Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения по теме "Особенности природы Африки" в 7 классе. Сформулированы цель урока, формируемые предметные и метапредметные результаты, формы работы учащихся и необходимое оборудование. Структура и ход урока включает: номер учебного элемента, содержание учебного материала и управление обучением. Прилагается технологическая карта учащегося.
Технология модульного обучения
тема урока:
«Особенности природы Африки»
ФИО учителя Пичугина Ирина Викторовна
Место работы МБОУ Гимназия №1 г.Мончегорска Мурманской области
Должность учитель географии
Предмет география
Класс 7
Тема и номер урока в теме «Африка», урок 1
Базовый учебник География. Земля и люди. 7 класс. Кузнецов А.П.,
Савельева Л.Е., Дронов В.П.
Цель урока: Выявить особенности природы «уникального континента» –
Африка
Формируемые предметные результаты
Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления темати
ческих карт Африки: между особенностями строения земной коры и
рельефом, между климатом и характером природной зональности, меж
ду природными зонами и зональными природными богатствами.
Анализировать карты и составлять характеристики природных компо
нентов Африки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхност
ных вод) и природных зон.
Наносить на контурные карты природные географические объекты ма
терика
Формируемые метапредметные результаты:
личностные универсальные учебные действия
1. формирование личностных представлений о целостности природы
Африки
2. формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками
3. развитие эмоциональноценностного отношения к природе Африки
регулятивные универсальные учебные действия
1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения
2. владение основами самоконтроля, самооценки
3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками
1познавательные универсальные учебные действия
1. составлять географическую характеристику природы Африки
Тип урока модульный
Формы работы учащихся индивидуальная, групповая (парная)
Необходимое техническое оборудование
Учебник, атласы, контурные карты; настенные карты: «Физическая карта
Африки», «Физическая карта мира», технологическая карта учащегося;
ПК или ноутбук, мультимедиапроектор, видеоролик из к/ф «Красная
шапочка».
Структура и ход урока
Номер
учебного
элемента
УЭ0
Целеполаг
ание
Название учебного элемента
(материала). Содержание
учебного материала.
Управление обучением
(содержание, формы, методы).
Тема: Особенности природы
Звучит песня из к/ф «Красная
Африки
Цель урока:
1. в процессе работы над
учебными элементами вы должны:
познакомиться с географическим
положением материка,
характером рельефа, климатом,
внутренними водами
органическим миром,
природными зонами и
природными богатствами
материка.
2. продолжить отрабатывать
умения работы с картами
3. продолжить развивать навыки
самостоятельной учебной работы
и работы в парах
шапочка». Приветсвие.
Обсуждение темы и цели урока.
Необходимые знания и умения.
Здравствуйте ребята!
Для вас прозвучала веселая
песня,
Она приглашает в мир
добрый, чудесный.
Мы – в путешествие
отправимся ныне.
Скажите, ребята, а как мы
назовем наше
путешествие? (Африка)
Африка – переводится с
латинского «африа» –
безморозный.
Ребята! Как вы думаете, а почему
имя материка переводится таким
образом? (ответ учащихся).
А с какой целью мы с вами будем
путешествовать на материк
Африку? (определить
особенности природы).
2А что вы уже знаете о материке
Африка? (различные ответы
учащихся).
УЭ1
мотивация
Актуализация опорных знаний по
теме « Географическое положение»
Интеллектуальная разминка:
«Проверим наши умения
Цель: мотивация на усвоение
содержания и учебную
деятельность
УЭ2
информац
ионный
блок
Отработка материала.
Определение особенностей
компонентов природы материка
Цель: выявить особенности
природы Африки
УЭ3
Экспертны
й контроль
УЭ4
рефлексия
Закрепление новых знаний.
Цель: обсудить результаты
парной работы учащихся
Рефлексия.
Цель: оценка себя, своей
деятельности на уроке
работать с картой»,
заполнив пропуски
(учащиеся выполняют задание в
Приложении 1 технологической
карты заполняют пропуски в
предложениях)
Работа в парах (учащиеся
выполняют задание в
Приложении 2 в технологической
карте — самостоятельно
отвечают на вопросы, используя
различные карты атласа и текст
учебника)
Коррекция ошибок в
технологических картах
учащихся
Выполнить итоговый тест
(учащиеся выполняют задание в
Приложении 3 в технологической
карте) и самостоятельно
оценивают друг друга.
Вывод (слово учителя):
Ребята, вы сегодня хорошо
потрудились, усвоили тему,
оценили свои возможности и
результаты. Для меня вы были не
просто учениками, а
собеседниками, помощниками,
консультантами. Благодарю всех
за сотрудничество. Мне было
3приятно с вами работать. И я
надеюсь, что и вам тоже
понравился сегодняшний урок.
На следующих уроках мы
продолжим знакомство с этим
удивительным и загадочным
материком Земли.
Домашнее задание:
учить с. 6669 учебника и выполнить на выбор любое творческое задание:
Сочинить родным SMS «Я – в Африке» или
Составить синквейн «Африка – континент контрастов»
«Создание синквейна»:
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение
к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы
(одно слово).
Технологическая карта учащегося
Приложение 1.
Заполни пропуски в предложениях:
Африку почти посередине пересекает ___________________, таким
образом она лежит и в _____________ и в ___________ полушарии.
Большая часть Африки лежит между _____________, то есть в
_________________ тепловом поясе. Только крайние
______________ и ______ Африки лежат в ___________________
тепловом поясе. Можно сделать вывод, что климат на материке
________________.
Начальный меридиан пересекает Африку в _______________ части,
значит, большая ее часть лежит в _______________ полушарии, а
меньшая – в _________________ полушарии.
На ___________ и _____________ Африку омывают воды
4________________________ океана. На ______________ –
___________________ океана.
Ближе других материков к Африке расположена _____________,
они соединяются ___________________ перешейком, через который
прорыт ____________________ канал. От других материков Африка
________________.
Приложение 2.
Пользуясь картой «Строение земной коры» и физической картой Африки,
ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основании материка Африка?_________________________
2. Каков ее возраст?______________________________________________
3. Какие формы рельефа преобладают в Африке?_____________________
4. Назовите самую высокую точку материка ________________________
5. Ее высота ___________________________________________________
Пользуясь картой «Климатические пояса Земли:
1. В каких климатических поясах расположена Африка?_______________
2. Что влияет на климат?__________________________________________
3. Почему Африку называют самым жарким материком?
_____________________________________________________________
4. Назовите пустыни Африки _____________________________________
5. Почему их много на материке?___________________________________
Пользуясь физической картой Африки:
1. Подпишите на контурной карте реки и озера Африки.
Пользуясь картой «Природные зоны Африки» и текстом учебника:
1. Заполните таблицу
Название природной зоны
Представители
Представители животного
5растительного мира
мира мир
Приложение 3.
Тест «Природа Африки»
Вариант 1
В основании большей части материка
лежит:
А) платформа
Б) складчатая область
Максимальное количество осадков на
территории Африки выпадает:
А) вдоль экватора
Б) вдоль океанских побережий
Самой полноводной рекой Африки
является:
А) Нил
Б) Конго
В) Замбези
Влажный экваториальный лес
Африки отличается особенностью:
А) богатство и разнообразие
древесной растительности
Б) обилие травянистой
растительности
Антилопы, львы, гепарды обитают в
природной зоне:
А) экваториальный лес
Б) саванны
В) пустыни
Норма оценок:
«5» – 5 баллов
«4» – 4 балла
«3» – 3 балла
«2» – 2 и менее балла.
Вариант 2
1. более приподнятой частью Африки
является:
А) северная и западная
Б) южная и восточная
2. самые высокие температуры воздуха
в Африке наблюдаются в районе:
А) северного тропика
Б) экватора
В) южного тропика
3. Самой длинной рекой Африки
является:
А) Нил
Б) Конго
В) Замбези
4. саванны Африки отличаются
особенностью:
А) богатство и разнообразие древесной
растительности
Б) обилие травянистой растительности
5. окапи, тапир, шимпанзе обитают в
природной зоне:
А) экваториальный лес
Б) саванны
В) пустыни
Норма оценок:
«5» – 5 баллов
«4» – 4 балла
«3» – 3 балла
«2» – 2 и менее балла.
67