Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
6 кл
12.11.2018
Предлагаемый курс внеурочной деятельности «Школьная риторика» направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений учащихся 6 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Основной целью является побуждение ребенка к правильной и красивой речи, умению выражать свои собственные мысли.
Школьная риторика 6 класс.docx
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Школьная риторика»
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной
образовательной программы основного общего образования. Предлагаемый
курс внеурочной деятельности «Школьная риторика» направлен на
формирование коммуникативных (риторических) умений учащихся 6 класса.
Место предмета в БУП.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 учебный час в
неделю, что составляет 34 часа в год.
Цели:
учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму
отношению друг к другу;
учиться выражать собственные мысли собственными словами;
успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные
и несловесные средства для решения определѐнной коммуникативной задачи.
Задачи:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
совершенствование умений и навыков письменной речи; освоение
компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Учебнотематическое планирование
Раздел
Колво
часов
Общение. Виды общения. Несловесное
общение
Учимся слушать. Побеседуем.
Учимся отвечать. Учимся читать
Речь правильная и хорошая. Учимся
редактировать
Будь вежлив. Личное письмо
Тексты и речевые жанры
Вторичные тексты
Объявление
Рассказы. Сказки и притчи
Спор. Интервью
Творческий проект. Конкурс на лучшее
интервью
Итого
3
3
4
3
2
3
3
2
4
4
3
Теоретиче
ские
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РР
2
2
3
2
1
2
2
1
3
3
2
34
11
23 Содержание тем учебного курса
1. Общение. Виды общения. Несловесное общение (3 часа)
Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. Великая
сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться.
Уместные и неуместные жесты.
2. Учимся слушать. Побеседуем (3 часа)
Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы
слушания. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
3. Учимся отвечать. Учимся читать (4 часа)
Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть.
Конец – делу венец. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное
чтение.
4. Речь правильная и хорошая. Учимся редактировать (3 часа) Клише,
штампы. Находки. Редактирование изучаемых речевых жанров.
5. Будь вежлив. Личное письмо (2 часа)
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Вежливое обращение. Похвальное слово.
6. Тексты и речевые жанры (3 часа)
Что значит изобретать речь. Тип определения. Разные речевые жанры.
Характеристика речевых жанров.
7. Вторичные тексты (3 часа)
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие.
Отзыв.
8. Объявление (2 часа)
Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. Письменные
объявления.
9. Рассказы. Сказки и притчи (4 часа)
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные
истории. Понятие о притче. Уместность ее использования.
10.Спор. Интервью (4 часа)
Как управлять спором. Если ты – ведущий. Особенности интервью. Как
подготовиться к интервью.
11.Творческий проект (3 часа).
Конкурс на лучшее интервью. Создание и защита проектов. Результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Школьная риторика»:
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 6ом классе
осознавать роль речи в жизни людей;
является формирование следующих умений:
▪
▪
▪
объяснять правила вежливого поведения людей при общении
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности;
Метапредметными результатами является формирование следующих
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной
УУД:
▪
деятельности;
▪
▪
▪
информации;
▪
деятельности;
▪
реализовывать высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток
учиться договариваться о распределении ролей в самостоятельной
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих
различать устной и письменное общение;
умений:
▪
▪
общения при взаимодействии людей;
▪
уместное использование несловесных средств в своей речи;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного реализация речевых жанров, как приветствия, прощания, благодарности,
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
осознавать роль ключевых слов в тексте;
▪
извинения;
▪
▪
▪
▪
▪
опорных слов;
▪
▪
сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости в ситуациях общения. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученики должны
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официальноделового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка;
• нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально
деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать
словесные и несловесные средства для решения определённой
коммуникативной задачи.
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель,
тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации;
пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
•
культуроведческой.
коммуникативной,
языковедческой,
владеть
компетенциями:
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых
социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования. Учебнометодическое обеспечение
1. Программа по риторике. 511 классы. Т.А.Ладыженская //
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная
школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010
2. Развитие речи. Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений. В 2х частях. Ладыженская
Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред.
Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013
3. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996
4. М.Р.Львов. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002
5. С.И.Львова «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет /
С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2006
6. С.И.Львов «Уроки словесности 59». Дрофа, 2000
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса "Школьная риторика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.