Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)
Оценка 5

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
5 кл
04.06.2017
Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)
Путешественники древности.docx
Технологическая карта урока Предмет Класс Учитель УМК Тема урока Цели урока География 5 Вахрушева Ольга Казимировна Е.М.Домогацких,  Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков  «География. Введение в  географию» ­  учебник для 5  класса общеобразовательных  учреждений, Москва, ООО  «Русское слово», 2014 г. Путешественники  древности Деятельностная Предметно­дидактическая Задачи Формирование у учащихся УУД при изучении темы «Путешественники  древности»: Предметные: выявлять причины и следствия географических путешествий  и открытий, умение работать с картографическими источниками  географической информации. Описывать ход путешествия  финикийцев,Геродота, Пифея. Метапредметные: умение работать с различными источниками  информации выделять главное в тексте, структурировать учебный  материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о  Земле. Формирование представлений о возможности совершения длительных  путешествий в древности 1. Рассмотреть причины и следствия путешествий древности 2. Познакомить обучающихся с учёными и путешественниками  древности 3. Раскрыть роль древних учёных в описании Земли 4. Формирование представлений о значении путешествий в древности Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Тип урока Методы обучения По ведущей дидактической цели По способу организации По ведущему методу обучения Основной Дополнительный 5. Продолжить формирование предметных и метапредметных  учебных действий на основе тематического содержания урока Обучающиеся смогут: ­ рассказывать о путешествиях финикийцев, Геродота, Пифея; ­ определять причино­ следственные связи, значение путешествий древних; ­ работать с картографическими источниками знаний; ­ показывать по карте маршруты путешествий. Обучающиеся смогут: Познавательные: ­ находить в учебнике достоверную информацию, анализировать её  (находить главное); ­ делать выводы, определять понятия Регулятивные: ­ принимать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: ­ общаться и взаимодействовать друг с другом; ­ излагать, аргументируя, своё мнение, в случае ошибочности­признавать и корректировать его; ­ работать в парах, группе ­ осознавать необходимость изучения окружающего мира, ценность  географического знания, как важнейшего компонента научной картины  мира; ­ оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, адекватно  выражать и контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей Изучение нового материала Комбинированный Репродуктивный Объяснительно – иллюстративный Коммуникативный – обучение выражению своей точки зрения по  изучаемой проблеме Постановка практических задач Основные вопросы урока Решаемые учебные проблемы Понятия и термины Географическая номенклатура Перосналии Средства обучения Межпредметные связи 1. Путешествие финикийцев вокруг Ливии 2. Геродот – родоначальник географической науки 3. Плавание Пифея вдоль берегов западной части Европы Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия? Финикийцы, штиль, янтарь Африка, Средиземное море, Ливия, Красное море, Скифия, Египет, Нил,  Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские  острова Геродот, Пифей Компьютер, мультимедиапроектор, презентация История, математика Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организационная структура урока Этап 1. Актуализация  знаний Приветствие обучающихся, проверка готовности к  уроку. Вспомните: 1. Почему люди путешествуют? 2. Что хотели узнать люди в древности?  3. Каких знаний и о чем им не хватало? 4. Какие приспособления позволяли людям в  древности совершать плавания? 5. Какие трудности могут встать перед любым  путешественником? 6. Какими качествами должен обладать  путешественник и его команда?  7.   Как вы понимаете выражение? Если не  знаешь куда плыть,  никакой ветер не будет попутным.  Сенека  (слайд 1) 1. Вспоминают, изученный ранее материал. 2. Рассуждают о личностных качествах, которыми должны обладать   путешественники,   выделяют   наиболее   важные, которые помогают преодолеть трудности и достичь цели. 3. Обсуждают предложенные афоризмы и  делают вывод Путешественники целеустремленные, отважные, смелые … люди. Этап 2. Создание  проблемной ситуации Этап 3. Целеполагание Этап 4. Планирование Плыву не туда, куда ветер дует, а как парус  поставлю (древние мореплаватели) (слайд 2) Побуждает обучающихся на создание проблемной  ситуации: «Могли ли люди в древности  совершать кругосветные путешествия?» (слайд  3) Хотели бы вы узнать больше о путешествиях древних мореплавателей? Как люди открывали Земли? Тема урока «Путешественники древности» (слайд 4) Вы узнаете: 1. Кто такие финикийцы? 2. Какое путешествие и зачем совершили  финикийцы? 3. Кто такой Геродот и почему его называют  «отцом географии»? 4. Путешествие Пифея 5. Что такое « солнечной камень»? (Слайд 5) Организует работу в группах. Каждой группе  предоставляется технологическая карта 1.группа ­ путешествие финикийцев 2 группа ­ путешествие Геродота 3 группа ­путешествие Пифея (слайд 6) Учитель в роли консультанта. Помогает, направляет, организует деятельность учащихся Закончили   путешествие,   немного   отдохнем   и приготовимся к докладу об успехах своего дела. Физкультминутка:  А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. 1. Вступают в диалог, проговаривают и осознают. 2. Объясняют и формулируют тему, записывают в тетрадь Узнают, осознают цели предстоящей деятельности Работают с учебником: находят и узнают информацию,  исследуют картографический материал. Анализируют,  обобщают, делают выводы. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи Этап 5. «Открытие»  нового знания Брызги пены, шум прибоя,  А над морем ­ мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю, И резвимся на просторе. Веселее загребай, И дельфинов догоняй (плавательные движения  руками) Поглядите: чайки важно  Ходят по морскому пляжу (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок,  Продолжаем наш урок. Побуждает обучающихся к поиску в тексте учебника и   узнаванию   информации   о   том,   как   в   древности люди   совершали   путешествия?   Стимулирует активное   участие   всех   детей   к   практической деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?   Отличается   ли   наш   вывод   от   правила   в учебнике и т.д.? Предлагает выступить с сообщением группу № 1 (Слайды, иллюстрирующие выступление учащихся 7­ 12) Работают   с   учебником,   дополнительными   материалами: находят   и   узнают   информацию.   Представители   от   групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают   правильность   своих   выводов,   решений. Осуществляют   самопроверку,   самооценку   полученных результатов. Отчет об исследовании группы №1. Ответы на вопросы по технологической карте. Решение  проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения.  Делают выводы. Группа 1. Путешествие финикийцев. Проблема:  Как же финикийцы во времена фараона Нехо II могли преуспеть там, где потерпели неудачу  многие более поздние мореплаватели? Задание. Прочитайте с.40­41 учебника география и  ответьте на вопросы: 1. Кто такие финикийцы? 2. Чем занимались финикийцы? 3. Кто поручил финикийцам узнать, велика ли страна  Ливия (Африка)? 4. Какова цель путешествия финикийцев? 5. Как финикийцы переносили неблагоприятные  условия, голод? 6. Какова длительность путешествия финикийцев? 7. Каков результат путешествия?  Покажите путь финикийцев по карте Вывод: Первыми плавание вокруг Африки совершили  финикийцы более 2000 лет тому назад. Производят расчёт с помощью учителя. Воспринимают информацию, оценивают выступление  группы. Предлагает обучающимся сделать расчёт времени  путешествия финикийцев (Выполняется исходя из  условия, что путешествие длилось три года. Каждый  год состоит из 12 месяцев, 3 года х12 месяцев = 36  месяцев   Демонстрирует исторический фильм  «Как  финикийцы плавали вокруг Африки» Предлагает выступить с отчётом группу № 2 Отчет группы №2 Ответы на вопросы технологической карточки­задания. Группа №2. Путешествие Геродота Почему Геродота называют «отцом географии»?  Задание. Прочитайте с. 40 и учебника и  дополнительный материал (исторический документ) и  ответьте на вопросы 1. Когда жил Геродот? Где? 2. Какую территорию он изучал? 3. Какова цель его путешествий? 4. 5. Кто первым рассказал о путешествии   Почему Геродота называют «отцом географии»? финикийцев?  Геродот о финикийцах «Путешествие  финикийцев» ... Ливия же, по­видимому, окружена морем, кроме  того места, где она примыкает к Азии; это,  насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь  Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на  кораблях. Обратный путь он приказал им держать  через Геракловы  Столпы, пока не достигнут  Северного моря и таким образом не возвратятся в  Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к  берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали,  всюду обрабатывали землю; затем дожидались  жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через  два года на третий финикияне обогнули Геракловы во   (я­то Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам  этому не верю, пусть верит, кто хочет),   время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у  них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Ливия окружена  морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что  им также удалось обогнуть Ливию... (Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего  мира. М., 1987.С. 74.) В чем сомневался Геродот? Можем ли мы убедить его  сейчас, что финикийцы были правы: они могли видеть  Солнце, которое было у них справа Предлагает выступить группе № 3 Вывод: Геродот­родоначальник географии Группа №3 Ответы на вопросы по технологической карте. Решение  проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения.  Делают выводы. Группа №3  Путешествие Пифея Чего испугался Пифей? 1. Кем был путешественник? 2. Когда жил? 3. Какое путешествие он совершил? 4. Какова цель путешествия? 5. Каков результат путешествия 6. Какой камень греки называли «солнечным» 7. Покажите по карте маршрут Пифея? 8. Когда Пифей описал своё путешествие, многие ему  не поверили. «Подумайте, — возмущенно говорили старшины, — этот  человек утверждает, что во время бури он видел волны  высотой до шестидесяти локтей... Кто может поверить  такому преувеличению! Он уверяет, что  добрался  до  таких мест, где море свернулось, и его вода  тверда и холодна. Что воздух там похож на густую смесь в  виде морской пены, а солнце только на два часа прячется в  воды океана, давая отдых дню. Может ли такое быть?!.» Так и умер Пифей с позорной кличкой лгуна. А  секретный его доклад триста лет пролежал в пыльном  архиве Массалии, пока воинственные римляне не захватили и не разграбили город. Тогда свиток, исписанный рукой  путешественника, попал к одному из римских историков,  который и обнародовал кое­что из него.   Обучающиеся выражают своё мнение 1. Показывают объекты по карте Этап 6. Учебные  действия по  реализации плана.  Выражение решения.  Применение нового  знания Давайте восстановим справедливость и докажем, что Пифей не был лжецом! Предлагает совершить увлекательное путешествие  по карте, показать географические названия,  которые встречались сегодня на уроке: Африка,  Средиземное море, Ливия, Красное море,  Скифия, Египет, Нил, Северное море,  Атлантический океан,  Гибралтарский пролив,  Британские острова Заполним обобщающую таблицу (фронтально или  индивидуально, в зависимости от времени) (слайд 13, 14) ­  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на  основной вопрос урока мы можем дать?  (указывает на проблему) Предлагает вспомнить тему и задачи урока,  соотнести с планом работы, записанным на слайде 5,  и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Составить синквейн Правила составления синквейна: (Слайд 15) 1 строка­существительное («Геродот»,  «Финикийцы», «Пифей») 2 строка­два слова, прилагательные, описывающие  основную мысль 3 строка ­ три глагола, описывающие действия в  рамках темы 4 строка ­ предложение из 4­х слов (выражающее  чувство) 5 строка ­ существительное одно слово Комментирует домашнее задание: п.8, отвечать на  вопросы параграфа, рабочая тетрадь ­  тестовые  задания стр.22 (Слайд 16) 2. Заполняют таблицу финикийцы Геродот  Пифей  Кем был  путешественник? Когда это было? Цель путешествия Результат Делают вывод по проблеме Определяют   степень   соответствия   поставленной   цели   и результатов   деятельности,   высказывают   оценочные суждения.   Определяют   степень   своего   продвижения   к цели. Составляют синквейн (работа в парах или индивидуально) Например,  Геродот Умный, отважный Путешествовал, наблюдал, описывал Его называют «отцом географии» ученый Записывают домашнее задание Этап 7. Рефлексия  (итог урока) Этап 8. Домашнее  задание Список использованных источников: 1. Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков «География. Введение в географию» ­  учебник для 5 класса общеобразовательных  учреждений, Москва, ООО «Русское слово», 2014 г. 2. Финикийская цивилизация ­ http://www.liveinternet.ru/users/4605275/post326851308 3. О Геродоте ­ http://lusana.ru/presentation/2620 4. О Пифее ­ http://infourok.ru/geografija.html 5. Путешественники Древней Греции ­ http://www.igras.ru/index.php?id=195&r=21 6. Путешественники древности ­ https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE %D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF %D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE %D0%B2%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE %D1%81%D1%82%D0%B8&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz 7. Физкультминутки на уроках географии ­ http://festival.1september.ru/articles/585220/ 8. Фильм «Как финикийцы путешествовали вокруг Африки» ­   http://www.allmir.in.ua/down/getvideo.php?videoid=FVJiNB0iaF0&type=Download 9. С.В.Банников, Д.В.Молодцов «Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацкого, Э.Л.ВведенскогоЮ А.А.Плешакова  «География. Введение в географию», Москва, Русское слово», 2013 г.

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)

Разработка урока географии «Путешественники древности» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017