Воспитание детей в «проблемных семьях»
Так как 2008 год объявлен годом здоровья в нашей стране и исходя из
проблемы роста раннего алкоголизма, нельзя не остановиться на вопросах
воспитания детей в семьях, где отец и/или мать злоупотребляют алкоголем.
Развитие этих детей протекает с тяжёлыми нервнопсихическими
отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень – обычное
дело. Здесь в первую очередь речь идёт о детях с алкогольным синдромом
плода, когда причиной задержки психического развития является
интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной
нервной системы плода. Во вторую очередь, это касается так называемых
«педагогически запущенных» детей, внутриутробное развитие которых
протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены
алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального
развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем
детстве.
Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с
детьми, невнимание к их актуальным потребностями нуждам не позволяют
ребёнку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания,
необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной
умственной деятельности.
Кроме того, у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной
ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное
истощение нервной системы приводит к глубокому нервнопсихическому
утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие
к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье
проявляется в стремлении к лидерству в классе. Однако, изза низкого
уровня интеллектуального развития они самоутвержаются среди
сверстников и стремятся обратить, привлечь внимание взрослых совершая
неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.
Психологи отличают, что дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не
только имеют постоянные проблемы с учёбой и поведением в школе, но и
гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям,
могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой,
нарушениями сна, ночными кошмарами.
Дальнейшее развитие и поведение ребёнка определяется тем, какую
стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть
самой разнообразной.
Ужасный ребёнок. Это дети, которые своим вызывающим поведением
заставляют обратить на себя внимание и создают лишь хлопоты и
напряжённые ситуации. Подобная тактика имеет ярко выраженную
«замаскированную» цель – отвлечь родителей от проблемы алкоголизма и
заставить их сконцентрироваться на проблеме «ужасного» ребёнка. Кроме того, такое поведение даёт выход агрессии, которая обычно накапливается и
не даёт выхода в других видах деятельности. Ещё один «плюс» в
относительной безопасности оказываются братья и сестры, т.к. внимание
родителей поглощено в это время проблемой «шкодника».
Псевдородитель. Дети часто берут на себя функции одного или обоих
родителей. Они взваливают на себя значительную долю ответственности за
семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Они делают тысячу
дел в попытке уберечь семью от полного краха. Как бы тяжело не
напрягались эти дети, они это делают чтобы преодолеть чувство
неполноценности и вины. На удовлетворение собственных потребностей не
остаётся ни сил, ни времени. Все силы и время отданы заботе о других.
Часто это качество остаётся на всю жизнь, проявляясь в поисках тех
«других», о которых можно заботиться (порой даже в ущерб собственному
развитию). Такие дети часто хорошо учатся, но обладают заниженной
самооценкой.
Шут гороховый. Таких детей отличает зацикленность на шалостях, они
всё время паясничают, переключая внимание с серьёзного на смешное,
убогое, никчемное окружение. Они шутят и говорят глупости по всякому
поводу. С ними становится трудно общаться. Со временем шутовское
поведение надоедает окружающим, и ребёнка перестают воспринимать
всерьёз. Поэтому эти дети очень часто испытывают трудности, как в
отношениях в другими, так и по отношению к самому себе.
Человек – невидимка. Часть детей выбирает роль «пустого места»,
стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они могут часами сидеть в
своей комнате, сосредоточившись на играх или погрузившись в свои
фантазии. Стремятся никогда не мешать взрослым. Поэтому их оставляют в
покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких
требований.
Больной. У роли «больного ребёнка» два истока: либо на нервной почве
(когда болезненное состояние проявляется в головных болях, болях в
животе, плохом самочувствии, энурезе, нервных тиках, страхах) либо это
может быть реальное заболевание. И в том, и в другом случае внимание
родителей сосредотачивается вокруг больного.
В первом случае симптомы заболевания выполняют функцию защиты. Не
такто просто требовать чегото от больного человека и ссориться с ним. К
тому же болезненный ребёнок может рассчитывать на большее внимание со
стороны матери или избегать нелюбимых занятий в школе или домашних
поручений.
Во втором случае лечение заболевания может сопровождаться
бессознательным сопротивлением со стороны ребёнка. При эффективном
лечении ребёнка будет нарушен «отвлекающий» сценарий. Следовательно,
семья в целом ничего не выигрывает, когда ребёнок выздоравливает. Часто выздоровевшие дети в семьях алкоголиках выглядят ещё более
неухоженными.
Ребёнок в семье, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с
серьёзными проблемами в межличностных отношениях с другими детьми.
Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная
самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой
ребёнок становится чемто вроде «отверженного», которым либо помыкают,
либо попросту игнорируют, выталкивают из игр, компаний и т.д. вместе с
тем у такого ребёнка может появиться потребность доминировать в
коллективе и властвовать над другими людьми. В этом случае ребёнок
становится агрессором. Для достижения главенствующего положения он
может не только драться, но и становится хвастуном, придумывающим о
себе разные небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.
Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких
детей очень уязвивыми для сомнительных компаний. В своём стремлении
быть среди «избранных» они могут отдавать себя во власть более сильного
лидера и поэтому рискуют быть вовлечёнными в различные занятия
недостойного или преступного характера.
На встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в
попытке установить связи в школьном окружении, ребёнок оказывается в
своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным,
одиноким, никому не нужным. Один из родителей целиком сосредоточен на
спиртном другой – на спасении спивающейся «половины». Ребёнок и его
потребности просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении.
Подобное положение очень сильно переживается ребёнком. Он чувствует
себя сиротой при живых родителях. Повседневная жизнь детей из семей,
злоупотребляющих алкоголем, постоянно сопровождается эмоциональным
стрессом. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье
алкоголиков, зависит от того, насколько ребёнок сумел осмыслить и
эмоционально переработать происшедшее. Но так или иначе жизнь в семье
алкоголиков не проходит бесследно и отражается не только на психическом
состоянии ребёнка, но и на его судьбе.
Разработка родительского собрания
Разработка родительского собрания
Разработка родительского собрания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.