Разработка "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"
Оценка 4.6

Разработка "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
8 кл
04.08.2018
Разработка      "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"
Противопоставление жестокости и доброты, злобы и милосердия воплотились в неписаных законах человеческого сообщества, их чтили и соблюдали с глубокой древности: не убивать, любить ближнего, помогать больным и слабым. Для того, чтобы у проживающих вместе людей не было вражды или агрессии, этические нормы предлагали им законы совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования. Взаимоотношениям человека с человеком, человека с обществом посвящены тысячи произведений во всех видах искусства. Об этом говорят герои трагедий Софокла и Эсхила, вступая в дискуссию по этическим вопросам с хором. Древние греки считали: «Выше всего в жизни людской - закон, и неписаный закон - выше писаного». В борьбу с писаным законом вступает дочь царя Эдипа Антигона. Трагедия Софокла повествует о ее подвиге самопожертвования во имя чести погибшего брата. Этические проблемы становятся основным мотивом этого произведения и других пьес античного драматурга.Сценарий урока с подбором музыки и иллюстраций
Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства.docx
Водопьянова Т.М.                                                Урок искусства в  8 классе            Ценностно­ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу   И милость к падшим призывал».  (А. С. Пушкин) Противопоставление   жестокости   и   доброты,   злобы   и милосердия   воплотились в   неписаных законах человеческого сообщества,   их   чтили   и   соблюдали   с   глубокой   древности:   не убивать,   любить   ближнего,   помогать   больным   и   слабым.   Для того, чтобы у проживающих вместе людей не было вражды или агрессии,   этические   нормы   предлагали     им   законы   совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования.   Взаимоотношениям человека с человеком, человека с обществом  посвящены тысячи произведений во всех видах искусства. Об  этом говорят герои трагедий Софокла и Эсхила, вступая в  дискуссию по этическим вопросам с хором. Древние греки  считали: «Выше всего в жизни людской  ­  закон, и неписаный  закон  ­ выше писаного». В борьбу с писаным законом  вступает  дочь царя Эдипа Антигона. Трагедия Софокла  повествует о ее  подвиге самопожертвования во имя чести погибшего брата.  Этические проблемы становятся основным мотивом этого  произведения и других пьес античного драматурга. Данте в «Божественной комедии»  показал загробный мир, в  котором после смерти согласно порокам или добродетелям  каждый занимает свое строго определенное место. Поэт дает  свою оценку грешникам и праведникам, и его слово влияет на  умы многих поколений. В пьесах Шекспира добро и зло находятся в состоянии  постоянной  борьбы. Король Лир, Макбет, Гамлет постоянно  оказываются вовлеченными в круг человеческих страстей. Роковые обстоятельства часто не оставляют им выбора и  поступки их не всегда можно назвать этичными. Но они страдают от этого, как Гамлет, обвиняющий свою мать. Даже без слов слушатель воспринимает, как глубоко этические,  обращенные к разуму, сердцу образы музыкальных произведений  Баха, Моцарта, Бетховена. В финале последней Девятой  симфонии композитор декларирует свои идеи, дополнив  обычный цикл из четырех частей пятой, хором на текст Ф.  Шиллера «Единитесь, миллионы в поцелуе слейся свет». Христианские   мотивы   пронизывают   многие   произведения русской   классики.   Это   и   духовная   музыка,   и   романы Достоевского, и произведения русских художников. Среди них выделяется   полотно   А.   Иванова   «Явление   Христа   народу». Выделяется   не   только   сюжетно.   В   этой   картине,   над   которой Памятник Пушкину в  Москве Сцена постановки  «Антигоны» в Афинах Данте «Божественная  комедия»   «Гамлет», кадр  фильма,  Смоктуновский Исполнение  9 Симфонии Бетховена ­ фото А. Иванов «Явление  Христа народу». художник работал двадцать пять лет, огромная всепрощающая любовь   к   каждому   персонажу   –   от   нищих   до   стражников. Художник   сумел   показать   величие   момента,   его   этическую ценность для человечества. Угадывающееся сходство с Гоголем читается,   как   мысль   о   богоизбранной   и   жертвенной   роли художника в жизни. Вопросы морали, этические проблемы решают герои Толстого и Достоевского. Русское искусство отличается не только глубокой человечностью, гражданственная направленность отечественной литературы,  музыки,  изобразительного  искусства     всегда  была его важной чертой. Будь гражданин! Служа искусству,  Для блага ближнего живи,  Свой гений подчиняя чувству  Всеобнимающей Любви… Не   только   Некрасов,     понимали   свою     миссию   Пушкин   и Лермонтов, Глинка и Мусоргский, Горький и Маяковский. Там, где есть любовь к человеку, уважение его свободы,  признание ценности жизни каждого – произведение искусства  выполняет предназначенную ему задачу: «сеять разумное,  доброе, вечное». Скульптура Огюст Родена «Мыслитель»  воспринимается, как продолжение поэмы о прекрасном герое,  которую начали складывать в Древней Греции, продолжили  Донателло и Микеланджело в эпоху Возрождения. Прекрасный,  сильный задумавшийся человек: Что не дает ему покоя?  Какие мысли привели к тому, что стал он  Изваянием безмолвным, как символ человека,  Не успокоенного, данным Богом знаньем?  Зачем он сел, задумавшись навечно?  Когда свою откроет тайну пониманья? Присяду рядом ­ кисть в подбородок и в коленку локоть…  Вдруг я сумею уловить потоки мыслей… Любое произведение искусства расширяет наш кругозор, прямые  и косвенные сведения о нем, его авторе, эпохе становятся  дополнением к картине мира в нашем сознании. И дело не в  художественном изложении научных фактов, а в тихом,  осторожном вовлечении нашей творческой фантазии в образный  строй произведения, в каждом из которых воплощена страничка  жизни. Информация, переданная языком искусства, может  восприниматься без слов, иметь варианты толкований.  Наверное, всем знакома картина Казимира Малевича «Черный квадрат».  Какую информацию она может сообщить? Очень многие   считают, что это пример беспредметного искусства ­  своеобразная игра формой и цветом».  У Андрея Углицкого читаем: «Цвет  таинственный, цвет осторожный, Он в душе вызывает тревожный Иногда отзвук, отклик, отсвет ­  Мрачный, непроницаемый цвет! Памятник  Маяковскому в Москве О. Роден «Мыслитель»  «Черный квадрат»  Казимира Малевича Абстракция черного ­  картинки Скрыта в нем  и весенняя дрёма Плодороднейшего чернозема Необъятнейшей всей нашей родины, Вкус черемухи, пряность смородины! Просто, как и во всем, между прочим, (Так уж сложно устроена жизнь!), В каждой вещи, о чем ни скажи,  И хорошее есть и не очень» А еще есть черная дыра в просторах Галактики, и «безнадежные  черные вишни», и черный душистый ржаной каравай. Но почему  не круг, не треугольник? «Красота – это гармония, отсутствие  красоты – это квадрат», ­ читаем в одной из рецензий. Квадрат   устойчив, он земной, как четыре стороны света, четыре времени  года. И непостижимо  глубок, как четыре Евангелия. Каждый  имеет право на свои ассоциации, образы, потому что Малевич  дал нам возможность постоять у своего у квадрата, подумать,  пофантазировать. Попутно узнаем биографические сведения о Малевиче, том  времени, когда он жил. Удивляемся желанию художника  установить квадрат на могиле вместо памятника. Раскручивая  свое расследование, видим, что черная краска, оказывается, не  использовалась совсем, да и не квадрат у Малевича, а трапеция,   так он стремился  выразить подвижность форм. Тем более, что  при очень внимательном просмотре мы начинаем видеть не  плоскую черно – белую геометрическую фигуру, а объемный  трехмерный куб, соединивший множество цветных штрихов. Искусство  ­ это средство просвещения. Само слово культура  обозначало когда – то сосуд, копилку, стало теперь огромным  сервером человеческих знаний в любой области. В отличие от  школьной системы приобретения знаний ­  искусство не диктует,  не ставит оценок, не торопит.  «Если искусство чему­то и учит,  то именно частности человеческого существования»,  ­ писал  Иосиф Бродский. Каждый находит для себя то, что  хочет найти. Важно научиться искать и выбирать настоящее. Можно почитать  «Над пропастью во ржи», а можно время убить на  просмотр  боевика. Зомбировать человека с помощью псевдо искусства так  же легко, как удалось Гамельтскому крысолову увести за собой  из города всех детей. Если искусство перестает делать человека  лучше, то оно перестает быть искусством. Очень важную мысль высказал Бродский: «Независимо от того,  является человек писателем или читателем, задача его состоит в  том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или  предписанную извне, даже самым благородным образом  выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы  хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно  израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой  внешности, чужого опыта». Познать себя среди других, найти  свой путь в этом мире нам помогает искусство. Галактики ­ фото К. Малевич ­  автопортрет Д. Сэлинджер «Над  пропастью во ржи»,  обложка Самопознание ­  картинки

Разработка "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Разработка      "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Разработка "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Разработка      "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Разработка "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"

Разработка      "Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018