Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»
Оценка 4.7

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
25.03.2019
Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»
Урок биологии по теме "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание" Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Цель: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя.
урок в 9 классе моногибридное скрещивание.doc
МБОУ «Соктуй­Милозанская ООШ»  Краснокаменского района  Забайкальского края Урок   биологии в 9 класс                                                                                             Учитель биологии: Мирсанова Ольга Гертовна                                                                   Тема: «Закономерности наследования признаков, установленных     Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание» Цель: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как  основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании  организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя. Задачи:  Образовательные: объяснить, что возникновение генетики было вызвано  реальными потребностями человеческого общества; возобновить в памяти  учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности  и изменчивости; охарактеризовать работы австрийского ученого  Г.Менделя; показать практическое значение генетики; опираясь на знания  учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе  единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления  признаков; Развивающие: Развивать логическое мышление, способность к анализу,  синтезу, обобщению путем решения генетических задач. Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения  путем рассмотрения вопросов  о закономерностях наследственности и  изменчивости.   Методы обучения:                      Словесные: беседа, рассказ;                     Наглядные: демонстрация наглядных пособий,  презентация;                             Практические: решение генетических  задач. Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная. Вид учебной деятельности: частично­поисковый, репродуктивный Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, таблица  «Моногибридное скрещивание», рабочий лист, раздаточный материал, таблица «  Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».                                                    1. Организационный этап урока. Ход урока Вам   предложены высказывания великих   людей среди которых в конце   урока   они   выберите     девиз   к   проведенному   уроку.(слайд презентации) 2. Постановка темы, учебной цели и мотивация. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки? Почему все  дети похожи на своих родителей? Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на  родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой  удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди  понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение  даже в пословицах: «От худого семени не жди доброго племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам  оставались «тайной за семью печатями». Среди учёных в середине XIXв. прочно  утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого  закона наследственности нет». Поколебать устоявшееся убеждение первым  решился Г. Мендель. Грегор Мендель – основоположник генетики (сообщение учащегося). (слайд  презентации) Генетика – наука о чём? (сформулировать самостоятельно) Постановка проблемного вопроса: Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку,  открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать  многие талантливые учёные? Чуть позже я выслушаю ваше мнение. 3. Изучение нового материала 1) Гибридологический метод (слайд презентации) Мендель ставил свои опыты на растении горох огородный. А почему именно  горох? И что сделало горох таким удачным объектом? – задание по тексту  учебника стр. 101. 1. самоопыляемое растение, т.е. цветок закрыт, следовательно, исключается  попадание чужой пыльцы. 2. дает много семян, Мендель был математиком и зная теорию вероятности  понимал, что для достоверных результатов нужно большое количество  материала. 3. легко выращивать Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято  формулировать в виде законов, носящих его имя.    Их три, с двумя из которых  мы  в ходе урока познакомимся. В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он изучил в общей сложности более 10 тыс. растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной метод генетики – гибридологический метод,— это система скрещиваний (гибридизация) в ряду поколений,   дающая   возможность   анализировать   наследование   признаков организмов. (Запишем в тетради). Потомство от скрещивания двух особей с различными наследственными  признаками называют гибридным, а отдельную особь – гибридом. 2) Моногибридное скрещивание Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего  лишь одной пары признаков. При таком скрещивании прослеживаются  закономерности наследования только двух вариантов признака (например, жёлтая и зелёная окраска семян, гладкая и морщинистая форма семян, высокий и низкий рост растения), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Вопрос: ­ Ребята, выскажите свои предположения, что можно понимать под  «моногибридным скрещиванием». Моногибридное скрещивание ­ это скрещивание двух организмов  отличающихся друг от друга по одной паре признаков.  Эти признаки называются альтернативными, т.е. контрастными. Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов: Успехи,  достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта  для экспериментов – гороха огородного. 3) Закомстсво с  генетическими символами и алгоритмом решения  задач  (Учащиеся записывают в тетрадь) (слайд презентации) Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику  P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения F2 – гибриды второго поколения ♀  – зеркало Венеры – женская особь ♂   – копье Марса – мужская особь Х – знак скрещивания А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску.  Запишите символику в тетради. 4)первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения  – объяснение закона в ходе решения задачи(слайд презентации) Задача  № 1: Желтая окраска семян гороха преобладает над зелёной .Какое  потомство можно ожидать при данном скрещивании, если оба родителя  гомозиготны ? 1.По условию задачи записывают краткую запись Например:               А­жёлтая окраска семян гороха                                        а­зелёная 2. При написании генотипов и фенотипов скрещиваемых особей сначала   записывают знак родителей –Р , генотип женской особи, а затем – мужской      Например :             Р:       ♀   АА    х    ♂      аа 3.Далее записывают типы гамет под генотипами особей (обводя их кружком) Например :        гаметы­        ( А )                 ( а ) 4. Совмещая гаметы записывают генотипы гибридов первого поколения        Например:                               F1 :     Аа  5. Необходимо произвести анализ результата скрещивания по фенотипу и  генотипу  Например:                       по фенотипу :  100% все семена жёлтой окраски                                            по генотипу :  100 % гетерозиготы 6. Ответ задачи: Всё потомство будет с жёлтой окраской семян. !!! Первый закон – закон единообразия гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гибридов 1 поколения между  собой? (слайд презентации)                       А­ жёлтая окраска семян гороха                            а­  зелёная                     Р:       ♀   Аа    х    ♂      Аа                    гаметы­        (А),(а)        (А),(а)                                                                    F1 :    АА, Аа, Аа ,аа                     по фенотипу :  3:1 или 75 % : 25% жёлтые­ зелёные                     по генотипу : 1: 2: 1 или 25 % : 50%: 25%    6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между  собой   в потомстве  будет расщепление 1: 2:1. !!! Второй закон­ закон расщепления признаков.  4.Закрепление нового материала. Отработка практических навыков решения  задач – решение задач (раздаточный материал) Решение тестовых заданий из  КИМ  ГИА (слайд презентации) 5. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя. Мы выполнили все задачи, которые ставили перед собой на этом уроке. ­ С какой темой урока мы сегодня познакомились?  ­ С какими законами мы познакомились на уроке сегодня? ­ Где в жизни на практике вы встречались с этими законами?  (на приусадебном участке, дети и родители) 7.Домашнее задание Домашнее задание : п. 3.5. Отвечать на вопросы для самоконтроля, выучить  определения терминов.  Решить одну задачу из предложенного списка.  (раздаточный материал) Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу  активность! Оценки за урок ­   Рефлексия. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения? Все  ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить? Какое  из высказываний   мыслителей послужило вам девизом? (слайд  презентации)

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока биологии в 9 классе  по  теме: «Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019