Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"
Оценка 4.6

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
музыка +2
7 кл—11 кл +1
10.11.2018
Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"
Презентация у року "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"
Разработка урока М.И. Глинка.docx
Урок Тема: «М.И. Глинка – родоначальник русской классической                          музыки». Цель:    создание   условий   для   процессов   персонификации   творческих   и личностных   качеств   художника­композитора   М.И.   Глинки,   показать   роль М.И.   Глинки   в   развитии   русской   классической   музыки;   способствовать приобщению   подрастающего   поколения   к   традициям   музыкальной культуры.  Задачи:  обучающие:  познакомить   учащихся   с   жизненным   и   творческим   путем композитора  М.И. Глинки, с  исторической  эпохой  и социальной  средой,  в которой жил и творил композитор; постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века; развивающие: формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение  их  музыкального кругозора;  развитие слушательских  умений и музыкального восприятия; воспитательные:    прививать   любовь   к   классической   музыке,   воспитание чувства прекрасного. Тип урока ­ урок усвоения новых знаний. Форма проведения урока ­ урок­лекция. Оборудование: мультимедийная система ноутбук, презентация, аудиозаписи. Ход урока. I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, меня зовут Иван Павлович. Сегодня я проведу у вас урок мировой   художественной   культуры.   Прошу   вас   быть   внимательными сосредоточенными. Итак, все готовы? Начинаем урок. II. Мотивация изучаемой темы.                         Искусство   19   века   славно   великими   гениями:   писателями, художниками, композиторами. Рядом с гением А.С. Пушкина возвышался гений   М.И.   Глинки.   Как   писал   Стасов,   «…оба   великие   таланты,   оба родоначальники   нового   русского   художественного   творчества   –   оба глубоко   национальные,   черпавшие   свои   великие   силы   прямо   из   коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». 1 В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость русской   музыки,   немеркнущим   светом   сияет   имя   Михаила   Ивановича Глинки.   Он   первым   глубоко   и   разносторонне   выразил   в   музыке   душу русского   народа.   Красота   и   художественная   правда   его   сочинений   – неотъемлемая   часть   русской   культуры   первой   половины   19   века. Творческая многогранность композитора поистине поразительна, он был и выдающимся пианистом, камерным певцом, вокальным педагогом.  III. Сообщение темы и цели урока.   ­ Запишите тему   нашего урока(слайд 1) «М.И. Глинка ­ родоначальник русской классической музыки». Целью нашего урока является знакомство с жизнью и творчеством М.И. Глинки, с эпохой, в которую жил и творил русский композитор, а также постижение значения творчества Глинки в развитии русского музыкального искусства 19 века. Запишите план лекции (слайд 2) 1.Ранние годы. 2. Начало карьеры композитора. 3. Расцвет творчества. 4. Поздние годы. 5. Наследие композитора. Значение. IV. Актуализация знаний. ­   Чтобы   понять   и   хорошо   усвоить   новую   тему,   необходимо   опираться   на имеющиеся   знания.   Поэтому   я   предлагаю   вам   ответить   на   несколько вопросов. ­   Что   подразумевает   понятие   «колокольные   звоны»?  (Звоны   собирали жителей   для   принятия   важных   решений,   оповещали   о   начале богослужения в церкви.) ­ Слышали ли вы когда­нибудь церковное пение? ­ Какую примечательную особенность можно выделить в манере церковного песнопения? (Распевное произношение слов.) ­ А какую музыку называют народной? (Созданную народом.) ­   Какие   жанры   народной   музыки   вы   знаете?  (Песни:   исторические, лирические,   хороводные.   Календарно­обрядовые   песни,   обрядовые   песни, частушки.) ­ Музыка часто отражает события той исторической эпохи, в которую она создаётся.   Скажите,   какие   известные   исторические   события   произошли   в 2 первой половине 19 века в России?  (Отечественная война с Наполеоном 1812 года, восстание декабристов на Сенатской площади ­ 1825 год.) ­ Приступаем к изучению темы. V.  Сообщение новых знаний.            Для Глинки музыка была не только основным делом жизни ­ она был самой   жизнью.   именно   поэтому   в   бессмертных   творениях   великого композитора нам слышится и голос самого автора, и голос времени, самые яркие   черты   которого   он   уловил   и   запечатлел.   Время   это,   трудное   и непростое,   было   временем   великих   надежд   и   великих   разочарований.  Два события определили его облик. Первое ­ победоносная война с Наполеоном, в которой русский народ показал не только военную доблесть, но и невиданную силу   и   стойкость   духа.   Война   пробудила   в   передовых   умах   России уверенность   в   том,   что   такой   народ   сумеет   стать   свободным.   Это   была причина   второго   события   ­   восстания   декабристов,   трагически закончившегося   на   Сенатской   площади,   за   которым   последовали   казни   и ссылки   благороднейших   людей   и   мрачная   реакция,   “дух   неволи”,   прочно завладевший всей огромной российской империей. Но наперекор испытаниям именно тогда в России появилась целая плеяда талантливых людей, уверенно поставивших её искусство в один ряд с уже сложившимися национальными школами.   Современники   Глинки   и   их   последователи,  объединенные   общей мыслью   ­   верой   в   созидательный   дух   своего   народа,   и   стремлением прикоснуться   к   живому   источнику   его   искусства   ­   “отражению   чаяний   и ожиданий народных”.            Итак, с чего же начался жизненный путь Глинки? (Слайд 3)Будущий композитор родился   в   1804   году   в   селе   Новоспасском   Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.           Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.                    Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с 3 хорошим   репертуаром   —   играли   Гайдна,   Моцарта   и   Бетховена.   В  это   же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.                    Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт­Петербурге. (Слайд 4)  Там он поступает  в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт­Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.                     После   окончания   пансиона   юноша   получает   место   чиновника   в министерстве   иностранных   дел.   Служба   оставляет   ему   много   свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.           К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).                (Слайд 5)     В этот период создал свои первые романсы: Элегия "Не искушай меня" на слова Баратынского, "Бедный певец" на слова Жуковского, "Я люблю, ты мне твердила" и "Горько мне, горько" на слова Корсака. Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу "Жизнь за  Заканчивается   первый   этап   жизни   композитора   ­   период царя". детства и юности.  ­ Предлагаю вам послушать фрагмент романса «Не искушай».                                      (Звучит романс «Не искушай») ­   Каким   настроением   проникнут   романс?   (Печальным   настроением сначала, потом более оживлённым) ­   Как   звучит   мелодия?   (Спокойно,   сдержанно   сначала,   потом  устремляется вверх, выражая беспокойный порыв.)           В 26 лет М.И. Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. (Слайд   6)  Так   начинается   второй   этап   жизни   композитора   ­   этап профессионального становления.                  Осенью 1830 года Глинка приехал в Италию, эта страна славилась культурой   оперного   пения.   Прозрачный   воздух,   ясный,   праздничный   свет, черноокие итальянки в ярких одеждах – все, по словам Глинки, показалось ему восхитительным. За три года жизни в Италии Михаил Иванович изучил репертуар   не   только   Миланской   оперы,   но   и   оперных   трупп   Венеции, Неаполя,   Рима.   Глинка   прослушал   всех   знаменитых   певцов,   творчество Россини,   Беллини,   Доницетти   было   увлекательным,   блестящим,   недаром итальянцы   гордились   своими   композиторами.   Вскоре   в   Милане   стали 4 издаваться сочинения М.И. Глинки: музыка для инструментальных ансамблей, вариации на темы итальянских опер и романс «Венецианская ночь». ­ Послушайте романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. (Звучит «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова) ­   Каковы   ваши   впечатления     о   прослушанном     романсе?   (Делятся впечатлениями)                Прославленные итальянские артисты часто обращались к русскому маэстро с просьбой написать для них недостающую, на их взгляд, в опере арию. Арии, сочиненные М.И. Глинкой, порою нравились публике больше, чем остальная музыка оперы.          В своём путешествии Глинка пережил большую любовь.   И   хоть   она   не   закончилась   женитьбой,   но   стала   толчком   для творчества.   Михаил   Иванович   полюбил   Италию,   полюбил   ее   музыку.   Он всюду   встречается   с   известными   композиторами,   посещает   занятия   в консерваториях, слушает лучших певцов.                     В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. (Слайд 7) Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он   написал   "Русскую   симфонию".   В   это   время   талант   композитора развивается.   Творчество   Глинки   становится   более   свободным   от   чужого влияния,   он   к   нему   относится   сознательней.   В   своих   "Записках"   он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по­русски.               Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить. С каждым днем тоска по родине все больше тяготила его, и весной 1834 года композитор вернулся в Россию.        Третий этап ­ центральный ­ ознаменовался созданием опер. (Слайд 8)                     Конкретной стала давно запавшая в душу композитора мысль о создании русской оперы. Увлеченный М.И. Глинка немедленно приступил к работе. Когда опера была закончена, Жуковский показал ноты царю. Царь отнесся   к   сочинению   благосклонно.  Первоначальное   её   название   —   «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско­польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото. Однако по приказу царя оперу назвали не «Иван Сусанин», как хотел композитор, а «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года в Большом театре.   Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень. 5 Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.                    Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. (Слайд 9) ­ Думаю, что всем знакомо великое произведение русского писателя и поэта. Это   произведение,   за   которое   другой   известный   русский   поэт   Василий Андреевич   Жуковский   подарил   Александру   Сергеевичу   свой   портрет   с надписью:   «Победителю   ученику   от   побеждённого   учителя».   Нам   всем   с детства   знакомо   вступление   к   этому   произведению.   Назовёте   ли   вы   его? («У лукоморья дуб зелёный») ­ О чём эта сказка?           Опера «Руслан и Людмила»  была показана   публике в 1842 году, и очень не понравилось музыкальным знатокам. Глинка настолько был огорчён критикой,  что   даже   покинул   Россию.   Отныне   и   до   конца   жизни   он   будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.           Поздний период ­ это 1845­1857 годы. (Слайд 10)                     Последние   годы   жизни   Михаила   Ивановича   прошли   почти   в непрерывных   путешествиях.   На   юге   Европы,   во   Франции   и   Испании,   он собирает   и   обрабатывает   народные   мелодии.   В   Париже   знакомится   со знаменитым   композитором   Берлиозом   и   пишет   произведения   для симфонического   оркестра.   В   Варшаве сочиняет   музыкальную   пьесу «Камаринская», где   сочетает   мелодии   русских   фольклорных   песен   — напевной свадебной и зажигательной плясовой. ­ Предлагаю послушать произведение «Камаринская».                             (Звучит «Камаринская») ­ В какой музыкальной форме написано произведение «Камаринская»? ­   Сколько   тем   использовал   композитор   в   произведении,   каковы   они   по характеру? ­   Каким   русским   народным   музыкальным   инструментам   подражают инструменты симфонического оркестра?            Близким и преданным другом в последние годы жизни композитора была  его любимая  младшая  сестра  Людмила  Ивановна  Шестакова. Для  ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил несколько фортепианных пьесок.                    Для продолжения занятий по композиции в 1856 году М.И. Глинка отправился в Берлин, и эта поездка оказалась для композитора последней. Михаил   Иванович   Глинка   умер   3   февраля   1857   г.   По   настоянию   сестры 6 композитора Л.И. Шестаковой его прах был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро­Невской лавры в Петербурге. (Слайд 11) После смерти брата Л.И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она   стала   близким   другом   последователей   М.И.   Глинки   –   композиторов «Могучей   кучки».  (Слад   12)  Так   называемая   «Могучая   кучка»   (состав которой был совсем небольшим) – это союз русских композиторов, который сложился   в   конце   50­х­начале   60­х   годов   19   столетия.   Ее   еще   называли «Новой   русской   музыкальной   школой»  или   Балакиревским   кружком,   т.   к. основателем   был   композитор   Балакирев.   Само   же   название   привилось   с легкой руки критика Стасова В.В. и привилось мгновенно, превратившись в общепринятое название союза. За границей его именовали «пятеркой», т.к. входило   в   союз   пять   композиторов:   Балакирев   М.А.,   Бородин   А.П., Мусоргский М.П.,       Кюи Ц.А. и Римский­Корсаков Н.А..                    (Слайд 13)  Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических   произведений,   композиции   для   фортепиано   и   струнных, романсы   и  песни,  церковные   темы.  Пьесы   для  одного   инструмента   иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс­фантазия).                    (Слайд 14)  Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.                     Великого   русского   композитора   М.И   Глинку   не   зря   называют основоположником русской музыкальной классики. Музыка Глинки, пройдя испытание временем, осталась живой и юной до наших дней. В ней воплощены лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная, скромная и чистая красота. Глинка очень любил русские песни, и эта любовь отражалась в его собственных произведениях: он не подражал простым   и   задушевным   народным   напевам,   не   копировал   их,   просто   он   в музыке думал и говорил по­русски, на своем родном языке.           Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире. VI. Закрепление знаний по теме. ­ Сейчас в течение 5­7 минут, вам необходимо записать, что вы узнали о жизни и творчестве композитора.                                (Выполнение задания) ­ Итак, что же привлекло ваше внимание. Слушаем, что вы записали. 7 ­ Ну, а теперь, чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, я предлагаю вам выполнить тестовые задания. Проверочный тест 1.Какую музыку слышал М. Глинка в детстве? А) Известных русских и зарубежных композиторов. Б) Переливы церковного колокола и народные песни. В) Церковные песнопения. 2. Где учился М.И. Глинка? А) В Царскосельском лицее. Б) В пансионе при Московском университете. В) В Санкт­Петербурге в пансионе для дворянских детей. 3.   В   каком   возрасте   М.   Глинка   написал   первое   своё   музыкальное сочинение?  А) В 13 лет.        Б) В 10 лет.        В) В 15 лет. 4.   Сколько   периодов   выделяют   в   жизни   и   творчестве   М.   Глинки? Укажите временные рамки периодов.        А) 3.      Б) 4.     В) 5. 5.   Произведения   какого   жанра   относятся   к   раннему   периоду творчества композитора?        А) Симфонические пьесы.      Б) Оперы.              В) Романсы. 6. Какие страны посетил М.И. Глинка?        А) Италию.       Б) Англию.       В) Францию.        Г) Польшу.       Д) Испанию.     Е) Австрию.     Ж) Германию. 7. С кем из зарубежных музыкантов был знаком М. Глинка?        А) Моцарт.                  В) Берлиоз.        Д) Бах.        Б) Доницетти.              Г) Беллини.        Е) Шуман. 8.  Кто был близким  и преданным  другом в последние  годы жизни композитора?        А) Жена композитора.        Б) Его старший брат.        В) Младшая сестра композитора. 9. Что оказало огромное влияние на М.И. Глинку, как и на Пушкина оказало        А) Творчество зарубежных музыкантов.        Б) Народное творчество.        В) Творчество русских писателей и композиторов. 8 10. Последователи М.И. Глинки после его смерти        А) Зарубежные знакомые Глинке композиторы.        Б) Композиторы «Могучей кучки».        В) Оперные певцы. 11. Укажите оперы, созданные М.И. Глинкой.        А) «Снегурочка».                 В) «Руслан и Людмила».        Б) «Жизнь за царя».             Г) «Евгений Онегин».  12. Подражал ли Глинка народные напевы, копировал ли их в своих  произведениях?        А) Да, подражал и очень часто.        Б) Нет, он в музыке думал и говорил по­русски,              на своем родном языке.        В) Иногда, если произведение этого требовало.    VII. Итог урока. Подведём итог всему, что было сказано на нашем уроке. Вывод. Михаил Иванович Глинка (1804­1857) сыграл особую роль в истории русской культуры:  в   его   творчестве   завершился   процесс   формирования   национальной композиторской школы;  в его лице русская музыка впервые выдвинула композитора мирового уровня,   благодаря   которому   она   включилась   в   контекст   вершинных достижений искусства XIX;  именно   Глинка   придал   общезначимое   содержание   идее   русского национального самовыражения. VII. Домашнее задание: составить викторину по данной теме, кроссворд. 9

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"

Разработка урока "Глинка М.И. - основоположник русской классической музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018