Тема: Генетическая связь неорганических соединений.
Урок № 2 Тема: Генетическая связь неорганических соединений
Вид занятия: теория
Тип занятия: освоение новых знаний
Количество часов:2
Место проведения занятия:учебная аудитория
Обучающийся должен знать:Генетическую связь неорганических
соединении
Обучающийся должен уметь:Осуществлять превращения
Литература для преподавателя:
1.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная
«Химия»11кл.Мектеп,2007 г
2.Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков .« Химия. »
3. Н.Л.Глинка « Общая химия »
Литература для обучающихся:
1.« Химия »Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
2.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная «Химия»11кл.
Мектеп,2007 г
Методическая разработка теоретического занятия
Специальность: 0302000 «Сестринское дело»Квалификация: 0302033 «Медицинская сестра общей практики»
Методика проведения:объяснительноилюстрированный
Количество часов :2
Место проведения занятия : учебная аудитория
Тема: Генетическая связь неорганических соединений
Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по
данной теме,
предусмотренной учебной программой в рамках
государственного общеобязательного стандарта образования
Задачи занятия:
Образовательная : : Сформировать понятие о генетической связи и
генетическом ряде.Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
Выяснить генетическую связь между классами неорганических
соединений.Продолжить формировать умения пользоваться таблицей
растворимости и периодической системой Д.И.Менделеева для
прогнозирования возможных химических реакций, а также применять
полученные знания по темам свойства классов веществ.
Развивающая: Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать
самостоятельно.
Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать
внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе
Осуществлять в учебном процессе
экологическое воспитание, ответственное отношение к природе . .
экологическое воспитание, ответственное отношение к природе
Оснащение урока:таблица растворимости
Межпредметные связи: биология , физика
Внутрипредметная связь: органическая химия
Ход теоретического занятия
I. Организационная частьПреподователь
проверяет присутствующих,готовность
обучающихся и готовность аудитории к занятию.Приветствие, проверка
посещаемости, подготовки студентов к занятию.
здоровается,
ІІ. Целевая установка:
Сообщение темы и цели занятия.
IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания
1.Фронтальный опрос :
1.Как распределяются по классам на основе состава и свойств неорганические
вещества?
(Простые и сложные,металлы инеметаллы.)
2.Назовите известные вам классы неорганических соединений?
(Оксиды,соли,кислоты,основание.)
2.Скажите о каких веществах идет речь (название, формула)?
1. На суку сидит сова,
Выдыхает _____________________________
2. Сапоги мои того,
Пропускают ___________________________
3. Его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин
В малых дозах в блюдах нужен ___________
4. Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Ею искупают в ванночке с _________
5. Что за чудо посмотри,
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. ____________________
6. Если нет у вас для теста разрыхлителя
вы вместо него.
Положите в пироги. ________________________3.Переведите с химического языка на
1. Не все то аурум, что блестит.
_____________________________________________________________
2. Куй феррум, пока горячо.
_____________________________________________________________
3. Слово – аргентум, а молчание – аурум.
_____________________________________________________________
4. 5.Купрумного гроша не стоит.
_____________________________________________________________
5. Стойкий станумный солдатик.
_____________________________________________________________
6. С тех пор много Н2О утекло.
_____________________________________________________________
Письменная работа
1.Из предложенного перечня неорганических соединений выберите
формулы:
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания
Назовите эти вещества.
Правильный ответ:.
2.Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по
классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите
фамилию великого русского ученого
Формулы Оксиды Кислоты Основания Соли
М
K2O
П
H2CO3
Н
P2O5
П
CuSO4
Ca(OH)2
Л
Fe(NO3)3 А
Е
SO2
H3PO4
Н
Ч
Na3PO4
Ответ: Менделеев.
Ш
Т
М
С
Е
У
З
Л
М
А
Е
И
О
И
Н
Л
Е
У
А
Р
А
Д
С
Л
А
С
В
ІҮ. Объяснение нового учебного материала.
Проблемное задание.Могут ли разные классы неорганических соединений
взаимодействовать друг с другом?
Выделить признаки генетического ряда:
Ca
Ca(OH)2
CaCO3
CaO
CaSO4
CaCl2
Ca ?
Ответы:
1. вещества разных классов;
2. разные вещества образованы одним химическим элементом;
3. разные вещества одного химического элемента связаны
взаимопревращениями.
Между классами существует важная связь, которую называют
генетической ("генезиз" погречески обозначает "происхождение"). Эта
связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить
вещества других классов.
Генетическим называют ряд веществ – представителей разных классов
неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же
химического элемента, связанного взаимопревращениями и отражающего
общность происхождения этих веществ.
Генетический ряд отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу
которых положен один и тот же химический элемент.
Генетическая связь – связь между веществами разных классов, образованных
одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и
отражающая единство их происхождения.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один
из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Среди металлов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот
ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металлосновный оксидщелочь–соль
Например: KK2OKOHKCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое
основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:металлосновный оксидсольнерастворимое основаниеосновный оксид
металл.
Например: CuCuOCuCl2Cu(OH)2CuO>Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
растворимая кислота.
Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметаллкислотный оксидрастворимая кислотасоль.
Например:
PP2O5H3PO4Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает
нерастворимая кислота:
неметаллкислотный оксидсолькислотакислотный оксид–неметалл
Например: SiSiO2Na2SiO3H2SiO3SiO2Si.
Задача.
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности
растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические
стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане
была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка
которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный
экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил,
что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из
стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно
ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно
влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором
был использован для спасения попугая?
Ответ:BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько
малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли
бария).
Ү. Закрепление новой темы:
Письменная работа:
1.Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.
Даны цепочки превращений:
a) Br2
HBr
NaBr
NaNO3
б) Fe
FeCl2
Fe(OH)2
FeO
Fe
в) CaCO3
CaO
CaC2
C2H2
г) Si
SiO2
Na2SiO3
H2SiO3
1й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите
уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного
генетического ряда.
2й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите
уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного
генетического ряда. Реакции ионного обмена запишите в молекулярной и
ионной форме.
ҮІІ. Выставление оценок (объяснением)
ҮІІІ. Домашнее задание. « Химия» Г.М.Чернобельская,И.Н.ЧертковТехнологическая карта конструирования этапов теоретического занятия
Название раздела занятия
1 Организационная часть.
2 Целевая установка занятия.
Временной
режим
2 минут
3 минут
3 Актуализация опорных знаний, над которыми
25 минут
обучающиеся работали дома по теме
4 Изложение нового материала
5
6
Закрепление новой темы
Выставление оценок
7 Домашнее задание
40 минут
10 минут
5 минут
5 минут