Тема урока: Мастерство Достоевского-художника
Цели и задачи урока:
Обобщить и закрепить изученный материал по роману.
Обратиться к тексту произведения и проанализировать его художественные особенности.
Уделить особое внимание языку романа, предметным, цветовым, цифровым деталям.
Дать заключительную характеристику личности Ф.М. Достоевского как мыслителя и художника.
Форма урока: урок-семинар
Методы работы:
- беседа
- сообщения учащихся
- анализ текста
- наблюдение над стилем и словом писателя
- исследование отдельных эпизодов и сцен
Разработка урока
«Мастерство Достоевскогохудожника»
Тема урока: Мастерство Достоевскогохудожника
Цели и задачи урока:
Обобщить и закрепить изученный материал по роману.
Обратиться к тексту произведения и проанализировать его художественные
особенности.
Уделить особое внимание языку романа, предметным, цветовым, цифровым
деталям.
Дать заключительную характеристику личности Ф.М. Достоевского как
мыслителя и художника.
Форма урока: уроксеминар
Методы работы:
беседа
сообщения учащихся
анализ текста
наблюдение над стилем и словом писателя
исследование отдельных эпизодов и сцен
Оборудование урока: портрет Ф.М. Достоевского
Место урока в системе занятий: обобщение по роману
План урока:
1. Введение в тему
2. Значение имен героев у Достоевского
3. Портретные характеристики героев и их роль в раскрытии главной идеи
персонажей
4. Язык «Преступление и наказание»:
а) индивидуальноречевая характеристика главных героев
б) Языковой портрет Раскольникова5. Предметные детали в романе Ф.М. Достоевского
6. Цветовые детали
7. Цифры в романе и их связь с фольклорнобиблейской символикой
8. Система выделения опорных слов и фраз у Достоевского
9. Достоевский великий мыслитель и художник
1. Вступительное слово учителя:
Изучая роман «Преступление и наказание»,
мы подробно
останавливались и на образе Петербурга, и на теме «Униженные и
оскорбленные», мы пытались понять, в чем смысл теории Раскольникова,
доказывали, что она антигуманна и противоестественна. Говорили мы и о
Лужине и
Соне Мармеладовой,
любимой героине Достоевского,
Свидригайлове, двойниках Раскольникова.
Мы постигали весь огромный и разнообразный мир романа в целом, не
останавливаясь, может быть, на какихто деталях и частностях, не
задумываясь глубоко над отдельными эпизодами и словами.
И вот сегодня нам предстоит размышление над мастерством
Сегодня мы должны чуть внимательнее
Достоевскогохудожника.
всмотреться в художественную структуру романа, в язык произведения.
Сегодня мы должны понять, какими художественными средствами
Достоевский выражает свои мысли, доносит до нашего сознания свои идеи.
В 1839 году 18летний юноша Достоевский писал брату: «Человек есть
тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не
говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком».
Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский создал особое
искусство редчайшее искусство мысли, в котором значение имеет все: и
разное положение топора во время убийства Раскольниковым старухи
процентщицы и Лизаветы, и описание внешности героя, и частоупоминающийся 4ый этаж, и числа 7 и 11, как бы преследующие
Раскольникова, и цвет обоев в его комнате, и 30 копеек, которые вынесла
Соня на похмелье отцу. Перефразируя самого Достоевского, можно сказать,
что роман «Преступление и наказание» есть тайна, и ее надо разгадать. Этому
мы и посвятим сегодняшний урок.
2. Значение имен героев
Каждый роман начинается со своих героев. А каждый герой со своего
имени. Нужно ли говорить, что имена, фамилии и отчества у Достоевского
всегда полны глубочайшего смысла. Попробуем проанализировать, какой
смысл вкладывал Достоевский в имя главного героя.
Раскольников Родион Романович. Раскол родины Романовых. Фамилия
отражает двойственность сознания героя.
Мармеладов. Горькая ирония автора над «сладкой» жизнью таких, как
Мармеладов.
Соня. С греч. «мудрость», «премудрость». У Достоевского героини по
имени Соня смиренно несут свой крест, выпавший на их долю, но веря в
конечную победу добра. Мудрость Софии у писателя смиренномудрие.
«Geil» (немецкий) похотливый,
Свидригайлов.
Первоначальный толчок фамилии мог дать литовский князь Швидригайло.
Разумихин. От слова «разум», «рассудок». Фамилия подчеркивает
принадлежность друга Раскольникова к кругу демократического студенчества
1860х годов с присущей последнему высокой оценкой разума,
сладострастный.
противопоставленного авторитету.
Порфирий Петрович. Означает «багряный» (греч.). Убив ростовщицу и ее
сестру и переступив тем самым ветхозаветную заповедь «не убий»,
Раскольников вступает в конфликт сразу с 2мя правдами божьей и
человеческой. Религиозное начало представлено Соней, правовое
Порфирием Петровичем. Соня и Порфирий божественная мудрость иочистительный огонь. Именно так надо понимать символику этих имен у
Достоевского.
3. Портретные характеристики героев и их роль в раскрытии главной идеи
романа
Знакомя нас со своими героями, Достоевский всегда дает нам описание
внешности этого человека. Вспомните и найдите в тексте портретные
характеристики героев. (учащиеся находят описание в тексте романа)
?? Что для Достоевского главное во внешнем облике героя?
Автор, прежде всего, обращает внимание на глаза, т.к. глаза человека очень
многое могут сказать о его характере, внутреннем мире, чувствах и
переживаниях. Глаза помогают раскрыть тайну человека, узнать, какой идеей
он охвачен, какими мыслями он живет. Давно известно, что почти все герои
Достоевского — носители какойто определенной идеи.
?? Носителями каких идей являются герои романа?
Раскольников охвачен идеей о праве «сильной» личности на кровь ради
какихто высших целей («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Соня —
любимая идея Достоевского счастья через страдание, терпение и
всепрощение, любовь к ближнему. Мармеладов — идея жизненного тупика,
крайней степени «униженности и
беспросветного существования,
оскорбленности». Лужин и Свидригайлов — идея о вседозволенности
«сильных мира сего». Теория Раскольникова в самом циничном и
безнравственном исполнении.
4. Язык «Преступления и наказания»
Язык в «Преступлении и наказании» служит могучей творческой мысли,
которая без особых, видимых усилий укладывает в свой стиль обычный,
будничный материал человеческой речи. Лишь в минуты особогопросветления, в эпилоге романа, речь Достоевского льется плавно и ровно.
Как правило, она психологически неустойчива, нервна и прерывиста.
Достаточно открыть 1ую страницу романа «Преступление и наказание», как
невольно и незаметно втягиваешься в стремительный ритм, ни с чем не
сравнимый в мировой литературе. У каждого героя романа свой сугубо
индивидуальный язык. И мы не спутаем речь Раскольникова и Лужина,
Свидригайлова и Мармеладова, Порфирия Петровича и Разумихина, Сони и
Катерины Ивановны.
?? Приведите примеры речи разных героев и дайте характеристику
особенностей их языка.
Мармеладов — деланная вежливость, чиновничья речь, обильно
оснащенная славянизмами. Лужин — сухой, безжизненный, канцелярский
язык, лишенный эмоциональности и выразительности. Свидригайлов —
ироническая небрежность, скрытая насмешка речь человека непредсказуемого
загадочного, странного. Порфилий Петрович — едкая, колкая, вкрадчивая
речь следователя. Слова как мелкие дробные камешки. Витиеватость и
запутанность.
Языковой портрет Раскольникова самый выразительный. Достоевский
использует целый ряд стилистических приемов: неблагообразие слога
Раскольникова, дисгармония синтаксиса, раздражительная прерывистость
речи. Так писатель отражает раздвоение главного героя, его мучительную
борьбу, страшную душевную драму. Очень часто спор ведется в сознании
самого Раскольника.
?? Приведите примеры, доказывающие этот спор. Что хочет показать
этим приемом Достоевский?
5. Предметные детали в романе Ф.М. Достоевского
Как у всякого большого художника огромное значение у Достоевскогоимеют детали: предметные, цветовые, числовые.
?? Какие интересные предметные детали вы заметили в романе?
Топор. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к
Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая встать на
место жертвы. Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал
орудием топора. Совершенно иначе обстояло дело в незапланированном
убийстве доброй и кроткой Лизаветы: «Удар пришелся прямо по черепу
острием». Топор жестоко отомстил Раскольникову. Это бессилие совладать с
орудием убийства явилось началом крушения теории героя.
Две дамы. Когда Раскольников приходит в полицейский участок, он
видит между посетителями 2х дам. Одна была в трауре, бедно одетая, другая
— полная, пышно одетая, с багровокрасными пятнами на лице. Обе они
органически вырастают из преступления Раскольникова. Дама в трауре —
пышно одетая дама,
частица несчастной совести Раскольникова,
содержательница публичного дома, попирающая землю и не испытывающая
при этом никакого угрызения совести, — воплощение его преступной теории.
Огарок свечи. Чтение евангельской легенды о воскресении Лазаря
Соней и Раскольниковым происходит при огарке свечи. Он символизирует
остаток человечности, крохотный огонек доброты, оставшейся в душе героя.
Еще не все погасло в душе Раскольникова, еще теплится в ней тусклое пламя
огарка, но надо покаяться, чтобы это тусклое пламя разгорелось в негасимый
свет.
Кипарисный крестик. Перед тем, как совершить признание,
Раскольников получает от Сони кипарисный простонародный крестик. Это
служит подтверждением его раскаяния, началом новой жизни на основе
народной веры и вечных христианских ценностей.
6. Цветовые деталиВажное символическое значение имеют у Достоевского и цветовые
детали.
?? Какие цветовые детали часто встречаются в романе? Какие 2 цвета
преследуют героев?
Красный цвет. Становится своеобразным светофильтром, через
который видит окружающее обезумевший от своей идеи Раскольников. За 1.5
месяца до убийства Раскольников заложил «маленькое золотое колечко с
какимито красными камешками» подарок сестры на память. «Красные
камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови.
Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах хозяина
распивочной, красные лица и красные рубашки у мужиков во сне
Раскольникова.
Желтый цвет. Весь цветовой фон романа Достоевского создан при
использовании фактически одного желтого цвета. Обои в комнатах
Раскольникова, старухи процентщицы, Сони, в номере гостиницы, где
остановился Свидригайлов желтого цвета. Мебель в комнате Порфирия
Петровича из «желтого отполированного дерева». Желтый цвет создает
атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Он
вызывает чувство внутреннего угнетения, психологической неустойчивости,
общей подавленности.
7. Цифры в романе, и их связь с фольклорнобиблейской символикой
Какие числа чаще всего встречаются в романе? Почему? С чем это
связано?
Цифры 3, 7, 4, 11 связаны с фольклорнобиблейской символикой. Они
буквально преследуют главного героя и способствуют подтверждению
основной идеи Достоевского в романе: выход их трагедии Раскольникова это
возвращение к жизни на основе религиознохристианской нравственности,которую он преступил.
8. Система выделения опорных слов и фраз у Достоевского
Говоря о мастерстве Достоевскогохудожника, нельзя обойти
вниманием и его систему выделения опорных слов и фраз. Это курсив т.е.
использование другого шрифта для выделения.
?? Какие слова выделены у Достоевского курсивом? Для чего?
Уже на 1ых страницах романа читатель встречает выделенные
курсивом слова:
тогда, после того. Курсив
сосредотачивает наше внимание и на сюжете, и на задуманном и содеянном
это, проба, дело,
Раскольниковым. Ключевые слова также как бы ограждают сознание героя от
тех слов, которые ему и выговоритьто страшно (убийство, грабеж).
Они как бы напоминают Раскольникову (и читателю) о законах
нравственности, нарушать которые безнаказанно никому не дано.
9. Достоевский — великий мыслитель и художник
В заключение хочется привести отрывок из статьи А.В. Луначарского
«Достоевский как мыслитель и художник»: «Достоевский тесно связан со
своими героями. Его кровь течет в их жилах. Его сердце бьется во всех
создаваемых им образах. Он идет на преступление вместе со своими героями.
Он живет с ними титанической кипучей жизнью. Он кается вместе с ними. Все
его повести и романы — одна огненная река его переживаний, сплошное
признание сокровенного своей души. Это страстное стремление признаться в
своей внутренней правде».
Внутренняя правда Достоевского заключена в его слове. Слове великого
художника и мыслителя. Разгадывая тайну романа, мы приблизились,
наверное, к разгадке тайны самого писателя, неутомимого борца за духовную
природу человека, за его достоинство, личность и свободу. И я думаю, что
после этого урока каждый поновому посмотрит на роман, на его героев и,конечно же, на самого себя. Ведь нет лучшего способа познать свою душу, как
постигая смысл гениального произведения. Помните слова У. Одена:
«Построить человеческое общество на всем том, о чем рассказывал
Достоевский, невозможно, но общество, которое забудет то, о чем он
рассказывал, недостойно называться человеческим».