Разработка открытого урока

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка открытого урока по хору для обучающихся младших классов Детских школ искусств. Тема: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов» Тип урока: комбинированный. Вид занятия: « Урок - игра». Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Иконка файла материала разработка урока Весело поём.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования  Детская школа искусств №2 Чердаклинского района Ульяновской области                                                                                                                     РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Весело поем» «Развитие эмоциональности и творческой свободы  на занятиях хора учащихся младших классов»   1«Весело поем»  т:  Хор Учитель:  Александрова Светлана Леонидовна Дата проведения: 18.12.2018г. Класс:   1 Предме   Тема урока:  «Развитие эмоциональности и творческой свободы  на занятиях хора  учащихся младших классов» Форма проведения:  коллективная. Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра. Введение Хоровое  пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение ­ природная   способность   человека,   а   человеческий   голос   –   самый   древний   музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые   занятия     охватывают   многофункциональность   действий:   пение,   ритмические, танцевальные   движения,   образная   эмоциональность,   умственная   работа.   Итак,   хоровое пение   –   одно   из   главных   средств     музыкального   воспитания,   которое   способствует гармоничному развитию личности ребенка. Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «   Хоровое   пение».   Занятие     проходит   в   течение   40   минут.   Занятие   разработано   для учащихся 2 классов. Основная часть Тема программы:  « Подготовка к  концертному выступлению». Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы». Тип занятия: комбинированный. Вид занятия: « Урок ­ игра». Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку. Задачи: обучающая; ­ дать понятие о правильной работе певческого аппарата; ­ дать понятие об использовании дыхания в пении; 2­ дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений; ­   научить   эмоционально,   (инсценировка, мимика, сценическое движение); развивающая:   исполнять   произведения,   используя   различные   приемы ­ создать условия для развития эмоциональной сферы; ­ развить творческую фантазию, воображение; ­ активизировать слуховое восприятие; ­ развить чувство ритма;  воспитывающая: ­ воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению; ­ сформировать навык общения в группе детей; ­ расширить  музыкальный кругозор; ­ воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности. Оборудование для организации занятия: ­ синтезатор; ­ музыкальный центр; ­ микрофон; ­ компьютер. Методы обучения:      наглядный (слуховой и зрительный); словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная               оценка исполнения); индуктивный; дедуктивный; проблемно – поисковый; объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).  Методические приёмы: ­творческие деятельность и создающие поисковые ситуации;      вопросы, задания     и     стимулирующие   мыслительную ­применение   индивидуального   подхода,   наблюдение   за   развитием   учащихся,   групповой индивидуальный  опрос; 3­ побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения; сопоставление песен, различных по характеру; ­ вариативность заданий при повторении упражнений и песенного     материала; ­ представление « в уме» первого звука уже на дыхании; вокализация песен на слог и сольфеджио; ­   задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Во поле берёза стояла»); ­   образные   сравнения   как   приём   связи   с   жизненным   опытом   и   образным   мышлением  младших школьников; ­   юмор   ,одобрение,   поощрение   успехов   учащихся   с   целью   стимуляции   их   интереса   к занятиям, как  способ вызвать  положительные эмоции,  повышающие   работоспособность детей. Ход занятия: Первая часть урока (работа с распевками) Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке. Распевка « Здравствуйте, ребята!»  Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной   «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок. Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;                                                   «Лошадка (большая);                                                   «Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке) Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные», Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Упражнение «Чайка»(«немой» звук); Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция. «Восьмёрки»; Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз. Скороговорка  («дуб тупогуб, тупогубенький бычок») Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием в каноне. Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука. 4Задачи:   использовать в пении приобретенные вокально­хоровые навыки, знать и уметь применять   на   практике   динамические   оттенки,   уметь   анализировать   собственное исполнение. Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) ­ определение образа каждого героя   предлагаемой   распевки,     исполнение   распевки   с   использованием   актерского мастерства. Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка). Задачи распевки: учащиеся  исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Распевка «Во поле берёза стояла»  Задачи распевки: учащиеся  исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1­ 4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1­ ом куплете, в 5­6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7­8  фразах   внимание   к   низким   нотам:   петь   их   высоко;   Канон   петь   медленно   по  руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос; исполнение песни от начала и до конца Вторая часть урока (работа с песенным материалом) Закрепление понятий постановки корпуса во время пения  Если хочешь стоя петь –  Головою не вертет  Встань красиво, подтянись И спокойно улыбнись Если хочешь сидя петь­ Не садись ты как медведь, Спину выпрями скорей,  Ноги в пол упри смелей. Эмоциональный   настой   на   работу   с   песней   «Песенка   о   медведях»   (музыка   и   слова Д.Тухманова, Ю.Энтина) Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» ­ работа над      вокально­     хоровыми навыками. Исполнение  песни с танцевальными движениями. 5Упражнение на артикуляцию. Шепотом, выразительно произносить текст. Тс, тише, слушайте ребята,  Жил великан один когда – то, Во сне вздохнул он, что есть сил, И мышь живую проглотил Физкультминутка    : речевая игра «Аты­баты» Аты­баты, шли солдаты,  Аты­баты, на базар.  Аты­баты, что купили?  Аты­баты, самовар.  Аты­баты, сколько стоит?  Аты­баты, три рубля.  Аты­баты, он какой?  Аты­баты, золотой. Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова) Задачи:  исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус), выразительно. Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не  поддерживается аккомпанементом. Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской) Задачи:  исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя), выразительно.   Задание   детям:     внимательно   прослушать   вступление,   настроиться   на выразительное   исполнение,   стараться   правильно   интонировать   мелодию,   брать   дыхание только после окончания фразы. Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления) Игра « Живые ноты» Цель   игры:   активизация   слухового   восприятия.   Проверка   теоретических   знаний. Формирование  вокально­хоровых навыков. Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек   в виде нотного стана. Восемь учащихся   (по количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан. 6Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.  Итог   игры:   угаданные   песни   дети   поют   со   словами   и   показывают   рукой   направление движения мелодии. Игра « Угадай настроение»  Задачи     игры:     эмоционально   развить   учащихся   и     сформировать   навыки     слухового восприятия, активизировать творческое образное   мышление, развить у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Ход   игры:   учащиеся   стоят,   повернувшись   спиной   с   закрытыми   глазами.   Педагог   поет попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине. Выбранный   учащийся   должен   определить   эмоциональный   настрой   последней   пропетой педагогом строки, настроение поющего.  Эмоциональная   подготовка     учащихся     к   работе   над   произведением   «Песенка   про хомячка».  Исполнение   песни   учащимися   в   соответствующем   эмоциональном   настроении (использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).  Исполнение  песни с танцевальными движениями. А   сейчас   мы   исполним   песню  «Дружа»   автор   Любаша.  И   с   таким   замечательным настроением, мы завершаем наш урок. Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок? Ответы учеников. До свиданье  (пропевает учитель). До свиданье (пропевают ребята). Использованная литература 1. «Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004. 2. Агабабова  Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002. 3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» ­ М., «Музыка», 2004 4. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» ­ М., «Советская Россия», 2010. 5. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов­ на­Дону «Феникс», 2007 6. Струве Г. «Школьный хор» ­ М., «Просвещение», 1981 7. Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» ­ Санкт­Петербург, 2006.  78