Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"
Оценка 4.6

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
музыка
1 кл—4 кл
05.04.2018
Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"
Тема : Детская жизнь, подслушанная композиторами. Цель: развитие восприятия музыкального произведения учащихся посредством расширения их музыкального кругозора. Задачи: развитие умения слушать музыку и слышать «мысли» композитора; научить соотносить характер музыкального произведения с «цветограммой» (авт.), т. обр. развивать эмоциональность восприятия; работать над развитием слушательской и исполнительской культуры; показать актуальность классических музыкальных произведений и в современном мире; привлечь интерес к старинным детским подвижным играм, отвлечь от электронных игр.Тема : Детская жизнь, подслушанная композиторами. Цель: развитие восприятия музыкального произведения учащихся посредством расширения их музыкального кругозора. Задачи: развитие умения слушать музыку и слышать «мысли» композитора; научить соотносить характер музыкального произведения с «цветограммой» (авт.), т. обр. развивать эмоциональность восприятия; работать над развитием слушательской и исполнительской культуры; показать актуальность классических музыкальных произведений и в современном мире; привлечь интерес к старинным детским подвижным играм, отвлечь от электронных игр.
1.docx
Разработка урока музыки в 1 классе «Детская жизнь, подслушанная композиторами» Хамуева Екатерина Владимировна  :   развитие восприятия музыкального   произведения Цель   учащихся  посредством  расширения их музыкального кругозора.  Задачи:   развитие умения слушать музыку и  слышать «мысли» композитора;  научить  соотносить характер музыкального произведения с «цветограммой» (авт.),  т. обр. развивать  эмоциональность восприятия;  работать над развитием  слушательской  и исполнительской культуры;  показать   актуальность     классических   музыкальных   произведений   и   в   современном мире;  привлечь интерес к старинным детским подвижным играм, отвлечь от электронных игр. Ход урока: I.                Орг. Момент   Дети с учителем исполняют попевку  «Звонок». Учитель : «Звенит звонок­ начинается урок!» Дети: «Звенит звонок­ интересный ждёт урок!» II.                Мотивация к учебной деятельности На   доске   открыта   пословица   «   Дитятко   что   тесто:   как   замесил­     так   и выросло». ­ Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? ­Согласны ли вы с ней?  Что означает слово дитятко? ­Как вы считаете, что влияет на то, каким вырастет человек? ­Найдите   в   пословице   самое   музыкальное   слово?   (   дитятко)   Почему   оно   самое музыкальное? ( ласковое, встречается в колыбельных.) ­Чему учат вас   уроки музыки? (Работаем с плакатом­1, который висит в классе.­ см. приложение 1). Верно,  не только слушать, но и слышать музыку, понимать, что хотел рассказать композитор. Какими умениями мы уже  хорошо владеем? (слушаем  музыку, рисуем  иллюстрации к музыке.) Чему мы ещё учимся? ( Понимать музыку , исполнять её.)   ­Всегда   ли   у   нас     получается   сразу   понять,   что   хотел   предать   автор   своим произведением? (Нет, для этого нужно научиться хорошо  слышать и понимать музыку, этому мы ещё учимся.) Сегодня мы продвинемся ещё на один шаг вперёд  к пониманию музыки! Готовы? III.              Актуализация знаний На доске  перевёрнуты 4  карточки со словами, на которых написана тема урока. Дети , отвечая на вопрос учителя,  открывают по одной карточке.  Вопросы: ­Какую   музыку   мы   слушали   на   прошлом   уроке:   народную   или   композиторскую? (Композиторскую.) – карточка «В» ­Кто автор этой музыки?  ( М.И. Глинка.)­ карточка «подслушанная» ­Как называется произведение? (Руслан и Людмила.)­ карточка  « Музыка» ­Назовите вид, жанр этого произведения? (Опера.)­ карточка «детской» ­Молодцы, вы открыли все карточки, теперь соберите из них тему сегодняшнего урока! Итак, тема нашего урока­  «Музыка, подслушанная в детской». IV.              Фиксация  затруднения ­Что можно услышать в детской комнате? ( и шум игрушек,   и крики,   и ссоры, и радостные голоса.) ­ Вы правы. А чем же может быть интересна детская жизнь композитору?   (Варианты детей). ­Верно,  у   композитора   могут   быть  дети   ,     для  которых   или   о  которых   он  сочинял музыку.   Знакомо ли вам какое­либо произведение о детских играх?   ( Да.   «Марш деревянных солдатиков» .) ­Верно! Давайте вспомним его и поиграем в игрушечных солдатиков. Проводится физкультминутка ­  (под   музыку   «Марш   деревянных   солдатиков»   П.   И.   Чайковского.   маршируют на месте и пальчиками бьют по воображаемым барабанам).   Дети ­Вспомните, кто автор этого произведения?  (П. И. Чайковский) ­Оказывается,   Пётр   Ильич   сочинил   не   только   эту   пьесу   для   детей.   Для   своего племянника   он   написал   целый   музыкальный   альбом     с   музыкальными   картинами   из жизни детей. Композитор его так и назвал –«Детский альбом».  ­Как вам кажется, какие ещё игры мог бы изобразить композитор? Не забывайте, что жил  он  давно­    почти  200  лет назад­  и  игры  у  детей  были  не такие  ,  как  сегодня. ( Варианты учеников). Давайте   попробуем   угадать   по   картинкам   некоторые     игры.     (Демонстрация картинок ­ см. приложение 2). Итак, сейчас вы будете работать в парах, и закреплять умение вежливо общаться  друг  с другом, отвечать на вопросы партнёра. У вас на партах карточки  ( см. приложение 3). Напоминаю вам, что цветной кружок­   это настроение, которое передаёт музыка. Вам нужно предположить , догадаться, какой кружок с какой картинкой соединить. (Дети работают). ­ У кого возникло затруднение? В чём  причина затруднения?  ( Мы не знаем, как звучит музыка, кругов три, а картинок две.) V.               Построение проекта выхода из затруднения ­Подумайте, как преодолеть это затруднение?   ( Послушать музыку.) ­Кто напомнит правила слушателя?   ( Во время звучания музыки в классе соблюдаем тишину; можно закрыть глазки и попытать представить, о чём говорит музыка.)   ­На   что   обратить   внимание,     пока   звучит   музыка?   (   На   характер   мелодии,   как   она движется, отрывисто или плавно, громко или тихо, быстро или медленно, бодро или спокойно.) ­Перед     вами   на   столе   2   картинки     (     приложение   2).   Во   время   прослушивания попытайтесь   отгадать,   какая   иллюстрация   соответствует   пьесе       и   поднимите   эту карточку. Слушание.  П. И. Чайковский «Болезнь куклы» Анализ:     Почему   вы   подняли   именно   эту   картинку?   (   Ответы   детей.)   Что   вам подсказало?  ( Мелодия, в ней слышно  даже, как падают слёзки у девочки.) Почему  вы не выбрали другую иллюстрацию? ( На ней – подвижная игра в лошадки, она весёлая.) ­Верно!   ­Давайте  предположим, как будет  звучать пьеса    со второй иллюстрации?  ( Весело, быстро, радостно.)  ­Почему  вы так решили? ( Лошадки­  это весёлая игра, лица у мальчиков весёлые, они прыгают.) ­Ну что же, давайте проверим наши предположения. Слушание р. Шуман « Смелый наездник» Анализ:  ­ Итак, подтвердились ли   ваши предположения? Докажите.   ( Ответы и рассуждения детей). Эта пьеса называется «Смелый наездник» ,  и написал её уже другой композитор­ Роберт Шуман. И он тоже жил очень давно, почти 200 лет назад. И пьеса входит в « Альбом для юношества». Как вы понимаете это слово­ юношество? (Дети, только постарше.)   А как вы   думаете,   почему   пьеса   называется   не   просто   «Наездник»,   а   именно   «Смелый наездник»? (Ответы детей, соотнесение с напористым характером пьесы).   Реализация  построенного проекта         VI.     ­Сможем ли мы теперь понять, с каким цветовым  кругом сочетается каждая пьеса? Будем работать в группах (предварительно вспоминаем правила работы в группе).  Дети работают в группах с карточками (см. приложение 4.)  Далее рассказывают о своих  проектах. Совместное заполнение  схемы на доске (см. приложение 5). ­ Вы совершенно правы, цветограмма – круг с холодными оттенками фиолетового и синего навевает грусть, передаёт спокойствие, грусть, даже тишину… А   вот   яркие   ,   насыщенные   ,   активные   цвета­   жёлто   красный   круг­   тона   радости   , праздника,  движения.  Молодцы!       VI.       Первичное закрепление Повторное   слушание   пьес   физкультминуткой. Ритмическая   игра:   «Болезнь   куклы»­   пальчики   складываем   в   «тюльпанчик»   и   под музыку изображаем, как падают слёзки у девочки или куклы. «Смелый наездник»­ Стоя­  пригарцовывем,  цокая язычком.  ритмической   игрой­   совмещение   с   с Включение в систему знаний        VII.     На доске «рассыпаны» карточки (см. приложение 6) . Необходимо собрать цепочку: Композитор ­ альбом – пьеса (Спросить, в какую цепочку  можно включить «Марш  деревянных солдатиков»). ­Оба композитора жили в 19 веке, и возможно, даже не предполагали, что их будут слушать   и   через   200   лет,   в   ХХIвеке…     Девочки,   вам   понятно,   что   хотел   передать Чайковский пьесой «Болезнь куклы»? ( Да, заботу, переживания девочки, жалость к сломанной игрушке.) ­А что хотел передать Роберт Шуман своей пьесой? (радость от движения, стремление к победам и т.п.) ­ Мальчики, а вы хотели бы поскакать на таких игрушечных лошадках?  Скажите,   чему   учили   детей   прошлого   такие   игры?   (   Быть   заботливыми,   добрыми отзывчивыми, смелыми, беречь свои игрушки.) ­А сегодня вам было бы интересно играть в такие игры? ­Итак, ребята, может ли музыка оставаться интересной в разных веках, в  разное время? ­Что чувствовали дети прошлого, когда слушали её? ­А что чувствуете вы? ­А как же сегодняшняя тема урока связана с пословицей, с которой мы начали урок? (Добрые игры растят доброго и отзывчивого человека.)  ­   А   разве   бывают   «злые»   игры???     (Конечно,   бывают.     Войнушка,     электронные стрелялки , и т.п.) ­Чему вас научил сегодняшний урок? ( Ответы детей). ­Какие   умения   взаимодействовать­   работали   в   парах,   группах;   взаимосвязи;  умение различать хорошее, доброе­ развивали свою личность.) ­ А  бывают ли песни, которые растят хорошего человека? (Да.) ­Вспомните такую песню.(  «Всё мы делим пополам».) Исполнение уже разученной песни.  ( При наличии времени­ работа над интонацией и характером исполнения).   и   качества   мы   сегодня   оттачивали?   (   Умение   общаться   и   умение   познавать   мир­   искать IХ.          Рефлексия ­Чем запомнился вам сегодняшний урок?  ­Чем он интересен лично для тебя? Разместите свою нотку на лесенке успеха. Оцените свои достижения. По желанию дома дети могут нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся пьесе.

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Разработка урока "Детская жизнь, подслушанная композиторами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018