Разработка педагогического проекта
Оценка 5

Разработка педагогического проекта

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
5 кл—7 кл
02.04.2017
Разработка педагогического проекта
Возможно ли учение без принуждения? Данный проект - попытка реализовать подобную идею в жизнь. Реализация проекта на уровне школы и участие его в конкурсе проектов на региональном уровне позволило отметить его положительные и отрицательные моменты. Однако в целом проект имел позитивные результаты.
учение без принуждения. на конкурс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иштанская средняя общеобразовательная школа»                         Утверждаю директор школы_____________Соболева Г.Г. «_______»___________20____г. УЧЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ (экспериментальный педагогический проект) Срок реализации проекта: 2011­2015 годы Экспериментальная группа­ 10 человек (из состава учеников 5­8 классов) Автор: Лаздан Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория с. Иштан  Содержание I. Введение……………………………………………………………………3  1. Цель и задачи проекта…………………………………………………….4 2. Гипотеза…………………………………………………………………....4  II. Этапы проекта……………………………………………………………..5 1. Подготовительный этап…………………………………………………...5 2. Основной этап (эксперимент)………………………………………….....6 3. Заключительный этап (рефлексивный)…………………………………..7 III. Продукты проекта…………………………………………………………7 IV. Участники проекта. Ресурсы……………………………………………..8 V. Предполагаемые результаты…………………………………………...9 VI. Ожидаемые результаты………………………………………………...9 VII. Критерии эффективности проекта…………………………………….9   VIII. Возможные риски………………………………………………………9 IX. Пути преодоления возможных рисков и проблем…………………..10 X. Литература……………………………………………………………..10 Введение                     Всё чаще мы, учителя,  отмечаем нежелание современных детей учиться. Это   стало   серьёзной  проблемой,   особенно   для   сельских   школ.  Несмотря   на улучшение   материально­технического   обеспечения     образовательного процесса,   падает   интерес   обучающихся   к   школьным   предметам,   дети пассивны   и   невнимательны   на   уроках.   Быстро   выбрасывают   из   памяти   и   легко забывают всё услышанное. Домашние задания выполняют бессистемно, не в полном объёме или вообще систематически не готовятся к урокам.        В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало. К числу главных можно отнести следующие: 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Всё остальное они приобретают в ходе   обучения,  прежде   всего,   в  начальной   школе,  а  многое   совершенствуется   и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если   его   нет,   если   по   каким­то   причинам   (в   частности,   работа   в   объединённых классах­комплектах,   уменьшение   количества   часов   на   преподавание)   учителя   и родители   не   научили   и   не   привили   детям   соответствующие   навыки,   учение оказывается очень трудным делом. 2.  Громадность   и   сложность   материала,   подлежащего   усвоению   и запоминанию.  Попытка   передать   каждому   школьнику   основные   знания, накопленные   человечеством,   утопична,   бессмысленна   и   вредна.   Об   этом   не   раз писали учёные­педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. При уменьшении количества часов на изучение базовых предметов, не уменьшается   объём   изучаемого   материала,   а   в   связи   с   подготовкой   к   ЕГЭ,   он значительно   увеличивается.       Причём   всё   это   осуществляется  без   опоры   на желания и мотивы обучающихся. Добавить необходимо, что обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него   кипит   многоцветная,   полная   разных   соблазнов   жизнь.   Среди   отвлекающих школьника   соблазнов   можно   назвать   телевизор,   компьютер   с   захватывающими играми­«стратегиями». 3.  Однообразие   школьной   жизни   и   самого   учебного   процесса,     авторитарная позиция   учителей.  Монотонность   и   однообразие   занятий,   убранства   классов, отсутствие быстрой смены событий, ярких впечатлений и новых встреч, к тому же необходимость долгое время сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь   тусклой   и   скучной.     Сложившийся   типичный   взгляд   на   ребёнка   как исключительно   на   ученика   с   его   ученическими   обязанностями   воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.                                Перечисленные причины нежелания школьников учиться довольно серьёзны.   Далеко   не   все   из   них   легко   устранимы.     Можно   ли   в   этих   условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? Возможно ли учение без принуждения?                    В ряде методических печатных   изданий [1,2,4,6] отмечается, что   для успешного   овладения   знаниями   необходимо   наличие   внутренней   мотивации обучающихся   и   стимулов,   позволяющих   побуждать   школьников   к   учебно­ познавательной деятельности.                 В  Интернете     можно  обнаружить   очень  много   различных  методических материалов, которые так или иначе связаны с идеей «учение без принуждения». В основном   они   посвящены   тем   педагогическим   технологиям,   которые   отражают нестандартный   подход   к   процессу   обучения:   учение   с   увлечением;   педагогика сотворчества, сотрудничества; проектная деятельность  и др.              Цель проекта:  организация такого учебного процесса, который бы соответствовал названию проекта «Учение без принуждения» и служил бы повышению   мотивации   учебной   деятельности   школьников   на   уроках   русского языка и  качества образования по данному учебному предмету. Задачи:  Выявить   посредством   анкетирования   мотивы   учебной   деятельности обучающихся   с   целью   определения   ведущих   стимулов,   позволяющих побуждать   школьников   к   учебно­познавательной   деятельности   на   уроках русского   языка.   В   ходе   проводимого   эксперимента   разработать   свою педагогическую   систему   по   повышению   внутренней   мотивации     учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка.    Разработать   индивидуальные   образовательные   программы   по   овладению обучающимися   определёнными   универсальными   учебными   действиями, необходимыми   им   для   развития   ключевых   компетенций,   для   успешного усвоения   программного   материала   и   подготовки   к   государственной (итоговой) аттестации по предмету.  Внедрить в практику своей  работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному   русскому   языку,   позволяющий   обучающимся   из   пассивных слушателей   и   исполнителей   превратиться   в   активных   деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов. Гипотеза: Если у каждого школьника будет своя внутренняя мотивация   в изучении родного русского языка и определённый инструментарий для достижения конкретных учебных результатов, то в таком случае станет возможным учение без принуждения, которое способно повысить качество образования по русскому языку. Этапы проекта Подготовительный этап (поисковый) – 2011­2012 учебный год Задачи Мероприятия  Сроки  Декабрь­ январь 2011г. Ответственный Руководитель проекта   Лаздан Н.А. Ожидаемый результат Аналитический материал   позволит оценить   реальную картину   мотивации школьников в изучении   русского языка   Январь­ февраль 2011г. Формирование экспериментальной группы   участников проекта Руководитель проекта, ученики   Анкетирование обучающихся   5­8 классов по методике «Мотивация учебной деятельности учащихся» «Тайное голосование» Выявить мотивы учебной деятельности обучающихся Выявить желание обучающихся участвовать   в проекте Информировать о проекте Повысить квалификацию Информированность участников   о   сути экспериментального проекта Наличие необходимых знаний для работы Руководитель проекта Учитель  Оформление информационного уголка в кабинете Январь­ февраль 2011г. 2011­ 2012   уч. год         Знакомство   с соответствующими методическими материалами, литературой;   Курсы повышения квалификации Основной этап (экспериментальный) 2012­2014 годы Задачи Мероприятия  Сроки  Ожидаемый результат Разработать индивидуальные образовательные программы   по овладению УУД, развитию ключевых компетентностей   систему Разработать, апробировать инновационную пед. повышения внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся   на уроках   русского  Анкетирование обучающихся «Владение УУД» Сентябрь 2012г. 2012­ 2013гг. 2012­ 2014гг  Разработка личностных траекторий развития «сильных» «слабых» учеников   для и   Разработка инновационной   системы повышения учебно­   познавательной деятельности школьников:  «Портфолио юного лингвиста»,  «Рефлексивный Овладение   УУД, развитие ключевых компетентностей, повышение мотивации качества обучения и   Создание атмосферы «здоровой конкуренции»   с целью стимулирования желания   быть успешным, повышение мотивации качества и   Ответственный Руководитель проекта   Лаздан Н.А. Руководитель проекта языка дневник»  «Рейтинговая шкала» и др. Внедрение   технологий на основе деятельностного подхода   обучения Заключительный этап (рефлексивный) 2015г. Задачи Мероприятия  Сроки  Ожидаемый результат Оценить успешность реализации индивидуальных образовательных программ   по овладению УУД, развитию ключевых компетентностей Обобщить   опыт работы над проектом   Анкетирование  обучающихся «Владение УУД» Март 2015г. Анализ   работы   по реализации   личностных траекторий развития для сильных   и   слабых учеников Апрель­ май 2015г.   Описание инновационной пед. системы   повышения внутренней   мотивации учебной   деятельности обучающихся   на  уроках русского языка;     Презентация       и   развитие Успешное овладение обучающимися УУД, ключевых компетентностей, повышение мотивации качества обучения Позитивные результаты работы, Успешная внешняя экспертиза проекта,   публикация Ответственный Руководитель проекта   Лаздан Н.А. Руководитель проекта продуктов   проектной деятельности;       Участие   в   конкурсе пед. проектов материалов   на сайте Продукты  проекта 1. Публикация   статьи   «Педагогический   проект   «Учение   без принуждения»: плюсы и минусы» на личном и школьном сайтах. 2. Презентация  Power  Point«Педагогический проект «Учение без принуждения».  «Рефлексивные дневники обучающихся». 3. 4. Индивидуальные   образовательные   программы   по   овладению УУД, развитию ключевых компетентностей Ресурсы: Участники проекта Автор и руководитель  проекта – учитель высшей  квалификационной  категории Экспериментальная  группа из состава  учеников 5­8 классов Материально­технические Наличие   специализированного  кабинета русского языка Наличие компьютера и  мультимедийной  установки с экраном Наличие  необходимой учебно­ методической  литературы Финансовые Субвенции на  приобретение учебников  из федерального бюджета Приобретение необходимых  для учёбы школьных  принадлежностей за счёт  родителей Приобретение канцелярских  товаров на нужды проекта за  счёт личных средств  руководителя проекта Предполагаемые результаты 1. Повысится интерес и мотивация обучающихся к изучению родного русского языка. 2. Будут   разработаны   индивидуальные   образовательные   программы   по овладению   УУД,   развитию   ключевых   компетентностей   для   «сильных»   и «слабых» учеников по русскому языку. 3. Увеличится количество «хорошистов», возможно, появятся «отличники» по русскому языку. 4. Вырастет   удовлетворённость   процессом   обучения     участников   проекта,   их родителей. Ожидаемые результаты 1. Обучающиеся   овладеют   УУД,   необходимыми   им   для   развития   ключевых компетентностей. 2. Возрастёт   результативность   участия   в   различных   творческих   конкурсах, олимпиадах. 3. Повысятся   показатели   качества   прохождения   государственной   (итоговой) аттестации   обучающимися     9   классов   (ГИА),   промежуточной   итоговой аттестации, регионального тестирования. 4. Будет разработана инновационная модель повышения внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Критерии эффективности проекта   1. Увеличение   количества     учащихся   (в   процентном   соотношении), принимающих участие в различных лингвистических конкурсах. 2. Увеличение количества победителей и призёров различных лингвистических, творческих конкурсов и олимпиад. 3. Повышение показателей  качества обучения по русскому языку.  4. Увеличение   количества   обучающихся,   проявляющих   интерес   к   урокам русского языка, к предмету «Русский язык». 5. Рост уровня удовлетворённости процессом обучения  участников проекта, их родителей. Возможные риски 1. Отсутствие учеников, желающих участвовать в данном проекте. 2. Участники проекта могут формально отнестись к участию в проекте. 3. Результаты работы  могут оказаться незначительными. 4. Разработанная   в   ходе   эксперимента   инновационная   модель   педагогической системы   по   повышению   мотивации     учебной   деятельности   «Учение   без принуждения» может оказаться малоэффективной или неэффективной. Пути преодоления возможных рисков и проблем 1. Своеобразная   реклама­презентация   проекта   помогут   привлечь   внимание учеников к проекту. 2. Экспериментальная группа участников проекта может быть мобильной: одни при желании могут покинуть проект, другие – стать участниками проекта, тогда формальный подход возможно избежать. 3. Даже   незначительный   результат   –   это   положительный   результат, свидетельствующий о наличии позитивной динамики в процессе обучения. Важно   проанализировать,   что   дало   этот   результат,   и   постараться   в дальнейшем   более   широко   и   активно   использовать   это   в   педагогической деятельности. 4. Если   разработанная   в   ходе   эксперимента   инновационная   модель педагогической системы по повышению мотивации    учебной деятельности окажется малоэффективной или неэффективной, то это будет отражено в продукте   проекта   –   статье   «Педагогический   проект   «Учение   без принуждения»: плюсы и минусы». Всесторонний анализ работы над проектом позволит наметить новые пути решения данной проблемы. Литература 1. Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж­л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51­60. 2. Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж­л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101­106. 3. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж­л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 ­ 44. 4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж­л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117. 5. Программа   работы   с   обучающимися,   имеющими   низкую   мотивацию./   ж­л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75. 6. Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29. 7. Интернет­ресурсы.

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта

Разработка педагогического проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017