Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Оценка 4.6

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Оценка 4.6
Контроль знаний +3
docx
музыка
6 кл
04.04.2017
Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Цель урока: осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», инструмент фортепианоЦель урока: осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», инструмент фортепиано
4fe5fe69c7ea95c31ffa8fed770e76b02ccff3f1.docx
Разработка урока музыки в 6 классе Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее» 1. 2. 3. Хамуева Екатерина Владимировна Цель урока:   осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из  видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.   Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемое оборудование:   компьютер, проектор, экран,  фонохрестоматия музыкального материала к учебнику  «Музыка. 6 класс», инструмент фортепиано     Задачи урока: Обучающие: помочь обучающимся раскрыть понимание авторской песни, как  духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических,  романтических песен; познакомить обучающихся с выдающимися представителями  авторской песни: Д. Тухмановым, М.Светловым,  А. Розенбаумом, Ю. Кимом, В. Высоцким, Б.Окуджавой,  О.Митяевым; ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия; определить грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем же  ценность  авторской песни?; расширить представление обучающихся о роли авторской  песни в жизни человека в прошлом и настоящем; развивающие: развивать умение размышлять: сравнивать, сопоставлять,  анализировать; развивать творческие музыкальные способности: музыкальный слух,  память, певческие навыки с помощью интонации, эстетический слух; воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре,  истории русского народов, воспитывать чувства доброты, любви, чувства юмора,  товарищества.     Ход урока: Звучит песня «Гаудеамус» (студенческий гимн). Приветствие!   Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о  воздействие музыки на человека.  Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки  Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу. Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной  культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ­  ответить на вопрос, в чем же ценность такой музыки? Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы  обучающихся) Вы незнакомы с этой песней? В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры,  авторской песней.  Слайд №1. Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла  знаменитая песня «Гаудеамус» на латинском языке, которая получила широкую  популярность, прославляющая академию и преподавателей­профессоров, и уже несколько  сотен лет является международным студенческим гимном. Цель нашего урока ­ ответить на вопрос,  Слайд№2. что такое авторская песня,  в чём её ценность?   Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании? (ответы обучающихся) Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с  чудесами? (ответы обучающихся) Учитель: Наш мир дарит нам очень  много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я  хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете его.   Авторская или бардовская песня. Само слово «бард», которым называют поэтов и  музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нашего уха. Но не  все, наверно, вы знаете, что так называли народных певцов древних кельтских племен. В  дальнейшем они стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при  княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.   Слайд№3. Ваганты – так называли их в Средневековье. Поэзия вагантов – часть средневековой  церковной литературы, и вместе с тем она тесно связана народной смеховой культурой,  ярко проявляющейся в карнавальных празднествах, балаганах, ярмарочных  представлениях.     До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и  музыкантов эпохи Средневековья.  Знаменитая песня «Гаудеамус», с которой начался наш  урок, прославляющая академию и преподавателей­профессоров, уже несколько сотен  лет  является международным студенческим гимном. Слайд№4.  Послушаем эту песню. Слушание «Гаудеамус».  Учитель: в наше время широкую популярность получил альбом песен, рок­сюита «По  волнам моей памяти» современного композитора Давида Фёдоровича Тухманова.  Слайд№5 Среди стихов поэтов разных эпох и стран, к которым обращается композитор, есть и  образец средневековой поэзии. Песня под названием «Из вагантов» рисует нам образ  жизнерадостного, беззаботного юношу­школяра. Слайд№6. Слушание «Из вагантов» Д.   Учитель: Ребята, скажите, что объединяет эти две песни? ( ответы обучающихся) В  подтверждение ваших слов я хочу привести отрывки подстрочного перевода песни  «Гаудеамус» ( чтение строк).   «Гаудеамус» Итак, будем веселиться, Пока мы молоды! После приятной юности,  Тухманова. После тягостной старости Нас возьмет земля. Где те, которые раньше Нас жили в мире? Подите на небо, Перейдите в ад, Где они уже были. Жизнь наша коротка, Скоро она кончится. Смерть приходит быстро, Уносит нас безжалостно, Никому пощады не будет. Да здравствует университет, Да здравствуют профессора! Да здравствует каждый студент, Да здравствуют все студенты, Да вечно они процветают! Да здравствуют все девушки, Изящные и красивые! Да здравствуют и женщины, Нежные, достойные любви, Добрые, трудолюбивые! Да здравствует и государство, И тот, кто им правит! Да здравствует наш город, Милость меценатов, Нам покровительствующая. Да исчезнет печаль, Да погибнут скорби наши, Да погибнет дъявол, Все враги студентов И смеющиеся над ними! А что отличает их друг от друга? (ответы обучающихся) Молодцы! Если «Гаудеамус» ­  хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, то песня Тухманова – скорее сольная,  что подчеркивается развитым и прихотливым мелодико – ритмическим рисунком. Поэтому по – разному нужно петь эти две песни.  Учитель: В середине XX века в нашей стране зародился новый музыкальный жанр –  авторская песня.  Слайд№7. Это – своеобразный городской фольклор, который называют по­разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего  называли студенческими или туристскими, потому что сочинялись они в основном  студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы – исполнители этих песен?  Ребята, назовите, кого вы знаете из современных   композиторов­ бардов? (Это – Б.Окуджава, Татьяна и Сергей Никитины, Юрий Ким,  А.Розенбаум, В.Высоцкий, А.Макаревич, О.Митяев и др.)  Слайд№8 ­13. Какие произведения этих авторов вы знаете?  (ответы обучающихся) Учитель: История становления авторской песни во многом связана с появлением песни  М. Светлова «Глобус крутится, вертится». Слайд №14 .  Интересна история этой песни. Её мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову.  Первоначальные слова песни, которую ещё на фронте в годы Великой Отечественной  войны спел сам М.Светлов, были другими. Обратимся к учебнику и прочитаем  первоначальные слова песни.    Обратимся к учебнику. На странице 84 перед вами репродукция картины М. Шагала  «Прогулка». Что изображено на ней? (парень и девушка. Парень, наверное, мечтает  встретиться и прогуляться с ней.)  Слайд№15. Учитель: Да. А вот, что на самом деле хотел показать в своей картине художник. На ней он изобразил себя и свою жену Беллу. Сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в  широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой  художника, удивительным образом "уложилась" на поверхности большого, почти  квадратного холста. Полёт лирических героев ­ это ликование свершения. Но вот они  замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... подробный и  пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над  городом, и наконец взлетели на небеса. Полет в "Прогулке  так радостен и безмятежен еще  и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы,  полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья  художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену,  которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. В другой руке художник держит птицу,  таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и  земную синицу. Настроение в картине  полно эксцентрического веселья, и есть в ней что­то театрально­цирковое. Полёт юности, фантазии, таланта. Теперь сравните репродукцию картины М. Шагала «Прогулка» с текстом песни по  содержанию.  Слайд№16. О чём эта песня?  (о любви, мечтах, надежде) После войны,  в 1974г., поэт М.Львовский по просьбе друга­однополчанина написал  на эту мелодию другие слова для спектакля «старые друзья». Так и получилась песня «Глобус»,  состоящая всего  из двух строф. Многие годы поётся она с разными словами.  Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. Послушаем эту песню. Слушание песня «Глобус» М.Светлова. Учитель: Ребята, во время урока вы среди композиторов­бардов назвали мне  известного  барда Б. Окуджаву. Ребята, может, кто­то нам расскажем что­нибудь об этом  композиторе? Слайд№17. (слушание ответов учащихся). Учитель: Послушаем  песню «Мы за ценой не постоим» из к\ф «Белорусский вокзал» Слушание песни «Мы за ценой не постоим» Б.Окуджавы. Салйд№18.  Учитель: Ребята, какими средствами выразительности передал композитор содержание  песни? (маршевый характер, чёткий ритм, сдержанная и уверенная интонация).    Учитель: Ребята, задумайтесь над тем, что отличает песни Б.Окуджавы и  других   композиторов­бардов от общепринятого песенного творчества композиторов? ( в этих  песнях авторы размышляют о смысле жизни, признаются в любви, воспевают дружбу, всё, что самое главное должно быть в жизни каждого человека. Они поются легко, просто, в  кругу друзей.)   Учитель: Так в чём же ценность авторской песни? Ответим на вопрос нашего урока. ( в её искренности, доверии, с которым она звучит и которые вызывает у слушателей; доступна для исполнения и восприятия любого человека;  это ее индивидуальность,  в  каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме) Учитель: Правильно, ребята. Авторская пеня – это настоящая поэзия и музыка, способная  скупыми средствами выразить глубокие чувства. Напечатанные в виде стихов, такие песни  многое теряют – они непременно должны звучать. Это особенная песенная поэзия, образ  которой одновременно музыкальный и словесный.  Ребята, сегодня на уроке мы с вами  исполним, ранее разученную  песню композитора­ барда О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Распевание. Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой» Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?  Пригодятся ли вам эти знания в  дальнейшем? (ответы учащихся).  На следующем уроке мы продолжим с вами разговор на  эту тему и разучим новую авторскую песню. Задание на дом: найти в сети интернет или  любой другой литературе значение слов романс, речитатив, баллада, серенада. Спасибо  всем за работу на уроке.  И закончить наш урок мне хочется словами Б.Окуджавы из его знаменитой песни:  Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, на ошибиться снова. Давайте жить, во всём друг другу потакая, ­  Тем более что жизнь короткая такая.

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017