Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
труд
5 кл—7 кл
28.04.2017
Способы организации учебного процесса.Три вида:аналитический, синтетический и ситуационный. Аналитический заключается в том,что все действия расчленяются на части, каждая из которых изучается отдельно. Синтетический подразумевает изучение составных частей последовательно, начиная с простых заканчивая более сложными. Ситуационный способ предполагает выполнение трудовых действий целиком, со всё более усложняющимися условиями.
Моя педагогическая система.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ.
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Гимназия №14»
«Способы организации учебного процесса»
Выполнил: Учитель технологии Гармаев Б.С.
УланУдэ 2017 Профессия учителя технологии относится к группе профессий, предметом которой
является человек. Учитель технологии имеет целью своей деятельности становление,
формирование и преобразование личности обучающегося.
Особенность профессиональнопедагогической деятельности учителя технологии состоит
в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её
содержание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой стороны профессия этого
типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какойлибо
профессиональной области. Для учителя технологии это знания и умения во многих
видах профессиональной деятельности.
Анализ работы учителя технологии показывает, что он должен владеть сегодня многими
видами деятельности, которые имеют значительно более широкий диапазон, чем те, что
представлены в Государственном образовательном стандарте.
Для того чтобы сделать подход к обучающемуся более дифференцированным,
в своей работе я использую в различных сочетаниях преимущественно три
способа организации учебного процесса: аналитический, синтетический и
ситуационный.
Аналитический способ заключается в том, что трудовые действия, которые нужно научить
выполнять, расчленяются на составные части, каждая из которых изучается отдельно.
Овладение приёмом, например, сводится к изучению отдельных движений, из которых он
состоит. При изучении операции сначала последовательно осваиваются приёмы, при
помощи которых она выполняется, и лишь затем типичные сочетания приёмов в операции,
а изучению трудового процесса предшествует усвоение всех операций, при помощи
которых он осуществляется.
Синтетический способ предусматривает последовательное изучение относительно
законченных видов трудовой деятельности (например, трудовых процессов) начиная с
простых и переходя к всё более сложным; при этом трудовые операции и приёмы
усваиваются в непосредственной связи с изучением трудовых процессов.
Ситуационный способ предполагает формирование умения осуществлять какой либо
ответственный вид трудовой деятельности, выполняя его целиком во всё более
усложняющихся условиях, в различных ситуациях. Этот способ получает всё большее
применение в связи с подготовкой рабочих автоматизированного труда. Чтобы
обучающиеся овладели умениями, необходимыми для наладки сложного оборудования,
выявления причин неполадок в его работе и отклонений сложного аппаратурного процесса
от установленного режима, определения
характера реагирования на них, соответствующие разделы содержания обучения
должны быть построены по ситуационному способу.
Рассмотренные выше способы построения содержания обучения сочетаются в
операционнокомплексной системе.
Согласно операционнокомплексной системе программы строятся по следующей схеме.
После изучения двухтрёх начальных тем, правил техники безопасности и трудового
распорядка, начинаю последовательно обучать операциям от простых до всё более
сложных с учётом их типичной последовательности в технологическом процессе.
Каждую операцию обучающиеся изучают отдельно лишь до тех пор, пока не научатся в основном правильно выполнять её важнейшие приёмы. Формирование и
совершенствование навыков выполнения операций провожу на комплексных работах
(включающих все или несколько пройденных операций), которые даются после изучения
двухчетырёх очередных операций.
Комплексные работы имеют целью закрепить умение выполнять не только операции, но
и их типичные сочетания и в связи с этим привить навыки чтения чертежей,
планирования технологического процесса, расчёта режимов работы, настройки
оборудования и осуществления других функций планирования, подготовки и контроля
производственного процесса. При этом первоначальные умения, необходимые для
выполнения этих функций преимущественно умственного труда, формируются в
процессе теоретического обучения.
После относительно простых комплексных работ следуют сложные комплексные
работы, уже не чередующиеся с изучением отдельных операций. Выполняя их,
обучающиеся осваивают типичные трудовые процессы, совершенствуют свои умения
разбираться в конструкции различных изделий, в разработке и применении
прогрессивной технологии, специальных инструментов и приспособлений, расширяют и
углубляют свой опыт, приучаются выполнять все функции.
Таким образом, операции и простые комплексные работы изучаются преимущественно
аналитически. Синтетический способ применяется лишь в той мере, в какой в
комплексных работах встречаются новые для обучающихся разновидности операций и
приёмы, ранее отдельно не изучавшиеся. При изучении сложных комплексных работ
преобладает синтетический способ, а если целенаправленно планируется выполнение
трудовых процессов в последовательно усложняющихся условиях ситуационный.
Приведённую схема построения содержания обучения применяю при обучении с
высокой цикличностью процессов. Ярко выраженная прерывность и повторяемость
процессов и связанной с ними трудовой деятельности позволяет легко расчленять её
на операции и изучать вычлененные операции в дидактически целесообразной
последовательности.
После того как основные операции (все или часть) изучены, обучающиеся учатся
выполнению комплексов операций в порядке возрастания их трудности. При
операционнокомплексной системе
обучения обычно применяю такую
последовательность:
тренировочные упражнения обучающихся в выполнении отдельных движений,
приёмов и операций;
последовательное изучение и усвоение нескольких трудовых операций и
процессов, представляющих определённую ступень;
комплексное применение нескольких изученных операций и процессов при
изготовлении несложных изделий или выполнении работ.
В трудовых операциях сочетаются разнообразные приёмы, причём число их может
быть значительным. Упражняясь в выполнении операций, обучающиеся не только
приучаются практически использовать знания, получаемые на уроках по
техническим предметам, но и расширяют, конкретизируют их. Они учатся
наблюдать, анализировать ход работы, своевременно подмечать отклонения в
размерах и качестве обработки. Одной из задач упражнений в выполнении операций
является также умение своевременно обнаруживать возникающие неполадки в работе инструментов и механизмов, принимать меры к их устранению.
Когда обучающиеся впервые приступают к изучению новых для них сложных
приёмов, образующих операцию, то их внимание сосредотачивается лишь на
правильности движений. Поэтому основной задачей первых упражнений во многих
операциях ручных приёмов овладение обучающимися рабочей позой, хваткой
инструмента, структурой и координацией движений.
Только после того как эти элементы в основном усвоены, требую достижения
необходимой точности обработки. Однако в это время ещё не требую высокой
скорости работы, так как в результате этого обучающиеся не могут
контролировать правильность рабочей позы, применяемые усилия и т.д.
Упражнения начинаю с простейших разновидностей операций, включающих
наименьшее число приёмов. Например, при обучении операции опиливания начинаю
с упражнений в опиливании плоскости под линейку. При выполнении этой
разновидности операции к приёму снятия напильником стружки с плоской
поверхности не предъявляю дополнительные требования. Затем провожу
упражнения в опиливании плоскости под прямой угол, т.е. ввожу новое требование
сопряжение двух плоскостей. Далее обучающиеся упражняются в опиливании
параллельных плоскостей, здесь требуется точное соблюдение размеров и т.д.
Также на уроках технологии широко применяю инструктаж. Цель которого дать
указания о задачах и способах выполнения упражнений (в освоении приёмов,
операций, процессов/, практических заданий и работ.
Основная задача инструктажа заключается в том, чтобы научить обучающихся
рационально планировать, осуществлять и контролировать изучаемые
технологические и трудовые процессы, соблюдать установленные технические
требования, режимы, нормы времени, формы организации труда и правила
техники безопасности, а также пользоваться способами контроля, выявлять ошибки и
исправлять их.
При обучении в мастерских применяю две основные формы инструктажа устный (в
форме рассказа, объяснения, беседы и т.д.) и письменный (с помощью инструкций,
инструкционных, операционных и технологических карт, карточек заданий, схем,
чертежей и других материалов).
Устный инструктаж является наиболее гибкой и оперативной формой. Особое внимание
при устном инструктаже обращаю на точность и сжатость формулировок.
Устный инструктаж предшествует каждому новому упражнению. Свой рассказ
сопровождаю показом способов выполнения приёмов и операций, широко использую
наглядные пособия и т.д.
Задача устного инструктажа постепенно и организованно включить
обучающихся в учебный процесс и облегчить овладение навыками и умениями.
Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"
Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"
Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"
Разработка курсов "Способы организации учебного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.