Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способы организации учебного процесса.Три вида:аналитический, синтетический и ситуационный. Аналитический заключается в том,что все действия расчленяются на части, каждая из которых изучается отдельно. Синтетический подразумевает изучение составных частей последовательно, начиная с простых заканчивая более сложными. Ситуационный способ предполагает выполнение трудовых действий целиком, со всё более усложняющимися условиями.
Иконка файла материала Моя педагогическая система.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Гимназия №14»  «Способы организации учебного процесса» Выполнил: Учитель технологии Гармаев Б.С. Улан­Удэ 2017Профессия учителя технологии относится к группе профессий, предметом которой  является человек. Учитель технологии имеет целью своей деятельности становление,  формирование и преобразование личности обучающегося. Особенность профессионально­педагогической деятельности учителя технологии состоит  в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её  содержание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой стороны профессия этого  типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой­либо  профессиональной области. Для учителя технологии ­ это знания и умения во многих  видах профессиональной деятельности. Анализ работы учителя технологии показывает, что он должен владеть сегодня многими  видами деятельности, которые имеют значительно более широкий диапазон, чем те, что  представлены в Государственном образовательном стандарте. Для того чтобы сделать подход к обучающемуся более дифференцированным, в   своей   работе   я   использую   в   различных   сочетаниях   преимущественно   три способа   организации   учебного   процесса:   аналитический,   синтетический   и ситуационный. Аналитический способ заключается в том, что трудовые действия, которые нужно научить  выполнять, расчленяются на составные части, каждая из которых изучается отдельно.  Овладение приёмом, например, сводится к изучению отдельных движений, из которых он  состоит. При изучении операции сначала последовательно осваиваются приёмы, при  помощи которых она выполняется, и лишь затем типичные сочетания приёмов в операции,  а изучению трудового процесса предшествует усвоение всех операций, при помощи  которых он осуществляется. Синтетический способ предусматривает последовательное изучение относительно  законченных видов трудовой деятельности (например, трудовых процессов) начиная с  простых и переходя к всё более сложным; при этом трудовые операции и приёмы  усваиваются в непосредственной связи с изучением трудовых процессов.  Ситуационный способ предполагает формирование умения осуществлять какой­ либо  ответственный вид трудовой деятельности, выполняя его целиком во всё более  усложняющихся условиях, в различных ситуациях. Этот способ получает всё большее  применение в связи с подготовкой рабочих автоматизированного труда. Чтобы  обучающиеся овладели умениями, необходимыми для наладки сложного оборудования,  выявления причин неполадок в его работе и отклонений сложного аппаратурного процесса от установленного режима, определения характера реагирования на них, соответствующие разделы содержания обучения  должны быть построены по ситуационному способу. Рассмотренные выше способы построения содержания обучения сочетаются в  операционно­комплексной системе. Согласно операционно­комплексной системе программы строятся по следующей схеме.  После изучения двух­трёх начальных тем, правил техники безопасности и трудового  распорядка, начинаю последовательно обучать операциям ­ от простых до всё более  сложных с учётом их типичной последовательности в технологическом процессе. Каждую операцию обучающиеся изучают отдельно лишь до тех пор, пока не научатся восновном правильно выполнять её важнейшие приёмы. Формирование и  совершенствование навыков выполнения операций провожу на комплексных работах  (включающих все или несколько пройденных операций), которые даются после изучения двух­четырёх очередных операций. Комплексные работы имеют целью закрепить умение выполнять не только операции, но  и их типичные сочетания и в связи с этим привить навыки чтения чертежей,  планирования технологического процесса, расчёта режимов работы, настройки  оборудования и осуществления других функций планирования, подготовки и контроля  производственного процесса. При этом первоначальные умения, необходимые для  выполнения этих функций преимущественно умственного труда, формируются в  процессе теоретического обучения. После относительно простых комплексных работ следуют сложные комплексные  работы, уже не чередующиеся с изучением отдельных операций. Выполняя их,  обучающиеся осваивают типичные трудовые процессы, совершенствуют свои умения  разбираться в конструкции различных изделий, в разработке и применении  прогрессивной технологии, специальных инструментов и приспособлений, расширяют и  углубляют свой опыт, приучаются выполнять все функции. Таким образом, операции и простые комплексные работы изучаются преимущественно  аналитически. Синтетический способ применяется лишь в той мере, в какой в  комплексных работах встречаются новые для обучающихся разновидности операций и  приёмы, ранее отдельно не изучавшиеся. При изучении сложных комплексных работ  преобладает синтетический способ, а если целенаправленно планируется выполнение  трудовых процессов в последовательно усложняющихся условиях ­ ситуационный. Приведённую схема построения содержания  обучения применяю при обучении  с  высокой цикличностью  процессов. Ярко выраженная прерывность и повторяемость   процессов и связанной с ними трудовой деятельности позволяет легко расчленять её  на операции и изучать вычлененные операции в дидактически целесообразной  последовательности. После того как основные операции (все или часть) изучены, обучающиеся учатся выполнению   комплексов   операций   в   порядке   возрастания   их   трудности.   При операционно­комплексной   системе     обучения   обычно   применяю   такую последовательность: ­ ­ ­ тренировочные упражнения обучающихся в выполнении отдельных движений, приёмов и операций; последовательное   изучение   и   усвоение   нескольких   трудовых   операций   и процессов, представляющих определённую ступень; комплексное   применение   нескольких   изученных   операций   и   процессов   при изготовлении несложных изделий или выполнении работ. В трудовых операциях сочетаются разнообразные приёмы, причём число их может быть  значительным. Упражняясь  в выполнении  операций, обучающиеся  не  только приучаются   практически   использовать   знания,   получаемые   на   уроках   по техническим   предметам,   но   и   расширяют,   конкретизируют   их.   Они   учатся наблюдать,   анализировать   ход   работы,   своевременно   подмечать   отклонения   в размерах и качестве обработки. Одной из задач упражнений в выполнении операций является   также   умение   своевременно   обнаруживать   возникающие   неполадки   вработе инструментов и механизмов, принимать меры к их устранению. Когда   обучающиеся   впервые   приступают   к   изучению   новых   для   них   сложных приёмов,   образующих   операцию,   то   их   внимание   сосредотачивается   лишь   на правильности движений. Поэтому основной задачей первых упражнений во многих операциях   ручных   приёмов   ­   овладение   обучающимися   рабочей   позой,   хваткой инструмента, структурой и координацией движений. Только   после   того   как   эти   элементы   в   основном   усвоены,   требую   достижения необходимой   точности   обработки.   Однако   в   это   время   ещё   не   требую   высокой скорости   работы,   так   как   в   результате   этого   обучающиеся   не   могут контролировать   правильность   рабочей   позы,   применяемые   усилия   и   т.д. Упражнения   начинаю   с   простейших   разновидностей   операций,   включающих наименьшее число приёмов. Например, при обучении операции опиливания начинаю с   упражнений   в   опиливании   плоскости   под   линейку.   При   выполнении   этой разновидности   операции   к   приёму   снятия   напильником   стружки   с   плоской поверхности   не   предъявляю   дополнительные   требования.   Затем   провожу упражнения в опиливании плоскости под прямой угол, т.е. ввожу новое требование ­   сопряжение   двух   плоскостей.   Далее   обучающиеся   упражняются   в   опиливании параллельных плоскостей, здесь требуется точное соблюдение размеров и т.д. Также на уроках технологии широко применяю инструктаж. Цель которого ­ дать указания   о   задачах   и   способах   выполнения   упражнений   (в   освоении   приёмов, операций, процессов/, практических заданий и работ. Основная задача инструктажа заключается в том, чтобы научить обучающихся  рационально планировать, осуществлять и контролировать изучаемые  технологические и трудовые процессы, соблюдать установленные технические  требования, режимы, нормы времени, формы организации труда и правила техники безопасности, а также пользоваться способами контроля, выявлять ошибки и  исправлять их. При обучении в мастерских применяю две основные формы инструктажа ­ устный (в  форме рассказа, объяснения, беседы и т.д.) и письменный (с помощью инструкций,  инструкционных, операционных и технологических карт, карточек­ заданий, схем,  чертежей и других материалов). Устный инструктаж является наиболее гибкой и оперативной формой. Особое внимание при устном инструктаже обращаю на точность и сжатость формулировок. Устный инструктаж предшествует каждому новому упражнению. Свой рассказ  сопровождаю показом способов выполнения приёмов и операций, широко использую  наглядные пособия и т.д. Задача устного инструктажа ­ постепенно и организованно включить  обучающихся в учебный процесс и облегчить овладение навыками и умениями.