Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Оценка 4.6

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
21.03.2017
Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Тема: Витамины. Место урока в рабочей программе: второй урок в разделе «Обмен веществ и энергии». Цели урока: • Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма • Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни • Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность. Тип урока: усвоение новых знаний. Предметы интеграции: биология, история, география, химия, гигиена.
конспект урока Витамины.docx
Тема: Витамины. Место урока в рабочей программе: второй  урок в разделе «Обмен веществ и энергии». Цели урока:  Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для  организма  Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни  Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать  интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность. Тип урока: усвоение новых знаний. Предметы интеграции: биология, история, география, химия, гигиена. Оборудование:  компьютер,   интерактивная   доска,   раздаточный   материал   (рабочие листы,   заготовки   для   оформления   газеты,   дополнительный   материал),   клей   для   бумаги, фломастеры;   оборудование   и   реактивы   для   лабораторной   работы   (апельсиновый   сок: прокипяченный     и   консервированный,   аскорбиновая   кислота;   раствор   йода,   клейстер, пробирки, пипетка, химические стаканчики, штатив). Ход урока. 1. Организационный момент. Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.  Учащиеся класса рассажены в четыре группы.  Знакомство с учащимися. Настрой на работу на уроке.  ­   Здравствуйте   ребята,   уважаемые   члены   жюри,   коллеги.   Я   рада   всех   вас   видеть   и надеюсь, что наша работа будет плодотворной и оставит только приятные воспоминания. 2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель этапа: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.  Совершим небольшое путешествие по Атлантическому океану….  Недалеко от берегов Венесуэллы существует небольшой остров. Этот остров был открыт испанским   мореплавателем Алонсо   де   Охедой в 1499   году.   По   одной   из   легенд,   Охеда, направлявшийся   к   берегам   Южной   Америки,   оставил   на   острове   моряков,   безнадёжно больных цингой.   Однако   на   обратном   пути   застал   их   совершенно   здоровыми.     Поэтому удивлённый   Охеда   назвал   остров   Курасао   (от   испанского   слова   «cura» —   исцеление).   В настоящее   время  этот   остров   является   самоуправляемым   государством   в   составе Королевства Нидерландов. (интеграция с историей и географией) Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? (фрукты, овощи) А какие важные вещества содержатся во фруктах и овощах? Итак, тема нашего урока: Витамины. Сформулируем цели урока.   Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке и чего должны достичь? Цели   урока:  выяснить,   какую   роль   витамины   играют   в   организме   человека,   в   каких продуктах   содержатся,   какие   заболевания   развиваются   при   недостатке   или   отсутствии витаминов.  Откройте тетради и запишите тему урока. 3. Изучение нового материала. Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся. Рассказ учителя. 1. История открытия витаминов. Демонстрация видеоролика «История открытия витаминов» Какие имена вам запомнились? Открываю слайды – запишите имена этих ученых. 2. Определение и классификация витаминов.  ­ Что же такое витамины? ­ Попытайтесь дать определение самостоятельно, если затрудняетесь, то воспользуйтесь материалом учебника на стр. 169). Витамины – органические вещества,  необходимые для  регуляции обмена веществ и нормального течения процессов  жизнедеятельности организма.  (запись в опорный конспект). ­Как вы думаете, каким путем витамины попадают в организм? А существуют ли витамины, которые наш организм может синтезировать самостоятельно? В отличие от ферментов и гормонов, о которых вы говорили ранее на уроках биологии, витамины   не   могут   синтезироваться   в   организме   человека,   они   поступают   в   организм   с пищей.   Лишь   некоторые   витамины   вырабатываются   бактериями,   живущими   в   нашем кишечнике.  В настоящее время  известно около 30 витаминов.  ­ Назовите витамины, которые вы знаете?  Витамины обозначаются буквами латинского алфавита:  A,  B,  C,  D,  E   и т.д. Некоторые витамины образуют целую группу – В1, В2, В6, В12. Но на самом деле это сложные органические вещества, имеющие сложную структуру и название. А обозначают их буквами для удобства использования. По отношению к растворителям все витамины делятся на две группы. ­Как вы думаете, в чем могут растворяться витамины? (в воде, в жирах) Все   витамины   делятся   на   две   большие   группы   –  водорастворимые  жирорастворимые (А, D, Е, К). (запись в опорный конспект) (В,   С)   и Классификация  витаминов Водорастворимые Жирорастворимые B1, B2, B12,C A, D, E, К 3.  Понятия авитаминоза, гиповитаминоза и гипервитаминоза. При   длительном   недополучении   организмом   какого­либо   витамина   возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все ­ таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.  (интеграция с медициной) 4. Изучение витаминов и их роли в организме. В   весенний   период   особенно   часто   проявляется   нехватка   витаминов.   В   результате наблюдается   общая   усталость   организма,   быстра   утомляемость,   сонливость,   чаще встречаются   простудные   заболевания.   Для   профилактики   весеннего   гиповитаминоза   я предлагаю вам сейчас совместно создать санбюллетень для классного уголка.  Самостоятельная   работа   учащихся   в   группах.   Результат   работы   групп:   создание санбюллетня «Витамины».  Разбивка   на   группы   (прием   «Лидеры»).  Учитель     попросит   встать   и   подойти   к   доске лидеров групп. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды. Команды рассаживаются в новые группы. На работу в группах отводится до 10 минут.  4. Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание  новых понятий, закономерностей, устранить пробелы в знаниях. От   каждой   группы   выступает   два   человека   со   своим   сообщением   у   доски,   размещает информацию на ватмане.  1 группа: Изучение  водорастворимых  витаминов (С, В1). Витамин С. Содержится в плодах шиповника, черной смородины, лимоне, капусте. Функции: участвует   в   работе   ферментов,   вырабатывающих   антититела.   При   недостатке   снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, развивается цинга. Витамин   В1.  Содержится   в   черном   и   белом   хлебе,   овсяной   и   гречневой   крупе,   зеленом горошке,   оболочках   зерен.   Функции:   участвует   в   работе   окислительных   ферментов.   При недостатке развивается заболевание бери­бери, паралич, судороги. 2 группа: Изучение  жирорастворимых  витаминов (А, D). Витамин А. содержится в сливочном масле, сырах, печени, растительный каротин. Функции: необходим   для   нормального   роста   эпителиальных   тканей,   участвует   в   образовании зрительного   пигмента.   При   недостатке   развивается   изъязвление   слизистых   оболочек, отставание в росте, возникает «куриная слепота». Витамин  D.  Содержится   в   рыбьем   жире,   печени,   яичном   желтке.   Функции:   участвует   в обмене фосфора, необходим для роста костей. При недостатке развивается заболевание рахит, искривляются кости, мышцы теряют тонус, организм менее устойчив к инфекционным заболеваниям.  3 группа: Обнаружение витамина С в некоторых продуктах. Образцы: Апельсиновый сок Аскорбиновая Наблюдения Синяя окраска исчезла полностью Синяя окраска исчезла частично кислота (свежий) Апельсиновый сок (прокипяченный) Синяя окраска не исчезла   ­ + + Присутствие  витамина С Вывод:    витамин   С   содержится   в   апельсиновом   соке,   но   в   меньшем   количестве.   После кипячения витамин С разрушился. С точки зрения науки химии в данном опыте мы наблюдаем реакцию окисления аскорбиновой кислоты и превращение ее в дигидроаскорбиновую кислоту. Этот процесс обратимый и он постоянно протекает в нашем организме. Реакция протекает по уравнению: С6Н8О6 + I2 = С6Н6О6 + 2HI Реакция   окисления   –это   процесс   передачи   электронов.  Более   подробно   с   такими реакциями вы будете знакомиться на уроках химии. (интеграция с химией) 4 группа: Рациональное использование витаминов. 1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.  2.Закладывать   овощи   в   кипящую   воду,   варить   недолго   в   эмалированной   посуде   под    крышкой.  3.Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.  4.Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.  5.   Не   употреблять   алкоголь,   табачные   изделия,   принимать   лекарства   по   назначению врача. 5. Первичная проверка понимания. Цель   этапа:  установление   правильности   и   осознанности   усвоения   нового   учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний. Задание на соответствие.  1) Установите соответствие между заболеванием,  недостатком витамина, которым оно вызвано и продуктами, содержащими данный витамин.  Заболевание  1.Бери­бери 2.Цинга Витамин  Продукты  А D а) хлеб грубого помола, злаки,  зеленый горошек,  б) рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, 3.Рахит 4.Куриная слепота  В С печень, загар. в) сливочное масло, печень, сыр, морковь,  абрикосы, помидоры. г) шиповник, лимон, черная смородина, капуста Ответ: Витамин Заболевани е Продукты  А 4 в D 3 б В 1 а С 2 г 6. Первичное закрепление. Цель  этапа:  обеспечение  усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации. Решение биологических задач: 1. Биологическая задача: (интеграция с историей)    Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто­то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться. Вопросы: 1) Каким заболеванием страдали бойцы батареи? 2) От недостатка какого витамина у бойцов нарушилось зрение? 3) Почему не помог  отвар сосновых игл?  4) А почему помог рыбий  жир?  Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из­за недостатка витамина А. Отвар сосновых  игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот  витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается  вместе с жирной пищей. 7. Рефлексия.  Цель   этапа:  мобилизация   учащихся   на   рефлексию   результата   своей   деятельности   на   уроке (слайд с целями урока). ­Что вам на уроке сегодня было особенно интересно? ­Что вас удивило? ­Что вызвало затруднение? ­Вы довольны результатом своей работы? 8. Итоги урока. Информация о домашнем задании. Цель   этапа:  обеспечение   понимания   цели,   содержания   и   способов   выполнения домашнего задания. § 37, № 1­6 (вопросы для самоконтроля),  заполнить таблицу опорном конспекте. Витамин Функция Основные  источники Авитаминоз, гиповитаминоз Характеристика  витаминов                         А В1 С D Е В2 В12 ?  ? (Музыка) Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, ­ скажет он, ­ если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что  у   меня   в  руках:   живое  или   мертвое?”Если   мудрец   скажет:  “Мертвое!”,   он  раскроет  ладони   и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка  умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец  посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье, ребята, в ваших руках. Будьте здоровы!   Мне было приятно работать с вами. Спасибо. До свидания. Урок окончен.

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017