Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)
Оценка 4.7

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература +1
10 кл—11 кл
04.04.2017
Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)
Работа представляет собой разработку программы элективного курса для учащихся старших классов в рамках подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Представлено учебно- тематическое планирование на 34 часа. Разработано практическое занятие "Комплексный анализ текста" ( на примере рассказа И. А. Бунина "Красавица")Презентация разработана к программе элективного курса "Погружаемся в текст"
Погружаемся в текст....doc
Программа элективного курса Тема: «Погружаемся в текст...» для учащихся 10 ­ 11 классов                                                                          Бочкарева Ольга Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 54» Нижний Новгород 2017                                           1 Инновационный проект Создание программы элективного курса «Погружаемся в текст». Актуальность проекта:  Мы живем в эпоху бурных изменений. Изменяется   все: сама жизнь, человек и, конечно же, школа. Согласно Концепции  модернизации российского образования цель школы — формирование базовой культуры личности и Человека Культуры. Русский язык, литература, музыка и изобразительное искусство способствуют формированию художественного  вкуса, этической и духовно­образной культуры, что в совокупности влияет на  совершенствование языковой культуры и развитие потребностей в творческой самореализации личности.     В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения  речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с  изучением языковой системы.    Пространство культуры — дом, обиталище личности. Вхождение в него  осуществляется через  ТЕКСТ, прочтение его знаков, символов, кодов,  образов, а через них проходит диалог с автором, постижение его ценностей,  картины его мира. В ходе диалога с автором человек выходит к смыслам и  ценностям культуры, определенному историческому типу сознания, которые  создатель текста представляет и отражает.       Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены  еще в XIX веке классиками отечественной лингвометодики К. Д. Ушинским,  Ф. И. Буслаевым. В соответствии с идеями лингвистов на долгие годы  основным языковым материалом школьных учебников стали примеры из  произведений  художественной литературы, из которой выбирались тексты  для упражнений, диктантов, изложений. При этом ученые преследовали не  только дидактические цели, но и воспитательные.  2 Основным объектом приобщения учащихся к культурному наследию  русского народа является ТЕКСТ. Работа с текстами всегда была в центре  внимания учителя на разных ступенях  обучения учащихся. Она позволяет  органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты  педагогического воздействия: разные виды текстов (исторические, научные,  художественные, публицистические) помогают интегрировать содержание  уроков русского языка и литературы.   Цель проекта: разработка программу элективного курса « Погружаемся в  текст...» и  апробирование ее на учащихся старших классов. 3 Пояснительная записка  Язык познается через тексты... Мы не рабы слов, потому что мы хозяева текста. А. И. Куприн.   Актуальность программы    В   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования   в   основе содержания   обучения   русскому   языку   лежит   овладение   учащимися следующими   видами   компетенций: культуроведческой   и   лингвистической.     коммуникативной,   языковой,   Главная   задача   личностно ориентированного образования — пробудить и развить личность ученика – осуществляется через развитие  его языковой компетенции, а главное условие проявления   личностных   способностей   в   образовательном   процессе   — создание   личностно   ориентированной   ситуации   —   основывается   на предъявлении   текстов,   имеющих   большое   воспитательное   и   эстетическое значение.   Комплексный анализ текста — удобная, экономная форма проверки знаний и умений обучающихся. Комплексная работа с текстом дает возможность на уроке   обеспечить   взаимосвязь   изучения   нового   материала   и   повторения, создавая   условия   для   реализации   внутрипредметных   и   междупредметных связей.  Текст является импульсом, который получает старшеклассник — ему требуется многое обдумать, поразмышлять о своем отношении к тому или иному явлению, обосновать его, аргументировать, достроить образ или модель 4 предложенной ситуации, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую   оценку   различным   фактам.   Интерпретация   текста   не предполагает   однозначных   решений,   единого   варианта.   Такое   обучение мотивирует   старшеклассника   к   самостоятельному     нахождению   проблемы, противоречий,   причин   и   источников   собственных   ошибок   и   неточностей, поиску   собственного   объяснения   и   толкования   явлений,   постоянной рефлексии.   В   каждой   такой   ситуации   формируется   субъективный   опыт старшеклассника.   Обоснование   личной   позиции,   анализ,   интерпретация текстов направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого   ученика,   помочь   становлению   личностно   значимых   способов познания   путем   организации   целостной   познавательной   —   учебно­ воспитательной   деятельности.   Образовательный   процесс   на   основе   такого подхода   представляет   собой   диалог   ученика   и   учителя,   направленный   на совместное конструирование программной деятельности. Работа с текстом представлена в двух направлениях: во­первых, в процессе  анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация  изученного ранее, и, во­вторых, анализ текстов готовит учащихся к  составлению собственных текстов обучающего и творческого характера.            Предлагаемый  курс предназначен для учащихся 10 ­  11 классов и  способствует развитию перечисленных качеств. Новизна программы: ­ в логике построения учебного материала для формирования навыков  комплексного анализа текста; ­ в систематизировании занятий для постепенного накопления умений:  осмысление найденных материалов,  написание собственного текста, создание  текста с опорой на образец; 5 ­ в предоставлении обширнейшего материала для практических занятий;  варианты заданий  позволяют учителю использовать материал в зависимости  от индивидуальных особенностей класса или группы учащихся.      Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических  знаний, овладении культурой устной и письменной речи , формировании  умений применять полученные знания на практике,  логики мышления,  подготовки конкурентоспособного ученика.    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие  создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский  язык выполняет в системе школьного образования. Цель элективного курса  «Погружаемся в текст...»: Формирование ключевых  компетенций — языковой, лингвистической,  коммуникативной и культуроведческой ­  при подготовке к ЕГЭ, что  соответствует освоению необходимых знаний о языке как знаковой системе и  общественном явлении, его устройстве, развитии, функционировании;  овладение основными нормами русского литературного языка; формирование  способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Задачи курса: 1. Формирование умения слушать и понимать текст. 2. Использование основных  видов чтения в зависимости от коммуникативной  задачи. 3. Извлечение необходимой информации из различных текстов. 4. Анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики. 5. Анализ текста с точки зрения характера смысловых  отношений между его  частями. 6 6. Анализ особенностей использования лексических средств и средств  выразительности. 7. Тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми  нормами. 8. Обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации.     Планируемый результат  В результате изучения элективного курса ученик должен: 1. Знать и понимать  основные правила работы с текстом;  основные средства выразительности;  основные сведения по стилистике русского языка;  орфографические правила, синтаксические и пунктуационные нормы. 2. Уметь ­проводить анализ текстов различных функциональных стилей речи; ­различать средства выразительности; ­ находить в тексте средства выразительности; ­ анализировать текст с точки зрения средств выразительности; ­ определять стилистическую принадлежность слов и выражений; ­ работать со стилистическими синонимами; ­ использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста; ­ использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. ­использовать навыки письма и чтения для целей получения информации из  текста, т. е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой  информации в реальном общении. 3. Использовать приобретенные знания и умения  в практической  деятельности и повседневной жизни для: 7 ­ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной  ценности народа; ­ совершенствования коммуникативных способностей; ­ развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной  деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в  различных областях человеческой деятельности. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых  базируется данная программа, роль и место программы в  образовательном маршруте обучающегося.     Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках  русского языка и литературы в 5 – 9 классах. Теоретической основой курса является: ­ система языковых понятий и функционирования; ­ комплексный анализ текста; ­ разнообразные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные  речевые действия и задачи. Принципы, на которых базируется программа: 1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 2) Уважение к результатам деятельности учащихся. 3) Комплексный подход к разработке занятий. 4) Вариативность содержания и форм проведения занятий. 5) Научность, связь теории и практики. 6) Систематичность и последовательность. 7) Активность и сознательность обучения. Применяемые технологии: 8 ­ технологии исследовательской деятельности учащихся; ­ технологии проблемно­диалогического обучения; ­ технологии критического мышления; ­игровая технология. Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в  том, что в процессе обучения  по данной программе ученик: ­ овладевает глубокими и систематизированными знаниями; ­ способен работать над разнообразной информацией; ­ может корректно выразить свое мнение по различным проблемам. Предлагаемая программа предусматривает отбор методов и приемов,  активизирующих самостоятельную работу учащихся: анализ текста,  моделирование (создание) текста, ролевые игры.   Содержание программы элективного курса «Погружаемся в текст...» Курс рассчитан на 34 часа Введение (1 час) Цели и задачи элективного курса «Погружаемся в текст...». Раздел 1. (3 часа) Понятие о тексте. Текст и его признаки. Виды текстов. Раздел 2. (8 часов)  Смысл текста. Текст как форма представления информации. Виды информации в тексте.  Диалог с текстом. Понимание текста. С чего начинается понимание текста?  9 Внимание к слову. Внимание к знаку. Внимание к форме. Сотрудничество   автора с читателем. Раздел 3. (5 часов) Текст как единое целое. Способы выражения темы (цельность). Проблематика текста. Ключевые  (опорные) слова. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе  текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические и грамматические  средства связи. Раздел 4 (4 часа)  Типы речи в тексте. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание.  Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства  выражения рассуждения.  Тексты разных  стилей. Языковое наполнение  стилей. Раздел  5  (2 часа) Что такое художественный язык?  Тропы. Стилистические фигуры. Раздел 6 (3 часа)  Орфография, синтаксис, пунктуация.  Нормы русской орфографии. Текстовые иллюстрации орфографических  норм. Синтаксические и пунктуационные нормы. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Практическое занятие комплексный анализ текста. Раздел 7 (6 часов) Разговор с текстом. «Скважины». Расшифровка предложений. Расшифровываем предложения. 1 «Монтаж» текста. Учимся делать «монтаж» текста. Составление текста из  рассыпанных предложений. Что такое установка? «Эффект обманутого  ожидания. Продолжаем «разговаривать» с текстом. Заключение (2 часа)  Практическое занятие  Комплексный анализ текста  1 Учебно­тематический план элективного курса «Погружаемся в текст...» (34 часа)          Тема занятия Часы                 Формы  и   методы     работы   Обучающая  деятельность учителя Учебная  деятельность  Введение  Тема 1. Цели и задачи  курса «Погружаемся в  текст» лекция с элементами  беседы , работа с  иллюстративным  материалом     1 Раздел I Понятие о  тексте Тема 2.Текст и его  признаки Лекция с элементами      2 беседы                ученика участие в беседе,  конспектирование  лекции, анализ  представленных  материалов Конспектирование  лекции, работа в  группах, сообщения Тема 3. Виды текстов. Лекция с элементами  Конспектирование  1 беседы  лекции     учебные ресурсы Предполагаемые результаты  тексты,   Тексты разных  Наблюдение над   стилей. текстом 1 1 Раздел II Смысл текста. Тема 4. Текст как форма  представления  информации. Тема 5. Виды  информации в тексте. беседы, дискуссия. участие в беседе   1 Тема 6. Диалог с текстом. 1 Беседа, дискуссия,  Создание проблемной Творческое задание ситуации.             Лекция с элементами  самостоятельная  таблица «Виды  беседы. Лекция с элементами  работа с  иллюстративным  материалом работа в группах,   информации в  тексте»   лекции элективного  умение находить  курса, таблицы,  раздаточный  в тексте все виды  информации. материал, рассказ А.  П.Чехова «Баран и  барышня» раздаточный  материал Постановка  вопросов к  тексту,  выдвижение  гипотез, создание  1 Тема 7. Понимание  текста. С чего начинается 1 Лекция с элементами  беседы Работа в группах Раздаточный  материал понимание текста? Тема 8. Внимание к  слову. «Скважины» Беседа, дискуссия,  лекция, создание  Исследование  текстового   Толковые словари,   рассказ А. П.Чехова вторичных  текстов Усвоение двух  условий: знание  нормы и  отступления от  нее. Совершенствован ие умения  проблемной  текстовой ситуации. 1 материала «Попрыгунья»,  А. Фет «Хоть нельзя  работать со  словарями,  говорить» понимание  термина  «скважина»,  умение  разбираться в  том, что  зашифровал  1 автор. Тема 9. Внимание к  1 Беседа, дискуссия Исследование,  Тексты  Формирование  знаку. работа в группах стихотворений А. С.  Пушкина, М. Ю.  умения  воспринимать  Лермонтова  Тема 10. Внимание к 1 Лекция с элементами  Участие в  форме.  беседы, дискуссия дискуссии, Тексты А. А.  Ахматовой сигналы, которые  подают знаки  препинания. Формирование  умения понимать  смысл  формальных  элементов текста 1 Тема 11. Сотрудничество  1 Дискуссия,  Практическое  Рассказ Формирование  автора  и читателя. организация  творческой  деятельности  учащихся занятие, ролевые  игры.  Л. Н.Толстого   «Кавказский  пленник» Раздел III Текст как  единое целое. Тема 12. Способы  выражения темы  (цельность). Тема 13. Проблематика  текста. Ключевые  Сообщение на  грамматическую тему Творческая работа  по тексту, парная и  Карточки с  заданиями , А. Белый  1 групповая  деятельность Работа методом  «мозгового штурма» Исследование,  творческая работа  «Утро», И. С.  Тургенев «Бежин  луг» Самостоятельно  подобранные  умения  «увидеть»,  «услышать»  написанное  автором Наблюдение над  текстом,  восприятие темы Умение находить  ключевые слова,  (опорные) слова.    1 по тексту учащимися тексты Книга Д. С. Лихачева комментировать  их, определение   Тема 14. Синтаксис  Беседа, создание  Работа в группах,  Тексты И.  «Письма о добром» проблематики  текста Наблюдение над  1 текста (связность)     1 проблемной ситуации исследование Андроникова, Н.  текстом, умение  Предложения в составе  текста. В.Гоголь «Невский  проспект» проводить  сопоставительный Тема 15. Способы связи  предложений в тексте.    1 Лекция, организация  самостоятельной  Подборка  прозаических  и       Тема 16. Лексические и  деятельности  учащихся Организация  лирических текстов  разной структуры. грамматические средства  связи.    1 самостоятельной  деятельности  учащихся анализ. Создание  собственных  текстов Текст  Л. Васильевой  Умение находить  «Созвучия»,  И. Бунина«Распятие» в тексте средства  связи М. Ю. Лермонтов  «Герой нашего  времени» Раздел IV Типы речи в  тексте Тема 17. Повествование.  Лекция обобщающего Творческие задания Подборка текстов  Создание     1 характера,  организация  Работа в группах повествовательного  характера собственных  текстов­ 1 Языковые средства  повествования. Тема 18. Описание.  Языковые средства  выражения описания. поисковой  деятельности  учащихся Беседа, организация    1 Самостоятельной  деятельности  Тема 19.Рассуждение.  Языковые средства      1 рассуждения. учащихся Беседа, организация Самостоятельной  деятельности  учащихся Тема 20. Тексты разных  стилей. Языковое     1     Лекция наполнение стилей. повествований Работа с текстами­ М. Булгаков,  описаниями И.Бунин, В.Белов Отрывки романа     М. Ю. Лермонтова Умение строить  собственные  «Герой нашего  времени» тексты­ рассуждения Словарь В. Даля Составление  кластера «Стили  речи»,  самостоятельная  работа с  иллюстративным  Лексика высокого стиля,  определение  стилистической  принадлежности  текста,  1 Раздел V Что такое  художественный язык?  Тема 21. Тропы. 1 материалом. Лекция. Занятие­ практикум с  Выполнение  творческих заданий Таблица «Тропы и  стилистические  элементами беседы. фигуры» И. Северянин  «Чайная роза»,  «Весенняя яблоня», Н. Заболоцкий  «Ночной сад» Тема 22. Стилистические  фигуры. 1 Лекция. Занятие­ практикум с  Выполнение  творческих заданий Таблица «Тропы и  стилистические  элементами беседы. фигуры» ознакомление с  характерными  чертами каждого  стиля речи. Повторение  тропов  и  стилистических  фигур как  средств  выразительности,  совершенствовани е умения  находить тропы в  тексте, видеть  новый смысл. Нахождение  стилистических  фигур в тексте 1 Раздел VI Орфография, синтаксис, пунктуация. Тема 23. Нормы русской  орфографии. Текстовые  иллюстрации  орфографических норм. Тема 24. Синтаксические  и пунктуационные нормы. Текстовые иллюстрации  синтаксических и  пунктуационных норм. Тема 25. Пр. з.  Комплексный анализ  текста. Раздел VII Разговор с  текстом. 1 1 1 1 А. Куприн «Олеся» Уметь  использовать  знания по  орфографии при  анализе текста М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Уметь  использовать  знания по  синтаксису и  пунктуации при  анализе текста. Совершенствован ие навыков  анализа текста Выполнение  творческого задания А. Фет «Хоть нельзя  говорить» Повторение  понятия  2 Организация  занятие­практикум Раздаточный  материал самостоятельной  деятельности  учащихся Создание проблемной ситуации Тема 26. «Скважины».  Расшифровка  предложений. Тема 27   Расшифровываем  предложения. 1 Практическое  Работа с  занятие, дискуссия раздаточным  материалом,  обсуждение ответов, работа в группах Раздаточный  материал Тема 28. «Монтаж»  текста. Учимся делать  1 Лекция, организация  деятельности  Работа в группах Раздаточный  материал «монтаж» текста. учащихся «скважина», все,  что удалось  узнать, изложить  в виде связного  текста  Умение работать  в группе,  совершенствовани е умения  составлять  связный текст по  одному  предложению Умение  распознавать  замысел автора,  знание понятия  «монтаж» 2 Тема 29. Составление  1 Организация  Занятие­практикум,  Раздаточный  Умение  текста из рассыпанных  предложений. дискуссии дискуссия материал (фрагмент  статьи Ю. Лотмана и  распознавать  замысел автора, Д. Благого о  Пушкине. Стилистику  лучших образцов,  язык писателя. Тема 30 Что такое  1 Лекция  элементами  Конспектирование  Произведения А. С.  Знание понятия  установка? «Эффект  обманутого ожидания» беседы лекции выполнение заданий  Пушкина.  Г. Успенского с текстом. Тема 31. Продолжаем  1 Организация  Занятие­практикум, И. Шмелев «Мой  «установка»,  «эффект  обманутого  ожидания»,  повторение темы  «диалог с  текстом» Умение вести  2 «разговаривать» с  текстом. практической  деятельности  учащихся дискуссия Марс» Тема 32. Пр.з.  2 Комплексный анализ  текста. Практическое  Раздаточный  занятие материал диалог с текстом,  совершенствовани е навыков  осознанного  чтения. Обобщение  знаний 2 Методическое обеспечение  учебного процесса Ведущие методы и приемы: Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности учащихся Разновидность метода Метод словесной передачи  Приемы Лекция, рассказ, беседа, дискуссия,  информации и  слухового восприятия  информации. доклад, инструктаж., чтение с  остановками, ролевые игры. Метод наглядной передачи  Наблюдение, экспериментальная  информации и зрительного  восприятия информации. задача, иллюстрирование (готовый  текст), презентация. Метод передачи информации с  Практические упражнения, создание  помощью практической деятельности. синквейна, «кластера», ведение  «двойного дневника», составление  таблиц Методы стимулирования и мотивации ученика Разновидность метода Познавательный  Приемы Создание проблемной ситуации,  побуждение к поиску альтернативных  решений, организация  исследовательской работы,  выполнение творческих заданий,  заданий на смекалку. 2 Волевой  Предъявление учебных требований,  информация об обязательных  результатах обучения,  прогнозирование будущей  деятельности. Эмоциональный Поощрение, создание ситуации успеха, Социальный свободный выбор успеха. Демонстрация заинтересованности  результатами своей работы. Методы контроля и самоконтроля Разновидность метода Устный Письменный Самоконтроль  Приемы Индивидуальный опрос. Сочинение, тестирование, анкеты. Самоконтроль по образцу Формы организации на занятии: ­ групповые; ­ индивидуальные; ­ фронтальные. Технологии: 2 ­ технологии исследовательской деятельности учащихся; ­ технологии проблемного обучения; ­ технологии критического мышления; ­ игровые технологии.      Методическая разработка практического занятия «Комплексный анализ текста» (на примере рассказа И. А. Бунина «Красавица») Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков;  интегрированный. Цель урока:   1. Создать условия для формирования у учащихся способности к  самооценке на основе наблюдения над собственной речью (личностные  результаты) 2. Продолжить работу по формированию у обучающихся основных видов  речевой деятельности (межпредметные результаты) 3. Расширить представление о тексте, закрепить знания, умения, навыки  комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ. Методы обучения: частично­поисковый, исследовательский,  иллюстративный, творческий, алгоритмический. Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа,  комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая  деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа. Планируемый результат:  1. Познавательные учебно­универсальные действия (УУД): 2 ­умение строить логическую цепь рассуждения; ­ находить доказательства. 2. Коммуникативные УУД: ­ владение различными видами речевой деятельности; ­ умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной  проблеме; ­ умение слушать одноклассников и вести диалог. 3. Личностные УУД: ­ расширение словарного запаса обучающихся; ­ способность к самооценке; ­ развитие моральных качеств личности. 4. Регулятивные УУД: ­ умение планировать последовательность действий и при необходимости  изменять ее. Основные понятия: Рассказ, тема, идея текста, художественная деталь,  портрет, менталитет души, мировоззрение автора. Оборудование: Портрет И. А. Бунина, текст рассказа «Красавица»,  репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза. Джоконда», словари  (синонимов, толковый, орфографический, орфоэпический) Ход занятия. Первый этап — подготовительный. 1. Вступительное слово учителя. Цель и задачи урока. Слово о рассказе и его авторе. Работа по теории литературы. 2. Работа с эпиграфом .  ...Что есть красота? 2 И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. 3. Чтение рассказа И. А. Бунина «Красавица». Создание проблемной ситуации: В ходе чтения и анализа исследовать тайну  названия произведения. Почему «красавица»? Второй этап — исследование идейно­образного уровня. Стадия осмысления текста.  Вопросы на восприятие: Понравился ли рассказ? Какие чувства и эмоции  вызвал? Назовите героев рассказа. На стадии осмысления строим кластеры.  Для этого учащиеся получают задание:  1.Выписать все ключевые слова текста по абзацам.  2.Проследить за кратностью употребления слов.  Эти ключевые слова называют центральные образы произведения:  красавица  чиновник  мальчик  дом. 3. Распределить по смысловым группам ключевые существительные. (слова, выражающие родственные отношения и отношения между людьми;  слова, связанные с понятием «дом»; слова, выражающие состояние человека,  чувства; слова, выражающие философские понятия) 4. Изучая содержание этих групп, выделить темы и проблемы  текста. 2 (рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии  человека; проблема взаимоотношения человека и его дома, проблема  подлинной и мнимой красоты, проблема Родины и одиночества) 5. Внимательно перечитывая текст, постройте кластеры. Стадия «Размышление» Дайте толкование ключевым фразам, предложениям рассказа. Для этого  используем метод «Двойного дневника» Цитата Мое толкование цитаты (ключевое слово, словосочетание, предложение данного текста) Итак, прочитан рассказ Бунина, давайте еще раз ответим на возникшие  вначале вопросы: Какие темы и проблемы затрагивает новелла «Красавица»? Какова идея произведения? Стадия «Лексика текста» Рассмотрим лексический состав и средства выразительности, использованные  писателем. Учащиеся разбиваются на группы и получают задание найти и  проанализировать: Iгруппа – тропы; II группа — грамматические средства выразительности; III группа — особенности синтаксиса. Стадия «Фонетика текста» Проанализировать звуковой состав произведения. Посмотреть, как фонетика  позволяет понять содержание текста, замысел автора? Стадия «Орфография и пунктуация текста» 2 Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии и  пунктуации. Учащиеся получают задание: проанализировать текст с точки  зрения орфографии и пунктуации (составить перечень орфограмм и  пунктограмм, встречающихся в рассказе, проиллюстрировать их примерами ) Заключительный этап занятия.  Подведение итогов. Рефлексия.   Проведя анализ всех уровней данного текста, мы увидели, что писатель  использует множество самых различных средств выразительности, и все они  помогают выразить идею, основную мысль рассказа. Ничего случайного и  непродуманного нет у Бунина.  Учащимся предлагается ответить на вопрос, что в их понимании есть  красота. После обсуждения вопроса обращаемся к эпиграфу урока. Учащиеся делают выводы и записывают их в тетрадь. Урок заканчивается чтением отрывка из стихотворения Э. Асадова: Стремясь к любви, Ты ищешь красоты,  Смотри ж, не ошибись, Ведь так случается, Что самые прекрасные черты Не взгляду, а лишь сердцу открываются. Домашнее задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из  проблем, поставленных автором текста.  Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт. 3

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)

Разработка программы элективного курса "Погружаемся в текст" (10 - 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017