Формирование познавательной активности студентов, через развитие мотивационного и содержательно-процессуального компонента. Формирование готовности студента к использованию ИКТ для решения различных задач: диалогичность обучения в системе Студент -ИКТ-Педагог, реализация ситуационного обучения.
Опытно-экспериментальная проверка структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента при использавании ИКТ технологий.Опытно-экспериментальная проверка структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента показали, что заявленные педагогические условия (формирование готовности студента к использованию ИКТ для решения различных задач; диалогичность обучения в системе Студент – Информационно-коммуникационные технологии – Педагог; реализация ситуационного обучения) обеспечивают успешную реализацию модели и, следовательно, повышение уровня развития познавательной активности студента в условиях развития информационных технологий.
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В
ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Белянская Т.М.
Под познавательной активностью студента в области информационных
технологий понимается личностное свойство, проявляющееся в творческом
объективном отношении к содержанию и процессу применения
информационных технологий, обеспечивающее продуктивное усвоение знаний
и способов информатизации обучения, в мобилизации нравственноволевых
усилий, направленных на достижение образовательной цели, обусловленной
развитием опыта применения информационных технологий [9,10].
Были выявлены отличительные признаки понятия «познавательная ак
тивность студента», которые являются характеристиками содержательно
процессуального, мотивационного, эмоциональноволевого компонентов. В
ходе анализа содержания компонентов познавательной активности опре
делено, что познавательная активность студента как личностное свойство
характеризуется продуктивным усвоением знаний, его мотивированностью к
применению ИКТ в учебнопознавательной деятельности и отношением
студента к этой деятельности. Определены критерии и показатели, по
определялся уровень (низкий, допустимый, достаточный,
которым
оптимальный) развития познавательной активности студента. Основные ха
рактеристики содержательнопроцессуального компонента познавательной
активности студента отражают уровень сформированности ИКТ
компетентности, мотивационного мотивированность студента к применению
ИКТ в учебнопознавательной деятельности, эмоциональноволевого – от
ношение студента к учебнопознавательной деятельности с применением этих
технологий [1,3,6,8,9].
В рамках исследования были обоснованы такие возможности как:
построение обучения в режиме диалога, реализация индивидуального подходав ходе решения проблемных ситуаций, применение в процессе обучения
«метода проектов» на базе информационнокоммуникационных технологий, а
также способы развития познавательной активности студента в области
информационных технологий (незамедлительная обратная связь между сту
дентом и ИКТ, компьютерная визуализация учебной информации, легкий
доступ и обращение студента к банку данных с помощью средств телеком
муникаций, автоматизация контроля за результатами усвоения) [7].
В ходе исследования была разработана и апробирована структурно
функциональная модель развития познавательной активности студента,
раскрывающая связи строения системы взаимоотношений субъектов учебно
познавательной деятельности (педагог и студент) с выполняемыми
функциями.
В структурнофункциональной модели преобразующая функция
отражается в формировании готовности студента к использованию ИКТ для
решения различных задач, систематизации и обогащении новым содержанием
Структурнофункциональная модель
личного опыта студента.
предусматривает реализацию синергетической функции в системе Студент
ИКТ технологии Педагог (переход от внешней организации взаимодействия
Студент ИКТ к самоорганизации). Информативная функция определяет
выбор информационнокоммуникационной технологии при решении ситуаций
в условиях информатизации обучения, вариативность и разнообразие
ситуаций по направленности и функциональному значению. Реализация инте
рактивной функции обеспечивается мониторингом процесса и результата
с применением
учебнопознавательной деятельности студента
наличием внешнего
информационнокоммуникационных технологий,
объективного контроля, планируемостью и воспроизводимостью результатов.
Прогностическоцелевой блок структурнофункциональной модели со
держит установленную цель и подходы (инвариант не изменяющаяся часть),служащие основой для выявления и изучения содержательных компонентов
познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.
Содержательноорганизационный
методы,
содержательные компоненты познавательной активности студента в условиях
включает
блок
характеристику учебнопознавательной
информатизации обучения,
деятельности студента с использованием ИКТ в логике. При этом на содержа
тельноорганизационный блок действуют педагогические условия (формиро
вание готовности студента к использованию ИКТ в учебнопознавательной
деятельности, организация диалогичности обучения в системе Студент
Информационнокоммуникационные технологии Педагог, реализация ситуа
ционного обучения), направленные на развитие познавательной активности
студента в условиях информатизации обучения [2,3,4,7].
Одним из условий развития познавательной активности студента в усло
виях информатизации обучения является формирование готовности студента
к использованию ИКТ в учебнопознавательной деятельности. Под
готовностью к деятельности понимается стремление и способность вы
полнять эту деятельность [5,8].
При реализации этого условия происходило развитие мотивационного и
содержательнопроцессуального компонентов познавательной активности
студента, а именно: формировалась мотивация и объективное отношения к
применению ИКТ технологий,
грамотности.
осваивались основы компьютерной
При формировании готовности студента к использованию ИКТ в
учебнопознавательной деятельности определялись внутренние потребности
которыми
обучаемых на основе изучения структуры мотивов,
руководствуются студенты, выбирая из предлагаемых технологий. Далее
определялись виды ИКТ технологий, способствующих подкреплению
потребностей, и выбирались способы их применения, позволяющие достигнуть
целей обучения и развития. Затем формировалась мотивация к применениюинформационнокоммуникационных технологий. Для этого использовались
открытые задания, фиксирующие только структуру их решения или
отдельные элементы, что послужило формированию и развитию у студента
творческого отношения к собственной познавательной деятельности с
применением информационнокоммуникационных технологий.
Занятия в группах строились согласно концепции традиционного обуче
ния, в то время как занятия в экспериментальных группах были построены на
основе диалогичности обучения в системе Педагог – Информационнокомму
никационные технологии Студент и реализации ситуационного обучения.
Варианты взаимодействия в системе Педагог Информационнокомму
никационные технологии Студент:
Педагог Студент, Студент Студенты, Педагог ИКТ технологии,
Студент ИКТ технологии, обеспечили реализацию интегрирующей функции
структурнофункциональной модели исследуемого процесса.
Совместная работа педагога и студентов в системах Педагог Студент,
Студент Студенты являлась диалогическим взаимодействием, где каждый
участник вступал в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и
одновременно осмысливая другие, что способствовало становлению его
творческого объективного отношения к содержанию и процессу
информатизации материала, самостоятельности суждений как проявления
нравственноволевого усилия.
Диалоговый режим в системе Педагог – ИКТ технологии действовал
как инструмент создания проблемных ситуаций и отличался от широко
распространенного вопросноответного метода обучения. Проблемная си
туация создавалась посредством возможностей диалогового режима, спе
циально направленного на актуализацию личностных функций и свойств, в
том числе и познавательной активности, на накопление студентами опыта
реализации познавательной активности.Диалоговый режим в системе Студент – ИКТ технологии в исследо
вании это взаимодействие студента с компьютером, в ходе которого обучае
мый на каждый свой вопрос или выполненное действие получает соответст
вующий данной ситуации ответ, пояснение, указание к выполнению следую
щих действий или возвращается на «исходные позиции». Это способствовало
становлению и развитию творческого объективного отношения к обучению
обеспечивающее продуктивное усвоение знаний.
В ходе внедрения ситуационного обучения в экспериментальной группе
на занятиях создавались различные проблемные ситуации (ситуации выбора,
поисковые ситуации, ситуации решения открытых заданий, ситуации
принятия решения) как инструмент управления учебнопознавательной
деятельностью студента. При решении ситуаций выбора у студентов
развивалось положительное отношение к информационнокоммуникационным
технологиям, как к объекту и инструменту учебнопознавательной
деятельности, повышался уровень познавательного интереса как основы
познавательной активности студента, увеличивался объем знаний и умений.
В ходе решения поисковых ситуаций использовались различные ИКТ
технологии: базы данных, электронные учебники, справочные системы, сеть
Интернет. Решение ситуаций происходило пошагово: выбор источника
информации, выбор способа поиска, поиск информации, характеристика
предложенных вариантов решения поставленной задачи с точки зрения
технологичности. Данный способ позволил активизировать самостоятельность
и способствовал накоплению опыта реализации творческого объективного
отношения студента к содержанию и процессу обучения. В ситуациях
решения открытых заданий в различных средах использовалось ограниченное
количество доступных инструментов. В результате применения принципа
открытости заданий активизировался интерес студента к использованию ин
формационнокоммуникационных технологий, поскольку они на своем опыте
убедились в том, что с помощью ограниченного набора инструментов иалгоритмов можно получать самые разнообразные результаты. При решении
ситуации принятия решения создавались условия, активизирующие студента в
поисках решения проблемных ситуаций из реального мира с помощью ИКТ
(мобилизация нравственноволевых усилий), способствующих осмыслению
студентами возможностей ИКТ в решении прикладных задач (продуктивное
усвоение знаний).
Опытнопоисковая работа в формирующей части исследования
состояла из трех этапов: ориентации, освоения и присвоения, согласно струк
турнофункциональной модели развития познавательной активности.
Содержание этапа ориентации потребовало организации теоретической
подготовки студентов по проблеме развития познавательной активности
студентов в области информационных технологий. На этом этапе
проводились беседы, семинары–практикумы по использованию ИКТ в
Учебнопознавательная деятельность студента носила
обучении.
репродуктивный характер, ИКТ использовались студентом как объект
изучения.
На этапе освоения была обеспечена организация учебнопознавательной
деятельности студентов таким образом, чтобы они овладели конкретными
знаниями и способами, развивающими познавательную активность личности.
Учебнопознавательная деятельность студента носила эвристический ха
рактер за счет решения проблемных заданий и ситуаций, ИКТ использовались
студентом как инструмент деятельности по решению поставленной задачи, а
включение студента в деятельность было за счет выполнения заданий сначала
по образцу, затем – по аналогии.
На этапе присвоения согласно структурнофункциональной модели
происходило развитие мотивационного, содержательнопроцессуального и
эмоциональноволевого компонентов познавательной активности студента на
практических занятиях, в ходе осуществления проектной деятельности. При
применении проектов в обучении замечено, что стимул цели обладаетзначительной силой, и, если он подкрепляет стимул действия с применением
ИКТ, интерес к познанию усиливаются. Учебнопознавательная деятельность
студента носила творческий характер за счет выполнения студентом ин
студент был самоорганизатором своей
дивидуальных проектов,
познавательной деятельности.
На оценочнорезультативном этапе опытнопоисковой работы
проводилась интерпретация экспериментальных данных. В таблице 2 и
диаграммах представлены обобщенные данные исследования по результатам
диагностики уровней развития компонентов познавательной активности
студента.
Таблица 2. Динамика распределения студентов по уровням развития
компонентов познавательной активности в опытнопоисковой работе (%)
Компонент
познавательной
активности
критерий
Содержательно
процессуальный
Сформированность
ИКТкомпетентности
а
п
п
у
р
Г
и
н
в
о
р
у
Группа 1
Группа 2
Группа 1
й
и
к
з
и
н
15,
6
15,
9
7,8
Группа 2
3,4
й
ы
м
и
т
с
у
п
о
д
37,
2
41,
9
21,
6
31,
7
й
ы
н
ч
о
т
а
т
с
о
д
35,1
36,8
45,6
49,3
й
ы
н
ь
л
а
м
и
т
п
о
12,
1
5,4
25
15,
6
о
л
а
ч
а
Н
Р
П
О
а
ч
н
о
к
О
Р
П
О
е
и
н
Мотивационный
Эмоциональноволевой
Отношение к учебно
Мотивированность
й
ы
м
и
т
с
у
п
о
д
й
ы
н
ч
о
т
а
т
с
о
д
й
ы
н
ь
л
а
м
и
т
п
о
22,3
23,9
35,1
16,2
34,5
38,5
31,7
31,5
28
й
и
к
з
и
н
18,
7
10,
8
8,8
й
и
к
з
и
н
20
16,
1
7,6
3,4
16,2
44,6
35,8
3,2
познавательной
деятельности
й
ы
м
и
т
с
у
п
о
д
й
ы
н
ч
о
т
а
т
с
о
д
й
ы
н
ь
л
а
м
и
т
п
о
48,
8
43,
8
34,
9
23,
2
24
28,
4
40,
7
50
7,2
11,7
16,2
23
Диаграмма 1. Динамика показателей развития познавательной активности
студентов группы 1 в опытнопоисковой работе.49.3
36.8
41.9
31.7
44.6
34.5
38.5
35.8
15.9
3.4
1
2
15.6
5.4
4
10.8
5
3.4
16.2
16.2
6
3
7
16.1
9
3.2
8
50
40
30
20
10
0
50
43.8
28.4
23.2
10
23
11.7
12
11
Начало ОПР Группа 2 Окончание ОПР Группа 2
Диаграмма 2. Динамика показателей развития познавательной активности
студентов группы 2 в опытнопоисковой работе
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Начало ОПР Группа 1
Начало ОПР Группа 2
Диаграмма 3. Сравнение показателей динамики познавательной активности
студентов групп в начале эксперимента.50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Окончание ОПР Группа 1
Окончание ОПР Группа 2
Диаграмма 4. Сравнение показателей динамики познавательной активности
студентов групп по окончанию эксперимента.
Анализируя результаты, было отмечено, что развитие познавательной
активности студентов в экспериментальной группе идет более успешно при
организации учебнопознавательной деятельности студентов согласно
структурнофункциональной модели развития изучаемого феномена под
воздействием выявленных педагогических условий.
Кроме того, в экспериментальной группе наблюдался стабильный рост
среднего показателя познавательной активности студента, что говорит об
эффективности структурнофункциональной модели развития изучаемого
феномена под влиянием предложенных педагогических условий.
В исследовании приняли участие две группы, в первой группе 24
студента, во второй 23. В каждой из групп есть студенты, относящиеся к
сформированности ИКТкомпетентности,
различным критериям
мотивированности, отношении к учебнопознавательной деятельности. Для
каждого из критериев были определены четыре уровня: низкий, допустимый,
достаточный и оптимальный. Объективность и достоверность полученных
результатов была доказана с помощью методов математической статистики:использовался статистический критерий «хиквадрат Пирсона», что
позволило установить наличие статистически значимого влияния структурно
функциональной модели и условий ее функционирования в образовательном
процессе. Диагностические срезы, проведенные на разных этапах исследо
вания в соответствии с разработанными критериями, достоверно показывают
положительную динамику развития познавательной активности студента.
Таким образом, объективно доказано, что структурнофункциональная
модель исследуемого процесса обеспечила эффективное развитие познава
тельной активности студента в области информационных технологий.
Основные выводы исследования:
Основными факторами актуализации проблемы развития
1
познавательной активности студента в современных условиях являются
изменение образовательной парадигмы.
1
Определено, что познавательная активность студента как личностное
свойство, проявляющееся в творческом объективном отношении к со
держанию и процессу обучения, обеспечивающим продуктивное усвоение
знаний и мобилизации нравственноволевых усилий, направленных на дос
обусловленной развитием опыта
тижение образовательных цели,
информатизации обучения, характеризуется наличием содержательно
процессуального, мотивационного и эмоциональноволевого компонентов.
Выявленный педагогический потенциал информационных технологий в
1
развитии познавательной активности студента заключается:
в построении обучения с использованием ИКТ в режиме диалога;
реализации индивидуального подхода в ходе решения проблемных
ситуаций на базе информационнокоммуникационных технологий;
включении в содержание обучения различных средств
информационнокоммуникационных технологий;
применении «метода проектов» для активизации учебно
познавательной деятельности студента; применении интерактивного обучения предполагает отличную от
привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от
формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через
применение.
1
Экспериментально подтверждено, что структурнофункциональная мо
дель развития познавательной активности студента, представленная
единством взаимосвязанных блоков (прогностическоцелевой, содержательно
организационный и результативнооценочный), отражающая в совокупности
цель, содержание, этапы, методы, педагогические условия, критерии,
прогнозирует ход,
функции,
результативности,
особенности процесса,
целевые ориентиры,
носит
показатели
закономерный,
целенаправленный управляемый, поступательный характер и позволяет
реализовывать заявленный процесс с максимальным эффектом.
1
Опытноэкспериментальная проверка структурнофункциональной
модели развития познавательной активности студента показали, что заявлен
ные педагогические условия (формирование готовности студента к
использованию ИКТ для решения различных задач; диалогичность обучения в
системе Студент – Информационнокоммуникационные технологии –
Педагог; реализация ситуационного обучения) обеспечивают успешную
реализацию модели и, следовательно, повышение уровня развития по
знавательной активности студента в условиях развития информационных
технологий.
Результаты опытнопоисковой работы дают основание сделать вывод,
что цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, по
ставленные задачи решены.
Данное исследование не претендует на раскрытие всех аспектов
рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть связано с
вопросами вариативного использования познавательной активности студента.ЛИТЕРАТУРА
1. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной
технологии обучения: Курс лекций. Новос. Издво НИПКиПРО,
2012 г.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в
образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г.
Ларионова. – М. :Логос, 2014. – 336 с.
3. Мещерякова И.Н. Возможности компьютерного обучения в
развитии познавательной активности студента:уч.мет.пособие.
Оренбург: Издво ОГПУ, 2009. 60с
4. Мещерякова И.Н. Информационные и компьютерные технологии
в образовании (к постановке вопроса) / И.Н. Мещерякова //
Вопросы гуманитарных наук № 1 (28). М.: ООО «Компания
спутник +», 2007. С. 185 – 188.
5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в
перспективы
образовании:
использования [Текст] / И.В. Роберт. – М. : ШколаПресс, 1994. –
205 с.
дидактические
проблемы,
7. Русина И.П. Информационные технологии и их влияние на формы
и методы обучения [Текст] / И.П. Русина // XV Международная
конференция «Применение новых технологий в образовании». –
Троицк, 2014. – С. 3436.
8.
9.
Цветкова М.С. Информационная активность педагогов :
методическое пособие / М.С. Цветкова. – М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.
Юсупов Д. Ф., Хажиева И. А., Сапаев У. Активизация
познавательной деятельности студентов с помощью
компьютерных технологий при изучении
гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. —
2015.
— URL
https://moluch.ru/archive/89/18203/
1226-1229.
— №9.
— С.
10. Яковлев А.И. Информационнокоммуникационные технологии в
образовании [Текст] / А.И. Яковлев // Информационное общество,
2017. – вып. 2. – С. 3237.