, здоровый дух». 2. Создание альбомов. 3. Газеты: - «Мой детский сад», - «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет». 4. Видеотека: - «Семейные праздники», - «Отдых», - «Труд на даче», - «Праздники в детском саду». 5. Создание библиотеки: - книги о Челябинске; - иллюстрации, - наборы открыток. |
Здоровье и физическое развитие |
1. Беседы: - «Правила безопасного поведения», - «Из чего я «сделан», - «Как устроено наше тело?», - «Это вредная еда», - «Микробы и мыло». 2. Дидактические игры: - «Опасно – неопасно», - «Полезная и вредная еда». 3. Совместно с детьми разработать «Правила чистюли». 4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома. 5. Физкультурный досуг «Зимние забавы». 6. Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний. 7. «В гости к зубной щетке». |
Музыка |
1. Проведение праздников: - «Мамин день», - «День защитников Отечества». 2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме. 3. Прослушивание аудиозаписей: - «Если с другом вышел в путь», - «От улыбки», - «Песенка друзей». |
Взаимодействие с родителями |
1. Создание эмоционально – благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. 2. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?». 3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье. 4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье. 5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд. 6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду». 7. Досуг в семье: - Выходные в семье, - Семейные праздники. |
ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ» (4-5 лет)
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие |
1. Познавательные занятия:
2. Творческие рассказы:
3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о Челябинске. 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение худ. литературы. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность |
1. Оформление игротеки дидактических игр
2. Сюжетно – ролевые игры:
3. Подвижные, речевые игры народов Урала. 4. Оформление игрового уголка объёмных игрушек: животные, птицы, рыбы Урала. |
Трудовая деятельность |
Ручной труд: · Поделки из природного материала · Изготовление макетов зданий города · Изготовление символики города |
Продуктивная деятельность |
Рисование:
Лепка: животных, птиц Конструирование (бросовый материал): Национальная кукла из ниток. Строительный материал: здания города |
Здоровье и физическое развитие |
· Игры народов Урала Беседы: · «Полезные привычки» · «Точечный массаж», · «Лечебный чай» · День здоровья. · Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха» · Спортивные праздники, развлечения |
Экологическое воспитание |
· Беседа о климатических условиях города, области. · Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. · Составление экосказки о Челябинске, о Миассе. · Мероприятия по охране окружающей среды. · Викторина «Что я сделал для родного города» (чистота, уют). |
Социальное развитие |
· Встречи с почетными людьми города · Экскурсии по родному городу · Экскурсии в лес · Посещение выставок художников города, края · Экскурсия в библиотеку · Знакомство с выставками о городах Урала · Организация уголка краеведения в группе |
Музыкальная деятельность |
|
Взаимодействие с родителями |
· Консультации: · Помощь в организации экскурсий · Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций. |
ПРОЕКТ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (5-6 лет)
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Дидактические игры: · «Найди флаг России», · «История российского герба», · «Найди среди гербов разных стран, герб России», · «Чей костюм», · «Выложи узор на кокошнике», · «Мир профессии», · «Выложи узор на сарафане» Русские народные подвижные игры: · «Гуси – лебеди», · «Краски», · «Пятнашки», · «У медведя во бору», · «Палочка выручалочка», · «День – ночь», · «Лошадки», · «Горелки», · «Уголки», · «Море волнуется», · «Вышибалы», · «Зевака», · «Классики», · «Телефон» и т.д. Коммуникативные игры: · «Кто чем приметен», · «Путаница» Хороводные игры: · «Заинька», · «Плетень», · «Калитушка», · «Ворон». |
Речь и речевое развитие |
Составление творческих рассказов на темы: · «Как я люблю Москву», · «Что мы знаем о Москве», · Составление рассказов по рисункам · Сотворчество детей и родителей в составлении рассказов, сказок, небылиц · Придумывание загадок · Заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок · Обогащение словаря детей |
Художественная литература |
Чтение рассказов, сказок, стихов: · «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен · «Прогулка» С. Михалков · «Как аукнется, так и откликнется» р.н.с. · «Снегурушка и лиса» р.н.с. · «Сивка – бурка» · «Хаврошечка» Заучивание стихов о Москве, Родине, России. Чтение произведений о русских богатырях. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. Конкурс пословиц и поговорок о труде. Разучивание частушек. |
Продуктивная деятельность |
Рисование: · «Русская матрешка», · «предметы быта Древней Руси», · «Русская изба», · «Одежда и оружие богатырей», · «Красная площадь, стены и башни Московского Кремля» · «Красны девицы и добры молодцы» · «Времена года». Роспись подносов: · «Городецкая роспись», · «Гжель», · «Жостово», · «Дымково». Аппликация: · «Кремль», · «Герб, флаг России», · «Богатырь», · «Орнаменты для сарафанов и кокошников» · «Спасская башня». Оформление выставок рисунков. Оформление альбомов: · «Москва – столица», · «Народы России». |
Социальное развитие |
Выпуск семейных газет: · «Где я побывал в России», · «Защитники Отечества», · «9 Мая – День Победы» Создание альбомов: · «Русское народное творчество», · «Небылицы, скороговорки, пословицы», · «Городецкая роспись», · «Гжель». Игра «Что? Где? Когда?» (Тема: Россия) |
Здоровье и физическое развитие |
Беседы на темы: · «В здоровом теле, здоровый дух», · «Чистота – залог здоровья». Физкультурный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья!» Спортивные развлечения: · «Веселые старты», · «Старинные русские народные игры», · «Русские игрища». |
Экологическое воспитание |
Беседы на тему: · «Природа нашей Родины», · «Человек и природа». Познавательные занятия: · «В гостях у зимующих птиц», · «Разнообразие животного и растительного мира», Тематическое занятие «Посади дерево» Тематическое развлечение «Здравствуй, здравствуй, добрый лес». Дидактические игры: · «Отгадай кто мы», · «Доскажи слово», · «Кто внимательней», · «Собери целое» Оформление альбомов: · «Животные», · «Птицы», · «Насекомые», · «Цветы», · «Деревья», · «Подводный мир» и т.д. Составление кроссвордов и ребусов на экологические темы. «Сочиним сказку». Поделки из природного материала. Аппликация. |
Музыкальная деятельность |
Разучивание песен: · «Во поле береза стояла», · «Осенняя песня», · «Урожайная», · «Ой, зима, моя зима», · «Елочка красавица», · «Русская изба», · «Как на тоненький ледок». Хороводные игры и хороводы: · «Как на тоненький ледок» – хоровод, · «Ходит Ваня», · «К нам гости пришли», · «Галя по садочку ходила», · «Как под наши ворота». Русские пляски, переплясы Слушание песен и музыки: · «Гимн России», · «Русская народная музыка», · «Частушки». Обучение игре на инструментах: · гармошка, · ложки, бубен, гусли, · балалайка, · баян и т.д. Праздники и развлечения на основе русского фольклора: · «Рождество», · «Масленица», · «Пасха», · «Народные игрища», · «Осенняя ярмарка», «Мой любимый хоровод» и т.д. |
Театрализованная деятельность |
Инсценировка русских народных сказок: · «Колобок», · «Три медведя», · «Гуси – лебеди», · «Теремок» и т.д. Инсценировка сказок народов России: · «Колосок» - украинская н.с. Теневой театр: · «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. р.н.с. |
Работа с родителями |
1. Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях: - «Роль матери и отца в воспитании детей», - «Приучение ребенка к труду», - «Наказание детей» 2. Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй» 3. Выпуск газеты для родителей «Солнышко». 4. Организация совместных соревнований для детей и родителей: - «А ну-ка, парни!», - «Веселые старты» 5. Проведение традиционных праздников: - «День знаний», - «Здравствуй, Осень!» - «Новогодние и рождественские праздники», - «Богатыри России». 6. Организация добрых дел. 7. Создание предметно – развивающего образовательного пространства: - Детской библиотеки, - «Русской избы», - Театральной студии. 8. Изучение семейного воспитания и обучения детей дома: - Целевое посещение семей, - Анализ и самоанализ семейного воспитания и обучения детей, - Анкетирование родителей, - Обобщение опыта. |
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ» (6-7 лет)
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно – ролевые игры: · «Космос», · «Китайская кухня», · «Экскурсия», · «Пограничники», · «Прием гостей», · «Инопланетяне» Дидактические игры: · «Какие люди живут в названной стране?», · «Найди планету Земля», · «Назови и найди страну на глобусе», · «На каком языке говорят в Италии, … и т.д.», · «Какой страны флаг?», · «Где живет животное?», · «Где растет дерево?», · «Найди трех животных» и т.д. Подвижные игры разных стран: · «Французские салки», · «Японские салки», · Молдавские игры: «Лошадки», «Овцы и волк», «Сбей пушму», «Пастух и стадо»; · Туркменские игры: «Хромая курица», «Попробуй, достань», «Скачки»; · Латышские игры: «Решето», «Догони меня», «Волк и коза» и т.д. |
Речь и речевое развитие |
Рассказы из личного опыта: · «В какой стране я побывал», · «В мире животных» (что я видел по телевизору) Творческие рассказы: · «что я знаю о людях разных стран», · «Где я хотел бы побывать», составление рассказов по картинкам, картинам. |
Художественная литература |
Чтение рассказов, сказок: · «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен (перевод с нем.) · «Насмешница синица» Д. Чиарди (перевод с англ.) · «Феликс и голубь» Д. Родриан · «Народные песенки» Ф. Скудры (перевод с латыш.) Чтение стихов: · «Звал воробьишка» пер. Ю. Григорьева (Литва) · «Журавли» пер. Н. Гребнева (Таджикская) · «Чем пахнут ремесла» Д. Родари (пер. с итал.) · «Лунной ночью» Китахара Хакосю (пер. с японского) |
Продуктивная деятельность |
Оформление выставок рисунков и плакатов: · «Земля мечты моей» · «Животные разных стран», · «Растения пустыни» и т.д. Приготовление атрибутов для театра Лепка животных жарких стран Аппликация «Разноцветная планета» |
Социальное развитие |
Выпуск семейных газет: · «В какой стране мы отдыхали» · «Где я хотели бы побывать» Оформление альбомов (фотографии): Видеотека: · «Мой папа работает за границей» · Мультфильмы · Познавательные фильмы |
Экологическое воспитание |
Беседы на тему: · «Красная книга», · «Природа разных стран», · «Земля и другие планеты» · «Почему надо беречь Землю» Дидактические игры Оформление альбомов: · «Животные жарких стран», · «Экзотические птицы», · «Деревья», · «Цветы», Работа с глобусом. Составление кроссвордов и ребусов. Рисование плакатов: · «Земля моей мечты» · «Дети разных планет» Просмотр видеофильмов о природе. |
Музыкальная деятельность |
Слушание музыки композиторов разных стран: · И.С. Бах, · В.А. Моцарт, · Ф. Шуберт, · Л.В. Бетховен и др. Разучивание песен. Танцы разных стран: · «Чунга – чанга», · «Ламбада», · «Гопак» и др. |
Театрализованная деятельность |
Настольный театр: · «Красная шапочка», · «Три поросенка», · «Колосок», · «Пых» и др. Игра – драматизация. Теневой театр. |
Работа с родителями |
1. Консультации. 2. День Открытых дверей. 3. Словотворчество родителей и детей: сочини рассказ «Где я хотел бы побывать? Почему?» 4. Участие в выставке плакатов «Спасем планету Земля!» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.