Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»
Оценка 4.8

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
9 кл
11.02.2017
Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси. Задачи: Образовательные: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства; на основе воссоздания учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать, что выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм, литургия, двоеверие. Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; развивать умение применять на уроках истории знания, полученные на уроках информатики; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории. Воспитательные: на основе рассказа о значительной странице русской истории – крещения Руси; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие. Тип урока: комбинированный урок Форма урока: урок с использованием информационных технологий Оборудование урока: мел, доска, учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Древнерусское государство при Владимире», раздаточный материал в виде заданий, для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте.План урока
проект урока.docx
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ По теме: «Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»» Выполнила: Бурмистрова Светлана Анатльевна. 2017 год Тема: Князь Владимир и крещение Руси Цель   урока: рассмотреть   историю   Древнерусского   государства   при   князе   Владимире,   причины,   процесс   и   итоги крещения Руси. Задачи: Образовательные: дать   учащимся   представление   о   Древнерусском   государстве   при   Владимире;   познакомить учащихся   с   личностью   Владимира   Святославича;   объяснить   причины   принятия   монотеистической   религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства;   на основе   воссоздания  учащимися  образов древнерусского   государства  помочь  им осознать,  что  выбор византийского православия, в качестве дарственной религии, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм, литургия, двоеверие. Развивающие: на   основе   рассмотрения   причин,   а   также   итогов   крещения   Руси,   развивать   у   учащихся   умение выделять главное и проводить причинно­следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; развивать умение применять на уроках истории знания, полученные на уроках информатики; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории. Воспитательные: на основе рассказа о значительной странице русской истории – крещения Руси; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства   формировать   у   учащихся   такие   личностные   качества,   как   доброта,   отзывчивость,   сопереживание, милосердие. Тип урока: комбинированный урок Форма урока: урок с использованием информационных технологий Оборудование урока: мел, доска, учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Древнерусское государство при Владимире», раздаточный материал в виде заданий, для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте. План урока: 1. Организационный момент (2 мин) 2. Проверка домашнего задания (10 мин) 3. Изложение нового материала (20 мин) 4. Закрепление изученного материала (7 мин) 5. Подведение итогов урока (3 мин) 6. Организация домашнего задания (3 мин) Деятельность учителя 1.   Организационный   момент (приветствие, выявить   отсутствующих,   назвать   тему   урока, Деятельность учащихся Запись в тетради темы урока Ход урока: определить   цель   урока,   обозначить   в   какой   форме будет   проходить   урок,   напомнить   о   технике безопасности работы в кабинете информатики). 2. Проверка домашнего задания: ­Работа на доске: работа с датами, понятиями, тест Соотнесите даты и события: 945 год                           поход Олега на Византию 964 – 966 годы            убийство Игоря древлянами 911 год           разгром Святославом Хазарского каганата 944 год                  гибель Святослава 972 год                  договор Игоря с Византией Объясните понятия: Полюдье – это________ Уроки – это___________ Погосты – это__________ «Греческий огонь»___________ Печенеги – это________________ Тест: Даты – 1 человек; Понятия – 2 человека; Тест – 2 человека; Карточки – 4 человека. Полюдье –   объезд   князем   и   дружиной   подвластных племен с целью сбора дани. Уроки – точные размеры дани, для каждого племени. Погосты – место сбора уроков. «Греческий огонь» ­ военная хитрость греков, горящая смесь смолы и других горючих веществ. Печенеги – кочевники из Центральной Азии. В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила: А) урок; Б) полюдье; В) новый вид налога; Г) штрафы. Язычество – это: А) религия, которую исповедовали славяне; Б) вид идолопоклонства; В) культовый обряд; Г) религиозные обряды. Великий князь – это: А) глава великого Киевского княжества в X – XII вв. на Руси; Б) предводитель дружины; В) член Совета старейшин; Г) глава народного собрания у славян. Вече – это: А) народное собрание; Б) феодальная верхушка; В) родоплеменная знать; Г) Совет старейшин. По легенде город Киев был назван в честь: А) Хорива; Б) Кия; В) Щека; Г) Перуна. ­Разгадать загадки. Был грозным князь сей для врагов От Киева до Царьграда, Но плохо слушал он волхвов, И смерть была ему наградой. (Олег) Не смог он греков победить, «По людям» стал потом ходить. Но много дани захотел – Печален был его удел. (Игорь) За Мала замуж не пошла, Его послов живьем сожгла, Во всем порядок навела, Потом крещенье приняла. (Ольга) Хазар разбил, болгар разбил. Да, жить он дома не любил. Как воин, голову свою В неравном он сложил бою. (Святослав) ­Фронтальный   опрос   по   теме   «Русские   князья времен язычества» 3. Изложение нового материала План изложения: 1. Первая усобица на Руси 2. Начало правления Владимира 3. Выбор веры и принятие Владимиром христианства 4. Значение крещения Руси Вступительное слово учителя (переход к изучению новой темы) Сообщение учащегося, подкреплено презентацией. Запись   в   тетрадь: 980   –   1015   –   правление   князя Владимира Святого Запись в тетрадь: заслуги Владимира. Сообщение учащегося, подкреплено презентацией. Запись   в   тетрадь:   Монотеизм   –   единобожие,   вера   в одного Бога. Инсценировка из «Повести временных лет». 1. Первая усобица на Руси. (Сообщение учащегося) 2. Начало правления Владимира Таким   образом,   в   980   г.   Русский   север   снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с этого года Запись в тетрадь: Литургия – византийская православная служба. Запись в тетрадь: причины крещения Руси. Работа с учебником, стр 50. В   то   время   византийскими   императорами   были стал   единоличным   правителем   Руси.   Своей   победе   он был   во   многом   обязан   язычникам.   Поэтому,   захватив братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда   Фока   поднял   мятеж   и   провозгласил   себя власть,   он   в   первую   очередь   воздал   благодарность языческим   богам   и   тем   самым   еще   более   укрепил императором.   Войско   братьев   никак   не   могло справиться   с   самозванцем.   Тогда   они   обратились   за язычество.   Неподалеку   от   великокняжеского   дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим помощью к  русскому князю. Владимир согласился, но поставил   условие.   Он   хотел   жениться   на   сестре богам   во   главе   с   Перуном.   При   Владимире   в   жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые императоров – принцессе Анне. Это не могло случиться без крещения князя, ведь Владимир был язычником, а люди  и  среди  них  ­несколько  христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца. Анна – христианкой. Владимира нарекли христианским именем Василий. Это Сам   Владимир   вел   себя   как   убежденный   и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной случилось в 988 году (записывают в тетрадь) Христиане   молились   в   церквах,   клали   поклоны   перед жены   супругу   своего   брата,   которая   ждала   ребенка. домашними   иконами,   но   справляли   праздник   Коляды, Летописец характеризовал Владимира в первые годы его Масленицу.   Люди   продолжали   верить   в   домового   и правления   как   нравственно   распущенного   человека, «женолюбца». лешего, а святой Илья­пророк очень напоминал Перуна.  самостоятельная работа учащихся Записывают домашнее задание. Но   уже   в   это   время   Владимир   приступил   к решению   крупных   государственных   задач.   В   первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли. Продолжил   новый   великий   князь   и   укрепление системы   управления   страной.  Как   и  отец,  он   посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества. Продолжал   Владимир   и   активную   внешнюю политику   Святослава.   Он   вновь   предпринял   поход против   Дунайской   Болгарии,   но   встретил   мощное сопротивление   и   заключил   с   болгарами   мир.   При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике — западное: Русь вступила в борьбу с новым славянским   государством   в   Восточной   Европе   — Польшей. В   это   время   Русь   стала   испытывать   все   более сильный натиск кочевников­печенегов. Стремясь   оградить   южные   границы   Руси   от   Владимир   предпринял постоянных   набегов, строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Об этом поподробнее нам расскажет…(сообщение учащегося) 3.   Выбор   веры   и   принятие   Владимиром христианства Одной   из   важнейших   государственных   реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г. К   этому   времени   христианство   уже   широко проникло   на   Русь.   Много   христиан   было   среди   бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильна была на Руси языческая вера. Но   язычество   уже   не   могло   помочь   укреплению государственной   власти.   Требовалась   новая   вера   –   в единого   Бога,   подобно   религиям   соседних   стран. Единобожие   или   монотеизм   соответствовало   единому государству с одним князем во главе. Летописец   рассказывает,   что   к   Владимиру прибыли   посланцы   разных   стран   –   христианские священники   из   Византии   и   из   Западной   Европы, мусульманские муллы из Волжской Булгарии, иудейские раввины   из   Хазарской   земли.   Все   они   держали   речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. Давайте посмотрим как это было... После этого Владимир отправил послов в разные страны – пусть посмотрят там богослужения. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе – литургии. Так князь Владимир становил свой выбор на православии. Конечно,   объяснялся   выбор   несколькими причинами.  Во­первых,   новая   вера   способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племен   в   державе   Рюриковичей. Во­вторых, этого   Почти   весь требовали   международные   условия. европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более   не   могла   оставаться   языческой   окраиной. В­ третьих, христианство   приобщало   Русь   к   высокой духовности,   важнейшим   достижениям   культуры.   Оно вводило   новые   правила   жизни   людей,   запрещало многоженство   и   кровавые   жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы. Христианство   же   византийской,   православной традиции   Владимир   выбрал   потому,   что   именно   с Византийской   империей   Русь   издавна   связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира. Крещению русского князя помог случай. Давайте обратимся   к   учебнику   и   узнаем,   какой   же   это   был случай. (работа с учебником) Византийцы   приняли   все   условия.   В   Византию отправился   сильный   русский   отряд,   который   помог императору   подавить   мятеж.   Но   когда   опасность миновала,   греки   стали   отказываться   от   выполнения главного условия договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась   в  988  г.  на   центр   византийских   владений   в Крыму Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев.   Наконец   с   его   стен   в   стан   Владимира   была пущена   стрела,   к   которой   была   прикреплена   записка херсонесского   священослужителя  Анастаса. В   ней говорилось,   что   для   взятия   города   надо   перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались. В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. Найдите в учебнике какое имя принял Владимир при крещении. Но   это   было   лишь   начало.   Предстояло   еще крестить всю Русь. В 990 г. по приказу Владимира на холме   в   Киеве   были   опрокинуты   языческие   идолы   во главе   с   Перуном.   Деревянную   статую   некогда всесильного   бога   привязали   к   конским   хвостам, проволокли   по   городу   и  сбросили   в  Днепр.  Язычники плакали,   видя   низвержение   своего   кумира.   А   на следующее   утро   Владимир   приказал   собрать   всех киевлян   у   Днепра   –   для   крещения.   Оно   длилось несколько дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд крещения. Пройдут   еще   долгие   десятилетия,   прежде   чем   Однако христианство   восторжествует   на   Руси. язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Какие   языческие   традиции   и   праздники сохранились и до наших дней? Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые   языческие   поверья   и   обычаи,   называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней. 4. Значение крещения Руси В памяти народа князь Владимир остался славным и   мудрым   правителем.   В   преданиях   его   называли Владимиром Красное Солнышко. Крещение   Руси   имело   огромное   значение. Самостоятельно выделите последствия крещения. Христианство   способствовало   развитию грамотности,   книжного   дела,   культуры,   расширению связей   с   Византией.   При   церквах   и   монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики   известных   церковных   и   светских сочинений, художники­иконописцы. христианства Принятие     способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил   добрососедские   отношения   с   королями Чехии, Польши, Венгрии. Обращение   в   христианство   в   сильной   степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится   более   терпимым   к   людям,   щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по   болезни   не   могли   прийти   к   нему   за   стол,   он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся.  Такой   же   порядок   он   ввел   и   в  других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым. Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское   государство   с   единой   территорией, системой   власти,   единой   верой   и   православной культурой. 4. Закрепление изученного материала. 1. работа   с   интерактивной   доской   ­   разгадать кроссворд; 2. работа   за   компьютером ­ Расставить   отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности; 3. работа с виртуальным словарем (если позволит время) 5. Подведение итогов урока 6. Организация домашнего задания 1. § 7, устно ответить на вопросы. 2. Составить рассказ от имени купца, приехавшего на Русь во время правления Владимира. 3. В   электронном   варианте   составить   кроссворд или тест по теме. 4. Подготовить сообщение о Ярославе Мудром. Материал для закрепления:  Кроссворд 2 Я    Р    О    П    О 4  Л И    К Т 5 Р 6 П О Л О 1 О 3 У    С    О    Б    И    Ц    А Н 1 В   Л   А 2Д   И 3 М О   И   Р Е Г Н Г К Е И З М Г Е Н И Е П О Я Д Р Т 4А   Н   Н   А  Расставьте отрывки «Повести Временных Лет» в хронологической последовательности: 1. ...После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли  Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. 2. ...И повелел крестить себя... Многие из дружинников, увидев это, крестились... 3. В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: «Вот приходили ко мне  болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же  всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего  мира...» 4. ...«Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то  сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не  пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное, и нами  единоверен будешь...» 5. ...Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без  пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда­сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не  добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли  мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали ­ на небе или на земле мы...» 6. …И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать,  то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»... 7. ...И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им  требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам... 8. ...И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в  6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе... Правильная последовательность 3,6, 5, 8, 4, 2, 1, 7. После гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. И вновь противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13­летнего Олега, брата Ярополка. Тревожно было и в самом Киеве. Ярополк, который воспитывался Ольгой, все больше склонялся к христианству. Его женой стала греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии и отосланная в Киев. Все это вызывало раздражение   язычников   Киева.   Но   в   борьбе   против   древлян   все   киевляне   были   едины.   Ярополк   двинул   войско   в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и сам Олег. Получив весть о гибели брата, третий сын Святослава Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Ярополк послал в этот город своего наместника. Русь снова была объединена, но, как оказалось, лишь на время. Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Поэтому он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении. В Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей. Два с лишним года провел Владимир в чужих краях, а когда появился близ Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую  дружину. Он быстро  восстановил  свою власть в городе  и  приступил  к подготовке  похода  на юг.  Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель. По пути Владимир овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволода и его сыновей, а дочьРогнеду насильно взял   в жены.   Положение   Ярополка   в   Киеве   становилось   все   более   не   прочным.   Дружина   враждебно   относилась   к великому князю, который покровительствовал христианам. Назревал заговор. Владимир воспользовался этим и вступил в тайные переговоры с людьми, близкими Ярополку. Изменники уговорили великого князя оставить город под предлогом, что   среди   киевлян   зреет   заговор   в   пользу   Владимира.   Ярополк  бежал   из   Киева,  а  потом   по   совету   тех   же   тайных доброжелателей   Владимира   явился   к   брату   на  переговоры.  Едва   он   вошел  в  палату,   как   телохранители   Владимира пронзили его мечами. Крепости располагались в 15 — 20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город­крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Как только вдали над степью появлялся дым, это означало, что конные массы печенегов идут на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые видны были на больших расстояниях.   Такие   сигналы   быстро   передавались   от   одной   башни   к   другой,   и   вскоре   в   Киеве   уже   знали   о приближающейся опасности. Список литературы: 1. История России с древнейших времен до конца XVIIвека: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.В. Основная литература: Милова. – М., 2006. 2. История России XVIII­XIX веков: Учебное пособие для студентов вузов / Под h ред. Л.В. Милова.  –  М., 2010. http://www.e­reading.club/book.php?book=1004900 3. История   России   XX  –  начала   XXI   века:   Учебное   пособие   для   студентов   вузов   /   Под   ред.   Л.В.   Милова.  –  М., 2006..http://royallib.com/book/milov_leonid/istoriya_rossii_hh___nachala_XXI_veka.html 1. Зуев М.Н. История России: Учебник. – М., 2014. 2. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник для бакалавров / Под ред. Н.И. Павленко. –М., 2014. 3. Кириллов В.В. История России в схемах: Учебное пособие. – М., 2004.  Дополнительная литература:

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»

Разработка технологической карты урока «Князь Владимир и крещение Руси.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017