Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 5 г. Павлово
Методическая разработка урока географии
в 5 классе
«Открытие Америки»
Автор:
Водянова Надежда Михайловна,
учитель географии
МБОУ СШ № 5 г. Павлово г. Павлово 2016 г.
Пояснительная записка.
1.
Характеристика класса. Урок проводится в 5 «А» классе, в котором обучается 25
учеников, из них 14 девочек и 11 мальчиков. В эмоциональноволевой сфере класс в целом
уравновешен. Обучающиеся дисциплинированы, общительны, работоспособны, имеют желание
учиться.
По методике «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина школьники определяют уровень
развития своего коллектива как «Мягкая глина». Ведущие мотивы участия в совместной
деятельности по методике «Выявление мотивов участия обучающихся в делах классного и
общешкольного коллектива» О.В. Лишина – личная выгода и значимость для коллектива.
Большинство детей общительны, жизнерадостны, есть творческие личности. Анализ результатов
социометрических исследований (проведена беседа, анкетирование, игра «Кого бы я взял на
необитаемый остров») показал:
Положение в группе
Количество учащихся 25
чел. (100%)
Лидеры
6 чел.(24%)
Принятые
19 чел.(76%)
Отвергнутые
нет ( 0%)
Уровень развития коммуникативных способностей детей по методике выявления
коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой – средний (показатель 0,59).
Результаты диагностики особенностей развития познавательных процессов у детей
(внимания, восприятия, мышления, речи), проведенной психологом показали:
уровень
диагностика
познав. процессов
Внимание
Восприятие
Мышление
Речь
средне высокий
средний
5 чел. (20%)
7 чел. (28%)
4 чел. (16%)
8 чел. (32%)
15 чел. (60%)
17 чел. (68%)
15 чел. (60%)
10 чел. (40%)
средне
низкий
5 чел. (20%)
1 чел. (4%)
6 чел. (24%)
7 чел. (28%)
Исходя из анализа результатов проведенных диагностик и наблюдений учителя, класс по
уровню обученности и развитию делится на 3 группы:
Средневысокий – 6 чел. (24%)
Средний – 15 чел. (60%)
Средненизкий 5чел. (20%)
Обучающиеся со средневысоким уровнем развития способны к аналитикосинтетическому
восприятию предметов и явлений. У школьников данной группы сформировано устойчивое
произвольное внимание, они способны легко переключаться с выполнения одного вида
деятельности на другой. Достаточно развито логическое мышление; ученики быстро и прочно
усваивают учебный материал, легко его воспроизводят, среди видов памяти более развита
логическая, оперативная. Понимают сущность изучаемого явления, обоснованно отстаивают свою
точку зрения, делают выводы, умозаключения, активны, работоспособны в течение всего урока,
самостоятельно выполняют творческие задания, задания повышенной сложности выполняют по
направляющей роли учителя. Ученики коммуникативны, умеют работать в парах и группах,
активны в диалоге, умеют слушать собеседника. Наблюдается настойчивость, упорство в
достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. У обучающихся со средним уровнем развития целостное восприятие. Большую часть урока
подростки внимательны, работоспособны, выражают интерес к учению. Преобладает
произвольное и послепроизвольное внимание. Ученики понимают учебный материал, активно
используют приобретенные знания в знакомой ситуации; однако установление причинно
следственных связей представляет для них сравнительную трудность. Хорошо развито наглядно
образное, логическое мышление. Преобладает логическое, осмысленное мышление. Ученики
воспроизводят материал своими словами, но не всегда точно; при небольшой помощи учителя
делают правильные выводы; способны выполнять операции анализа, синтеза, обобщения.
Обладают навыками групповой работы, услышанное анализируют, иногда могут задавать вопросы,
уточнять. При работе в команде хорошо выполняют четко определенную деятельность без
проявления собственной активности.
Ученикам со средненизким уровнем развития свойственна слабая организация умственной и
познавательной деятельности, на уроках чаще всего бывают пассивны. Недостаточный объем,
слабая устойчивость и концентрация внимания, подростки легко отвлекаются; отмечается
избирательность восприятия. Сосредотачиваются, если материал им интересен, запоминают чисто
механически, преобладает образная и эмоциональная память. Могут выполнять репродуктивные
задания по аналогии, либо в виде карточек, в форме неоконченных предложений, но планируют
свою деятельность, прогнозируют ее результаты, контролируют выполнение и адекватно
оценивают результаты своей работы только при непосредственной помощи учителя. Речь развита
плохо, Устный ответ могут построить по алгоритму, используя односложные предложения, либо
через механическое запоминание материала. В ходе урока необходима объясняющая,
стимулирующая, направляющая роль учителя.
Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. В
ходе урока развиваются навыки работы с картографическими источниками информации, умение
работать в парах. Основной задачей на уроке является создание условий ученикам для
самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная
работа практического характера, которая стимулирует учебнопознавательную деятельность,
занимает большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения
интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что приводит к
повышению учебной и познавательной мотивации у обучающихся. Такая форма работы
значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном
Применение на уроке практико
выполнении задания происходит взаимообучение.
ориентированного обучения,
игровых технологий
способствует развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности
обучающихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при
поддержке со стороны педагога и одноклассников. Здоровьесбережению способствует
физкультминутка и смена видов деятельности. Самоконтроль своей деятельности на уроке и
самооценка своих достижений происходит в ходе всего урока, на всех его этапах.
системнодеятельностного подхода,
Учитывая психолого – педагогические особенности обучающихся и то, что у большинства из
них преобладает средний и средневысокий уровень обученности и развития, при проектировании
урока открытия новых знаний активно использовалась подача материала с помощью
мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности,
материал опирается на нагляднообразное, логическое мышление, осуществление связи с жизнью,
применение методов и приемов, способствующих познавательной активности учащихся:
проблемное изложение, частичнопоисковый метод, смена видов деятельности.
Тип урока – урокоткрытие нового знания, вид урока – комбинированный. Специфика урока
состоит в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирается на
знания, полученные обучающимися на предыдущих занятиях по географии и другим предметам:
истории, краеведения. 2.
Программа курса «География» 59 классы. Е.М. Домогацких. Москва «Русское
Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса
слово» 2015г.
общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков –
М.:»Русское слово – учебник», 2015г.
3. Место урока в разделе школьной программы. Урок является 7 в теме «История
географических открытий» (13 часов). Тема «Открытие Америки» (45 минут).
Сценарий урока.
Ф.И.О. учителя
Класс 5 А
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Водянова Надежда Михайловна
Дата 03.12.2016 г.
Открытие Америки
«открытий» новых знаний
Формирование представлений о личности Колумба, причинах и
следствиях открытия Америки.
№ урока по КТП № 14
Планируемые результаты
Личностные
• Контролировать свои
эмоции во время работы с
текстом и во время
групповой работы;
• Формировать
эстетическое восприятие
географической картины
мира;
• Воспитание
любознательности,
привитие интереса к
путешествиям и
открытиям через
демонстрацию храбрости,
отваги и мужества
исследователей;
• Формировать
толерантное отношение
друг к другу.
• Оценивать свою
деятельность на уроке
Задачи урока
Предметные
Узнают:
• Кто открыл Америку;
• Куда плыл и какую ошибку
совершил Колумб;
• Кто такой Америго Веспутчи;
Умения объяснять:
• Результаты выдающихся
географических открытий и
путешествий;
• Влияние путешествий на
развитие географических знаний.
Умения определять:
• Причины и следствия
географических путешествий и
открытий;
• Маршруты путешествий.
Метапредметные
Познавательные:
• Находить в учебнике
информацию о вновь открытых
землях и находить их на
географической карте;
• Анализировать, в чем
заблуждался Колумб;
• Развивать интерес к
предмету.
Регулятивные:
• Ставить учебную задачу под
руководством учителя;
• Планировать свою
деятельность под
руководством учителя;
• Выявлять причинно
следственные связи;
• Определять критерии для
сравнения фактов, явлений.
Коммуникативные:
• Выслушивать и объективно
оценивать другого;
• Уметь вести диалог,
вырабатывая общее решение.
1)продолжить формирование умения работать с различными
источниками географической информации;
2)формировать умение работать с картой; Основные понятия
3) рассмотреть причины и значение путешествия Х.Колумба;
4) охарактеризовать личностные качества Х.Колумба
Америка, Новый свет, Христофор Колумб, Америго Веспутчи.
Оборудование
Методы
компьютер, мультимедийный проектор
Поисковый, проблемный, иллюстративный, картографический
Форма организации
обучения
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Этап
урока
I.Оргмоме
нт
2 мин.
II.
Актуализа
ция
опорных
знаний
3 мин.
Деятельность учителя
Приветствие учащихся, проверка
готовности учся к уроку.
Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок,
Посмотрите на тетрадки, учебник, атлас
– все в порядке?
Проверьте свое рабочее место.
На столах у каждого из вас – карты
успеха, которые вы будите заполнять по
ходу урока
Что может объединять предметы на
слайде и прослушанную запись? (запись:
шум моря; картинки на слайде: компас,
географические карты, макеты
кораблей, глобус, подзорная труба,
песочные часы).
На чем мы отправимся в путешествие?
Как догадались?
Посмотрите на свои маршрутные
листы: прочитайте текст и ответьте на
вопросы
Догадались о чем пойдет речь на
уроке?
Какова цель нашего сегодняшнего
путешествия?
Сформулируйте тему сегодняшнего
урока. Откройте параграф 13, сравните
вашу формулировку темы с названием
параграфа. Запишите тему урока в
тетради.
Деятельность
обучающихся
Приветствие учителя,
проверяют готовность к
уроку.
средства
Форма
взаимодействия
Фронтальная
работа
Подписывают
индивидуальные карты
успеха
Принимают учебную
задачу.
Раздаточный
материал
(Приложение 1).
Презентация слайд
1
Фронтальная
работа
Отвечают на вопрос
Смысловое чтение текста.
Анализ текста, ответы на
вопросы. Оценивание
результатов своих
действий
Делают предположения,
обобщают, анализируют,
сравнивают,
корректируют,
формулируют тему урока
Раздаточный
материал
(Приложение 2).
Учебник
Работа в парах
Фронтальная
работа
Результат этапа
Эмоциональный
настрой на
работу на уроке.
Структурирован
ие урока
Актуализирован
ная информация
о путешествиях
и знаниях по
теме, известная
обучающимся и
неизвестные
факты истории
географических
открытий.
Формулировка
темы урока III.
Создание
проблемно
й ситуации
3 мин.
Могли ли мореплаватели доплыть до
Индии, двигаясь на запад? Ответ
обоснуйте
Удалось ли мореплавателям 15 века
добраться до Индии или они
«промахнулись» узнаем сегодня на
уроке.
Какие полученные ранее знания
помогут нам в раскрытии темы?
IV.
Целеполаг
ания
2 мин.
Что мы сегодня должны узнать на
уроке?
Сформулируйте задачи урока с
помощью словпомощников.
Корректирует ответы учеников,
подводит к формулировке задач урока
V.
«Открытие
» нового
знания
15 мин.
Посмотрим на героя, которого знает
весь мир – Хритофор Колумб (портрет).
Вглядитесь в его портрет, как вы
думаете какими качествами он обладал?
Мореплаватель… Идёт в открытый
океан, в неизвестность… Какими
чертами характера должны были
обладать мореплаватели?
Наблюдает за работой учеников,
корректирует действия учеников в
случае необходимости.
Отвечают на вопросы,
аргументируют ответы,
корректируют ответы
одноклассников,
выдвигают
предположения.
Вспоминают изученный
ранее материал,
анализируют, обобщают,
формулируют
умозаключение.
Высказывают свое мнение,
делают умозаключения.
Слова – помощники на
слайде:
1. Кто …
2. Куда…
3. Почему …
4. Значение…
Учащиеся составляют
портрет путешественника.
Отбирают качества,
необходимые для
мореплавателя или
путешественника,
записанные на листочках,
выбирают по одному
качеству, крепят на доску.
Оценивание результатов
своих действий.
Физическая карта
мира
Фронтальная
работа
Презентация, слайд
2
Фронтальная
работа
Презентация, слайд
3, карточки со
словами
(Приложение 3)
Фронтальная
работа
Узнаем подробности путешествия
Колумба
Взаимоконтроль
выполнения заданий.
Раздаточный
материал
Групповая работа
Формулирование
проблемы
незнания как
поступили бы
мореплаватели
15 века.
Выявление
уровня знаний по
проблеме
Формулирование
задач урока,
выработка
алгоритма
действий по
решению
проблемы
Результаты
деятельности –
словесный
портрет
Х.Колумба,
обозначены
подробности его
путешествия.
Здоровьесбереже
ние, настрой на
дальнейшую
работу на уроке Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два нагнуть, разогнуться,
Три в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками повертеть
Шесть на место тихо сесть.
Послушаем представителей групп.
Наблюдает за учебным процессом
VI.
Первичное
закреплени
е
5 мин.
Какую ошибку совершил Колумб?
Х.Колумб 4 раза плавал к берегам
Америки и привозил в Европу
диковинные вещи, многие из которых
хорошо прижились у нас. Попробуйте
догадаться о чем идет речь.
Вычленяют информацию,
приходят к общему
решению
(Приложение 4),
учебник
Выполняют движения
Презентация, слайд
4
Каждая группа
представляет продукт
своей работы.
Объясняют, анализируют,
формулируют,
корректируют ответы
выступающих
Дают ответ, обобщают
информацию, показывают
на карте. Даты записывают
в тетрадь. Оценивание
результатов своих
действий.
Вычленяют информацию,
выражают свое мнение,
принимают участие в
дискуссии
Отгадывают загадки,
участвуют в дискуссии.
Оценивание результатов
Физическая карта
мира, тетрадь
Фронтальная
работа
Работа в парах
Учебник
Раздаточный
материал
(Приложение 5) своих действий.
VII.
Проверка
полученны
х знаний,
коррекция
7 мин.
Выберите уровень задания, которое
сможете выполнить и которое наиболее
интересно для вас
1 уровень
Отметить на контурной карте с.67
путь Х.Колумба (учебник с.66 рис.37)
2 уровень
Найти на карте географические
объекты, названные в честь Х.Колумба,
выписать в тетрадь
3 уровень
Как вы считаете справедливо ли
утверждение, что Америка названа в
Ученики выбирают
задание одного уровня.
Анализируют
информацию, применяют
полученные знания на
практике.
Корректируют ответы
выступающих, дополняют,
участвуют в дискуссии.
Оценивание результатов
своих действий.
Корректирование своих
знаний с учетом
Карты атласа,
контурная карта,
учебник
Индивидуальная
работа
Самооценка
уровня своих
возможностей и
интересов.
Оценка
результатов
деятельности
других.
Коррекция своих
знаний.
Самооценка
результатов
своей честь Америго Веспуччи? Почему
Америку называют Новым Светом и где
Старый Свет? Обоснуйте свою точку
зрения.
Вернемся к вопросу, который возник в
начале урока: «Доплыли ли
путешественники 15 века до Индии?
Тестовый практикум
Подведение итогов урока:
Продолжить фразу: Сегодня на уроке
Я узнал…
Я понял…
Мне не совсем было понятно…
Я хотел бы найти сведения…
Посмотрите на свою карту успеха,
посчитайте баллы?
Параграф 13 пересказ, творческое
здание на выбор: 1. Нарисовать корабли
Х.Колумба
2. Составить кроссворд по теме
3. Написать статью о путешествии
Х.Колумба
VIII.
Рефлексия
. Итог
урока.
5 мин.
IX.
Домашнее
задание
3 мин.
выявленной информации.
деятельности на
уроке
Выполняют тест.
Взаимопроверка.
Сравнение полученных
ответов с эталоном,
нахождение и исправление
ошибок.
Оценивание результатов
своих действий.
Самооценка своей
деятельности на уроке.
Презентация, слайд
5,6
Индивидуальная
работа
Фронтальная
работа
Презентация, слайд
7
Оценивают свои
возможности и интересы,
записывают домашнее
задание
Презентация, слайд
7
Дифференцирован
ное домашнее
задание Приложение к уроку.
Карточки с заданиями (раздаточный материал)
1. Карта успеха. Поставьте баллы от 1 до 3 какая работа вам больше всего понравилась
на уроке?
1 балл – я не смог справиться с заданием
2 балла – я справился с заданием, но было сложно
3 балла – я легко справился с заданием
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
критерии
ФИ
Работа с текстом и ответ на вопросы
Формулировка темы, постановка цели, задач
Словесный портрет Х.Колумба
Работа с учебником (ответы на вопросы)
Работа в паре (отгадывание загадок)
Задания по разным уровням
Тест
Итого баллов
баллы
2. Прочитайте текст, выполните задания к тексту
Европейцы вели большую торговлю с Индией. В Индии европейские купцы покупали
пряности (перец, корицу, гвоздику), которые в Европе очень ценились. Но не только этим
были богаты Индия и другие страны Азии. Торговые пути проходили по суше от
Средиземного моря через полуостров Малая Азия к Персидскому заливу. Турки перестали
пропускать европейских купцов через свои земли.
С кем вели торговые отношения европейские купцы?
__________________________________________________________
Какая проблема встала перед купцами?
______________________________________________________________________
Какой выход из ситуации предложите вы купцам для решения возникшей проблемы?
______________________________
3. Какие человеческие качества вы бы выбрали для мореплавателя 15 века?
Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность,
внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение,
злость, настойчивость, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность,
сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …
4. Работа в группах с текстом учебника
1 группа – Где и когда родился Х.Колумб?
____________________________________________________________________
Что задумал Колумб?_________________________________________________
2 группа – Как Х.Колумб планировал добраться до Индии?___________________________
Кто помог мореплавателям осуществить задуманное?______________________
3 группа – Когда Х.Колумб отправился в морское путешествие?_____________________
Когда закончилось?__________________________________________________
4 группа – Как назывались корабли, на которых мореплаватели отправились в путь?_____
Где высадился Х.Колумб?____________________________________________
5 группа – Кого встретил Колумб на новых землях?________________________________ В честь кого названа Америка?__________________________________________
5. Отгадайте, что Колумб завез из Америки в Европу
1. Колумб отмечал «Индейцы растирают это растение в порошок и закладывают его в
одно из отверстий полого рожка. Сверху кладут горящий уголек, а с другого конца
всасывают в себя дым до тех пор, пока он не заполнит все внутренности и начнет
выходить изо рта и ноздрей, словно из каминной трубы»
2. На кустике – шары: бока подставив солнышку, краснеют от жары
3. Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали, а копать под осень стали, клубни
весом удивляли
4. Когда европейцы увидели это растение, то сказали вот что: “ На полях росли какието
странные растения высотой больше 1 метра, плоды из чистого золота, листья из
серебра»
5. А это растение повсюду называли «солнечным цветком», в Европе оно стало
украшением цветочных клумб, садов, палисадников. А у нас в России превратился в
масличную культу
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Разработка урока географии на тему "Открытие Америки" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.