Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
19.06.2018
Разработка урока
Тема урока: Обособление определений и приложений. Задачи: 1. Познавательные: - Объяснить лингвистическую сущность обособления. - Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. - Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях. 2. Практические: - Научить видеть в предложении определения и приложения. - Научить различать определения и приложения. - Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями. - Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 3. Общепредметные: - Развивать логическое мышление в процессе изучения темы. - Приучать концентрировать внимание и активизировать память при Повторении ранее изученного материала. План урока: 1. Оргмомент (1 мин.). 2. Психологическая подготовка (слово учителя; 2 мин.). 3. Изучение нового материала (беседа; составление таблицы; 10 мин.). 4. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах; 30 мин.). 5. Итог урока (2 мин.). 6. Домашнее задание (1 мин.). Ход урока: I. Оргмомент. II. Психологическая подготовка к работе на уроке. Метод – слово учителя. Мы продолжаем изучать такой второстепенный член, как определение. Запишите тему урока. III. Изучение нового материала: 1. Метод - беседа. Для начала давайте вспомним, Что такое определение? (Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета). Чем чаще всего бывает выражено определение? (Прилагательным и причастием). Если прилагательные и причастия имеют при себе зависимые слова, то Как называется это синтаксическое явление? (адъективный и причастный обороты). А что такое приложение? (ПРИЛОЖЕНИЕ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСУЮЩИМСЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ). В зависимости от позиции в предложении одиночные определения и приложения, а также адъективные и причастные обороты, могут обособляться. Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с Целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. Обособленные члены: - уточняют высказываемую мысль; - конкретизируют описание действия; - дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску. Постановка знаков препинания при определениях и приложения особа. Чтобы усвоить правило, составим таблицу: Обособление определений и приложений ОБОСОБЛЯЮТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю. 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе. 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока молчал. 1. Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым. 2. Если входят в состав сказуемого: Он пришел грустный и усталый. 3. При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении, В КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя. Дефис при приложении: 1) Приложение и определяемое слово выражено нарицательными существительными: Гора-великан возвышалась до неба. 2) Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным: Над Волгой-рекой слышна песня. Таблица проецируется на экран. IV Закрепление изученного: 1) Работа у доски и на местах: 1. Вид работы: Объснительный диктант. 2. Задание к упражнению; «Выделить в предложениях определения и приложения, обосновать их обособление и не-обособление, объяснить расстановку знаков препинания». 3. Цель упражнения: Научить видеть одиночные определения и приложения и обороты, отработать правильную постановку знаков препинания. 4.Выполнение упражнения: Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. 4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день. 9. Удачного слова часто бывает достаточно, чтобы остановить обратившееся в бегство войско. 5. Три человека поочередно работают у доски, остальные дополняют с места. 2) Работа у доски и на местах. 1. Вид работы: Диктант с преобразованием синтаксических конструкций. 2. Задание к упражнению: «Преобразуйте простые предложения с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения». 3. Цель упражнения: Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 4. Выполнение упражнения: 1. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. Мать неотрывно смотрела на Рыбина, потому что была ошеломлена. 2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. Троекуров никогда не мог добиться доверенности своей дочери, несмотря на ее привязанность. 3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. Лес грустит, потому что овеян вещею дремотой. 4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе. Месяц все еще висел на огромном небе, хотя устал и побледнел. 5. Вопросы к упражнению: Какими придаточными предложениями могут быть заменены обособленные определения и приложения? (Придаточными причины и уступки). 6. Два человека делают упражнение у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места. V Итог урока: Фронтальный опрос: Задаются вопросы по поводу случаев обособления и необособления. Выставляются оценки за работу у доски и за активную работу с места. VI. Домашнее задание: Написать пять предложений, используя как можно больше обособленных определений и приложений.Тема урока: Обособление определений и приложений. Задачи: 1. Познавательные: - Объяснить лингвистическую сущность обособления. - Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями. - Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания при обособленных определениях и приложениях. 2. Практические: - Научить видеть в предложении определения и приложения. - Научить различать определения и приложения. - Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями. - Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 3. Общепредметные: - Развивать логическое мышление в процессе изучения темы. - Приучать концентрировать внимание и активизировать память при Повторении ранее изученного материала. План урока: 1. Оргмомент (1 мин.). 2. Психологическая подготовка (слово учителя; 2 мин.). 3. Изучение нового материала (беседа; составление таблицы; 10 мин.). 4. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах; 30 мин.). 5. Итог урока (2 мин.). 6. Домашнее задание (1 мин.). Ход урока: I. Оргмомент. II. Психологическая подготовка к работе на уроке. Метод – слово учителя. Мы продолжаем изучать такой второстепенный член, как определение. Запишите тему урока. III. Изучение нового материала: 1. Метод - беседа. Для начала давайте вспомним, Что такое определение? (Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета). Чем чаще всего бывает выражено определение? (Прилагательным и причастием). Если прилагательные и причастия имеют при себе зависимые слова, то Как называется это синтаксическое явление? (адъективный и причастный обороты). А что такое приложение? (ПРИЛОЖЕНИЕ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСУЮЩИМСЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ). В зависимости от позиции в предложении одиночные определения и приложения, а также адъективные и причастные обороты, могут обособляться. Обособление - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с Целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. Обособленные члены: - уточняют высказываемую мысль; - конкретизируют описание действия; - дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску. Постановка знаков препинания при определениях и приложения особа. Чтобы усвоить правило, составим таблицу: Обособление определений и приложений ОБОСОБЛЯЮТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: Паутинка, зацепившаяся за ветку, блестит на солнце. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю. 2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все. 3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе. 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК. Отец, как человек осторожный, пока молчал. 1. Если тесно связаны с определяемым словом: Это привело к результатам печальным и непоправимым. 2. Если входят в состав сказуемого: Он пришел грустный и усталый. 3. При ИНВЕРСИИ в поэтической речи: Лесом частым и дремучим ехал всадник. 4. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении, В КАЧЕСТВЕ: Его знали как хорошего учителя. Дефис при приложении: 1) Приложение и определяемое слово выражено нарицательными существительными: Гора-великан возвышалась до неба. 2) Определяемое слово выражено именем собственным и стоит перед одиночным нарицательным существительным: Над Волгой-рекой слышна песня. Таблица проецируется на экран. IV Закрепление изученного: 1) Работа у доски и на местах: 1. Вид работы: Объснительный диктант. 2. Задание к упражнению; «Выделить в предложениях определения и приложения, обосновать их обособление и не-обособление, объяснить расстановку знаков препинания». 3. Цель упражнения: Научить видеть одиночные определения и приложения и обороты, отработать правильную постановку знаков препинания. 4.Выполнение упражнения: Дорога вошла в лес, мертвый и холодный от луны и росы. 2. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. 3. Худой и высокий, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. 4. Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег. 5. Бим был собакой доверчивой и честной. 6. Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькою. 7. Лакеи, временно находящиеся без места, от этого не становятся свободными людьми. 8. В легкой капельке, свежей и чистой, отразился сверкающий день. 9. Удачного слова часто бывает достаточно, чтобы остановить обратившееся в бегство войско. 5. Три человека поочередно работают у доски, остальные дополняют с места. 2) Работа у доски и на местах. 1. Вид работы: Диктант с преобразованием синтаксических конструкций. 2. Задание к упражнению: «Преобразуйте простые предложения с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения». 3. Цель упражнения: Научить преобразовывать синтаксические конструкции с обособленными определениями и приложениями в сложноподчиненные предложения. 4. Выполнение упражнения: 1. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина. Мать неотрывно смотрела на Рыбина, потому что была ошеломлена. 2. Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. Троекуров никогда не мог добиться доверенности своей дочери, несмотря на ее привязанность. 3. Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит. Лес грустит, потому что овеян вещею дремотой. 4. Усталый и побледневший, месяц все еще висел на огромном небе. Месяц все еще висел на огромном небе, хотя устал и побледнел. 5. Вопросы к упражнению: Какими придаточными предложениями могут быть заменены обособленные определения и приложения? (Придаточными причины и уступки). 6. Два человека делают упражнение у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места. V Итог урока: Фронтальный опрос: Задаются вопросы по поводу случаев обособления и необособления. Выставляются оценки за работу у доски и за активную работу с места. VI. Домашнее задание: Написать пять предложений, используя как можно больше обособленных определений и приложений.
Разр. урока Большой и малый круг 8 класс.docx
Тема:  "Круги кровообращения". 8­й класс Цели: Образовательная : Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих. Развивающая : Продолжить знакомство с понятиями кровеносная система, круги  кровообращения начатое в курсе зоологии Воспитывающая : Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при  прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения. Оборудование:  муляж сердца, таблицы строение сердца и круги кровообращения,  карточки­схемы: транспортные системы организма. Тип урока: изучение нового материала Формы организации: беседа, работа с книгой Ход урока 1. Организационный момент.  2. Проверка знаний: 1. Что такое транспортные системы организма? 2. Заполнить карточку ­схему “Транспортные системы организма”  3. Что такое вены? 4. Что такое аорта, какое строение она имеет? 5. Какую функцию выполняют лимфатические узлы? 6. Какое строение имеют кровеносные и лимфатические сосуды? 7. Объясните назначение кармановидных клапанов в венах? 3. Изучение нового материала: Сообщение темы и целей урока В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в  строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови  называется кровообращением. Круги кровообращения ­ это путь по которому осуществляется движение крови. Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии. Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и  движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста,  вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга  кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены,  капилляры, кровь­ артериальная и венозная) Сердце человека состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры  разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом­ артериальную кровь, а правая­ бедную кислородом, но богатую углекислым газом­ венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. В  предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды ­аорту и легочную артерию. Поэтому началом  кровообращения считают желудочки. ­ Обратите внимание на муляжи сердца стоящие у вас на столах. Найдите все  части сердца: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.  Кровь человека движется по двум кругам кровообращения­ малому и большому.  Попробуйте вспомнить, какой ученый открыл движение крови по двум замкнутым  системам большому и малому кругам кровообращения?   А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам  кровообращения.   Я буду показывать, а вы в учебнике проследите путь крови по сосудам. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ­ начинается в левом желудочке, который  сокращаясь выталкивает кровь в аорту­ самую большую артерию. Из аорты, которая  делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову,  руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на  капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и  присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом­венозная.  Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через  крупный сосуд­ нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через  верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.  Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы: А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме подчеркнули те участки  кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом­ венозная. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) ­ начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая ­ в левое легкое. По легочным артериям  движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше. Они подходят к легочным пузырькам­ альвеолам. В области альвеол артерии  разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в  венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из  альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь  становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь  меняет цвет ­ из темно­вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам  возвращается к сердцу. От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные  вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения  заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой  круг кровообращения. А теперь вновь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга  кровообращения. А теперь вновь подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь. А теперь еще раз посмотрим на схемы кругов кровообращения и ответим на ряд на  вопросов. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения? А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого  выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной  длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется  сверху, если “нет”, то снизу. 1.Сердце человека четырехкамерное? (Да) 2. Аорта ­ самая мелкая артерия? (нет) 3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да) 4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да) 5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет) 6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом  желудочке? (нет) 7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да) 8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да) 9. Венозная кровь течет только по венам? (нет) Подведем итоги: Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих; Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков; У человека два круга кровообращения (большой и малый); Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными  веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ; В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом. Домашнее задание:  Ответить на вопросы в конце параграфа Тема: «Размножение и развитие птиц». Цели урока:  Образовательная: дать представление о размножении птиц, развитии зародыша, о  способах заботы о потомстве, отметить, что сложный организм птиц развивается из одной  оплодотворенной яйцеклетки. Развивающая   в мире животных. Воспитывающая    : расширить представление учащихся об окружающей природе и размножении  :   воспитание интереса и бережного отношения к природе. Оборудование: натуральные объекты: свежие яйца, гнезда птиц, чучело грача. модели из  пластилина, магнитофон, диск с записями голосов птиц, лупы. Методы:  Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, прослушивание пластинок. Наглядный:   интерактивной доской.   демонстрация таблиц, картин, работа с опорным конспектом, работа с  Практический и частично­поисковый: самостоятельная работа учащихся с натуральными  объектами, таблицей и учебниками. Форма урока групповая, индивидуальная. Урок нестандартный. ХОД УРОКА. (слайд «Размножение и развитие птиц», на доске пустой опорный плакат). Учитель делает надпись: «Предгнездовое время». Учитель. Пришла весна, потекли ручьи, пригревает солнышко. И вот мы видим первых  прилетевших к нам путешественников. Какие птицы прилетают к нам весной первыми?  (Ответы учащихся). Демонстрируется картина Саврасова « Грачи прилетели», чучело грача. Многие поэты и  художники воспевали прилет птиц. Я прочитаю вам стихотворение поэтессы Инны  Лисянской «Грачи». То снег, то дождь, то разом дождь и снег. И очень трудно мартовской порою С зимою, убеленной сединою, тягаться новорожденной весне. Но на дорогах все еще ничьих, Зимой не отданных, весной не взятых, Рачительные, шумные грачи, как будто черные заплаты, Сметают снег теплом упругих крыл. И, кажется, весна сама в разведку послала птицу, И, пригнувши ветку, он ей дорогу верную открыл. Грачи – самые ранние наши гости. Позже прилетают скворцы и другие птицы.  (Прикрепляется значок прилета птиц на плакат). Все ли птицы улетали? (Ответы учащихся). Зимующие у нас птицы тоже радуются весне. Природа наполняется пением птиц. ( Диск  «Голоса птиц»), (Слайд «Пение птиц»), (На конспект прикрепляется значок «Пение птиц»). Учитель. Мы с вами в весеннем лесу. Задание командам: «Расскажите о правилах  поведения в лесу. Какое значение имеет пение птиц?». Дополняются ответы учащихся. ( Слайд «Образование пар». Прикрепляется значок на доску: «Образование пар»). Учитель. Образованию пар предшествует целая цепь сложных действий. У птиц,  образующих временные пары (глухари, тетерева), самцы собираются для коротких схваток. (Слайд). Они распускают крылья, хвосты, издают глухие звуки. Такое поведение  называется токованием. Хищные птицы, цапли, аисты лебеди живут парами многие годы.  Гуси, воробьиные образуют временные пары на один сезон. Глухари, тетерева пар не  образуют. Запись на опорном плакате на доске: «Гнездование». (Слайд «Строительство гнезд», значок на конспект). Учитель: « После образования пар начинается строительство гнезд». (Демонстрация гнезд  жаворонка, голубя). Сообщение учащегося 2­й группы «Гнезда различных птиц». (Слайд­ вопрос. Чем отличаются гнезда птиц? Каково значение гнезда?). Учитель. Дополняю ответы учащихся. (Слайд). Самое крупное гнездо у большеногой  курицы. Диаметр равен 5 метрам, а высота равна 2 метрам. Самое маленькое гнездо у  большого древесного стрижа ­ в него может уместиться только одно яичко. (Значок на опорный конспект «Откладывание яиц». Слайд ). Учитель: « Вид гнезда побуждает самку к откладыванию яиц. Птицы откладывают разное  количество яиц. Орлы 1­2, императорские пингвины ­ по одному, синицы – 15, куропатки –  20». (Рассказ учителя об образовании и строении яйца птицы.) Демонстрация куриных и  страусиных яиц. Сухого яйца. Скорлупы. Совместно с учащимися просматриваем рисунки  учебника. Чем отличается строение яйца птицы от строения яйца пресмыкающегося? Задания командам. Подумайте, какие условия необходимы для развития зародыша птицы? (1) пища, 2)кислород, 3)тепло, 4)вода, 5) защита от высыхания.) Самостоятельная работа учащихся. На столах учащихся инструкция для самостоятельного наблюдения. Ответы команды  готовят на один из вопросов. 1. Рассмотрите в лупу поры на яичной скорлупе. Найдите подскорлуповую оболочку и  образованную ею воздушную камеру на тупом конце. Какое значение имеют: а) поры, б) скорлупа, в) воздушная камера на тупом конце яйца?  ( консультация в учебнике стр….). 2.Рассмотрите выпущенное в тарелку яйцо. Найдите желток, белок, канатики. Какое  значение имеет каждый из них? 3.Отыщите в желтке светлое пятнышко – зародышевый диск. Почему зародышевый диск  всегда располагается в верхней части яйца? Какое это имеет значение? (консультация в  учебнике, стр…….). 4.Заполните таблицу. На столы учащихся раздаются таблицы, проверяется правильность  заполнения. ( По интерактивной доске). Оценивается каждый учащийся и команда в целом. (Смотреть приложение). (Слайд «Насиживание яиц». Значок на опорный конспект). Учитель. Итак. Птицы отложили яйца, их вид побуждает родителей к насиживанию.  Насиживанием часто заняты оба родителя, сменяющих друг друга на гнезде. У куриных и уток насиживает одна самка. У мелких к птиц насиживание длится 14 суток, у куриных –  21 день, у лебедей, крупных хищных птиц – 1,5 месяца. Для равномерного прогревания птицы  периодически переворачивают яйцо. Сообщение учащегося: «Забота о яйцах». (Смотреть приложение). Учитель. Все ли птицы высиживают яйца? (Не высиживают сорные птицы, кукушка).  Вылупившиеся птенцы требуют пищи, и у родителей начинаются трудные дни. (Значок на опорный конспект: «Выкармливание птенцов».) Сообщение учащегося. Смотреть приложение). Беседа по вопросам: Чем кормят птицы своих птенцов? Какую пользу приносят птицы в  период выкармливания? Учитель. По типу птенцов птицы делятся на выводковые и гнездовые. (Слайд с  изображением птенцов). Обсуждаем отличия, причину этих отличий. Команды отвечают на  слайд­ вопрос. Какие птенцы изображены? Закрепление материала урока. 1.Проговариваем этапы размножения и развития птиц по опорному плакату (смотреть  слайд). 2.На модели из пластилина прикрепить цифры, обозначающие части яйца. (Проверяю,  оцениваю). Подведение итогов урока. 1.Птицы размножаются яйцами, которые имеют необходимые питательные вещества для  развития зародыша и защищают его от изменений внешней среды. 2.Птицы заботятся о потомстве: высиживают яйца, выкармливают и защищают птенцов. 3.Все действия птиц не разумны, они инстинктивны. В конце урока оцениваем работу каждой команды и каждого ребенка. Домашнее задание. Прочитать параграф, подготовить рассказ, используя опорный плакат. ПРИЛОЖЕНИЕ. Сообщения учащихся. 1. Пение птиц. После молчаливых зимних месяцев, ранней весной, в птичьем мире наступает оживление. В ясные дни все чаще слышатся трели больших синиц и поползней, зимовавших в наших  лесах. Раздается барабанная дробь дятлов. Дятлы не поют и не могут своим пением  пометить свою территорию, но, барабаня клювом по деревьям, предупреждают всех о  своем присутствии. Так дятлы узнают друг друга. 2.Гнезда различных птиц. Большинство птиц откладывает яйца в гнездо, которое чаще строит самка, иногда самец, а  нередко они работают вместе. Самец подносит материал, а самка укладывает его и  скрепляет. Простые чашеобразные гнезда строят крупные хищные птицы, грачи, голуби.  Главный их материал ­ прутья и сучья. У зябликов и щеглов гнезда полушаровидные,  одетые сверху мхом и лишайником. Они незаметны с земли, так как сливаются с рисунком  коры и лишайников на ветвях дерева. Шаровидную постройку из мха, стеблей и веточек,  скрепленных волосом, изготавливает крохотный крапивник. 3.(Продолжение). Многие лесные птицы: дятлы, поползни, синицы, мухоловки откладывают яйца на дно  дупла. Береговые ласточки гнездятся в норках береговых обрывов. Городские ласточки  прикрепляют свои постройки, сделанные из влажной глины, к стене дома под карнизом,  скрепляя материал слюной. Многие птицы (утки, журавли, куриные) устраивают гнезда  прямо на земле. Хорошо известная всем кукушка своего гнезда не строит. Откладывает 10­ 12 яиц по одному в разные гнезда других птиц. 4.Забота о яйцах. ­7­ У некоторых видов птиц на теле образуется большой участок обнаженной кожи для  согревания яиц (наседное пятно). Другие птицы имеют наседное пятно для каждого яйца. Насиживая яйца, птицы время от времени оставляют их, опасаясь  перегрева, так как перегрев для яиц опаснее охлаждения. 5. Неутомимые родители. Вылупившиеся птенцы требуют пищи, тепла, защиты и еще раз пищи. Так пара больших  синиц за 14 дней приносит птенцам пищу не менее 10685 раз. А самка крапивника за 16  часов кормит своих птенцов 1217 раз. (Слайды смотреть в презентации.) Заполните таблицу. Условия, необходимые для развития зародыша. Откуда зародыш получает все необходимое? 1.Пища 2.Кислород 3.Вода и минеральные соли 4.Защита от высыхания и повреждения. 5.Тепло Выберите нужный ответ для каждого пункта первой колонки. Поставьте во вторую  колонку цифру ответа. 1.Из окружающей среды через поры яйца. 2.В содержимом яйца. 3.В желтке. 4.Тепло тела птицы. 5.Белок, скорлупа, подскорлуповая оболочка. Дается каждому учащемуся при закреплении материала.

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2018