Разработка урока биологии
Оценка 4.6

Разработка урока биологии

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.10.2018
Разработка урока биологии
В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Железы внутренней секреции. Данная работа может стать полезна для использования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в рамках биологического образования.
план-конспект урока по биологии в 8 классе.docx
Пояснительная записка к уроку биологии в 8 классе «Железы внутренней секреции» Актуальность темы проекта. В   настоящее   время   произошли   серьезные   изменения   в   сфере образования. Принятие нового стандарта в основной школе повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования. В   основе   Стандарта   лежит   системно­деятельностный   подход,   который предполагает   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих требованиям   информационного   общества, задачам   построения демократического гражданского общества. Системно­деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение   должно   быть   организовано   так,   чтобы   целенаправленно   вести   за собой развитие. Так как основной формой организации  обучения является урок,   то   необходимо   знать   принципы   построения   урока,   примерную типологию   уроков   и   критерии   оценивания   урока   в   рамках   системно­ деятельностного подхода.  Практическая значимость проекта.   Данная   работа   может   стать   полезна   для   использования   в   условиях реализации   Федерального   государственного   образовательного   стандарта второго поколения в рамках биологического образования. Цель проекта: Проанализировать   научно­педагогическую   и   психологическую   литературу по проблеме системно­деятельностного подхода               Сконструировать урок биологии в соответствии с технологиями   системно­ деятельностного подхода.   Ожидаемые результаты внедрения проекта Системно­деятельностный   подход   нацелен   на   формирование   у   учащихся системы   знаний   по   предмету   (новые   знания   не   даются   в   готовом   виде,   а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя) и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте   ключевых   задач   и   универсальных   учебных   действий,   которыми должны   владеть   учащиеся   и   успешно   применять   полученные   навыки   в дальнейшей   жизни.   Следует   отметить,   что   биологические   познания   всегда востребованы в решении практических задач в течение всей жизни. Изучение темы урока позволит ученикам применить эти знания в сохранении своего здоровья и здоровья своих близких. Конспект урока на тему: «Железы внутренней секреции» Тип урока: урок «открытия» нового знания Цели: Деятельностная: создание   условий   для   формирования   у   учащихся способности   к   открытию   новых   знаний   через   работу   с   текстом   учебника, иллюстрациями,  тонометром,  знакомства   с  учебником   и   его   методическим аппаратом,  поиска   решений   проблемных   вопросов,   через   сотрудничество   с одноклассниками   при   обсуждении.   Сформировать   умения   измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа. Содержательная: формирование   системы   понятий: работа   сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс. Образовательная: изучить железы внутренней секреции, познакомиться с  регуляцией гормонов,  усвоить понятия: «гормоны: адреналин, норадреналин,  нейрогормоны, тироксин, инсулин, глюкагон; гуморальная регуляция, железы  внутренней секреции,  гиперфункция и гипофункция желез, клетка –  мишень»; Задачи: Образовательные: продолжить   формирование   знаний   по   эндокринной системесистеме,   учить   учащихся   выполнять   лабораторную   работу   по алгоритму   текста   параграфа,  делить   текст   на   части   (смысловые   единицы), выделять главное, существенное   в части текста, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами. Развивающие: развивать развивать мировоззренческие   позиции   при   обращении   к   теме   «Регуляция кровоснабжения»,   развивать   умения   правильно   измерять   артериальное давление   и   пульс,   развивать   способности   правильно   формулировать   свои мысли в процессе изучения кровеносной системы. Воспитательные: воспитывать   правильное   отношение   к   окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни. Планируемые результаты обучения: компетенции:   общеучебные     Предметные: знать   месторасположение   желез,   свойства   и   механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний. Метапредметные: формируются   умения   проводить   наблюдения   и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые   средства,   умение   работать   с   разными   источниками   биологической информации. Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции»; рабочий лист « Эндокринная система человека»; листы с заданиями для групповой работы; таблички с надписями «Железы внутренней секреции», «Железы», «Жидкая  среда организма», «Гормоны»; презентация Prizi ­windows «Секреты эндокринной системы»  Методичекие особенности урока Ход урока I. Актуализация знаний  Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах. Я хочу  привести вам примеры из жизни, которые могли бы послужить основой для  литературной истории.  1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она  стала  сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители  здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы. 2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились  пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали  наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры  демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную  проблему  Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от  нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам  необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель  нашего занятия. Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек? – Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем  организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое  целое? Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с  помощью нервных импульсов.  Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести  к вышеописанным в задачах отклонениям?  К появлению  качественных  изменений, т.е. внешних? Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной. – Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения  функций  нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации  движений, в изменении поведения человека и т.д. Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на  протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие.  Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения,  вызвано разрушительным действием какого­либо вещества. II. Изучение нового материала – Возможно, кто­то  уже догадался о  каких активных веществах идет речь  – гормоны – активные вещества, которые вырабатываются железами  организма. Железы образуют – эндокринную систему. (Слайд №4) Прочтите  определение «гормоны»   Железа – орган, функцией которого является производство  какого­либо   вещества,  играющего важную роль в организме. Вещество может выделяться  в качестве  секрета наружу либо в качестве  гормона прямо  в систему кровообращения. – Итак, эндокринная система, как вы помните, образованна тремя типами  желез (Слайд №5.) Обратите внимание на доску. Последовательно  выстраиваем схему. – Возможно, нарушения развития  связанны с одним из компонентов желез  внутренней секреции. Каковы ваши гипотезы? – Мнения разделились. Ваши гипотезы можно разделить на группы:  нарушения  связанны с деятельностью самих желез;  нарушения  связанны с транспортировкой гормонов;  нарушения  связанны с количеством и спецификой действия гормонов. – Любое предположение требует доказательств. Необходимо подтвердить или опровергнуть предположение научными фактами. Именно этим мы и  займемся. – Внимание! Для решения проблемы мы создадим 4  экспертные группы  (вариант: распределите учащихся по занимаемым рядам). Задание1.   Прочитайте внимательно план исследования для своих групп.  Задание для 1 группы: установить основные группы гормонов,  биологические свойства и общую функцию. (Приложение 1)  Задание для 2 группы: выясните особенности механизма действия  различных групп  гормонов. (Приложение 2)  Задание для 3 группы: охарактеризуйте железы организма человека  (гипофиз, гипоталамус, щитовидная, надпочечники, поджелудочная),  которые отвечают за выработку гормонов. (Приложение 3)  Задание для 4 группы. выясните, какие гормоны вырабатывают железы  внутренней секреции, и, каковы последствия нарушения работы   желез.  (Приложение 4) – Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить  результаты поиска в своем рабочем листе.  Через 10 минут, от каждой из  экспертных групп выступает  научный сотрудник с кратким  аргументированным докладом. Алгоритм ответа на листах с заданиями. Работа сопровождается приглушенной музыкой. Песочные  или водные  часы на 10 минут. – Время истекло, слушаем докладчика от 1 группы и заполняем в рабочих  листах графы «свойства и функции гормонов». (Слайд №6, №7). Спасибо. – Следующий докладчик «Основные группы гормонов» (Слайды №8, №9). Просмотр видеофрагмента «механизм действия  гормонов». (Приложение 6) – Итак, гормоны могут проникать внутрь клетки либо взаимодействовать с   рецепторами мембран клеток­мишеней. – Где происходит распад всех гормонов? – Вопросы к докладчикам первых групп? Спасибо.  Выступление 3 группы, заполнение граф «гормоны» и « влияние на  организм» (Слайд № 10). Спасибо. Сравнение заполнение таблицы.  (Слайд  №11) – Приглашаем  докладчика 4 группы. Будьте внимательны. (Слайд №12) – Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток  выработки гормона. (Слайды №13, 14, 15,16). Просмотр видеофрагмента  «действие инсулина» (Слайд №17, Приложение  7). – Ваши вопросы  4 группе? Спасибо. – Проверьте правильность заполнения таблицы. (Слайды №18,19). – Вернемся к  Схеме 1. – Итак, где возможны нарушения? – Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да. – Нарушения в  выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция  желез. – Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с  нарушением  деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов  (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута! – Уважаемые эксперты,  благодаря вашему умению работать сообща над  поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от  нормального развития. – Сформулируйте и запишите вывод. (Слайд №20) Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате  нарушения деятельности желез. – Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов? Решите  задачи на рабочих листах, используя свои таблицы. (Приложение 5). Задание 2.  Выяснить причины нарушения деятельности желез. – В  результате чего нарушается деятельность желез? – Какие факторы вызывают нарушения на генном уровне? Возможно, вы  удивитесь, но к такими факторами относятся: – различные  яды и токсины (никотин, алкоголь,  и т.д.); – различные консерванты (их добавляют в продукты питания, в том числе в  чипсы,   жевательную резинку, сухарики); – некоторые красители (газированные напитки, конфеты и мармелад  «ядовитого» цвета); – летучие отравляющие соединения (пары бензина, ацетона и т.д.). III. Обобщение – Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от  нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому  служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными  заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются  лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.  Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! Самоконтроль. Проверьте свои знания, ответив на вопросы параграфа  в  учебнике Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8  класс» стр .299–305. – Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились? Оценки за урок. Домашнее задание: у вас на рабочих листах (Приложение 5): 1. Закончите заполнение таблицы. 2. Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний. 3. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез  внутренней секреции. – Спасибо за работу!

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии

Разработка урока биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018