Разработка открытого урока по инженерной графике "занимательная инженерная графика"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В век развития технического прогресса изучение такого предмета, как инженерная графика приобретает особо важное значение. Знание условностей черчения, умение читать чертежи, работать по ним, а также передавать с помощью графического языка свои технические замыслы является обязательным условием высокой производственной — технической культуры человека. Изучение курса инженерной графики, подготавливает учащихся к будущей практической деятельности, помогает лучше познать современную технику, технологию производства, вникать в суть технического прогресса. Кроме того, развивает эстетический вкус, учит анализировать, наблюдать, развивает техническое мышление, пространственные представления, т.е. формирует у студентов весьма важные свойства всесторонне развитой личности. Работа преподавателя не должна ограничиваться уроками. Рамки учебной программы не дают возможность углубленно изучать темы, не позволяют включать творческие задания и игровые практикумы в том объемы, в каком хотелось бы преподавателю. Поэтому графическое образование учащихся может быть расширено и продолжено за счет внеклассной работы. Она способна выявить наклонности ученика, его индивидуальные качества, способности к творческой работе, разносторонние интересы. Существуют различные формы внеклассной работы по инженерной графике: — кружок; выставки, викторины, турниры, олимпиады. Все эти формы работы побуждают познавательный интерес к предмету, активизируют их на более углубленное изучение, воспитывают дух соревнования, формируют у учащихся умение применять элементы графики на уроках других предметов, учат самостоятельно вникать в суть затронутых вопросов. Данное мероприятие приобщено к предметной неделе. Организовать выпуск газет в группах, провести выставки графических работ и презентации технических идей, сформировать команды для участия в турнире. Во время подготовки к турниру ребята изучают литературу, придумывают название, эмблему, приветствие, готовят домашнее задание. Учащиеся группы могут помогать участникам турнира в подготовке к мероприятию, а затем выступать в качестве болельщиков. А поскольку во время игры будет проводиться разминка и для болельщиков, то заработанные ими очки идут в общий счет игры. Собственно игра — это итог большой работы всего коллектива. План подготовки мероприятия включает в себя следующую работу: • за несколько дней до мероприятия вывешивается объявление, в котором сообщается день и час проведения мероприятия. •подготавливается сценарий турнира. а) ставятся конкретные цели и задачи: цели: развить познавательный интерес к предмету; выявить лучших учеников; задачи: образовательная - проверить, закрепить и обобщить знания и умения путем решения творческих заданий; развивающая - развитие пространственного воображения и логического мышления; воспитательная - формирование навыков коллективной работы. б) определяются, какие конкурсы, технические задачи и практические задания будут предложены учащимся. Конкурсы данного мероприятия проводятся в игровой форме, однако содержание их должно соответствовать характеру мероприятия — проверить технические знания, практические умения, смекалку учащихся. Задания должны быть разноплановыми и охватывать весь спектр изучаемых тем. Они не должны быть громоздкими. Все мероприятие должно охватывать не более академического часа. Все конкурсы будут оцениваться жюри определенным количеством баллов. во время игры жюри будет объявлять промежуточные результаты и комментировать ход игры. Результаты соревнований заносятся в таблицу жюри и в таблицу на доске. Задача жюри выявить победителей игры и наиболее активных игроков и болельщиков с целью поощрения этих ребят призами. В состав жюри могут войти преподаватели и представители администрации. Преподавателю необходимо проконтролировать подготовку команд к турниру. Домашнее задание включает в себя теоретические вопросы на применение знаний внутри предмета. Важно продумать оформление места проведения турнира (плакаты, высказывания), и подготовить призы участникам и болельщикам. Успешность проведенного занятия зависит от опорных знаний студентов: 1. Студенты должны уметь: -оформлять проектно - конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; -выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах; -решать графические задачи. 2. должны знать: - основные правила построения чертежей и схем; -способы графического представления пространственных образов; 3. должны иметь навык: - проектирования деталей общего машиностроения; - работы со справочной литературой; - работы с чертежами деталей
Иконка файла материала открытый урок ( отправляла в знанино).docx
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области  «Щелковский колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ­ВИКТОРИНЫ  ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ   Специальность: 151901 Технология машиностроения 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно­транспортных,  строительных, дорожных машин  и оборудования по специальности Квалификация: техник Форма обучения: ОчнаяМетодическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии Общепрофессиональных дисциплин Протокол №______ «___» ____________2017 г. Председатель_______________М.И.Семерня Методические указания для проведения викторины по инженерной графике разработаны на  основе рабочей программы учебной дисциплины по специальности среднего профессионального  образования 151001 Технология машиностроения. Организация­разработчик: ГБПОУ МО «Щелковский колледж» Разработчик: О.И.Садовникова преподаватель ГБПОУ МО «Щелковский колледж»СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4 План мероприятия 6 Материалы для проведения викторины 6 Список использованных источников 16ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В век развития технического прогресса изучение такого предмета, как инженерная графика приобретает особо важное значение. Знание условностей черчения, умение читать чертежи,  работать по ним, а также передавать с помощью графического языка свои технические замыслы  является обязательным условием высокой производственной — технической культуры человека. Изучение курса инженерной графики, подготавливает учащихся к будущей практической  деятельности, помогает лучше познать современную технику, технологию производства, вникать  в суть технического прогресса. Кроме того, развивает эстетический вкус, учит анализировать,  наблюдать, развивает техническое мышление, пространственные представления, т.е. формирует  у студентов весьма важные свойства всесторонне развитой личности. Работа преподавателя не  должна ограничиваться уроками. Рамки учебной программы не дают возможность углубленно  изучать темы, не позволяют включать творческие задания и игровые практикумы в том объемы, в каком хотелось бы преподавателю. Поэтому графическое образование учащихся может быть  расширено и продолжено за счет внеклассной работы. Она способна выявить наклонности  ученика, его индивидуальные качества, способности к творческой работе, разносторонние  интересы. Существуют различные формы внеклассной работы по инженерной графике: —  кружок; выставки, викторины, турниры, олимпиады. Все эти формы работы побуждают  познавательный интерес к предмету, активизируют их на более углубленное изучение,  воспитывают дух соревнования, формируют у учащихся умение применять элементы графики на уроках других предметов, учат самостоятельно вникать в суть затронутых вопросов. Данное мероприятие приобщено к предметной неделе. Организовать выпуск газет в  группах, провести выставки графических работ и презентации технических идей, сформировать  команды для участия в турнире. Во время подготовки к турниру ребята изучают литературу,  придумывают название, эмблему, приветствие, готовят домашнее задание. Учащиеся группы  могут помогать участникам турнира в подготовке к мероприятию, а затем выступать в качестве  болельщиков. А поскольку во время игры будет проводиться разминка и для болельщиков, то  заработанные ими очки идут в общий счет игры. Собственно игра — это итог большой работы  всего коллектива. План подготовки мероприятия включает в себя следующую работу: • за несколько дней до мероприятия вывешивается объявление, в котором сообщается день и час  проведения мероприятия. •подготавливается сценарий турнира. а) ставятся конкретные цели и задачи: цели: развить познавательный интерес к предмету; выявить лучших учеников; задачи:      образовательная    ­   проверить, закрепить и обобщить знания и умения путем  решения творческих заданий; развивающая   ­    развитие пространственного воображения и логического мышления; воспитательная   ­   формирование навыков коллективной работы. б) определяются, какие конкурсы, технические задачи и практические задания будут  предложены учащимся. Конкурсы данного мероприятия проводятся в игровой форме, однако содержание их  должно соответствовать характеру мероприятия — проверить технические знания, практические умения, смекалку учащихся. Задания должны быть разноплановыми и охватывать весь спектризучаемых тем. Они не должны быть громоздкими. Все мероприятие должно охватывать не более академического часа. Все конкурсы будут оцениваться жюри определенным количеством баллов. во время игры  жюри будет объявлять промежуточные результаты и комментировать ход игры. Результаты  соревнований заносятся в таблицу жюри и в таблицу на доске. Задача жюри выявить победителей игры и наиболее активных игроков и болельщиков с целью поощрения этих ребят призами. В  состав жюри могут войти преподаватели и представители администрации. Преподавателю необходимо проконтролировать подготовку команд к турниру. Домашнее  задание включает в себя теоретические вопросы на применение знаний внутри предмета. Важно  продумать оформление места проведения турнира (плакаты, высказывания), и подготовить  призы участникам и болельщикам.         Успешность проведенного занятия зависит от опорных знаний студентов:  1. Студенты должны уметь:  ­оформлять проектно ­ конструкторскую, технологическую и другую техническую  документацию в соответствии с действующей нормативной базой;  ­выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;  ­решать графические задачи.  2. должны знать:  ­ основные правила построения чертежей и схем;  ­способы графического представления пространственных образов;  3. должны иметь навык:  ­ проектирования деталей общего машиностроения;  ­ работы со справочной литературой;  ­ работы с чертежами деталей ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ 1. Вступительное слово преподавателя 2. Приветствие команд. (Эмблема, песня­презентация) 3. Разминка 1. Чертежные инструменты 2. Шрифт 3. Лекальные кривые 4. Проецирование 5. Машиностроение 6. Блиц­турнир 7. Подведение итогов занятия1. Организационный момент.  Ход занятия Настроить студентов на активную и ответственную работу.  2. Вступительное слово:  Пояснение задач занятия.  Внимание, внимание!  Начинаем графическое состязание.  Не нужны кулаки вам и сила,  Надо просто чертить красиво.  Знания показать все непременно   И смекалкой блеснуть отменной 3. В сегодняшней Викторине принимают участие  2 команды группы 62, 628.  Команды  нужно назвать, я предлагаю методом жеребьевки выбрать название команды   «Карандаши», «Ластики»,   4. Конкурс «Ромашка»  Благодарим команды за выполненное домашнее задание ,а теперь пора нашим командам  провести разминку. На ромашке обычно гадают  Лепестки с неё бедной срывают  А у нас лепестки непростые  В них вопросы таятся чудные.  Подошёл, лепесток оторвал,  и ответ на вопрос быстро дал.  Если член команды не справляется, то вопрос адресуется болельщикам.  ВОПРОСЫ: 1. Какие вы знаете изображения?  2. Назвать основные виды. Какие еще виды вы знаете?  3. Когда и как обозначаются виды?  4. Какие бывают сечения?  5. Как обозначаются сечения?  6. Какие бывают разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?  7. Какие бывают разрезы в зависимости от расположения секущей плоскости?  8. Когда и как обозначаются разрезы?  9. Когда применяют соединения пол.вида и пол.разреза? 10.Как обозначаются выносные элементы?  11.Чем разрез отличается от сечения  12.Сколько изображений должно быть на чертеже.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА Разминка 1 Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко  осталось в корзине. Ответ: один человек берет яблоко вместе с корзиной. 2 В комнате четыре угла, в каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? Ответ: четыре кошки. 3 Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По  истечении скольких дней он отрежет последний кусок? Ответ: По истечении 7 дней 4 Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки? Ответ: Рисунок в виде сетки увеличивает шероховатость поверхности шляпки гвоздя и тем  самым препятствует соскальзыванию молотка. 5. Парковка Еще один элементарный вопросец – на сей раз из гонконгского теста для зачисления в начальную школу. «Несмышленым» выпускникам детсада дается на решение 20 секунд! Ответ 87. Стоило просто мысленно повернуть картинку вверх ногами. 6. Шоколадная коробка.А теперь перенесемся в США. Вот вам одно из контрольных заданий обычных вашингтонских 7­ классников (по местной системе это 12­13 лет). «В коробке 50 шоколадок. Из них 30 с карамелью, 25 с кокосом, 10 – и с карамелью, и с  кокосом, а остальные вообще без начинки. Вопрос: Какой чертёж верно отражает содержимое коробки?» Ответ: Простая арифметика: Сколько шоколадок только с карамелью? 30 — 10 = 20 Сколько шоколадок только с кокосом? 25 — 10 = 15 Сколько же остается шоколадок без начинки? 50 — (20 + 15 +10) = 57.  Определите, на каком столе шашек больше всего. По возможности дайте точные цифры. Ответ: на всех столах по 27 шашек. 8. Определите, в каком столбике шашки, а в каком ­ косточки домино. Ответ: в 1­ шашки, 2­ косточки домино, т.к. размер шашек меньше косточек. Тест. 7  . Тест по теме « Проецирование» 1.Проецирование – это а). Процесс построения изображения предмета на плоскости; б). Изображение предмета на плоскость; в). Мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости с  помощью лучей; 2. Проекция – это а). Процесс получения изображения на плоскости; б). Изображение предмета на плоскость; в). Мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости с  помощью лучей; 3).Плоскость проекций – это а). Плоскость, на которой получается изображение предмета; б). Изображение предмета, построенное на плоскости; в). Плоскость, с которой проецируется предмет; 4).Проецирующие лучи – это а). Лучи, с помощью которых строят проекцию; б). Изображение предмета, построенное на плоскости; в). Плоскость, с которой проецируется предмет;5). Какой элемент проецирования лишний: а). Проецирующий луч; б). Проекция; в). Плоскость проекций; г). Плоскость изображения; д). Проецируемый объект; 6). Какое проецирование не существует: а). Центральное; б). Центровое; в). Параллельное; 7). Прямоугольное проецирование ­ это а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу; б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки; в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90  градусов 8). Параллельное проецирование ­ это а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу; б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки; в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под каким либо  углом; г). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90  градусов 9). Центральное проецирование ­ это а). Если проецирующие лучи параллельны друг другу; б). Если проецирующие лучи исходят из одной точки; в). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под каким либо  углом; г). Если проецирующие лучи параллельны друг другу и падают на плоскость, под углом 90  градусов Чертежные инструменты1 Какой из карандашей заточен неправильно? Почему?  Ответ: второй карандаш заточен неправильно – нет маркировки твердости карандаша. 2 Найдите изображение ножек циркуля, правильно подготовленного к работе. Ответ: №2 3. Найдите ошибки в словах, написанных стандартным шрифтом? ШрифтОтвет: Написано: Надо написать: Ш Т А И 4 Написание слова «нос» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «потоп»­ вертикальную.  Как надо написать слово «НАТАША», чтобы и оно обрело ось симметрии? НОС Ответ: вертикально ПОТОП НАТАША Лекальные кривые 5.  Расстояние между двумя студентами 4 метра. Они пошли в разные стороны таким  образом, что это расстояние оставалось неизменным. По какой линии они шли? Ответ: по окружности. .Проецирование 9.  Сколько здесь квадратов?   Квадраты 1:1 Квадраты 2:2 Квадраты 3:3 ­16шт 9шт 4штКвадраты 4:4 1шт  Ответ:  всего 30  10.  Куб, окрашенный со всех сторон, распилили на маленькие кубики.  Сколько получится кубиков совсем неокрашенных?  У скольких кубиков окрашена будет одна грань?  У скольких кубиков будут окрашены две грани?  У скольких кубиков будут окрашены три грани?  У скольких кубиков будут окрашены четыре грани? 1. 2. 3. 4. 5. Ответ: 1. не окрашенные ­1 2. одна окрашенная грань ­6 3. две окрашенные грани ­12 4.три окрашенные грани ­8 5. четыре окрашенные грани –ни одного кубика.         11.  Вы видите три детских кубика. Все они повернуты к нам одним и тем же рисунком –  бабочкой. Какие картинки мы увидим на каждом из кубиков, взглянув на них сверху. Развертка  кубика дана ниже. Ответ: 1­гриб; 2­ морковка; 3­ ягодки 12.  Найдите на каждом рисунке лишний предмет. Ответ: 1 морковь 2 перо 3 книга 4 пирамида 5 конус 6 призма13. На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по  порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих  элементов аксонометрического изображения, прочитайте, кому принадлежат слова: «Где  крик, там нет истинного знания». Ответ: Леонардо Да Винчи.   14.  Коснулась ли муха в данный момент поверхности стеклянного конуса? А может она под    конусом и мы видим ее через прозрачную стенку Ответ:1. Муха коснулась поверхности конуса 2. Муха под конусом 3. Муха над конусом Машиностроение 15.  На рисунке цифрами обозначены элементы, которые часто встречаются в технических  деталях. Запишите номера элементов в соответствии с названиями. Ответ:Лыска – 7 Ласточкин хвост – 11 Ребро – 8 Буртик – 1 Торец – 12 Бобышка – 9 Фаска – 6 Паз – 3 Скос – 4 Проточка – 5 Галтель – 2 Гофр ­ 10 16.  Выполните технический рисунок детали. Ответ: Блиц – турнир   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Как называются проекции на чертеже и соответствующие им виды? Какой из видов главный и почему? От чего зависит количество видов? Какой линией на чертеже выполняется невидимый контур? На каком расстоянии от контура изображения проставляют размеры? Отражается ли масштаб на размерных числах чертежа? Что называется сопряжением? Чем отличается аксонометрическая проекция от технического рисунка? Какие вы знаете «аксонометрические проекции»? Какое изображение называется сечением? Чем отличается разрез отсечения? Как обозначается разрез? Как обозначается секущая плоскость? Как обозначается направление взгляда? Назовите простые разрезы? Назовите сложные разрезы? Чем отличается местный и дополнительный виды?18. В каких случаях выполняют соединение вида и разреза? Подведение итогов, награждение Номинации:­ Лучшая команда Интеллектуальный игрок Активный болельщик    Каждое задание турнира может проводиться на скорость или ограничиваться временем на  усмотрение преподавателя. Рефлексия Рефлексия­ стадия, которая позволяет: ­ осмыслить всю полученную информацию; ­ присвоить новые знания ­ сформировать у каждого ученика собственное отношение к изученному  материалу.Сегодня вы используете один из приемов рефлексии – Синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк составленное по  определенной схеме. Первая строчка ­ представляет собой существительное , как правило, ключевое  слово, тема урока, или тему , которую задал учитель. Вторая строчка ­  два прилагательных представляющих два наиболее характерных  признака данного существительного. Третья строчка ­ представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные  процессы, происходящих с данным существительным. Четвертая строчка – ключевые фразы, наиболее важная идея. Пятая строчка – снова существительные , но уже резюме или синоним  существительного из первой строчки , метафора ( слово или выражение,  употребляемое в переносном значение., на основании их общего признака) Схема составления Сиквейна. ­ Существительное – тема синквейна (объект) ­ Два прилагательных – описывающие признаки и свойства объекта ­ Три глагола – действия, совершаемые объектом ­ Предложение­ отношение автора (ученика) к объекту ­ Синоним к первой строчке – суть объекта Пример  Учитель Трудолюбивый Помогает, учит, поощряет Учитель нужный человек ТворецСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Чекмарев А.А. Справочник по черчению/ А.А. Чекмарев, В.К.Осипов. – М.: изд. центр  «Академия», 2013.­ 352 с. http://chertejnik.narod.ru http://www.uchportal.ru http://nsportal.ru 1. 2. 3. 4.  Для групп второго курса проведено занятие – викторина по теме: «Занимательная  инженерная графика», соответствующий типу «урок совершенствования знаний и умений», вид  занятия игра. Самоанализ урокаВ данной методической разработке представлен анализ урока, который основан на  закреплении материала по дисциплине «Инженерная графика».  Во время учебного занятия многократно повторялся материал, для наглядности  использовался мультимедийная установка, что способствовало лучшему усвоению и  закреплению материала.  Задачи на логику являются важным этапом в обучающем процессе, способствует  применению теоретических знаний на практике, т.е. формирует профессиональные навыки и  умения студентов, расширяет кругозор.  Воспитательная цель предусматривала формирование у студентов навыков работы в  коллективе, чувство самоуважения и гордость за проделанную работу. За время на занятии  отличные показатели выявлены   Основное время на занятии отводилось выполнению самостоятельного задания; оно было  разбито на определенные этапы. Каждый этап плана закреплялся выполнением практических  действий.  Актуализация опорных знаний студентов проведены в форме фронтального опроса,  оформленного в виде конкурса ромашка.  Прогнозируя деятельность студентов, во время мотивации учебной деятельности, мы  учитывали, что у 70% студентов группы визуальное восприятие, поэтому данную структурную  часть, разнообразили наглядными материалами. Считаю, данный элемент способствовал хорошей мотивации, росту интереса к изучаемой теме и нацелила студентов на результативность работы в течение всего занятия.  Контроль действий студентов осуществлялся на каждом этапе. Обязательным был разбор  заданий в конце конкурса. Стараясь предусмотреть педагогику сотрудничества, считаем, что между нами есть  взаимопонимание, чему способствует и тон общения со студентами, и учет их психологических  особенностей.  В конце занятия проведена рефлексия и оценка деятельности каждой команды.  Итог:  ­ Место данного занятия определено в соответствии с планированием, верно оценена его роль,  определен его тип и поставлены цели;  ­ Содержание и объем материала определены с учетом особенностей группы  Работа на уроке показала, что материал доступен студентам, они могут рационально  организовать свою деятельность, поэтому можно сделать вывод: – Темп работы выбран правильно;  ­ В связи с психологическими особенностями студентов мы старались сочетать различные  формы, методы и средства обучения;  ­ Все этапы занятия были продуманы в соответствии с типом занятия, а так же с точки зрения  рационального расхода времени; ­ Поставленные цели достигнуты!  Мы уверены, что на данном занятии:  а) реализованы основные принципы обучения;  б) удалась педагогика сотрудничества;  в) урок был результативен.

Посмотрите также