Открытый урок: Систематика растений.6 кл.
Цель: формирование знаний о классификации растений, изучение основных систематических групп растений, распознавание классов однодольных и двудольных растений.
Задачи:
1. Дать первоначальное представление о классификации растений.
2. Познакомить с основными систематическими группами растений.
3. Сформировать умение распознавать однодольные и двудольные растения.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;
- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;
- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности
Предметные:
определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию
- выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных;
- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов
- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.
Метапредметные
|
||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;
|
–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);
|
–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу.соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; |
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
Наш урок я хочу начать строками стихотворения Николая Некрасова:
Звучит музыка природы и на экране природа. (слайд 1-2)
Свет зари отразился в листочках берёз,
И они засияли в нём, трепетно млея…
Я влюблён в эту Землю безмерно, до слёз!
Всё держу на своих я ладонях, лелея!
Я ласкаю деревья, целую цветы,
Обнимаю, Любовью питая и грея!
Полюби же родную природу и ты,
Понимая, что всё это — Бога Творенье!
- Ребята, я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы должны беречь и охранять нашу природу, но для этого мы должны ее изучать, чем мы с вами и занимаемся.
2. Актуализация
- Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре, выполните его, оцените друг друга. (слайд 3)(раздаю ключ)
(Собираю работы)
По результатам вашей работы у меня два вопроса:
На какие группы вы разделили организмы в задании А? (растения, животные, грибы, бактерии)
Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем.
(система уравнений, система знаков, грамматическая система, швейная машина, дыхательная система)
- Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, сама школа – система. Части системы объединены по общим признакам.
3. Изучение нового материала:
Но наша природа разнообразна и богата. Существует огромное многообразие растений, все они великолепны и уникальны.
Как вы думаете, какова численность всех растений на земле? (350 тыс.в.)
По каким признакам растения могут различаться между собой?
(размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию)
Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать? (распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока «Систематика растений») (слайд 4)
Какова же цель нашего урока? (дети сами определяют цель) (слайд 5)
Какие задачи мы должны решить на уроке? (дети сами формулируют задачи)
- Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.
(Записываем определения в тетрадь) (слайд 6)
Систематика – это наука о классификации растений.
Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства.
Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. Он не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашей однокласснице, которая сегодня подготовила сообщение. (слайд 7-8)
Вид – основная единица систематики. (слайд 9)
Основной единицей систематики является вид. Вид – группа особей, сходных по строению и жизнедеятельности, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, занимающих свой ареал.
Ареал - территория, которую занимает вид. (Запишите определения в тетрадь)
Как же даются названия растениям? (слайд 10)
- Видовое название состоит из двух слов, первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Такая форма называется – бинарная или двойная.
Задание.
Найдите вид и род растения в следующих примерах: (слайд11 )
Картофель европейский
Берёза пушистая
Сосна сибирская
Смородина красная
Черёмуха обыкновенная
- В разных странах растения называют по- своему и даже в разных местностях одной страны одно и то же растение имеет разные названия, поэтому и возникает непонимание, когда речь заходит о том или ином растении.
(слайд12) Например, русские называют картофель
белорусы ----------- бульба
поляки---------------земняк.
- А как бы вы решили эту проблему?
Откройте учебник на (с.148 прочитайте последний абзац) и найдите решение на обозначенную проблему.
Итак, как же была решена эта проблема? (должен быть создан международный язык, который был бы понятен биологам всех стран. Таким языком стал латинский язык)
- Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмом). Они понятны ботаникам и биологам всего мира.
Значит и картофель имеет название на латинском языке?
Solanum (солянум)
Сейчас у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (слайд13)
- Но также следует различать понятия «вид» и «сорт».
Найдите в учебнике, на (с. 149 последний абзац) по каким признакам «вид» отличается от сорта? (вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определенным условиям, а сорт – группа растений одного вида созданных человеком)
Записываем определение, что такое сорт.
Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности.
Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив)
5. Таксоны (слайд 14)
Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны – специальные систематические единицы растений.
Царство – отдел – класс – порядок – семейство – род – вид.
Давайте дадим систематику вида: береза пушистая. (слайд 15)
Вид ‒ Береза пушистая, род‒ Береза, семейство‒ Березовые, порядок‒ Букоцветные, класс ‒ Двудольные, отдел ‒ Покрытосеменные, царство ‒ Растения.
6. Класс Двудольные и Однодольные растения.
А сейчас послушайте сказочку. Да не простую, а с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.
1 . В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения)
2. Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? ( Отдел цветковые-250 000)
3. Но и они делились на две группы. Одни крепко стояли на земле, глубоко уходя в почву, и были среди них и гиганты, и середняки, и карлики. А другие хоть на нескольких ногах держались, да тонких. И были среди них лишь карлики. О чем речь? (Класс двудольные, класс однодольные).
По каким признакам отличаются эти 2 класса? (слайд 16)
Пользуясь учебником (с.151-152), определите признаки этих двух классов и заполните таблицу? (самостоятельно ищут)
Признаки |
Растения |
|
Однодольные |
Двудольные |
|
Количество семядолей |
1 |
2 |
Корневая система |
мочковатая |
стержневая |
Стебель |
проводящие пучки расположены беспорядочно |
проводящие пучки расположены в центре или в виде кольца |
Жилкование |
дуговое, параллельное |
сетчатое, перистое |
Цветок |
число частей кратно 3 |
число частей кратно 4 или 5 |
- проверка выполненного задания (демонстрация таблицы на экране) , обсуждение (слайд 17)
4. Но и эти классы делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь? ( Семейства различаются по строению цветка).
Основные признаки, по которым растения объединены в семейства – строение цветка и плода. (Демонстрация на экране растений различных семейств.) (слайд 18-23)
- Итак, вы изучили признаки и свойства покрытосеменных растений. Узнали, как их систематизировать и классифицировать.
7. Закрепление
Расположите систематические категории в порядке возрастания, т.е. начиная с самой наименьшей? ( задание на магнитной доске.)
Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел – царство. (выполняют по очереди)
Выбрать правильные утверждения: (слайд 24)
1. Систематика – наука о классификации организмов.
2. Три царства в живой природе.
3 Одуванчик – название вида растений.
4. Вид – основная единица царства растений.
5. Смородина черная название рода растений.
6. Самая крупная единица систематики царства растений - отдел.
8. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что наша совместная работа была плодотворной.
- (слайд 25) Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе смайликов и покажите мне. Урок понравился – смайлик с улыбающимся лицом, нет – смайлик с грустным лицом.
Выставление оценок за работу на уроке.
9. Домашнее задание (слайд 26)
Для всех:
§ 26, прочитать, ответить на вопросы; учить определения, таксоны растений;
По выбору: подготовить сообщения:
Семейство Крестоцветные
Семейство Розоцветные
Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 27)
Задание для проверки знаний.
Выберите и выполните задание в парах (А или Б)
Задание А.
Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы? (3 балла) Запишите ответ:
Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на листе.
Критерии оценивания:
3 балла - ответ дает точно, полно, правильно
2 балл – допускает несущественные ошибки
1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки
0 баллов – не дает ответа
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Задание для проверки знаний.
Выберите и выполните задание в парах (А или Б)
Задание Б
Выполните задание:
Сформулируйте определения:
Система-
Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии.
Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на листе.
Критерии оценивания:
3 балла - ответ дает точно, полно, правильно
2 балл – допускает несущественные ошибки
1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки
0 баллов – не дает ответа
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Признаки |
Растения |
|
Однодольные |
Двудольные |
|
Количество семядолей |
|
|
Корневая система |
|
|
Стебель |
|
|
Жилкование |
|
|
Цветок |
|
|
Признаки |
Растения |
|
Однодольные |
Двудольные |
|
Количество семядолей |
|
|
Корневая система |
|
|
Стебель |
|
|
Жилкование |
|
|
Цветок |
|
|
СООБЩЕНИЕ
Линней Карл (1707—1778), шведский естествоиспытатель и медик. Родился 23 мая 1707 г. в городе Росхульд (Швеция) в семье пастора. От отца юный Карл унаследовал страсть к ботанике. В 1732 году в одиночку совершил научное путешествие в Лапландию, преодолев за пять месяцев более 2000 км. Несколько лет жил в Голландии, защитил здесь докторскую диссертацию и опубликовал ботанические работы, в короткий срок сделавшие его известным во всём мире.
Самый значительный труд Линнея — «Система природы». Книга была впервые опубликована в 1735 г. и выдержала при жизни автора 12 изданий. Именно в этой работе Линней применил и ввёл в употребление так называемую бинарную номенклатуру, при употреблении названия растений было необходимо использовать родовое и видовое наименование.
Он установил чёткую градацию систематических категорий: класс, отряд, род, вид. Классификация флоры, созданная им, была простой, хотя и искусственной. В основу классификации растений Линней положил число, величину и расположение тычинок и пестиков цветка, а также признак одно-, дву- или многодомности растения. Он считал, что органы размножения — самые существенные и постоянные части тела у растений. На основе этого принципа учёный разделил все растения на 24 класса. Принятая Линнеем классификация получила признание во всем мире.
Сам ученый открыл и описал около 1500 видов растений. Он обратил внимание на движение у них листьев и цветов. Предложенная им классификация впоследствии претерпела значительные изменения благодаря новым открытиям в области биологии, однако была для своего времени революционной. Двойная номенклатурная система, предложенная Линнеем, употребляется и поныне.
КЛЮЧ
Задание А Задание Б
Растения животные Система – целое, взаимосвязанное
Ландыш Кошка между собой.
Капуста Собака Например, система уравнений,
Пальма Верблюд грамматическая система, швейная
Обезьяна машина, дыхательная система.
Грибы бактерии
Белый гриб кишечная
Опята палочка
КЛЮЧ
Задание А Задание Б
Растения животные Система – целое, взаимосвязанное
Ландыш Кошка между собой.
Капуста Собака Например, система уравнений,
Пальма Верблюд грамматическая система, швейная
Обезьяна машина, дыхательная система.
Грибы Бактерии
Белый гриб кишечная
Опята палочка
КЛЮЧ
Задание А Задание Б
Растения Животные Система – целое, взаимосвязанное
Ландыш Кошка между собой.
Капуста Собака Например, система уравнений,
Пальма Верблюд грамматическая система, швейная
Обезьяна машина, дыхательная система.
Грибы Бактерии
Белый гриб кишечная
Опята палочка
КЛЮЧ
Задание А Задание Б
Растения Животные Система – целое, взаимосвязанное
Ландыш Кошка между собой.
Капуста Собака Например, система уравнений,
Пальма Верблюд грамматическая система, швейная
Обезьяна машина, дыхательная система.
Грибы Бактерии
Белый гриб кишечная
Опята палочка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.