Разработка урока химии: Классификация кислот.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Кислоты, их классификация.docx
Тема урока: Кислоты, их классификация. Задачи: 1. повторить и закрепить понятие «кислота»; 2. обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся   о   различных   признаках классификации кислот; 3. продолжить развитие основных мыслительных операций: синтез, анализ, сравнение; 4. воспитывать коммуникативные качества учащихся. Мотивация и целеполагание:   Как   вы   считаете,   для   чего   нужна   классификация   кислот?   Какие   признаки    классификации кислот вам уже известны? Изучение нового материала: По растворимости в воде кислоты делятся на растворимые в воде, к ним относится     Существует несколько признаков классификации кислот. Разберем некоторые их них. Помните, что кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных   остатков.   По   наличию   атомов   кислорода   в   кислотах,   кислоты   делятся   на кислородсодержащие,   в   которых   присутствует   кислород,   например,   серная   кислота, азотная кислоты, бескислородные, в которых кислорода нет, к таким кислотам относится соляная, сероводородная.     По количеству атомов водорода в кислоте, кислоты делятся на однооснòвные, у которых один атом водорода (например, в азотной кислоте, соляной), двухоснòвные, у которых 2 атома водорода (как в серной кислоте или сероводородной), трёхоснòвные, у которых 3 атома водорода (как в фосфорной кислоте).       большинство кислот и нерастворимые в воде, как кремниевая кислота.      По летучести, т.е. способности молекул кислоты  легко переходить в газообразное состояние, кислоты делятся на летучие (как соляная, сероводородная и азотная кислоты) и нелетучие – это большинство кислот: серная, кремниевая, фосфорная.     По степени электролитической диссоциации кислоты делятся на сильные, у которых степень   электролитической   диссоциации   стремится   к   единице,   к   ним   относятся   такие кислоты,   как   серная,   азотная,   соляная,   а   слабые   кислоты,   у   которых   степень электролитической диссоциации стремится к нулю, например, сероводородная, угольная, сернистая.               По признаку стабильности кислоты делят на стабильные, как серная, фосфорная, соляная, и нестабильные, которые разлагаются при обычных условиях или при нагревании, это такие кислоты, как кремниевая, сернистая, угольная (табл. 10).       При   обычных   условиях   кислоты   могут   быть   твердыми.   Это   такие   кислоты,   как    фосфорная и кремниевая. А также кислоты могут быть жидкими, как азотная, серная. Газообразных кислот при обычных условиях нет.  Не путайте: соляную, сероводородную, бромоводородную кислоты образуют соответствующе газы, растворенные в воде, но они не являются газообразными кислотами.          Некоторые кислоты, такие как угольная и сернистая, существуют только в водных растворах, потому что они являются слабыми и нестойкими, они легко разлагаются на соответствующие   оксиды   и   воду,   поэтому   выделить   эти   кислоты   в   чистом   виде невозможно.   Такая   кислота,   как   соляная   является   летучей   стабильной   кислотой,   а кремниевая кислота – нелетучей, нерастворимой и нестабильной кислотой, потому что при нагревании разлагается на оксид и воду.Большинство водных растворов кислот не имеют окраски: серная, азотная, соляная и др., а хромовая (H2CrO4) имеет жёлтую окраску, марганцевая кислота (HMnO4) имеет малиновую окраску.    Обобщение и систематизация знаний:    1. Фронтальный опрос.    2. Тест «Кислоты, их классификация». Закрепление и контроль знаний:     1. Какие из веществ относятся к кислотам: KOH, CuSO4, HNO3, Ca(OH)2, HCl, H2SiO3, HMnO4, KMnO4, Ba(OH)2, AlCl3.    Ответ: HNO3, HCl, H2SiO3, HMnO4.    2.   Дайте   характеристику   соляной   кислоты,   используя   различные   признаки   классификации.    Ответ: бескислородная, одноосновная, растворимая, летучая, сильная, стабильная.      3. Какая масса серной кислоты образуется в результате реакции 8 г  SO3  с избытком воды? (9,8 г) Рефлексия и подведение итогов: На   стол   выставляются   пронумерованные   пробирки   с   «эмоциями».   Учащиеся,     оценивая свое эмоциональное  состояние на уроке, отдают предпочтение какой­то из них, записывая номер пробирки на листочке. Домашнее задание:    I уровень: §39, упр. 1, 2;    II уровень: тоже + упр. 3.