Разработка урока географии по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель географии МБОУ СОШ ЗАТО Видяево Юркина Лилия Александровна Конспект открытого урока географии в 7 классе по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» Тип урока: • урок-практикум • урок изучения нового материала • Урок – путешествие. Форма проведения: • воображаемое путешествие • деловая игра Методы работы: • практический • наглядный • частично-поисковый
Иконка файла материала Урок.docx
Учитель географии МБОУ СОШ ЗАТО Видяево Юркина Лилия Александровна Конспект открытого урока географии в 7­А классе по теме «Географическое  положение Африки. История исследования материка» Тип урока:    урок­практикум  урок изучения нового материала  Урок – путешествие. Форма проведения:    воображаемое путешествие  деловая игра Методы:     практический  наглядный  частично­поисковый Технологии:    здоровьесберегающая  проблемная   Цели: Изучить географическое положение материка Африка. Познакомиться с  исследователями материка.    Задачи: учебные: сформировать знания учащихся о географическом положении материка; определять Г.П. материка, координаты и крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток; называть имена исследователей континента и результаты   их   работы;   закрепить   практические   умения   учащихся   работать   с контурной   картой   и   атласом,   глобусом;   совершенствовать   навыки   работы   с картами, информацией из учебника, статистическим материалом.  развивающие:   развивать   логическое   мышление   при   определение   расстояний   от одной крайней точки материка, до другой, определении координат и обозначение их на контурной карте, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах.   воспитательные:   воспитывать   наблюдательность,   внимательность,   бережное отношение к ребятам своего класса.    осмысливать   их   и   свое   поведение. Предметные результаты. Сформировать у учащихся умение определять географические координаты   и   расстояния   на   карте   с   помощью   масштаба.   Определять   географическое положение материка Африка по типовому плану. Уметь обозначать на контурной карте географические   объекты   материка   Африка.   Познакомить   с   исследователями   данного материка.  Личностные   результаты.  Аргументировано   оценивать   свои   и   чужие   поступки   в однозначных   и   неоднозначных   ситуациях,   опираясь   на   общечеловеческие   нравственные ценности. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие   позиции.   Осваивать   новые   социальные   роли   и   правила,   учиться критически,   Вырабатывать   уважительно­ доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на уступки в разных ситуациях. Познавательные УУД.  Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных   и   жизненных   задач,   анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать факты   и   явления.   Выявлять   причины   и   следствия   простых   явлений.   Устанавливать причинно­ следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах.   Регулятивные   УУД.  Определять   цель,   проблему   в   деятельности,   выдвигать   версии, выбирать средства достижения цели в группе, паре. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.  Коммуникативные УУД. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая   фактами,   выдвигая   контраргументы   в   дискуссии.   Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Цель урока:      Познакомить с физико – географическим положением Африки; Научить давать характеристику ФГП материка.  Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.  Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка Оборудование : авторская  презентация Африки, «Физическая карта Африки», глобусы,  учебник Домогацких  «География материков и океанов», ноутбук, интерактивная доска. Ход урока: I. Организационный момент (самоопределение к деятельности). Приветствие. Проверка готовности к уроку. ­ Здравствуйте путешественники, я рада видеть вас. Мы продолжаем  с вами  виртуальные путешествия по Земному шару. И в дорогу возьмем: улыбки соседей(дети улыбаются), крепкую дружбу партнера (дети в паре пожимают друг другу  руку) и знания, которые у каждого у вас. В путь! Слайд 1­2 Как вы думаете кто это? Как он связан с темой нашего урока? Вы  догадались какая сегодня тема? Слайд 3 (Звучит детская песня про Африку) – На самом деле Африка не такая уж и  страшная, а вовсе даже интересная. Слайд 4 Записываем число, тему. Ставим цели урока, формулируем проблемный вопрос. Слайд 5 Актуализируем наши знания об Африке. Это самый жаркий материк. А что вы  знаете об Африке (беседа с детьми). II. Изучение нового материала. Всё начинается с имени. Выясняем историю названия. Слайд 6 Кто открыл? Слайд 7­8 Выступления открывателей с опережающем заданием (в стиле рэп­баттл) Слайд 9­14 Учебник с.151 Решение   проблемного   вопроса.   Никто   не   открыл!   Есть   основание   полагать,   что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру.   Развитая   и   во   многом   загадочная   цивилизация   сложилась   в   Египте,   правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.  Слайд15 (проверяем таблицу исследователей) Слайд16. Офтальмологическая пауза. Становится очень жарко. Раскалённый воздух подобен крутому кипятку, только пальмовая роща застилает землю нежной тенью. Всё живое прячется в эту пелену тени. И мы с вами здесь   немного   отдохнём.   Можно   часами   любоваться   пальмовой   рощей,   бродить   по   её живописным местам, смотреть как деревья раскинули свои пышные тёмно­ зелёные кроны, с   обильными,   созревшими   плодами.   И   хочется   ещё   раз   остановить   свой   взор   на   этом райском уголке. Небольшие белые облака быстро проносятся, обгоняя друг друга. Очень жарко. На земле, опалённой солнцем, маленький источник, маленькая струйка воды­ это радость,   хочется   искупаться   в   водоёме.   Оазис!   Пройдя   несколько   километров,   мы услышали тихий перезвон песка, лёгкую рябь на боках песчаных холмов – барханов.  Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие  вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать  особенности этого удивительного материка. В какой последовательности  изучают  материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка?  Слайд 17 III. Практическая работа. Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого  путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На  быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нампредстоит это сделать за 40 минут! Пока мы плывем, давайте послушаем  стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую  информацию о материке: Оглушенная ревом и топотом,  Облаченная в пламя и дым О тебе, моя Африка, шепотом В небесах говорят серафимы Про деяния свои и фантазии Про звериную душу послушай Ты на дереве древнем Евразии  Исполинской висящая грушей. Учитель: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная дым? пламя и в         А)   Африка   –   родина   многих   крупных   животных   и   слонов,   носорогов,   жирафов, бегемотов др. и     Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения   Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк?  (экватор пересекает ее почти посередине,   следовательно,   большая   часть   Африки   лежит   в   жарком   поясе) Слайд 18 Учитель:  с каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – Африкой? нибудь «родство» Евразии про с             Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии изменилось? располагался океан, что бы         Ученики:  материк   не   был   бы   таким   сухим,   выпадало   бы   больше   осадков,   и   не образовалась Сахара. пустыня бы         Учитель:   Мы   подплываем   к   Гибралтарскому   проливу,   на   африканском   побережье которого расположена крайняя северная точка Африки ­ Бен – Секка ( Эль – Абъяд) карте. координаты Слайд 19 Учитель:   Наш   корабль   выходит   на   просторы   Атлантического   океана   и   движется   к экватору.   Температура   воздуха   повышается,   и   становится   жарко.   Впереди   показалась Земля!   (Ищем   по   карте)   ва   Мадейра   Что   это?   контурной отметьте  Ученики: их     о­ на иУчитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова   Мадейра,   принадлежавшие   Португалии   и   представляющие   их   себя   вершины   подводных вулканов.   (   ученики   отмечают   эти   острова   на   к/к)  Отметить   КЗТ   –   мыс   Альмади Учитель:  продолжим   путь!   На   горизонте   показались   очертания   огромной   горы!   Это действующий вулкан ­ Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света.   Геродот   писал   о   них:   «Мир   кончается   там,   где   нельзя   больше   ехать…» Учитель:  А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому   заливу   Африки   –   Гвинейскому.   Мы   уже   почти   добрались   до   мыса   Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического  и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки   Африки плавание.   Игольного    продолжим  мыса     и ­       Учитель: плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка ­ восточная, достигнув которую   вы   должны   определить   ее   координаты.   Отметьте   ее   на   контурной   карте. Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас­ Хафун  – расположена на острие «рога» ­ полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении   какой говорили море? темы уже про это мы               Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая   соленость 42%. –     Учитель:   Чем   можно   объяснить   это   явление? Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало испарение. большое осадков и         Учитель:   Наше   путешествие   подходит   к   концу.   Осталось   проплыть   Суэцкий   канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его   Если    Слайд   21­43 Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы. построили? совершаем   второе   путешествие.   время, есть     IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Слайд 44. V. Домашнее задание. Слайд 45.VI. Рефлексия. Слайд 46.