Разработка открытого урока по химии в 9А классе
Оценка 5

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
01.11.2019
Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе
Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Задачи: 1. Углубить теоретические знания школьников и периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, познакомить с особыми свойствами серной кислоты; закрепить умения составлять ионные уравнения, понимать сущность реакций, протекающих в растворах; совершенствовать навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса; определять окислители и восстановители.
otkrytyy_urok_po_himii_v_9A_klasse_1423661760_88421.doc
Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе учитель химии МКОУ «Гимназия№3»  Шабазова Роза Османовна Хасавюрт 2019 г. Цель:  Повторить   строение   молекулы   серной   кислоты,   рассмотреть   её физические   и   химические   свойства   в   свете   теории   электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно­восстановительных процессов. Задачи:  1. Углубить теоретические знания школьников и периодическом законе и периодической   системе   химических   элементов   Д.И.Менделеева, познакомить с особыми свойствами серной кислоты; закрепить умения составлять   ионные   уравнения,   понимать   сущность   реакций, протекающих   в   растворах;   совершенствовать   навыки   расстановки коэффициентов методом электронного баланса; определять окислители и восстановители. 2. Совершенствовать   учебные   умения   школьников   при   составлении химических   уравнений,   при   выполнении   лабораторных   опытов,   при решении химических задач. 3. Способствовать   развитию   умений   сравнивать   и   обобщать;   развивать память,   устойчивое   внимание,   умение   слушать   и   слышать   другого человека, аналитические способности мышления Оборудование и реактивы:  H2SO4  фенолфталеина, Раствор хлорида бария, штатив с пробирками. (разбавленная),  Zn  гранулированный,   раствор  NaOH,   раствор ХОД УРОКА Здравствуйте. Садитесь. Стук в дверь: Кто там? Вам письмо! Посмотрите, ребята, к нам пришло загадочное письмо и на нём ничего нет! Кто предложит метод расшифровки этого письма. (нагреть) Попробуем нагреть этот листок – буквы начинают проявляться. Ребята, удачи! Да, хорошее послание и я вам тоже желаю удачи на этом уроке. Но чем же написано это послание? Конечно, серной кислотой! И ТЕМА нашего урока H2SO4  ЦЕЛЬЮ  нашего урока является узнать физические и химические свойства H2SO4  I.  Повторим  пройденный   материал.   Кто   хочет   на   «горячий   стул»? (Один ученик садится на стул и ребята задают свои вопросы по домашнему заданию) Вопросы:  II. Объяснение нового материала. Какие вещества называются кислотами?  Как определить валентность кислотного остатка? Формула серной кислоты? Учитель:   Мы   повторим   основные   понятия,   необходимые   нам   на   уроке. Прежде   чем   мы   начнём   работать,   я   хочу   напомнить   вам   о   технике безопасности: с кислотами работать осторожно, нагревать пробирку по всей длине и отверстие пробирки не  направлять на людей, всё выполнять только по инструкции.. (инструкция на партах). Учитель:  Серная кислота – это один из важнейших продуктов химической технологии,   который   находит   широкое   применение.   Чтобы   разумно использовать вещество, прежде всего необходимо хорошо знать его свойства. Как   и   всегда   при   изучении   соединений,   мы   рассмотрим   физические     и химические свойства Карточка Схема­конспект урока Серная кислота H2SO4 Строение H – O                     O      S H – O                      O Физические свойства 1. Тяжелая, маслянистая жидкость, плотность 1,83 г/мл 2. Крайне гигроскопична 3. Хорошо растворяется в воде. Химическое свойства Общие свойства H2SO4  (разб) 1. Диссоциация 2. Взаимодействие с металлами до Н2 3. Взаимодействие с оксидами металлов 4. Взаимодействие с основаниями 5. Взаимодействие с солями 6. Качественная реакция Специфические свойства 1. Взаимодействие с металлами 2. Взаимодействие с неметаллами 3. Взаимодействие с органическими веществами (Сахар) Вашим   путеводителем   и   помощником   на   этом   уроке   будет   схема­ конспект, которая находится на ваших столах. Прошу Вас использовать её в работе на сегодняшнем уроке. Рассмотрим   в   соответствии   с   планом   физические   свойства   серной кислоты.   (Учитель   демонстрирует   концентрированную   серную   кислоту   и характеризует её свойства). Учитель:   Серная   кислота   –   бесцветная,   маслянистая   жидкость, кристаллизирующаяся при 10,3оС (температура плавления). Плотность серной кислоты   1,83   г/мл.   При   растворении   её   в   воде   происходит   сильное разогревание.   Кислота   жадно   поглощает   воду,   образуя   при   этом   гидраты состава H2SO4 и Н2О. (презентация слайда) Учитель:  Теперь   я   прошу   вас   вспомнить   структурную   формулу   серной кислоты H – O                     O        S H – O                      O (Презентация слайда) Учитель: Для того, чтобы познакомиться с химическими свойствами серной кислоты нам придется  их выполнить практически. Учитель:   Посмотрите   в   схему­конспект.   Первое   свойство   –   диссоциация кислоты.  Есть кислоты разные со свойствами разнообразными. Но их всех объединяет водорода катион Кислую среду раствора обуславливает он. Какова основность серной кислоты? Учащиеся: Двухосновная кислота Учитель: Сколько ступеней диссоциации серной кислоты можно наблюдать? Учащиеся: Серная кислота диссоциирует по двум ступеням. Учитель: Напишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты  ↔ H+ + HSO4 H2SO4   H↔  ­    2­  +   + SO4 HSO4  2H↔ + + SO4 H2SO4  2­ ­ (слайд) Учитель:  Известно, что окраска индикаторов изменяется в зависимости от кислотности среды. Какие индикаторы вы знаете? Учащиеся: Метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус. Учитель: Каким чаще всего индикатором мы определяем кислую среду? Учащиеся: Лакмус – краснеет. 1 Опыт: Капнем в кислоту индикатор Учитель: Второе свойство – взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами стоящими в ряду стандартных элекродных потенциалов металлов до водорода.  Как и любая другая кислота с металлами до водорода реагирует она.  В результате водород замещается и окислителем в этой реакции является. Используя предложенные вам реактивы, проведите химическую реакцию, о которой идет речь. (Ученики проводят эксперимент и записывают уравнение реакции) Слайд → Zn0 + H2SO4   ZnSO  → Zn2+  + H2↑ Zn0 + 2H+1  +1                                             +2 4 + H2↑ Zn0 ­ 2e­   → Zn2+ восстановитель 2H+1 + 2e­   → H2 0 окислитель Учитель: Какие признаки реакции вы наблюдаете? Учащиеся: Выделяются пузырьки газа – водорода. Учитель:  Однако металлы, что за водородом стоят,  С концентрированной кислотой дают не только сульфат:  Водород при этом не выделяется,  А сернистый газ и вода получаются. Cu + 2H2SO4   4 + SO2 + 2H2O Слайд →  CuSO Cu0 ­ 2e­   Cu→ +2 S+6 + 2e­   S→ +4   окислитель Учитель: 3 опыт Третье   свойство   серной   кислоты   –   взаимодействие   с   основными   и амфотерными оксидами.  Если взять оксид металла с кислотой,  То реакция пойдет сама собой. При этом металла сульфат и вода Образуются всегда. Используя предложенные вам реактивы, проведите химическую реакцию, о которой идёт речь. Напишите  уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. (Ученик у доски проводит эксперимент и записывает уравнение реакции, а остальные выполняют предложенное задание на своих рабочих местах Слайд → 4 + H2O + 2H2SO4   CuO + 2H+1 = Cu2+ + H2O  CuSO Учитель: Уравнение реакции между серной кислотой и амфотерным оксидом прошу вас составить самостоятельно. (Учащиеся выполняют задание в тетради) Учитель: Какие амфотерные оксиды вы взяли в качестве примера? Учащиеся: Оксид цинка, оксид алюминия (Примерная запись в тетрадях учащихся:                                              +1                                  +2 →  ZnSO 4 + H2O ZnO + H2SO4  ZnO + 2H+1 = Zn+2 + H2O     +3                           +1                                +3 Al2O3 + 3H2SO4  = Al2(SO4)3 + 3H2O Al2O3 + 6H+1 = 2Al+3 + 3H2O Учитель: Четвёртое свойство – взаимодействие серной кислоты со щелочами и нерастворимыми основаниями. Основание и кислота – два непримиримых врага: Сразу вступают в реакцию, название которой – нейтрализация. В любую погоду получаем сульфат и воду. Используя предложенные вам реактивы, проведите химическую реакцию, о которой идёт речь. Ученики выполняют реакцию между щелочью и серной кислотой. Слайд 2NaOH + H2SO4    Na→ 2SO4 + 2H2O H+1 + OH­1 = H2O Учитель: Пятое свойство – взаимодействие с растворами солей. Реагирует с солями кислота? На вопрос ответим: Да! Но условия реакций Здесь должны бы выполняться:  Газ, вода или осадок –  И с реакцией – порядок! Используя предложенные вам реактивы, проведите химическую реакцию, о которой идёт речь. Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. (Ученик проводит эксперимент и записывает уравнение реакции, а остальные выполняют предложенное задание на своих рабочих местах). Слайд ↓ →  BaSO BaCl2 + H2SO4   2­  = BaSO4 Ba2+ + SO4 4  + HCl 2­ ­ анион Учитель:  Здесь вы видите, ребята,   что SO4 Держит бария катион Это просто демонстрация, Это качественная реакция. Ещё одно свойство серной кислоты – обугливание органических веществ. Известно во всём мире, Что концентрированная H2SO4 Опасна, коварна и сильна: Органические соединения обугливает она. (Учитель пишет на доске уравнение реакции и просит уравнять его с помощью электронного баланса. Учащиеся выполняют задание). На доске C + 2H2SO4  = CO2 ++ 2SO2 C0 ­ 4e­  S+6 + 2e­  → C+4                    1 восстановитель  → S+4       4    2 окислитель  + 2H2O (Учитель   проводит   демонстрацию   опыта   обугливание   сахара концентрированной кислотой) Учитель:  В  стакан 100­150 мл я  кладу  10 г. Растёртого   в порошок сахара.   К растёртому сахару приливаю 1 мл воды до образования густой кашицы.   Затем   добавляю   5   мл   концентрированной   серной   кислоты. Посмотрите: после перемешивания сахар обугливается, а получившийся уголь частично   окисляется   в   оксид   углерода   (IV)   Выделяющиеся   газообразные продукты вспучивают всю массу, которая выходит из стакана. III. Закрепление материала Учитель:   Мы   рассмотрели   основные   физические   и   химические   свойства серной кислоты. Ответьте мне на следующие вопросы: 1. Можно   ли   с   помощью   кусочка   мела   определить,   в   какой   пробирке соляная кислота,  а в какой серная? 2 + H2O + CO2↑ 4 + H2O + CO2↑ → 2HCl + CaCO3   CaCl →  CaSO CaCO3 + H2SO4  НЕТ 2. Какие реакции являются качественными на HCl и H2SO4? У   учителя   на   столе   в   демонстрационном   штативе   находятся   пробирки   с заранее налитыми HCl и H2SO4. В одну из них приливается нитрат серебра, в другую   хлорид   бария.   Получаются   белы   осадки.   Учитель   акцентирует внимание на том, что они разные: в одной пробирке творожный белый, а в другой молочный белый. Если останется время, можно предложить составить уравнение реакций. Раздать тесты разноуровневые (3,4,5) Дополнение к содержанию урока Мы первым слогом зовём кота, Вторым измерим с судна толщину вод, Шарада Союз на окончание пойдёт, И целым станет слово… (кис/лот/а) д/з § 13 1.Найти интересные факты о H2SO4.  Ключевые слова: 1. Джабиру ибн Хайяну 2. Планета Венера 3. Где был построен первый завод по производству серной кислоты Своим   появлением   на   свет   серная   кислота   обязана   арабскому   алхимику Джабиру ибн Хайяну (Геберу), живущему в VIII – IX вв.  До 14 века серную кислоту называли купоросным маслом, т.к. получали её из купоросов. H2SO4 образуется в атмосфере из SO2 В заметных количествах серная кислота обнаружена на Венере Первый серно­кислотный завод был построен в Англии в 1740 г. Подведение итогов урока, комментарий отметок учащихся. Для разминки  1. А в конце урока маленький фейерверк с помощью H2SO4. 2.   Свойства   соединений   серной   кислоты   они   такие   необыкновенные   и разнообразные, что можно создать маленький террариум и на примере этого опыта мы убедимся в этом. Литература 1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия – Москва; «Аст­Пресс», 2002 г. 2. Врублевский А.И., Барковский Е.В. Химия элементов – Минск ООО «Юнипресс» 2002 г. 3. Малышкина В. Нескучный учебник – Санкт­Петербург «Тригон» 1998 г. 4. Сорокин   В.В.   Злотников   Э.Г.   Тесты   по   химии   –  М.,  «Просвещение» 1997 5. Суровцева   Р.П.   Задания   для   самостоятельной   работы   по   химии   в   9 классе. М., «Просвещение», 1995 г.

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе

Разработка открытого урока по химии в 9А классе

Разработка  открытого урока по химии  в 9А классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019