Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Огромное значение для изучения в процессе химии имеет тема "Моль. Молярная масса". Эту тему изучают в 8-ом классе. Думаю, что моя разработка окажется полезной коллегам, так как она включает разнообразный материал, что способствует повышению мотивации к обучению и качества обученности по предметуурок химии "Моль. Молярная масса".
Иконка файла материала Уроки химии в 8 классе.docx
Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса» Автор: Буракова Ирина Прокопьевна ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач.  ЗАДАЧИ:  1.Рассмотреть физический смысл величин­ моль, число Авогадро.  2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль,  молярная масса. Развивать умения владения химическим языком.  3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие  мира.  ТИП УРОКА:  Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением  пройденного материала.  ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:  Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  Словесно­наглядные, проблемно­поисковые.  ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:  1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009 ОБОРУДОВАНИЕ:  1.Периодическая система химических элементов. 2. карточки с заданием. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.  МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  Физика, математика.  ПЛАН УРОКА:  I.Организационный момент.  II. Проверка домашнего задания.  III. Проверка знаний.  ­Типы химических реакций  IV.Изложение нового материала.  ­Количество вещества. Моль.  ­Число Авогадро.  ­Молярная масса вещества.  V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. VI.Итог урока и рефлексия. VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  ХОД УРОКА.  I.Организационный момент.  Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы  химических реакций».  II.Проверка домашнего задания. Тетради с д/з соберу после урока. III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. ­1 и2 уравнения,  2 в. ­3 и 4) 1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций  1. NO + O2= NO22. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl  3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2  4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O IV.Изложение нового материала. Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие  надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем    предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений. Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Клей разлился ­ слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками. Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная  Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса) ( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу  продать ему  10  молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос  вы ответите после изучения новой темы. Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества.  Моль. Молярная масса.»  Расскажу сегодня, что ли,  О зловредной роли моли.Моль съедает шерсть и мех –  Просто паника у всех….  Ну а в химии – изволь!  Есть другое слово “моль”  Прост, как небо и трава,  Моль любого вещества.  Но трудна его дорога:  В моле так частичек много! В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с  большими количествами мельчайших частиц – с  так называемыми структурными  элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).   1.Количество вещества. Моль.  Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях.  Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом.  4 Al+ 3O2= 2Al2O3  ­Найти массовые отношения реагирующих веществ.Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108:96=9:8,  т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода.  ­Найти количественное отношение атомов в продукте реакции.  По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е.  на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода.  Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в  результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество  вещества.  Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита­  (ню).  ν 2. Для определения количества частиц используют число Авогадро. Число Авогадро обозначается буквой NА. 3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль,  используют  молярную масса вещества.  Молярная масса вещества обозначается буквой М.  4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль,  используют  молярный объем.  Молярный  объем вещества обозначается буквой Vm.   Далее по ходу объяснения строится схема: Физические величины   количество вещества    молярная масса   число Авогадро     молярный объемПосле предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по  плану: 1. Что показывает величина 2. Единицы измерения 3. Формула для вычисления (или числовое значение)   По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.   Количество вещества – физическая величина, которая: означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов); обозначается  Υ  (ню); измеряется в международной системе единиц (СИ) ­ моль. Молярная масса – физическая величина, которая: показывает массу в 1 моль вещества; обозначается М; измеряется в международной системе единиц (СИ)  ­ г\моль; формула для расчёта ­ М = m \  .υМолярный объем – физическая величина, которая: показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль; обозначается V m; измеряется в международной системе единиц (СИ) ­ л \ моль; формула для расчёта ­ V =  υ  ∙ Vm; при н.у. V m = 22,4л\моль. Число Авогадро показывает число структурных частиц  в 1 моль вещества; обозначается   NА ; измеряется в международной системе единиц (СИ)  в моль ­1; числовое значение 6,02 ∙ 1023   V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач.  Задачи напечатаны на листе: Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это  количество? Сколько молекул будет содержать это количество?   Дано:                            Решение. n(CO2) = 1,5 моль        Из формул взаимосвязи  ν  с m, Vm, Na следует, что m = M(CO2) = 44 г/моль     m = M∙  ν , V = Vm∙  ν , N = Na∙  νVm =22,4 л/моль           Произведем расчет: Na = 6∙1023 моль­1         m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 66 г.                                       V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л. Найти:                          N = 6∙1023 моль­1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023          m(CO2) V(CO2) N(CO2)   Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г, объем – 33,6 л, число молекул ­  9∙1023. VI.Итог урока и рефлексия. Как вы думаете, мы достигли цели урока?  (возможный ответ ­да). А как же задача про  Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10   молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ ­585 г или 0,5 кг). VII. Домашнее задание. § 17.