Разработка урока для 5-го класса по теме "Египет – дар Нила?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации. • Начать формирование умений работать с исторической картой, текстом исторического источника. Оборудование: карта «Древний Египет», иллюстрация с изображением бога Хапи. ХОД УРОКА Информация для учителя: тема написана на доске без кавычек и вопросительного знака. Вступительное слово. Читаем тему урока. А если я поставлю кавычки, то что это будет означать? А если я поставлю знак вопроса, то как изменится смысл темы? Записать тему. Где находится Египет? (Знакомство с картой, подробное словесное описание карты) Что же нам нужно знать о Египте, чтобы ответить на наш вопрос? Читаем текст № 1 . Вопросы к тексту: Когда был написан текст: в древности или сейчас? Как вы это определили? (7 устий в дельте, Египетское море, разливы, древние меры длины)
Иконка файла материала Разработка урока для 5-го класса по теме Египет – дар Нила.doc
Разработка урока для 5­го класса по теме "Египет – дар Нила?" Цели:  Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской  цивилизации.  Начать формирование умений работать с исторической картой, текстом исторического источника. Оборудование: карта «Древний Египет», иллюстрация с изображением бога Хапи. ХОД УРОКА Информация для учителя: тема написана на доске без кавычек и вопросительного знака. Вступительное слово.  Читаем тему урока. А если я поставлю кавычки, то что это будет означать? А если я поставлю  знак вопроса, то как изменится смысл темы? Записать тему. Где находится Египет? (Знакомство с картой, подробное словесное описание карты) Что же нам нужно знать о Египте,  чтобы ответить на наш вопрос? Читаем текст № 1 . Вопросы к тексту: Когда был написан текст: в древности или сейчас? Как вы это определили? (7 устий в дельте, Египетское море, разливы,  древние меры длины) Стадий – греческая мера длины (177­192 м) Сам автор видел то, о чем писал? (Позиция – современник) А как расположена сама страна? (Работа с картой) Как вы понимаете слова «Египет укреплен со всех сторон самой природой»? (работа с картой) Какие условия помогают эффективно вести хозяйство? Какие мешают? А сам автор – житель Египта или иностранец? Почему? (Удивляется разливам, упоминает другие реки, о Египте говорит  отстраненно, использует греческие меры длины и буквы – дельта, реку называет Нилом, а не Хапи (Рассказ о божестве с  использованием рисунка 1) А почему происходят разливы? (Версии детей) Древние версии: Рисунок 1    Ветры с севера заставляют воды Нила идти обратно и мешают излиться в море Разливы Нила – движение океана, который окружает землю и из которого исходят реки Таяние снегов в верховьях Нила По поводу последней версии недоумевал древний историк Геродот: «Как допустить наличие снега в стране, где даже  дожди неизвестны, где жар солнца такой, что делает людей черными?» Попробуйте возразить Геродоту (работа с картой, поиск истоков Нила). В начале июля на Абиссинском плоскогорье идет  интенсивное таяние снегов, количество воды увеличивается, русло не вмещает, начинается разлив. Знакомимся с еще одним описанием разлива Нила  Кто автор этого текста? – Египтянин (не удивляется разливам, радуется им, называет Нил «Хапи», упоминает бога Ра) и  современник (наблюдает разлив, говорит о жертвоприношениях, не знает начала Нила).А чему радуется? (вода, ил) Какие чувства выражает текст? Гимн – радость, воспевание, прославление. А если бы обращение к Нилу сочинялось до разлива, то какие чувства оно бы отражало? Молитва – просьба, жалоба, ожидание лучшего. Найдите по тексту, за что ответственен Нил. Есть ли подтверждение, что египтяне считали Нил божеством? А с кем еще  олицетворялся Нил? (Нил – бог, царь, река) Какие периоды в жизни Нила можно выделить? Приходит – разлив Медлит, прекращает жизнь – засуха  Создает, доставляет пищу – уход воды, земледельческие работы Расположите эти периоды по порядку. Выпишите все ключевые слова, относящиеся к Нилу. С помощью этих характеристик сделаем вывод о роли Нила в жизни  Египта (ответ на вопрос темы) Домашнее задание:  Известно, что в Древнем Египте огромное значение получила картография. Почему приходилось  ежегодно обновлять карты?