учитель: Обливанова Светлана Викторовна
«Урок: ТЭД и её величество соль»
Технология проведения: Педагогическая мастерская.
Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении солей.
Задачи:
• Образовательные:
- формировать умение школьников устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы;
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.
• Развивающие
– развивать самостоятельность мышления;
- содействовать повышению культуры поведения, отношений, речи.
• Воспитательные:
- стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассникам;
- воспитывать потребность в химических знаниях.
ТЭД и её величество соль 8 кл.doc
Химия 8 класс
учитель: Обливанова Светлана Викторовна
«Урок: ТЭД и её величество соль»
Технология проведения: Педагогическая мастерская.
Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической
диссоциации, расширить представления о практическом применении солей.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение школьников устанавливать причинно –
следственные связи, обобщать, делать выводы;
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.
Развивающие
– развивать самостоятельность мышления;
содействовать повышению культуры поведения, отношений, речи.
Воспитательные:
стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и
одноклассникам;
воспитывать потребность в химических знаниях.
Оборудование урока:
Таблицы «Растворимости веществ»;
Этикетки, наклейки от средств бытовой химии и продуктов питания;
Дидактические, раздаточные материалы для проведения самостоятельной
работы.
(приложения № 1 – 8). Этапы занятия
(педмастерской)
1.
Организационный
момент.
(1 мин)
2. Мотивация и
целеполагание.
(Индукция)
Ход занятия:
Деятельность учителя
Приветствие учащихся, проверка готовности
рабочего места ученика к занятию.
1. Посмотрите на пословицы, предложенные на
ваших столах (приложение №1)
? Какое общее слово объединяет все эти
пословиц? Предложите вариант ответа.
3. Закройте глаза, и представьте на минуту
следующие образы: Знойные пески пустыни и вы
посреди молчаливых песков и палящего солнца,
бархатистые волны молчаливого океана,
плескающиеся о брег песчаный, селедка в бочке
для продажи на рынке, капельки пота, стекающие
с бровей усталого путника.
?Какое слово фигурирует во всех данных
образах, хотя оно и не упоминается.
? Какие ассоциации и ощущения у вас
возникают, когда вы слышите слово соль.
Прошу записать на листочках ответ и по цепочке
прислать мне.
Таким образом, вы догадались: речь сегодня
пойдет о солях и тема нашего урока «ТЭД и её
Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя, проверяют
наличие на столах
раздаточного
материала.
Читают выборочно
пословицы вслух.
Отвечают на
вопрос учителя.
Отвечают на
вопросы учителя.
Записывают и
отсылают учителю.
Записывают тему
урока. величество соль»
(учитель вывешивает тему на заготовке).
4. Мотивация к постановке цели урока через
вопрос:
? Чтобы вы хотели узнать сегодня о солях.
Я предлагаю сегодня совместно изучить состав и
классификацию солей, а также немного узнать о
практической роли этих веществ в жизни
человека.
1. Сообщаю ребятам следующий факт:
Мир неорганических веществ удивителен и
многообразен и вы уже знаете, что в этом мире
живут такие вещества как «К», «О», «О» – кто
3. Изучение нового
материала и
закрепление.
это?
Индукция
Задание: найдите и назовите в:
1 ряду кислоты,
2 ряду – основания,
3 ряду – оксиды (приложение № 2)
2. Определите состав этих веществ?
3. Почему по вашему некоторые вещества не
попали ни в одну из этих групп?
4. Кем являются эти вещества?
5. Что вам известно о солях?
6. Объединитесь в группы по 4 человека и
обсудите вместе данный вопрос, подготовьтесь к
выступлению, изобразите свое выступление,
создав образ на листе бумаги.
7. Предлагаю вам задание, выполните его в
Самоконструкция
Социокнострукция
Социализация
Высказывают свое
мнение, выдвигают
цель урока.
Отвечают на
вопрос учителя.
Выбирают и
называют вещества.
Предполагают,
что данные вещества
– соли.
Отвечают на
вопросы учителя.
Работают в
группах, принимают
коллективное
решение. группе, примите общее решение (приложение №
3 Назвать вещества)
Сверяют,
анализируют,
дополняют.
Афиширование
Разрыв
8. Предлагаю вывесить свои решения на
магнитную доску и сверить с моей схемой.
? Какие трудности у вас возникли при
выполнении данного задания.
9. Ребята, вспомните, существует
классификация кислот, оснований, оксидов, а
существует ли классификация солей?
Поможет вам ваш учебник.
10. Найдите в учебнике на стр. 166 167 ответ
на вопрос: Какие бывают соли?
11. Организую работу по составлению схемы,
отражающей классификацию солей:
(приложение № 4)
(запись на доске с объяснением)
Вопросы по схеме:
1. С какими солями вы уже встречались
раньше?
2. Как вы отличите кислые соли от
Находят ответ и
предлагают
определения.
Записывают в
тетради схему
классификации.
средних?
3. Как следует отличать основные соли от
Играют в игру.
кислых и средних солей?
12. Предлагаю немножко поиграть «Найдите
лишнее» (приложение № 5).
13 Мотивация к работе с дополнительной
литературой: Известно: химия – наука о
веществах, о веществах, она глубоко проникла в нашу жизнь и сегодня не возможно без неё
обойтись, а можем ли представить свою
жизнь без солей?
Предлагаю ученикам поработать в группах с
дополнительной литературой.
14. Активизирую групповую деятельность через
загадку: «Это вещество сложное. В старину его
называли властелином жизни и смерти. Римляне
приносили его в жертву богам. Оно считалось
хранителем молодости и красоты. По поверьям,
оно обладало способностью помогать человеку
во всех его делах, спасать от бед и напастей. В
Голландии давно даже существовала
мучительная казнь: осужденные получали только
хлеб и воду, а этого вещества были совершенно
лишены. Через некоторое время люди умирали, а
их трупы начинали мгновенно разлагаться, что
это за вещество? (поваренная соль)
?А что вы полезного взяли для себя из
дополнительной литературы.
(приложение № 6).
15. Акцентирую внимание на теме урока и
подталкиваю ребят к выводу.
16. Предлагаю учащимся выполнить
индивидуально задание, соответствующее 1
уровню сложности (приложение № 7)
17. Организует самопроверку через прием
«обратная связь»
Читают
информацию,
обсуждают в
группах и
озвучивают кратко
вслух, поочередно.
Формулируют
вывод урока.
Выполняют
задание учителя.
Проверяют и
сверяют с ответами,
вывешенными на
доске.
Выполняют
задание и сдают
учителю. 18. Предлагает выполнить задание,
соответствующее 2 уровню сложности
(приложение №8) – выполняется индивидуально
и сдается учителю.
1. Предлагаю выполнить задание
«Пейзаж – зеркало настроения» позволяют
оценить учителю настроение учащегося на уроке
(приложение № 8)
Выбирают
карточку,
соответствующую
их настроению
Рефлексия
4. Домашнее
задание.
Предлагает д/з
стр. 166 – 167 стр. 169 упр. 1, 5
на выбор:
Записывают
домашнее задание.
1. Поваренная соль, марганцовка есть в каждом
доме. Как их используют в домашнем хозяйстве.
Соберите самые нужные, интересные советы по
уходу за одеждой, обувью, посудой, мебелью с
помощью этих средств.
2. Мел в руках учителя только ли вещество,
которым можно писать на доске, как еще человек
использует его.
Оценивает деятельность каждого ученика на
уроке.
5. Подведение
итогов занятия.
Осуществляют
самооценку и
оценивание ребят
своей группы. Анализ урока.
Технология проведения: Технология педагогических мастерских.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Цель технологии: создание содержательных и организованных условий для
личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего
места в мире, понимания других людей.
Главная особенность технологии не сообщать и осваивать информацию, а
обучать способам работы. Реализуется через групповую работу, с
использованием этапов: индукция, самоконструкция, социоконструкция,
социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
1. Индукция создание эмоционального настроя, включения чувств ученика,
создание личного отношения к предмету обсуждения (пословицы, составление ассоциаций).
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.
(создание рисунка, что вы знаете о солях)
3. Социоконструкция – работа в группе по построению рисунка
(работа в четверках по созданию рисунка)
4. Социализация – сопоставление, сверка, оценка, коррекция
(выполняют предложенное учителем задание)
5. Афиширование – вывешивание «произведений – работ учеников0и
ознакомление класса с ними
(представление результатов работы групп с образцом учителя, задавание
вопросов)
6. Разрыв – внутренне осознание учащихся неполноты или несоответствия
своего прежнего знания новому
(организация работы с текстом учебника по нахождению классификации
солей и работа с дополнительной литературой, закрепление знаний через
дифференцированный подход)
7. Рефлексия
Ограничения технологии:
1. увлечение учителя либо индивидуальной работой школьника, либо групповой
работой учащихся,
2. недостаточный уровень сформированности у школьников
общеинтеллектальных умений,
3. большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки
материалов для учащихся.
Цель: содействовать осознанию у ребят состава и классификации солей в
свете тории электролитической диссоциации.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение школьников устанавливать причинно –
следственные связи, обобщать, делать выводы;
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.
Развивающие
– развивать самостоятельность мышления;
содействовать повышению культуры поведения, отношений, речи.
Воспитательные:
стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и
одноклассникам;
воспитывать потребность в химических знаниях. Приложение №1
1. Поймать птичку — на хвост соли посыпать.
2. Лакома овца к соли, а коза в воле.
3. Просим к нашему хлебу и соли.
4. Отец мой жил не ровно: хлеб есть — так соли нет; соль есть — так хлеба нет; а я, добрый молодец, живу ровно:
ни хлеба, ни соли.
5. Друга узнать — вместе пуд (куль) соли съесть.
6. Изведан друг, коль соли вместе съевши.
7. От хлебасоли не отказываются.
8. Без хлебасоли обедать не садятся.
9. При соли хлебнется, к слову молвится.
10. Лень без соли хлебает. Лень одёжу бережет.
11. Хлебасоли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.
12. После хлебасоли добрые люди семь часов отдыхают.
13. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
14. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
15. Без хлеба, без соли — худая беседа. Вранья на зуб не положишь.
16. Хлебсоль да камень за пазухой носи.
17. Иуда брал соль щепотью; поэтому щепотью креститься грех.
18. Подавая соль — смейся, не то поссоришься (общее поверье).
19. Помяни соль, чтоб дали хлеба!
20. Хлебсоль платежом красна.
21. Хлебсоль кушай, а добрых людей слушай!
22. Хлебсоль нашу кушает, а нас не слушает.
23. Хлебсоль ешь, а правду режь (или: а правдуматку режь).
24. Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлебсоль помнит.
24. Хлебсоль берем, а вас пировать зовем (согласие на отдачу).
25. Хлебсоль (Ушица) вместе, а рыбка в даль.
26. Хлебсоль вместе, а табачок врознь.
27. С кем хлебсоль водишь, на того и походишь.
28. Хороша бы хлебсоль, да одни корочки.
29. Добра соль, а переложить — рот воротит. Приложение
№2
1 ряд
: H2CO3, P2O5, FeCO3, Cu(OH)2, HCl, SiO2, CO2, H3PO4
2 ряд
: Nail, CIO, Noah, Al (OH) 3, Fe2O3, Fe (OH) 2, HNO3, Li2O
3 ряд
: Ca3(PO4)2, Cu2O, Ca(OH)2, Br2, H2SO3, Ba(OH)2, CO, N2O5
Приложение
№ 3
Назовите вещества:
CuSO4, AgCl, Al2(SO4)3, NaCl, Na2CO3, KNO3, BaCl2, FeS, MgSiO3
Приложение № 4
Соли
Средние
Кислые
(гидро)
Основные
(гидроксо)
FeOHCl2
AlCl3
Cu(NO3)2 Mg(HSO4)2 CaOHNO3
NaHCO3
CaCO3 Ca(HSiO3)2 (MgOH)2SO4
приложение
№ 5 «Найдите лишнее»
NaCl, K2CO3, FeOHCl, BaSO4, NaNO3
KBr, NaHSO4, LiHCO3, KHSiO3, Ba(HSO4)2 Na2CO3, AlOHCl2, MgOHNO3, FeS, Zn(NO3)2
Приложение № 6
«Полезная информация о солях»
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ NaCl
Говорят: «Чтобы узнать человека – нужно с ним пуд соли съесть».
Оказывается не так то долго ждать, ведь за два года двое людей съедают пуд
соли (16кг). Вещество это хорошо растворимо в воде, белое кристаллическое.
Без этого вещества невозможна ни жизнь растений, ни жизнь человека.
Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10 – 15
гр., а в условиях жаркого климата – 20 – 30гр. Чем же важно это вещество для
человека? В крови, например соль, создает необходимые условия для
существования красных кровяных телец, в мышцах – обуславливает
способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоты, без
которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. Для
растений оказывается это вещество также необходимо – обеспечивает
протекание важных физиологических процессов. Вы приятно удивитесь, но,
оказывается, существует в природе соль красного цвета. Это явление нашло
отражение и в именах озер: Розовое, Красное, Малиновское. Екатерина 2
любила, принимая именитых гостей подавать на стол экзотическую розово –
фиолетовую соль. А вот у древних народов нередко бывали войны из – за
соляных источников, так называемые соляные бунты. В 1648 году налог на
соль, введенный царем Алексеем Михайловичем, явился причиной такого
бунта. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы –
выпускались монеты из каменной соли. Сегодня в Польше существует
подземный соляной музей, скульптуры в котором выполнены исключительно
из каменной соли.
КАБОНАТ КАЛЬЦИЯ CaCO3 (он же мел, мрамор, известняк)
Это нерастворимая соль, важная соль, из неё многие морские организмы
строят покровы своего тела, разные по форме и цвету. После гибели
организмов раковины из этого вещества оседают на дно, образуя известняки.
Мрамор прекрасный строительный материал, из известняка делают негашеную
и гашенную известь, строят дома. Мел используется в медицине и школе.
СУЛЬФАТ МЕДИ CuSO4
Бесцветные кристаллы. Растворяется в воде. Из водных растворов
кристаллизуется CuSO4 •5H2O — медный купорос (яркосинего цвета), который
применяется в сельском хозяйстве (для борьбы с вредителями и для
протравливания зерна) и при получении минеральных красок.
КАРБОНАТ НАТРИЯ Na2CO3
СОДА, техническое название карбонатов натрия. Нормальный карбонат
Na2CO3 называется содой кальцинированной (безводной) или
кристаллической (кристаллогидрат Na2CO3.10H2O); гидрокарбонат
NaHCO3 — питьевой (пищевой). Бесцветные кристаллы, растворимость
соответственно 14,9 и 9,6 г в 100 г воды при 20 °С; водные растворы имеют
щелочную реакцию. Na2CO3 применяют в стекольной, мыловаренной,
текстильной, целлюлознобумажной промышленности, для очистки нефти и
т. д., NaHCO3 — в производстве искусственных минеральных вод, в
медицине, быту.
ЧИЛИЙСКАЯ СЕЛИТРА NaNO3
Минерал, главным образом почвенные выцветы, корки, порошковатые
массы белого, желтоватого, краснокоричневого, серого цвета. Твердость
1,52; плотность 2,3 г/см3. Образуется в основном за счет вулканической
деятельности или окисления азота. Сырье для удобрений, изготовления
взрывчатых веществ. Главные месторождения — в Чили.
ФОСФАТ КАЛЬЦИЯ – Ca3(PO4)2
Нерастворимая соль. Является сырьем для производства фосфорных
удобрений. Входит также в состав костей. В промышленности получают
фосфор.
Приложение № 7
1. Составь формулы солей, имея ионы: магния, натрия, кислотные
остатки: хлорид и карбонат, силикат
2. Определите, какие из солей будут:
А) растворимыми;
Б) нерастворимыми. Схема проверки:
1. MgCl2, NaCl, MgCO3, Na2CO3, MgSiO3, Na2SiO3
2. 1 вариант MgCl2, NaCl, Na2CO3, Na2SiO3.
2 вариант MgCO3, MgSiO3,
Оценивание:
1 задание 1 балл за каждую правильно
составленную формулу
2 задание – А) 0,5 балла за каждую формулу – 2
балла,
Б) 0,5 балла за каждую выбранную
формулу – 1 балл
Оценка:
«5» 9 баллов
«4» 8 7 баллов
«3» 6 – 5 баллов
«2» меньше 5 баллов «Обратная связь» Поднимите жетоны, согласно
набранным баллам.
Красный
«5»
Зеленый
«4»
Синий
«3»
Приложение № 8
Вариант №1
1. Выберите формулы средних солей:
а) Li2S, б) NaHSO4, в) H3PO4, г) MgCO3, д) Ca(OH)2, е) СuOHCl.
2. Какая из формул соответствует карбонату кальция:
а) CaCO3, б) Ca(HCO3)2, в) CaC2, г) CaH2CO3.
3. Соотнесите:
Формулы солей
1. Al2(SO4)3
2. Ba(HCO3)2
3. AgNO3
названия солей
а) сульфид алюминия
б) гидрокарбонат бария
в) нитрат серебра
г) карбонат бария
д) нитрат алюминия
е) сульфат алюминия
4. Соотнесите:
Название подклассов солей
1. кислые
2. средние
3. основные
5. Mr (Na2CO3) равна:
а) 102, б) 104, в) 106, г) 110.
формулы веществ
а) CuOHNO3, б) H3PO4
в) Ca(HCO3)2, г) KHSO4
д) ZnOHCl, е) AlCl3
ж) Fe2(SO3)2, з) Ba(OH)2
Вариант №2
1. Выберите формулы кислых солей:
а) Ca(NO3)2, б) KHCO3, в) Al(OH)2Cl2, г) BaCl2, д) MgOHNO3, е) Mg(HSO4)2.
2. Какая из формул соответствует сульфиту калия: а) K2SO4, б) K2SO3, в) K2S, г) K2S3.
3. Соотнесите:
Формулы солей
1. FeCl3
2. ZnSO3
3. Na2HPO4
4. Соотнесите:
Название подклассов солей
1. кислые
2. средние
3. основные
5. Mr (Na2SiO3) равна:
а) 122, б) 124, в) 126, г) 110.
названия солей
а) сульфид цинка
б) дигидрофосфат натрия
в) хлорид железа (3)
г) сульфит цинка
д) гидрокарбонат натрия
е) сульфат алюминия
формулы веществ
а) FeCl3, б) ZnCO3
в) Mg(HCO3)2, г) LiHSO4
д) CaOHCl, е) AlBr3
ж) Fe2(SO4)2, з) Ca(OH)2 Пот Рыба Жажда Поваренная
Соль
Море Икра Нота Смерть Вещество Песня поваренной соли:
Теперь я знаю – кто я,
И не забуду вовек,
Как много в жизни значу, как ценит меня человек.
Свойства мои важны,
Доказано здесь сполна, ясно, как я нужна,
И жизнь без меня – пресна!
Атрий хлор – в воде я растворима,
Натрий хлор – соленая на вкус,
Пусть ветерок морской легко меня уносит,
Я буду помнить этот день всегда!
Хочу, чтоб не забыли
Историю вы мою,
И химию любили,
Как я ее люблю.
Много друзей моих
Станут и вам близки,
Только узнайте их
В формулах у доски!
Натрий хлор всему живому нужен,
Натрий хлор – коль в пище нет – беда!
И если ноту «соль» обо мне вдруг спросят,
С ней эту песню вспомните всегда.
Ветерок легко уносит меня,
Через год я вновь вернусь сюда… Схема «Что я знаю о солях».
Соль – сложное вещество, состоящее из
ионов металла и кислотного остатка
Соль
Men+
Коn
1. Похожи на кислоты, только вместо ионов водорода
в формуле, стоят ионы металла.
2. По растворимости бывают растворимые,
малорастворимые, нерастворимые.
3. По формуле соли можно определить заряд ионов и
степень окисления атомов.
4. Если необходимо назвать соль, то нужно сначала
назвать кислотный остаток в именительном падеже, а
затем метал в родительном падеже. 5. Химическая связь – ИОННАЯ. «ТЭД и её
величество соль»
«К» «О» «О»
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.