Разработка открытого урока по хору для обучающихся младших классов Детских школ искусств. Тема: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов» Тип урока: комбинированный. Вид занятия: « Урок - игра». Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №2
Чердаклинского района Ульяновской области
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«Весело поем»
«Развитие эмоциональности и творческой свободы
на занятиях хора учащихся младших классов»
1«Весело поем»
т: Хор
Учитель: Александрова Светлана Леонидовна
Дата проведения: 18.12.2018г.
Класс: 1
Предме
Тема урока: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора
учащихся младших классов»
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой
вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение
природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный
инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети,
которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как
хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические,
танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое
пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует
гармоничному развитию личности ребенка.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету
« Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятие разработано для
учащихся 2 классов.
Основная часть
Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: « Урок игра».
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование
у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающая;
дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
дать понятие об использовании дыхания в пении;
2 дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
научить эмоционально,
(инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
исполнять произведения, используя различные приемы
создать условия для развития эмоциональной сферы;
развить творческую фантазию, воображение;
активизировать слуховое восприятие;
развить чувство ритма;
воспитывающая:
воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
сформировать навык общения в группе детей;
расширить музыкальный кругозор;
воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Оборудование для организации занятия:
синтезатор;
музыкальный центр;
микрофон;
компьютер.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка
исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации
голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие
деятельность и создающие поисковые ситуации;
вопросы,
задания
и
стимулирующие
мыслительную
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой
индивидуальный опрос;
3 побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания
унисона («Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка»), а так же выстраивание созвучий в
двухголосии ( «Во поле берёза стояла»);
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением
младших школьников;
юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к
занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность
детей.
Ход занятия:
Первая часть урока (работа с распевками)
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
Распевка « Здравствуйте, ребята!»
Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных.
Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого
учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.
Разминка упражнения: «Кривляка»; «Язычок»; «Замочек»;
«Лошадка (большая);
«Лошадка (маленькая) (дети всё делают по руке)
Распевка « Уж, как шла лиса по травке», «Кукушечка», «Весёлые гласные»,
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка»(«немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
Скороговорка («дуб тупогуб, тупогубенький бычок»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над
многоголосием в каноне.
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
4Задачи: использовать в пении приобретенные вокальнохоровые навыки, знать и уметь
применять на практике динамические оттенки, уметь анализировать собственное
исполнение.
Инсценирование распевки «Такси» (оборудование – 3 стула) определение образа каждого
героя предлагаемой распевки,
исполнение распевки с использованием актерского
мастерства.
Распевка «Едет, едет паровоз» (приложение № 1, оборудование – детская дудочка).
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным
настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу.
Распевка «Во поле берёза стояла»
Задачи распевки: учащиеся исполняют песню в разных темпах, с разным эмоциональным
настроением, двигаясь по кругу, положив руки на плечи друг другу. Петь не крикливо, а
значит на хорошей опоре, активно; исполнение 1 куплета в характере от начала до конца; 1
4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1
ом куплете, в 56 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»;
78 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко; Канон петь медленно по руке,
выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни от начала и до конца
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Закрепление понятий постановки корпуса во время пения
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертет
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Эмоциональный настой на работу с песней «Песенка о медведях» (музыка и слова
Д.Тухманова, Ю.Энтина)
Исполнение учащимися песни «Песенка о медведях» работа над вокально хоровыми
навыками.
Исполнение песни с танцевальными движениями.
5Упражнение на артикуляцию.
Шепотом, выразительно произносить текст.
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил
Физкультминутка
: речевая игра «Атыбаты»
Атыбаты, шли солдаты,
Атыбаты, на базар.
Атыбаты, что купили?
Атыбаты, самовар.
Атыбаты, сколько стоит?
Атыбаты, три рубля.
Атыбаты, он какой?
Атыбаты, золотой.
Исполнение песни «Дорога к солнцу» (музыка и слова Н.Ахмерова)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под фонограмму минус),
выразительно.
Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не
поддерживается аккомпанементом.
Исполнение песни «Маленькая кошечка» (музыка и слова А. Пельской)
Задачи: исполнение песни от начала до конца (под аккомпанемент учителя),
выразительно. Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на
выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание
только после окончания фразы.
Третий раздел (активизация слухового восприятия, образного мышления)
Игра « Живые ноты»
Цель игры: активизация слухового восприятия. Проверка теоретических знаний.
Формирование вокальнохоровых навыков.
Ход игры: Разложить на полу 5 веревочек в виде нотного стана. Восемь учащихся (по
количеству используемых нот) с ободками на голове встают по порядку на нотный стан.
6Педагог указывает на несколько нот в нужном ему порядке и ритме. Ребята – ноты в
соответствии со своей нотой и ритмом поют музыкальную фразу. Остальные учащиеся
угадывают название песни, музыкальная фраза из которой была озвучена.
Итог игры: угаданные песни дети поют со словами и показывают рукой направление
движения мелодии.
Игра « Угадай настроение»
Задачи игры: эмоционально развить учащихся и сформировать навыки слухового
восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание,
умение различать эмоциональный настрой речи.
Ход игры: учащиеся стоят, повернувшись спиной с закрытыми глазами. Педагог поет
попевку. На последней строчке он подходит к любому учащемуся и гладит его по спине.
Выбранный учащийся должен определить эмоциональный настрой последней пропетой
педагогом строки, настроение поющего.
Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Песенка про
хомячка».
Исполнение песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении
(использование фонограммы «минус», оборудование – музыкальный центр, микрофон).
Исполнение песни с танцевальными движениями.
А сейчас мы исполним песню «Дружа» автор Любаша. И с таким замечательным
настроением, мы завершаем наш урок.
Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?
Ответы учеников.
До свиданье (пропевает учитель).
До свиданье (пропевают ребята).
Использованная литература
1. «Золотая горка» Д.Тухманов, Ю.Энтин –Москва, 2004.
2. Агабабова Е. « Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного
возраста. – М., « КОМПОЗИТОР», 2002.
3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» М., «Музыка», 2004
4. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» М., «Советская Россия», 2010.
5. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов наДону «Феникс», 2007
6. Струве Г. «Школьный хор» М., «Просвещение», 1981
7. Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском
хоре» СанктПетербург, 2006.
78