РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование познавательной активности студентов, через развитие мотивационного и содержательно-процессуального компонента. Формирование готовности студента к использованию ИКТ для решения различных задач: диалогичность обучения в системе Студент -ИКТ-Педагог, реализация ситуационного обучения. Опытно-экспериментальная проверка структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента при использавании ИКТ технологий.Опытно-экспериментальная проверка структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента показали, что заявленные педагогические условия (формирование готовности студента к использованию ИКТ для решения различных задач; диалогичность обучения в системе Студент – Информационно-коммуникационные технологии – Педагог; реализация ситуационного обучения) обеспечивают успешную реализацию модели и, следовательно, повышение уровня развития познавательной активности студента в условиях развития информационных технологий.
Иконка файла материала Белянская Т для статьи.docx
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Белянская Т.М. Под  познавательной активностью студента  в области информационных технологий понимается личностное свойство, проявляющееся в творческом объективном   отношении   к   содержанию   и   процессу   применения информационных технологий, обеспечивающее продуктивное усвоение знаний и способов информатизации обучения, в мобилизации нравственно­волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели, обусловленной развитием опыта применения информационных технологий [9,10]. Были выявлены отличительные признаки понятия «познавательная ак­ тивность   студента»,   которые   являются   характеристиками   содержательно­ процессуального,   мотивационного,   эмоционально­волевого   компонентов.   В ходе   анализа   содержания   компонентов   познавательной   активности   опре­ делено,   что   познавательная   активность   студента   как   личностное   свойство характеризуется продуктивным усвоением знаний, его мотивированностью к применению   ИКТ   в   учебно­познавательной   деятельности   и   отношением студента   к   этой   деятельности.   Определены   критерии   и   показатели,   по   определялся   уровень   (низкий,   допустимый,   достаточный, которым   оптимальный)  развития  познавательной активности  студента. Основные ха­ рактеристики   содержательно­процессуального   компонента   познавательной активности   студента   отражают   уровень   сформированности   ИКТ­ компетентности, мотивационного ­ мотивированность студента к применению ИКТ   в   учебно­познавательной   деятельности,   эмоционально­волевого   –   от­ ношение студента к учебно­познавательной деятельности с применением этих технологий [1,3,6,8,9]. В   рамках   исследования   были   обоснованы   такие   возможности   как: построение обучения в режиме диалога, реализация индивидуального подходав   ходе   решения   проблемных   ситуаций,   применение   в   процессе   обучения «метода проектов» на базе информационно­коммуникационных технологий, а также   способы   развития   познавательной   активности   студента   в   области информационных технологий (незамедлительная обратная связь между сту­ дентом   и   ИКТ,   компьютерная   визуализация   учебной   информации,   легкий доступ и обращение студента к банку данных с помощью средств телеком­ муникаций, автоматизация контроля за результатами усвоения) [7]. В   ходе   исследования   была   разработана   и   апробирована   структурно­ функциональная   модель   развития   познавательной   активности   студента, раскрывающая связи строения системы взаимоотношений субъектов учебно­ познавательной   деятельности   (педагог   и   студент)   с   выполняемыми функциями. В   структурно­функциональной   модели   преобразующая   функция отражается в формировании готовности студента к использованию ИКТ для решения различных задач, систематизации и обогащении новым содержанием   Структурно­функциональная   модель личного   опыта   студента. предусматривает   реализацию   синергетической   функции   в   системе   Студент ­ИКТ технологии ­ Педагог (переход от внешней организации взаимодействия Студент   ­   ИКТ   к   самоорганизации).   Информативная   функция   определяет выбор информационно­коммуникационной технологии при решении ситуаций в   условиях   информатизации   обучения,   вариативность   и   разнообразие ситуаций по направленности и функциональному значению. Реализация инте­ рактивной   функции   обеспечивается   мониторингом   процесса   и   результата   с   применением учебно­познавательной   деятельности   студента   наличием   внешнего информационно­коммуникационных   технологий, объективного контроля, планируемостью и воспроизводимостью результатов. Прогностическо­целевой блок структурно­функциональной модели со­ держит установленную цель и подходы (инвариант ­ не изменяющаяся часть),служащие основой для выявления и изучения содержательных компонентов познавательной активности студента в условиях информатизации обучения. Содержательно­организационный   методы, содержательные компоненты познавательной активности студента в условиях включает   блок     характеристику   учебно­познавательной информатизации   обучения, деятельности студента с использованием ИКТ в логике. При этом на содержа­ тельно­организационный блок действуют педагогические условия (формиро­ вание  готовности  студента   к  использованию   ИКТ  в  учебно­познавательной деятельности,   организация   диалогичности   обучения   в   системе   Студент   ­ Информационно­коммуникационные технологии ­ Педагог, реализация ситуа­ ционного   обучения),   направленные   на   развитие   познавательной   активности студента в условиях информатизации обучения [2,3,4,7]. Одним из условий развития познавательной активности студента в усло­ виях информатизации обучения является формирование готовности студента к   использованию   ИКТ   в   учебно­познавательной   деятельности.  Под готовностью   к   деятельности     понимается   стремление   и   способность   вы­ полнять эту деятельность [5,8]. При реализации этого условия происходило развитие мотивационного и содержательно­процессуального   компонентов   познавательной   активности студента, а именно: формировалась мотивация и объективное отношения к применению   ИКТ   технологий, грамотности.   осваивались   основы   компьютерной При     формировании   готовности   студента   к   использованию   ИКТ   в учебно­познавательной   деятельности   определялись   внутренние   потребности   которыми обучаемых   на   основе   изучения   структуры   мотивов, руководствуются   студенты,   выбирая   из   предлагаемых   технологий.   Далее определялись   виды   ИКТ   технологий,   способствующих   подкреплению потребностей, и выбирались способы их применения, позволяющие достигнуть целей обучения и развития. Затем формировалась мотивация к применениюинформационно­коммуникационных   технологий.   Для   этого   использовались открытые   задания,   фиксирующие   только   структуру   их   решения   или отдельные элементы, что послужило формированию и развитию у студента творческого   отношения   к   собственной   познавательной   деятельности   с применением информационно­коммуникационных технологий. Занятия в группах строились согласно концепции традиционного обуче­ ния, в то время как занятия в экспериментальных группах были построены на основе диалогичности обучения в системе Педагог – Информационно­комму­ никационные технологии ­ Студент и реализации ситуационного обучения.  Варианты взаимодействия в системе Педагог ­ Информационно­комму­ никационные технологии ­ Студент:  Педагог ­ Студент, Студент ­ Студенты, Педагог ­ ИКТ технологии, Студент ­ ИКТ технологии, обеспечили реализацию интегрирующей функции структурно­функциональной модели исследуемого процесса. Совместная работа педагога и студентов в системах Педагог ­ Студент, Студент ­ Студенты являлась диалогическим взаимодействием, где каждый участник вступал в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и одновременно   осмысливая   другие,   что   способствовало   становлению   его творческого   объективного   отношения   к   содержанию   и   процессу информатизации   материала,   самостоятельности   суждений   как   проявления нравственно­волевого усилия.  Диалоговый режим в системе Педагог – ИКТ технологии действовал как   инструмент   создания   проблемных   ситуаций   и   отличался   от   широко распространенного   вопросно­ответного   метода   обучения.   Проблемная   си­ туация   создавалась   посредством   возможностей   диалогового   режима,   спе­ циально направленного на актуализацию личностных функций и свойств, в том   числе   и   познавательной   активности,   на   накопление   студентами   опыта реализации познавательной активности.Диалоговый режим в системе Студент – ИКТ технологии в исследо­ вании ­ это взаимодействие студента с компьютером, в ходе которого обучае­ мый на каждый свой вопрос или выполненное действие получает соответст­ вующий данной ситуации ответ, пояснение, указание к выполнению следую­ щих действий или возвращается на «исходные позиции». Это способствовало становлению и развитию  творческого  объективного  отношения  к обучению обеспечивающее продуктивное усвоение знаний.  В ходе внедрения ситуационного обучения в экспериментальной группе на занятиях создавались различные проблемные ситуации (ситуации выбора, поисковые   ситуации,   ситуации   решения   открытых   заданий,   ситуации принятия   решения)   как   инструмент   управления   учебно­познавательной деятельностью   студента.   При   решении   ситуаций   выбора   у   студентов развивалось положительное отношение к информационно­коммуникационным технологиям,   как   к   объекту   и   инструменту   учебно­познавательной деятельности,   повышался   уровень   познавательного   интереса   как   основы познавательной активности студента, увеличивался объем знаний и умений. В ходе решения поисковых ситуаций использовались  различные ИКТ технологии: базы данных, электронные учебники, справочные системы, сеть Интернет.   Решение   ситуаций   происходило   пошагово:   выбор   источника информации,   выбор   способа   поиска,   поиск   информации,   характеристика предложенных   вариантов   решения   поставленной   задачи   с   точки   зрения технологичности. Данный способ позволил активизировать самостоятельность и   способствовал   накоплению   опыта   реализации   творческого   объективного отношения   студента   к   содержанию   и   процессу     обучения.   В   ситуациях решения открытых заданий в различных средах использовалось ограниченное количество   доступных   инструментов.   В   результате   применения   принципа открытости заданий активизировался интерес студента к использованию ин­ формационно­коммуникационных технологий, поскольку они на своем опыте убедились   в   том,   что   с   помощью   ограниченного   набора   инструментов   иалгоритмов можно получать самые разнообразные результаты. При решении ситуации принятия решения создавались условия, активизирующие студента в поисках решения проблемных ситуаций из реального мира с помощью ИКТ (мобилизация   нравственно­волевых   усилий),   способствующих   осмыслению студентами возможностей ИКТ в решении прикладных задач (продуктивное усвоение знаний). Опытно­поисковая   работа   в   формирующей   части   исследования состояла из трех этапов: ориентации, освоения и присвоения, согласно  струк­ турно­функциональной модели развития познавательной активности. Содержание этапа ориентации потребовало организации теоретической подготовки   студентов   по   проблеме   развития   познавательной   активности студентов   в   области   информационных   технологий.   На   этом   этапе проводились   беседы,   семинары–практикумы   по   использованию   ИКТ   в   Учебно­познавательная   деятельность   студента   носила обучении. репродуктивный   характер,   ИКТ   использовались   студентом   как   объект изучения.  На этапе освоения была обеспечена организация учебно­познавательной деятельности   студентов   таким   образом,   чтобы   они   овладели   конкретными знаниями и способами, развивающими познавательную активность личности. Учебно­познавательная   деятельность   студента   носила   эвристический   ха­ рактер за счет решения проблемных заданий и ситуаций, ИКТ использовались студентом как инструмент деятельности по решению поставленной задачи, а включение студента в деятельность было за счет выполнения заданий сначала по образцу, затем – по аналогии.  На   этапе   присвоения   согласно   структурно­функциональной   модели происходило   развитие   мотивационного,   содержательно­процессуального   и эмоционально­волевого компонентов познавательной активности студента на практических занятиях, в ходе осуществления проектной деятельности. При применении   проектов   в   обучении   замечено,   что   стимул   цели   обладаетзначительной силой, и, если он подкрепляет стимул действия с применением ИКТ,  интерес к познанию усиливаются. Учебно­познавательная деятельность студента   носила   творческий   характер   за   счет   выполнения   студентом   ин­   студент   был   самоорганизатором   своей дивидуальных   проектов, познавательной деятельности.  На   оценочно­результативном   этапе   опытно­поисковой   работы проводилась   интерпретация   экспериментальных   данных.   В   таблице   2   и диаграммах представлены обобщенные данные исследования по результатам диагностики   уровней   развития   компонентов   познавательной   активности студента.  Таблица 2. Динамика распределения студентов по уровням развития компонентов познавательной активности в опытно­поисковой работе (%) Компонент познавательной активности критерий Содержательно­ процессуальный Сформированность ИКТ­компетентности а п п у р Г и н в о р у Группа 1 Группа 2 Группа 1 й и к з и н 15, 6 15, 9 7,8 Группа 2 3,4 й ы м и т с у п о д 37, 2 41, 9 21, 6 31, 7 й ы н ч о т а т с о д 35,1 36,8 45,6 49,3 й ы н ь л а м и т п о 12, 1 5,4 25 15, 6 о л а ч а Н Р П О ­ а ч н о к О Р П О   е и н Мотивационный Эмоционально­волевой Отношение к учебно­ Мотивированность й ы м и т с у п о д й ы н ч о т а т с о д й ы н ь л а м и т п о 22,3 23,9 35,1 16,2 34,5 38,5 31,7 31,5 28 й и к з и н 18, 7 10, 8 8,8 й и к з и н 20 16, 1 7,6 3,4 16,2 44,6 35,8 3,2 познавательной деятельности й ы м и т с у п о д й ы н ч о т а т с о д й ы н ь л а м и т п о 48, 8 43, 8 34, 9 23, 2 24 28, 4 40, 7 50 7,2 11,7 16,2 23 Диаграмма 1. Динамика показателей развития познавательной активности студентов группы 1 в опытно­поисковой работе.49.3 36.8 41.9 31.7 44.6 34.5 38.5 35.8 15.9 3.4 1 2 15.6 5.4 4 10.8 5 3.4 16.2 16.2 6 3 7 16.1 9 3.2 8 50 40 30 20 10 0 50 43.8 28.4 23.2 10 23 11.7 12 11 Начало ОПР Группа 2 Окончание ОПР Группа 2 Диаграмма 2.  Динамика показателей развития познавательной активности студентов  группы 2 в опытно­поисковой работе 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Начало ОПР Группа 1 Начало ОПР Группа 2 Диаграмма  3. Сравнение   показателей  динамики  познавательной  активности студентов групп в начале эксперимента.50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Окончание ОПР Группа 1 Окончание ОПР Группа 2 Диаграмма 4. Сравнение показателей динамики познавательной активности студентов  групп   по окончанию эксперимента. Анализируя результаты, было отмечено, что развитие познавательной активности студентов в экспериментальной группе идет более успешно при организации   учебно­познавательной   деятельности   студентов   согласно структурно­функциональной   модели   развития   изучаемого   феномена   под воздействием выявленных педагогических условий. Кроме того, в экспериментальной группе наблюдался стабильный рост среднего   показателя   познавательной   активности   студента,   что   говорит   об эффективности   структурно­функциональной   модели   развития   изучаемого феномена под влиянием предложенных педагогических условий. В   исследовании   приняли   участие   две   группы,   в   первой   группе   24 студента, во второй 23. В каждой из групп есть студенты, относящиеся к сформированности   ИКТ­компетентности, различным   критериям   мотивированности,   отношении   к   учебно­познавательной   деятельности.   Для каждого из критериев были определены четыре уровня: низкий, допустимый, достаточный   и   оптимальный.   Объективность   и   достоверность   полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики:использовался   статистический   критерий   «хи­квадрат   Пирсона»,   что позволило установить наличие статистически значимого влияния  структурно­ функциональной модели и условий ее функционирования в образовательном процессе.   Диагностические   срезы,   проведенные   на   разных   этапах   исследо­ вания в соответствии с разработанными критериями, достоверно показывают положительную динамику развития познавательной активности студента. Таким образом, объективно доказано, что  структурно­функциональная модель   исследуемого   процесса   обеспечила   эффективное   развитие   познава­ тельной активности студента в области информационных технологий. Основные выводы исследования: Основными   факторами   актуализации   проблемы   развития 1 познавательной   активности   студента   в   современных   условиях   являются изменение образовательной парадигмы. 1 Определено, что познавательная  активность  студента  как личностное свойство,   проявляющееся   в   творческом   объективном   отношении   к   со­ держанию   и   процессу   обучения,   обеспечивающим   продуктивное   усвоение знаний   и   мобилизации   нравственно­волевых   усилий,   направленных   на   дос­   обусловленной   развитием   опыта тижение   образовательных   цели, информатизации   обучения,   характеризуется   наличием   содержательно­ процессуального, мотивационного и эмоционально­волевого компонентов. Выявленный педагогический потенциал информационных технологий в 1 развитии познавательной активности студента заключается:  в построении обучения с использованием ИКТ в режиме диалога;  реализации индивидуального подхода в ходе решения проблемных ситуаций на базе информационно­коммуникационных технологий;  включении   в   содержание   обучения   различных   средств информационно­коммуникационных технологий;  применении   «метода   проектов»   для   активизации   учебно­ познавательной деятельности студента; применении  интерактивного   обучения   предполагает   отличную   от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования   нового   опыта   к   его   теоретическому   осмыслению   через применение. 1 Экспериментально подтверждено, что структурно­функциональная мо­ дель   развития   познавательной   активности   студента,   представленная единством взаимосвязанных блоков (прогностическо­целевой, содержательно­ организационный   и  результативно­оценочный),  отражающая  в  совокупности цель,   содержание,   этапы,   методы,   педагогические   условия,   критерии,   прогнозирует   ход, функции, результативности,   особенности   процесса,   целевые   ориентиры,   носит     показатели закономерный, целенаправленный   управляемый,   поступательный   характер   и   позволяет реализовывать заявленный процесс с максимальным  эффектом. 1 Опытно­экспериментальная   проверка   структурно­функциональной модели развития познавательной активности студента показали, что заявлен­ ные   педагогические   условия   (формирование   готовности   студента   к использованию ИКТ для решения различных задач; диалогичность обучения в системе   Студент   –   Информационно­коммуникационные   технологии   – Педагог;   реализация   ситуационного   обучения)   обеспечивают   успешную реализацию   модели   и,   следовательно,   повышение   уровня   развития   по­ знавательной   активности   студента   в   условиях   развития   информационных технологий.  Результаты опытно­поисковой работы дают основание сделать вывод, что   цель   исследования   достигнута,   выдвинутая   гипотеза   доказана,   по­ ставленные задачи решены. Данное   исследование   не   претендует   на   раскрытие   всех   аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть связано с вопросами вариативного использования познавательной активности студента.ЛИТЕРАТУРА  1. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной  технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд­во НИПКиПРО,  2012 г. 2. Вербицкий   А.А.   Личностный   и   компетентностный   подходы   в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М. :Логос, 2014. – 336 с. 3. Мещерякова   И.Н.   Возможности   компьютерного   обучения   в развитии   познавательной   активности   студента:уч.­мет.пособие. Оренбург: Изд­во ОГПУ, 2009. 60с 4. Мещерякова И.Н. Информационные и компьютерные технологии в   образовании   (к   постановке   вопроса)   /   И.Н.   Мещерякова   // Вопросы   гуманитарных   наук   №   1   (28).   М.:   ООО   «Компания спутник +», 2007. С. 185 – 188. 5. Полат   Е.С.   Современные   педагогические   и   информационные технологии   в   системе   образования   [Текст]   /   Е.С.   Полат,   М.Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. 6. Роберт   И.В.   Современные   информационные   технологии   в   перспективы образовании: использования [Текст] / И.В. Роберт. – М. : Школа­Пресс, 1994. – 205 с.   дидактические   проблемы, 7. Русина И.П. Информационные технологии и их влияние на формы и методы обучения [Текст] / И.П. Русина // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». – Троицк, 2014. – С. 34­36. 8.  9.   Цветкова   М.С.   Информационная   активность   педагогов   : методическое   пособие   /   М.С.   Цветкова.   –   М.   :   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.  Юсупов Д. Ф., Хажиева И. А., Сапаев У. Активизация познавательной деятельности студентов с помощью компьютерных технологий при изучении гуманитарных дисциплин // Молодой ученый. — 2015. — URL https://moluch.ru/archive/89/18203/ 1226-1229. — №9. — С. 10.  Яковлев А.И. Информационно­коммуникационные технологии в образовании [Текст] / А.И. Яковлев // Информационное общество, 2017. – вып. 2. – С. 32­37.