Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"
Оценка 4.7

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
26.05.2017
Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"
Данный урок был разработан мною как повторительно-обобщающий. Он завершает изучение истории Отечества на втором курсе. Урок в форме игры-путешествия, у каждой команды на столе корабль, на котором они путешествует. В ходе урока каждая команда получает на свой корабль звездочки как показатель их работы. Урок обычно проходит очень легко как для студентов, так и для преподавателя.разработка урока-игры на тему "ХХ век - подводя итоги"
урок игра 20 век подводя итоги.docx
Форма урока:  Урок – путешествие (игровое занятие с элементами групповой работы и театрализации) ­2 часа    Тема: «XX век – подводя итоги» Тип урока:   Повторительно – обобщающий. Цель урока:  Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал по истории России XX века. Задачи   урока:   ­   повторить   и   обобщить   изученный   материал   по   истории России                               XX века;                           ­ оценить роль и место России в мировой истории;                           ­способствовать развитию навыков работы с источниками, документами, исторической   картой, умений  обобщать  и систематизировать материал, анализировать, делать выводы, активно воспринимать информацию, грамотно излагать  мысль;                           ­ примером подвига земляков забайкальцев  фронтовиков– Героев воспитывать чувства патриотизма и любви к Отечеству. Оборудование урока:  1. Карта – Путешествие; 2. Таблицы     на   карте   со   словами:   Мировая,   Отечественная,   Империя, НЭП, Колхоз,   Космос,   Целина,   Белые   и   Красные,   СССР,   Россия,   Культ личности,   Номенклатура,   Оттепель,   Перестройка,   Приватизация, Революция; 3. Плакат с цифрой «XX»; 4. Плакат – эпиграф урока : «Век двадцатый – век необычайный, чем он интересней для историка, тем для современника печальней»; 5. Планшеты с портретами; 6. Силуэты кораблей; 7. Путевые листы для команд; 8. Песочные часы; 9. Калькулятор; 10. Портреты Героев Великой Отечественной войны; 11. «Звездочки», свеча, конверты с вопросами, таблицы с датами. Структура урока: 1.      Вводное слово преподавателя; 2.    «Путешествие» ­  «XX век – подводя итоги»:      ­   работа с картой – сравнить 2 карты: Российской империи в начале XX века и  Российской Федерации в начале XXI века;     ­    Остановка по выбору: ­словарная работа ­из перечня понятий выбирают одно и отвечают на два вопроса;     ­    Встреча первая ­  «Кто это?»   (узнать по портрету);     ­   «Бой» капитанов ­работа с текстом – ответить о каком периоде истории говорил автор?     ­    Встреча вторая ­  работа с документами «Чьи это слова?»      ­    Встреча третья ­  «Слава Героям ­ Забайкальцам!»  Герои Советского   ­          Союза Базар Ринчино, Александр Иосипович Парадович,  Григорий           Демьянович Онискевич, Иван Яковлевич Никифоров,                    Николай Васильевич Бородин,          Пётр Григорьевич Карелин, Дмитрий Михайлович Перов.  (их портреты          демонстрируются на слайдах)        ­  Музыкальная пауза ­ песня «Журавли» в исполнении группы ребят.     ­  Остановка во времени (историческое лото);                       3. Заключение: возвращаемся к эпиграфу урока ­ что хотел сказать автор?      Обьясните смысл ключевых слов. Вводное слово учителя:                      XX век сурово хмурит брови                      Мы – дети века, стыд нам и позор:                      Ведь никогда так много лжи и крови Не проливалось в мире до сих пор!                       XX век устало щурит веки,                       Мы – дети века, честь нам и хвала:                       Быть может, никогда, как в нашем веке,­                       Мир не боролся против лжи и зла.                                                         Расул Гамзатов.       Тема нашего урока «XX век – подводя итоги». Второе тысячелетие стало историей. Ушла эпоха его войн, великих потрясений, выдающихся личностей. Сегодня мы ещё раз вспомним самые яркие страницы истории прошлого века. Взлёты и падения, великие достижения и тяжелые испытания, героические подвиги и трагические катастрофы. Мы с вами знаем, что в XX веке не раз кардинальным образом менялся весь строй жизни наших соотечественников, экономическое и политическое устройство страны. Наша сегодняшняя цель – ещё раз понять и осознать истинный путь нашего народа и место России в мировой истории. Не будем забывать о том, что многие нынешние проблемы «выросли» из XX века. Мы сегодня ещё раз вспомним наиболее яркие, на мой взгляд,   существенные   страницы   истории   нашего   Отечества   в   ходе   Игры­ путешествия  XX­й век. Скажите, что нужно взять с собой в путешествие?        Что для этого необходимо?        Каждая команда получает свой «корабль». (к столу команды прикреплён силуэт корабля)             Правила   игры  таковы,  команда,  набравшая   в  ходе  игры  наибольшее количество «звездочек», которые прикрепляет  на  корабль, побеждает. Всем членам этой команды оценка «5», команда, занявшая второе место, получает оценку «4» Команды также получают путевые листы.  Познакомьтесь с моими помощниками – Раиса и Меллат. Итак,   мы отправляемся в путь!       Игра началась:  1.Работа с картами – сравнить 2 карты: Российской империи в начале  XX века и Российской Федерации в начале XXI века. Что бросается в глаза? (2 мин)  2. Остановка по выбору. Каждая команда, посовещавшись выбирает одно слово и получает вопросы с данным понятием. Для обсуждения вопросов дается время 2 минуты. По   истечении   времени   все   команды   проговаривают   свои   задания   и   дают ответы по ним. За каждый правильный ответ команда получает «звездочку»       Конверты с вопросами:         Революция. 1. Назовите революции, произошедшие в нашей стране? 2. Что означает слово «революция»    по –  гречески? 3. Чем закончилась первая российская революция? Космос.      1.Как назывался главный космодром в СССР?      2. Назовите фамилии  космонавтов?      3. Кто впервые вышел в открытый космос?      Мировая. 1. Назовите страны победительницы в первой мировой войне? 2. Какие виды оружия впервые были применены в первой мировой войне, какие во второй мировой войне? 3. Сколько стран входило в антигитлеровскую коалицию? Отечественная. 1. Назовите полководцев Великой Отечественной войны? 2. Какие мифы были развеяны в битве под Москвой? 3. Почему 1944 год был назван годом решающих побед? НЭП. 1. Назовите основные элементы нэпа? 2. Что такое продналог? 3. Почему   нэп   называют   единственный   «зигзаг   удачи»   советского правительства? «Оттепель».      1. Что означает это слово, кто автор?      2. Назовите основные направления «оттепели»?      3. Почему реформы Хрущева остались незавершенными?      Целина. 1. Назовите   фамилии   первоцелинников,   проживающих   в   поселке Могойтуй? 2. Каковы были  итоги  освоения целины? 3. Почему освоение целины не дало ожидаемых результатов? СССР. 1. Назовите республики, вошедшие в состав СССР в 1922 году? 2. По какому принципу был построен союз? 3. В чем главная причина распада СССР? Империя. 1. Назовите товары, по выпуску которых Российская империя входила в пятерку ведущих стран мира? 2. Когда отмечалось 300­ летие дома Романовых? 3. Что стало причиной отречения Николая II от престола? Перестройка. 1. Что означало это слово? 2. Назовите основные направления перестройки? 3. Сколько лет шла в СССР перестройка и чем она закончилась? Колхоз. 1. Что означает это слово? 2. С каким периодом русской истории оно связано? 3. Кто такие «пятидесятники? Номенклатура. 1. С каким периодом советской истории это слово связано? 2. Кто составлял номенклатуру? 3. Назовите лидера страны этого периода? Белые и красные. 1. Кто это такие? 2. Почему гражданская война – трагедия народа? 3. Назовите полководцев Красной Армии и генералов Белого движения? Россия. 1. Назовите первого президента России? 2. Как назывался первый парламент в России? 3. Кто автор слов нынешнего гимна России? Культ личности.  1. С чьим именем связано это слово? 2. На каком съезде партии впервые оно прозвучало? 3. В чем причины культа личности в СССР? Приватизация.  1. Что означает это слово? 2. О каком периоде истории страны идет речь? 3. Назовите главный документ приватизации?              Движемся далее. Путешествие это всегда не только события, но и встречи   с   людьми,   которые   являются   участниками   этих   событий.  XX  век богат событиями и выдающимися  личностями.        3. Встреча первая  .          Угадай «Кто это?» Каждая команда получает планшеты с портретами. За 2 минуты написать на листе бумаги кто есть кто. По истечении времени за каждые три правильно угаданные фамилии одна «звездочка»        4. Капитаны получают отрывок стихотворения должны ответить о каком периоде истории идет в нем речь.       5. Встреча вторая.       Скажите: «Чьи это слова?» Каждой команде отрывок из выступления или документа. За 2 минуты должны сказать, кто мог сказать эти слова и когда? За правильный ответ 2 «звездочки.         Документ 1.             «Действующая   на   территории   РСФСР   и   не   зарегистрированная   в установленном порядке Коммунистическая партия РСФСР поддержала так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, совершивший государственный переворот и насильственно отстранивший от должности Президента СССР. В ряде регионов РСФСР при непосредственном участии республиканских, краевых и областных органов Компартии РСФСР созданы   чрезвычайные   комитеты   (комиссии),   что   является   грубым нарушением Закона СССР «Об общественных объединениях»…       Документ 2.          « … Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому   убеждению,   что   в   деле   этом   нужен   упорный   труд,   нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, зато верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»         Документ 3.       «  Весьма тяжкие последствия, особенно для начального периода войны, имело также то, обстоятельство, что на протяжении  1937 – 1941 годов, в результате   подозрительности   ….   ,   по   клеветническим   обвинениям, истреблены   были   многочисленные   кадры   армейских   командармов   и политработников.   Таким   образом,   грозная   опасность,   которая   нависла   над нашей   Родиной   в   первый   период   войны,   явилась   во   многом   результатом порочных методов руководства страной и партией со стороны самого …»        Документ 4.        «   Серьезные недостатки в идейно­политическом воспитании во многих случаях   прикрывались   проведением   парадных   мероприятий   и   кампаний, празднованием   многочисленных   юбилеев   и   в   центре,   и   на   местах.   Мир повседневных   реальностей   и   мир   показного   благополучия   все   больше расходились друг с другом. …   ­   это   решительное   преодоление   застойных   процессов,   слом   механизма торможения,   создание   надежного   и   эффективного   механизма   ускорения социально­экономического развития советского общества …»       Документ 5.        «В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое   испытание.   Начавшиеся   внутренние   народные   волнения   грозят бедственно   отразиться   на   дальнейшем   ведении   упорной   войны.   Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего   Отечества   требуют   доведения   войны   во   что   бы   то   ни   стало   до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение….»       Документ 6. «Большинство теперь за нами. Политически дело совершенно созрело для перехода власти.                Аграрное движение   также идет в эту сторону, ибо ясно, что нужны героические   силы,   чтобы   притушить   это   движение.   Лозунг   перехода   всей земли   стал   общим   лозунгом   крестьян.   Политическая   обстановка,   таким образом, готова. Надо говорить о технической стороне. В этом все дело. …» (  1­ Б.Н.Ельцин – август 1991г.; 2 – П.А.Столыпин – апрель 1907г.;      3 – Н.С.Хрущев ­  февраль 1956г.;  4 – М.С.Горбачев – январь 1987г.;     5 ­  Николай II Романов – март 1917г.;  6 – В.И. Ленин – октябрь 1917г.)        6.Встреча с Героями – Забайкальцами. Умирают солдаты дважды: От штыка и от пули вражьей. И спустя много лет, в грядущем – От забывчивости живущих. Вспомним всех поименно, вспомним горем своим Это нужно не мертвым, это нужно живым! 1­й учащийся –   Базар Ринчино сын скотовода из села Цаган­Оль Могойтуйского района. Погиб смертью храбрых в боях с фашистскими захватчиками 28 декабря 1943   года   в   районе   Житомира.   Указом   Президиума   Верховного   Совета СССР   от   10   января   1944   года   старшине   роты   71­й   механизированной бригады   старшему   сержанту   Базару   Ринчино   присвоено   звание   Героя Советского Союза 2 –й учащийся – Александр Иосипович Парадович родился  на станции Бурятская нашего района. С сентября 1941 года на фронте. Защищал Сталинград, освобождал Украину. В феврале 1944 года Александру Иосиповичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 3­й учащийся – Николай Васильевич Бородин уроженец Шилкинского района. Смелый и отважный летчик он совершил сотни боевых вылетов. За исключительную храбрость, летное мастерство и отличное выполнение боевых заданий он был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны   первой   степени,   Александра   Невского,   пятью   медалями.   Указом Президиума   Верховного   Совета   СССР   от   23   февраля   1945   года   ему присвоено звание Героя Советского Союза. 4­й учащийся –  Григорий Демьянович Онискевич родился и вырос в городе Чите, учился в аэроклубе,   работал   на   паровозовагоноремонтном   заводе.   Потом   окончил военное авиационное училище. С первых дней войны он на фронте. Сделал 550 боевых вылетов. Лично сбил 24 самолета противника. 1 июля 1944 года Указом   Президиума   Верховного   Совета   СССР   заместителю   командира эскадрильи 164­го истребительного полка старшему лейтенанту Григорию Демьяновичу  Онискевичу  присвоено звание Героя Советского Союза. 5­й учащийся – Дмитрий   Михайлович   Перов     уроженец   станции   Оловянная.   Окончил школу   фабрично­заводского   обучения   на   станции   Хилок.   На   фронте младший   сержант   Дмитрий   Перов   был   шофером   боевой   машины минометного полка. Подвиг совершил 3 февраля 1944 года. 6­й учащийся – Петр Григорьевич Карелин родился в городе Сретенске. Здесь он окончил школу,   потом   поступил     во     Владивостокское   мореходное   училище.   В апреле 1944 года повторил подвиг Матросова. В мае 1944 года нашему замечательному   земляку   было   посмертно   присвоено   звание   Героя Советского Союза. 7­й учащийся – Иван Яковлевич Никифоров родился и вырос в селе Маяки Карымского района.     Совершил   подвиг   при   форсировании   Днепра   осенью   сорок третьего.   15   января   1944   года     Ивану   Яковлевичу   Никифорову   было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа школа в родном селе. 8­й учащийся­ Бадма   Жабон   –   фронтовой   разведчик,   партизан,   воевал   в   партизанском соединении   легендарного   Ковпака.   Звание   Героя   России   уроженцу Забайкальского   села   Алханай     было   присвоено   уже   в   мирное   время.   В наградном   листе   Бадмы   Жабона   сказано,   что   он   участвовал   в   свыше трехстах операциях в Брянской, Сумской, Орловской и Курской областях. Лично   пустил   под   откос   восемь   вражеских   эшелонов,   подорвал   13 автомашин, уничтожил один почтовый мотоцикл и 125 солдат и офицеров противника»   Никогда не померкнет, как пламень огня, Всенародная, Вечная слава Героям! Будем всегда помнить тех, кто принес Великую Победу, Детям своим передадим о Героях минувшей войны.      Группа студентов исполняет песню «Журавли» Расула Гамзатова.     7. Остановка во времени.  Историческое лото. Каждой команде набор дат. За 2 минуты   каждая дата соответствует событию. За 2 правильные даты одна «звездочка».      1. 1906, 1911, 1918, 1925, 1934, 1945, 1956, 1977, 1989, 1998.      2. 1904, 1912, 1922, 1927, 1939, 1949, 1957, 1975, 1986, 1991.      3. 1905, 1917, 1921, 1922, 1935, 1943, 1953, 1961, 1975, 1988.      4. 1901, 1907, 1916, 1934, 1941, 1944, 1956, 1965, 1979, 1992.      5. 1914, 1920, 1929, 1938, 1945, 1957, 1964, 1977, 1988, 1993.      6. 1904, 1915, 1927, 1936, 1942, 1949, 1956, 1979, 1986, 1998.        Экспертная комиссия начинает свою работу, команды сдают путевые листы и силуэты кораблей.     8.Завершение урока:   Обсуждаем эпиграф урока: Какой смысл заключен в этих словах? Что хотел сказать автор? Как вы поняли эпиграф урока?        Заключительное слово учителя:          Объявление результатов, команды подсчитывают  свои звездочки на кораблях,   выставление   оценок   в   журнал,   преподаватель   благодарит студентов  за работу. Каждому студенту  вручается нарисованное от руки «солнышко»      9.Домашнее задание. Каждой команде на стол  творческое  задание.          10. Рефлексия     Выходя из кабинета «стрельнуть» в мишень.

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"

Разработка урока "ХХ век - подводя итоги"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017