Разработка мероприятия "Вечер русского языка".
Оценка 4.7

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
русский язык
9 кл—11 кл
28.01.2017
Разработка мероприятия "Вечер русского языка".
Разработка мероприятия "Вечер русского языка" предназначена для учеников старших классов и посвящена родному языку - главному достоинству нашего народа. Задачи мероприятия: углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; способствовать развитию интереса к родному языку; воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
вечер русского языка.doc
ВЕЧЕР РУССКОГО ЯЗЫКА И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово... А.А. Ахматова Задачи: ­ углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; ­ способствовать развитию интереса к родному языку; ­ воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову. Оборудование:   1) плакаты с высказываниями о русском языке; 2) школьные газеты о русском языке; 3) магнитофонные записи песен; 1) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой; 5) рисунки учащихся к фразеологизмам. Подготовка: 1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке; 2) выпуск газет о русском языке; 1) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке; 3) оформление рисунков к фразеологизмам; 2) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм. Ход     з а н я т и я : 1­й  в е д у щ и й .  Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку ­ главному достоинству  нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать! 2­й  в е д у щ и й .   А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал  русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­ белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Звучит песня «С чего начинается Родина?» 1­й  у ч и т е л ь .   Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 2­й  у ч и т е л ь .   Русский   язык  дан  нашему   народу,   и   мы   имеем   возможность   познавать   его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого,  Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. 1­й в е д у щ и й .  А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте  проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке.  Назовите авторов следующих высказываний: 1.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским ­ с друзьями, немецким ­ с неприятелем, итальянским ­ с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому  присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого,   нежность   итальянского,   сверх   того   богатство  и   сильную   в   изображении   краткость греческого и латинского языка. (М.В. Ломоносов.) 2.Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.) 3.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.) 4.С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.) 5.Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.) 2­й  в е д у щ и й .   Сейчас   прозвучат   стихи   поэтов   разных   национальностей.   Вы   услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. 1­й чтец. Мурат Паранук, адыгейский поэт: На фоне музыки звучат стихи. Лесным покоем, Звоном речек В моей душе запела Русь. Горжусь ее певучей речью, Ее поэзией горжусь. Она к аульному подпаску Пришла в холодное жилье, Согрела лаской, шуткой, сказкой Сиротство раннее мое. Она передо мной открыла Страницами бессмертных книг, Щедра, легка, ширококрыла, Неиссякаемый родник. Открыла горцу и поэту, Как жизнь любить, Как мир беречь, Благословенная вот эта,        Мне ставшая родною речь.  2­й   чтец. Танзиля Зумакулова, кабардино­балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной... Но, как родной,  Люблю язык я русский.  Он нужен мне, как небо,  Каждый миг, На нем живые, трепетные чувства  Открылись мне:  И мир открылся в них.  Я поняла на русском слово «счастье».  Большое счастье жить в большой стране,  С ним не боюсь я горя и ненастья,  С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея,  Становятся единою рекой...  Забыв родной язык – Я онемею.  Утратив русский – Стану я глухой.  3­й чтец. Ростислав Братунь, украинский поэт:  Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал.  Поэт свои мечты о воле  Еще мальцу мне завещал.  Храню я эту книгу свято:  По ней отец, простой мужик,  Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык.  Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал,  Как правды знаменье и воли,  Порыв к тому, о чем мечтал.  4­й ч т е ц. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова ­ словно раны, слова ­ словно суд, ­ С ними в плен не сдаются и в плен не берут.  Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести.  Словом можно продать, и предать, и купить.  Слово можно в разящий свинец перелить.  Но слова всем словам в языке у нас есть:  Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;  Повторять их не смею на каждом шагу, ­ Как знамена в чехле, их в душе берегу. 1­й в е д у щ и й .  О языке народ сложил много пословиц и поговорок.  (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок.) 5­й чтец. Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. 6­й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. 5­й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой ­ враг мой: прежде ума рыщет. 6­й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись. 2­й  в е д у щ и й .   Знаменитый баснописец Древней Греции  Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил,  почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил:   «Ты   велел   купить   самое   лучшее.   А   что   может   быть   лучше   языка!   При   помощи   языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания,   при   помощи   языка   люди   могут   объясняться   друг   с   другом,   решать   различные  вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. 1­й в е д у щ и й .  В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки.  Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне   сыскать   самое   худшее.   А   что   на   свете   хуже   языка?   Посредством   языка   люди   огорчают   и разочаровывают   друг   друга,   посредством   языка   можно   лицемерить,   лгать,   обманывать,   хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что­нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа. 2­й  в е д у щ и й .   О минувших периодах  истории  мы судим  по  сохранившимся   до   наших   дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.  7­й чтец.  Бывает частенько, что слово одно, Но очень по­разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки сухие всегда! Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идет ­ «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду­то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? «Не дело, мол, воду носить решетом!» Стихи я пишу, не жалея труда,           Чтоб вы не сказали: «В стихах­то вода...»  1­й в е д у щ и й .  Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?  Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов.  (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать  косточки, за семь верст киселя хлебать и др.) 1­й  в е д у щ и й .  Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Игра с залом. Загадки­складки. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.  О них обычно говорят ... (водой не разольешь).  Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.  Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ... (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова).  Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут). 2­й в е д у щ и й .  Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.  Два актера разыгрывают сценку. Встретил я как­то одного приятеля. Давно не виделись с ним.  ­Как живешь? ­ спрашиваю. ­ Нормально, — отвечает.  ­ А с учебой как? ­ Нормально. ­Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке? ­Нормально. Вот так поговорили! 1­й в е д у щ и й .  Плохо, однако, и когда речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе­шутке «Сотрудник института синонимов». Сценку разыгрывают три актера.  Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук. В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет. ­ Моя фамилия Михайлов, ­ отрекомендовался посетитель. ­ А моя ­ Сидорчук, ­ сказал начальник ЖЭКа. ­ Я   работаю   старшим   научным   сотрудником   в   институте   синонимов.   Синонимы   ­   это   слова, близкие по смыслу, значению... ­ Ну и что? ­ Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать... ­ Товарищ Михайлов, я все­таки хотел бы... ­ Хотеть   делать,   желать,   стремиться   ­   это   еще   не   значит   сделать,   совершить,   произвести, сотворить... ­ Но что я должен сотворить? Что? ­ взорвался Сидорчук. Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно,  в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10. ­ Наконец­то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина. ­ Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице... ­ Но есть же субординация, ­ начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета. ­ Вот возьмите, ­ сказал он, вновь войдя в кабинет. ­ Только,  пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните... Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал: ­Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в  быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение. А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать­то я ему не поставил.  Так  что  придется  ему  все­таки  к Кукушкиной  прийти,  зайти,  подскочить,  пришлепать, притопать...» 2­й в е д у щ и й .  Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в  XVIII  веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль»  в образе   Митрофанушки   высмеял   невежество,   лень,   тупость,   необразованность.   Но   не   правда   ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными. Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»  (Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.) П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна. П р а в д и н .  Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, которадверь'. Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н .  Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна. С т а р о д у м .  Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. 1­й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей? 2­й в е д у щ и й .  Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее. 7­й чтец (или три актера: рассказчик, неграмотный, грамотей). Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: ­ Будь другом, напиши письмо, а то я не умею. ­ Нет, не могу, нога болит, ­ ему ответил тот. ­ Через неделю приходи, авось болезнь пройдет. ­ Да разве пишешь ты ногой? ­ неграмотный спросил. ­ Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил.            Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год,            Но без меня мое письмо никто не разберет. 1­й  у ч и т е л ь . В   настоящее   время   наш   «великий   и   могучий»  русский   язык,   к   сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых на­ рушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении,  в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки. Ты звонишь ей домой, Когда меня рядом нет. Скажи мне «да» или «нет» И дай мне свой ответ. Группа «Руки вверх», песня «Студент» Я шоколадный заяц, Я ласковый мерзавец И сладкий на все сто... П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц» Я шел по мостовой, Я шел по мокрым лужам, По скользкой мостовой Ногами снег утюжил. Бутусов, «Песня идущего домой» Твои изумрудные брови Колосятся под знаком луны...  Группа «Корни»  1­й в е д у щ и й .  Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык  связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить  «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов. 2­й в е д у щ и й .  Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»: Молчат гробницы, мумии и кости, ­ Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,        Наш дар бесценный ­ речь.  2­й у ч и т е л ь .  Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать  стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой  Отечественной войны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, ­ И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".

Разработка мероприятия "Вечер русского языка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017