Разработка урока географии (технология модульного обучения) по теме "Особенности природы Африки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока географии с использованием технологии модульного обучения по теме "Особенности природы Африки" в 7 классе. Сформулированы цель урока, формируемые предметные и метапредметные результаты, формы работы учащихся и необходимое оборудование. Структура и ход урока включает: номер учебного элемента, содержание учебного материала и управление обучением. Прилагается технологическая карта учащегося.
Иконка файла материала Урок географии.doc
Технология модульного обучения тема урока: «Особенности природы Африки» ФИО учителя      Пичугина Ирина Викторовна  Место работы  МБОУ Гимназия №1 г.Мончегорска Мурманской области Должность  учитель географии Предмет   география Класс   7 Тема и номер урока в теме   «Африка», урок 1 Базовый учебник  География. Земля и люди. 7 класс. Кузнецов А.П.,  Савельева        Л.Е., Дронов В.П. Цель  урока: Выявить особенности природы «уникального континента» –  Африка  Формируемые предметные результаты  Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления темати­ ческих карт Африки: между особенностями строения земной  коры  и  рельефом, между климатом и характером природной зональности, меж­ ду природными зонами и зональными природными богатствами.  Анализировать карты и составлять характеристики природных компо­ нентов Африки (рельефа, полезных ископаемых,  климата,  поверхност­ ных вод) и природных зон.   Наносить на контурные карты природные географические объекты ма­ терика Формируемые метапредметные результаты: ­ личностные универсальные учебные действия 1.   формирование   личностных   представлений   о   целостности   природы Африки 2.   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками 3. развитие эмоционально­ценностного отношения к природе Африки ­регулятивные универсальные учебные действия 1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения 2. владение основами самоконтроля, самооценки 3.   умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и со сверстниками 1­познавательные универсальные учебные действия 1. составлять географическую характеристику природы Африки Тип урока  модульный Формы работы учащихся     индивидуальная, групповая (парная) Необходимое техническое оборудование Учебник,   атласы,   контурные   карты;  настенные   карты:   «Физическая   карта Африки», «Физическая   карта   мира»,      технологическая   карта     учащегося; ПК   или   ноутбук,   мультимедиапроектор,     видеоролик   из   к/ф   «Красная шапочка». Структура и ход урока Номер учебного элемента УЭ­0 Целеполаг ание Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала. Управление обучением (содержание, формы, методы). Тема: Особенности природы Звучит песня из к/ф «Красная Африки  Цель урока:  1. в процессе работы над учебными элементами вы должны: познакомиться с географическим положением  материка, характером рельефа, климатом, внутренними водами органическим миром, природными зонами и природными богатствами материка. 2. продолжить отрабатывать умения работы с картами  3. продолжить развивать навыки самостоятельной учебной работы и работы в парах  шапочка». Приветсвие. Обсуждение темы и цели урока.  Необходимые знания и умения. Здравствуйте ребята! Для вас прозвучала веселая песня, Она приглашает в мир добрый, чудесный. Мы – в путешествие отправимся ныне. Скажите, ребята, а как мы назовем наше путешествие? (Африка) Африка – переводится  с латинского «африа» –  безморозный. Ребята! Как вы думаете, а почему имя материка переводится таким образом? (ответ учащихся). А с какой целью мы с вами будем путешествовать на материк Африку? (определить особенности природы). 2А что вы  уже знаете о материке Африка? (различные ответы учащихся). УЭ­1 мотивация Актуализация опорных знаний по теме « Географическое положение» Интеллектуальная разминка:  «Проверим наши умения Цель: мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность УЭ­2 информац ионный блок Отработка материала. Определение особенностей компонентов природы материка  Цель: выявить особенности природы Африки  УЭ­3 Экспертны й контроль УЭ­4 рефлексия Закрепление новых знаний. Цель: обсудить результаты парной  работы учащихся  Рефлексия. Цель: оценка себя, своей деятельности на уроке работать с картой»,  заполнив пропуски  (учащиеся  выполняют задание  в Приложении 1 технологической карты ­ заполняют пропуски в предложениях)     Работа в парах (учащиеся выполняют задание в Приложении 2 в технологической карте — самостоятельно отвечают на вопросы, используя различные карты атласа и текст учебника) Коррекция ошибок в технологических картах учащихся Выполнить  итоговый тест (учащиеся  выполняют задание в Приложении 3 в технологической карте) и самостоятельно оценивают друг друга. Вывод (слово учителя): Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, усвоили тему, оценили свои возможности и результаты. Для меня вы были не просто учениками, а собеседниками, помощниками, консультантами. Благодарю всех за сотрудничество. Мне было 3приятно с вами работать. И я надеюсь, что и вам тоже понравился сегодняшний урок. На следующих уроках мы продолжим знакомство с этим удивительным и загадочным материком Земли.  Домашнее задание:  учить  с. 66­69 учебника и выполнить на выбор  любое творческое задание: Сочинить родным SMS «Я – в Африке»  или Составить синквейн  «Африка – континент контрастов»          «Создание синквейна»: 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание темы (два прилагательных); 3 строка – описание действия темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение  к теме; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы  (одно слово). Технологическая карта учащегося Приложение 1. Заполни пропуски в предложениях: Африку почти посередине пересекает ___________________, таким  образом она лежит и в _____________ и в ___________ полушарии.  Большая часть Африки лежит между _____________, то есть в  _________________ тепловом поясе. Только крайние  ______________ и ______ Африки лежат в ___________________  тепловом поясе. Можно сделать вывод, что климат на материке  ________________. Начальный меридиан пересекает Африку в _______________ части,  значит, большая ее часть лежит в _______________ полушарии, а  меньшая – в _________________ полушарии. На ___________ и _____________ Африку омывают воды  4________________________ океана. На ______________ –  ___________________ океана. Ближе других материков к Африке расположена _____________,  они соединяются ___________________ перешейком, через который  прорыт ____________________ канал. От других материков Африка ________________. Приложение 2.  Пользуясь  картой «Строение земной коры» и физической картой Африки,  ответьте на вопросы: 1. Что лежит в основании материка Африка?_________________________ 2. Каков ее возраст?______________________________________________ 3. Какие формы рельефа преобладают в Африке?_____________________ 4. Назовите самую высокую точку материка­ ________________________ 5. Ее высота ­ ___________________________________________________ Пользуясь картой «Климатические пояса Земли: 1. В каких климатических поясах расположена Африка?_______________ 2. Что влияет на климат?__________________________________________ 3. Почему Африку называют самым жарким материком? _____________________________________________________________ 4. Назовите пустыни Африки­ _____________________________________ 5. Почему их много на материке?___________________________________ Пользуясь физической картой Африки: 1. Подпишите на контурной карте реки  и  озера Африки. Пользуясь картой «Природные зоны Африки» и текстом учебника: 1. Заполните таблицу Название природной зоны Представители Представители животного 5растительного мира мира мир Приложение 3. Тест «Природа Африки» Вариант 1  В основании большей части материка  лежит: А) платформа Б) складчатая область  Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает: А) вдоль экватора Б) вдоль океанских побережий  Самой полноводной рекой Африки  является: А) Нил Б) Конго В) Замбези  Влажный экваториальный лес  Африки отличается особенностью: А) богатство и разнообразие  древесной растительности Б) обилие травянистой  растительности  Антилопы, львы, гепарды обитают в  природной зоне: А) экваториальный лес Б) саванны В) пустыни Норма оценок: «5» – 5 баллов «4» – 4 балла «3» – 3 балла «2» – 2 и менее балла. Вариант 2 1. более приподнятой частью Африки  является: А) северная и западная Б) южная и восточная 2. самые высокие температуры воздуха  в Африке наблюдаются в районе: А) северного тропика Б) экватора В) южного тропика 3. Самой длинной рекой Африки  является: А) Нил Б) Конго В) Замбези 4. саванны Африки отличаются  особенностью: А) богатство и разнообразие древесной  растительности Б) обилие травянистой растительности 5. окапи, тапир, шимпанзе обитают в  природной зоне: А) экваториальный лес Б) саванны В) пустыни Норма оценок: «5» – 5 баллов «4» – 4 балла «3» – 3 балла «2» – 2 и менее балла. 67