Разработка урока " Мастерство Достоевского-художника"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Мастерство Достоевского-художника Цели и задачи урока: Обобщить и закрепить изученный материал по роману. Обратиться к тексту произведения и проанализировать его художественные особенности. Уделить особое внимание языку романа, предметным, цветовым, цифровым деталям. Дать заключительную характеристику личности Ф.М. Достоевского как мыслителя и художника. Форма урока: урок-семинар Методы работы: - беседа - сообщения учащихся - анализ текста - наблюдение над стилем и словом писателя - исследование отдельных эпизодов и сцен
Иконка файла материала Мастерство Достоевского-художника.doc
Разработка урока                            «Мастерство Достоевского­художника» Тема урока: Мастерство Достоевского­художника Цели и задачи урока:  Обобщить и закрепить изученный материал по роману. Обратиться к тексту произведения и проанализировать его художественные особенности. Уделить особое внимание языку романа, предметным, цветовым, цифровым деталям. Дать   заключительную   характеристику   личности   Ф.М.   Достоевского   как мыслителя и художника. Форма урока: урок­семинар Методы работы:  ­ беседа ­ сообщения учащихся ­ анализ текста ­ наблюдение над стилем и словом писателя ­ исследование отдельных эпизодов и сцен Оборудование урока: портрет  Ф.М. Достоевского Место урока в системе занятий: обобщение по роману План урока: 1. Введение в тему 2. Значение имен героев у Достоевского 3. Портретные характеристики героев и их роль в раскрытии главной идеи персонажей 4. Язык «Преступление и наказание»:     а) индивидуально­речевая характеристика главных героев     б) Языковой портрет Раскольникова5.   Предметные детали в романе  Ф.М. Достоевского  6.    Цветовые детали  7. Цифры в романе и их связь с фольклорно­библейской символикой  8. Система выделения опорных слов и фраз у Достоевского  9. Достоевский ­ великий мыслитель и художник  1. Вступительное слово учителя: Изучая   роман   «Преступление   и   наказание»,   мы   подробно останавливались   и   на   образе   Петербурга,   и   на   теме   «Униженные   и оскорбленные»,   мы пытались понять, в чем смысл теории Раскольникова, доказывали,   что   она   антигуманна   и   противоестественна.   Говорили   мы   и   о   Лужине   и Соне   Мармеладовой,   любимой   героине   Достоевского, Свидригайлове, двойниках Раскольникова. Мы постигали весь огромный и разнообразный мир романа в целом, не останавливаясь,   может   быть,   на   каких­то   деталях   и   частностях,   не задумываясь глубоко над отдельными эпизодами и словами. И   вот   сегодня   нам   предстоит   размышление   над   мастерством   Сегодня   мы   должны   чуть   внимательнее Достоевского­художника. всмотреться   в   художественную   структуру   романа,   в   язык   произведения. Сегодня   мы   должны   понять,   какими   художественными   средствами Достоевский выражает свои мысли, доносит до нашего сознания свои идеи. В 1839 году 18­летний юноша Достоевский писал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори,   что   потерял   время:   я   занимаюсь   этой   тайной,   ибо   хочу   быть человеком». Раскрывая   тайны   человеческого   духа,   Достоевский   создал   особое искусство ­ редчайшее искусство мысли, в котором значение имеет все: и разное   положение   топора   во   время   убийства   Раскольниковым   старухи­ процентщицы   и   Лизаветы,   и   описание   внешности   героя,   и   частоупоминающийся   4­ый   этаж,   и   числа   7   и   11,   как   бы   преследующие Раскольникова, и цвет обоев в его комнате, и 30 копеек, которые вынесла Соня на похмелье отцу. Перефразируя самого Достоевского, можно сказать, что роман «Преступление и наказание» есть тайна, и ее надо разгадать. Этому мы  и посвятим сегодняшний урок. 2. Значение имен героев Каждый роман начинается со своих героев. А каждый герой ­ со своего имени. Нужно ли говорить, что имена, фамилии и отчества у Достоевского всегда   полны   глубочайшего   смысла.   Попробуем   проанализировать,   какой смысл вкладывал Достоевский в имя главного героя. Раскольников   Родион   Романович.   Раскол   родины   Романовых.   Фамилия отражает двойственность сознания героя. Мармеладов.  Горькая   ирония   автора   над   «сладкой»   жизнью   таких,   как Мармеладов. Соня.   С   греч.   ­   «мудрость»,   «премудрость».   У   Достоевского   героини   по имени Соня смиренно несут свой крест, выпавший на их долю, но веря в конечную победу добра. Мудрость Софии у писателя ­ смиренномудрие. «Geil»   (немецкий)   ­   похотливый, Свидригайлов.  Первоначальный толчок фамилии мог дать литовский князь Швидригайло. Разумихин.  От   слова   «разум»,   «рассудок».   Фамилия   подчеркивает принадлежность друга Раскольникова к кругу демократического студенчества 1860­х   годов   с   присущей   последнему   высокой   оценкой   разума,   сладострастный. противопоставленного авторитету. Порфирий Петрович. Означает «багряный» (греч.). Убив ростовщицу и ее сестру   и   переступив   тем   самым   ветхозаветную   заповедь   «не   убий», Раскольников   вступает   в   конфликт   сразу   с   2­мя   правдами   ­   божьей   и человеческой.   Религиозное   начало   представлено   Соней,   правовое   ­ Порфирием   Петровичем.   Соня   и   Порфирий   ­   божественная   мудрость   иочистительный   огонь.   Именно   так   надо   понимать   символику   этих   имен   у Достоевского. 3. Портретные характеристики героев и их роль в раскрытии главной идеи романа Знакомя нас со своими героями, Достоевский всегда дает нам описание внешности   этого   человека.   Вспомните   и   найдите   в   тексте   портретные характеристики героев. (учащиеся находят описание в тексте романа) ?? Что для Достоевского главное во внешнем облике героя? Автор, прежде всего, обращает внимание на глаза, т.к. глаза человека очень многое   могут   сказать   о   его   характере,   внутреннем   мире,   чувствах   и переживаниях. Глаза помогают раскрыть тайну человека, узнать, какой идеей он охвачен, какими мыслями он живет. Давно известно, что почти все герои Достоевского — носители какой­то определенной идеи. ?? Носителями каких идей являются герои романа? Раскольников  охвачен   идеей   о   праве   «сильной»   личности   на   кровь   ради каких­то высших целей («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Соня — любимая   идея   Достоевского   счастья   через   страдание,   терпение   и всепрощение, любовь к ближнему. Мармеладов — идея жизненного тупика,   крайней   степени   «униженности   и беспросветного   существования, оскорбленности».  Лужин   и   Свидригайлов  —   идея   о   вседозволенности «сильных   мира   сего».   Теория   Раскольникова   в   самом   циничном   и безнравственном исполнении.  4. Язык «Преступления и наказания» Язык в «Преступлении и наказании» служит могучей творческой мысли, которая   без   особых,   видимых   усилий   укладывает   в   свой   стиль   обычный, будничный   материал   человеческой   речи.   Лишь   в   минуты   особогопросветления, в эпилоге романа, речь Достоевского льется плавно и ровно. Как   правило,   она   психологически   неустойчива,   нервна   и   прерывиста. Достаточно открыть 1­ую страницу романа «Преступление и наказание», как невольно   и   незаметно   втягиваешься   в   стремительный   ритм,   ни   с   чем   не сравнимый   в   мировой   литературе.   У   каждого   героя   романа   свой   сугубо индивидуальный   язык.   И   мы   не   спутаем   речь   Раскольникова   и   Лужина, Свидригайлова и Мармеладова, Порфирия Петровича и Разумихина, Сони и Катерины Ивановны. ??   Приведите   примеры   речи   разных   героев   и   дайте   характеристику особенностей их языка. Мармеладов  —   деланная   вежливость,   чиновничья   речь,   обильно оснащенная   славянизмами.  Лужин  —   сухой,   безжизненный,   канцелярский язык,   лишенный   эмоциональности   и   выразительности.  Свидригайлов  — ироническая небрежность, скрытая насмешка речь человека непредсказуемого загадочного, странного.  Порфилий Петрович  — едкая, колкая, вкрадчивая речь   следователя.   Слова   как   мелкие   дробные   камешки.   Витиеватость   и запутанность. Языковой портрет  Раскольникова  самый выразительный. Достоевский использует   целый   ряд   стилистических   приемов:   неблагообразие   слога Раскольникова,   дисгармония   синтаксиса,   раздражительная   прерывистость речи.   Так   писатель   отражает   раздвоение   главного   героя,   его   мучительную борьбу,   страшную   душевную   драму.   Очень   часто   спор   ведется   в   сознании самого Раскольника. ?? Приведите примеры, доказывающие этот спор. Что хочет показать этим приемом Достоевский? 5. Предметные детали в романе Ф.М. Достоевского Как у всякого большого художника огромное значение у Достоевскогоимеют детали: предметные, цветовые, числовые. ?? Какие интересные предметные детали вы заметили в романе? Топор. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая встать на место   жертвы.   Не   топор   во   власти   Раскольникова,   а   Раскольников   стал орудием   топора.   Совершенно   иначе   обстояло   дело   в   незапланированном убийстве   доброй   и   кроткой   Лизаветы:   «Удар   пришелся   прямо   по   черепу острием». Топор жестоко отомстил Раскольникову. Это бессилие совладать с орудием убийства явилось началом крушения теории героя. Две дамы. Когда Раскольников приходит в полицейский участок, он видит между посетителями 2­х дам. Одна была в трауре, бедно одетая, другая —   полная,   пышно   одетая,   с   багрово­красными   пятнами   на   лице.   Обе   они органически   вырастают   из   преступления   Раскольникова.   Дама   в  трауре  —   пышно   одетая   дама, частица   несчастной   совести   Раскольникова, содержательница публичного дома, попирающая землю и не испытывающая при этом никакого угрызения совести, — воплощение его преступной теории. Огарок   свечи.  Чтение   евангельской   легенды   о   воскресении   Лазаря Соней и Раскольниковым  происходит при огарке свечи. Он символизирует остаток человечности, крохотный огонек доброты, оставшейся в душе героя. Еще не все погасло в душе Раскольникова, еще теплится в ней тусклое пламя огарка, но надо покаяться, чтобы это тусклое пламя разгорелось в негасимый свет. Кипарисный   крестик.  Перед   тем,   как   совершить   признание, Раскольников получает от Сони кипарисный  простонародный крестик. Это служит   подтверждением   его   раскаяния,   началом   новой   жизни   на   основе народной веры и вечных христианских ценностей. 6. Цветовые деталиВажное   символическое   значение   имеют   у   Достоевского   и   цветовые детали. ?? Какие цветовые детали часто встречаются в романе? Какие 2 цвета преследуют героев? Красный   цвет.   Становится   своеобразным   светофильтром,   через который видит окружающее обезумевший от своей идеи Раскольников. За 1.5 месяца   до   убийства   Раскольников   заложил   «маленькое   золотое   колечко   с какими­то   красными   камешками»   ­   подарок   сестры   на   память.   «Красные камешки» становятся как бы  предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая   деталь   повторяется:   красные   отвороты   на   сапогах   хозяина распивочной,   красные   лица   и   красные   рубашки   у   мужиков   во   сне Раскольникова. Желтый   цвет.   Весь   цветовой   фон   романа   Достоевского   создан   при использовании   фактически   одного   желтого   цвета.   Обои   в   комнатах Раскольникова,   старухи   ­   процентщицы,   Сони,   в   номере   гостиницы,   где остановился   Свидригайлов   ­   желтого   цвета.   Мебель   в   комнате   Порфирия Петровича­   из   «желтого   отполированного   дерева».   Желтый   цвет   создает атмосферу   нездоровья,   расстройства,   надрыва,   болезненности,   печали.   Он вызывает чувство внутреннего угнетения, психологической неустойчивости, общей подавленности. 7. Цифры в романе, и их связь с фольклорно­библейской символикой Какие   числа   чаще   всего   встречаются   в   романе?   Почему?  С   чем   это связано? Цифры 3, 7, 4, 11 связаны с фольклорно­библейской символикой. Они буквально   преследуют   главного   героя   и   способствуют   подтверждению основной идеи Достоевского в романе: выход их трагедии Раскольникова ­ это возвращение   к   жизни   на   основе   религиозно­христианской   нравственности,которую он преступил. 8. Система выделения опорных слов и фраз у Достоевского  Говоря   о   мастерстве   Достоевского­художника,   нельзя   обойти вниманием и его систему выделения опорных слов и фраз. Это курсив ­ т.е. использование другого шрифта для выделения. ?? Какие слова выделены у Достоевского курсивом? Для чего? Уже   на   1­ых   страницах   романа   читатель   встречает   выделенные курсивом   слова:  тогда,  после   того.   Курсив сосредотачивает наше внимание и на сюжете, и на задуманном и содеянном  это,  проба,  дело, Раскольниковым. Ключевые слова также как бы ограждают сознание героя от тех слов, которые ему и выговорить­то страшно (убийство, грабеж). Они   как   бы   напоминают   Раскольникову   (и   читателю)   о   законах нравственности, нарушать которые безнаказанно никому не дано. 9. Достоевский — великий мыслитель и художник В заключение хочется привести отрывок из статьи А.В. Луначарского «Достоевский   как   мыслитель   и   художник»:   «Достоевский   тесно   связан   со своими   героями.   Его   кровь   течет   в   их   жилах.   Его   сердце   бьется   во   всех создаваемых им образах. Он идет на преступление вместе со своими героями. Он живет с ними титанической кипучей жизнью. Он кается вместе с ними. Все его   повести   и   романы   —   одна   огненная   река   его   переживаний,   сплошное признание сокровенного своей души. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде». Внутренняя правда Достоевского заключена в его слове. Слове великого художника   и   мыслителя.   Разгадывая   тайну   романа,   мы   приблизились, наверное, к разгадке тайны самого писателя, неутомимого борца за духовную природу человека, за его достоинство, личность и свободу. И я думаю, что после этого урока каждый по­новому посмотрит на роман, на его героев и,конечно же, на самого себя. Ведь нет лучшего способа познать свою душу, как постигая   смысл   гениального   произведения.   Помните   слова   У.   Одена: «Построить   человеческое   общество   на   всем   том,   о   чем   рассказывал Достоевский,   невозможно,   но   общество,   которое   забудет   то,   о   чем   он рассказывал, недостойно называться человеческим».

Посмотрите также