Огромное значение для изучения в процессе химии имеет тема "Моль. Молярная масса". Эту тему изучают в 8-ом классе. Думаю, что моя разработка окажется полезной коллегам, так как она включает разнообразный материал, что способствует повышению мотивации к обучению и качества обученности по предметуурок химии "Моль. Молярная масса".
Уроки химии в 8 классе.docx
Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль.
Молярная масса»
Автор: Буракова Ирина Прокопьевна
ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач.
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть физический смысл величин моль, число Авогадро.
2.Способствовать развитию навыков выполнения расчетов с применением понятий моль,
молярная масса. Развивать умения владения химическим языком.
3. Воспитывать культуру умственного труда, воспитывать диалектическое восприятие
мира.
ТИП УРОКА:
Изучение нового материала в сочетании с систематизацией и закреплением
пройденного материала.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
Фронтальная, самостоятельная, парная, групповая.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словеснонаглядные, проблемнопоисковые.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
1.Учебник «Химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Рудзитис Г.Е,2009
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Периодическая система химических элементов.
2. карточки с заданием.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Анализ учебной информации, выдвижение гипотез.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Физика, математика.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Проверка знаний.
Типы химических реакций
IV.Изложение нового материала.
Количество вещества. Моль.
Число Авогадро.
Молярная масса вещества.
V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
VI.Итог урока и рефлексия.
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Вводное слово учителя. Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы
химических реакций».
II.Проверка домашнего задания.
Тетради с д/з соберу после урока.
III.Проверка знаний. (взаимопроверка по вариантам: 1 в. 1 и2 уравнения, 2 в. 3 и 4)
1.Расставить коэффициенты. Определить тип химических реакций
1. NO + O2= NO2 2. ZnCl2 + AgNO3= Zn(NO3)2+ AgCl
3. Ca+ HCl= CaCl2+ H2
4. CaO + H3PO4= Ca3(PO4)2 + H2O
IV.Изложение нового материала.
Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие
надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем
предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений.
Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Клей разлился слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная
Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса)
( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу
продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос
вы ответите после изучения новой темы.
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества.
Моль. Молярная масса.»
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так частичек много!
В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с
большими количествами мельчайших частиц – с так называемыми структурными
элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.).
1.Количество вещества. Моль.
Вступая в химическую реакцию, вещества взаимодействуют в определенных отношениях.
Рассмотрим уравнение взаимодействия алюминия с кислородом.
4 Al+ 3O2= 2Al2O3
Найти массовые отношения реагирующих веществ. Ar (Al): Mr(O2)=(4∙27):(3∙32) = 108:96=9:8,
т.е. на 9 массовых частей алюминия приходится 8 массовых частей кислорода.
Найти количественное отношение атомов в продукте реакции.
По химической формуле видно, что соотношение числа атомов в оксиде алюминия 2:3, т.е.
на 2 атома алюминия приходится 3 атома кислорода.
Высчитывать сколько атомов и молекул вступило в реакцию и сколько их получилось в
результате реакции трудно. Поэтому в химии используется особая величина –количество
вещества.
Количество вещества обозначается буквой греческого алфавита (ню).
ν
2. Для определения количества частиц используют число Авогадро.
Число Авогадро обозначается буквой NА.
3.Для определения массы атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль,
используют молярную масса вещества.
Молярная масса вещества обозначается буквой М.
4.Для определения объема атомов или молекул в количестве вещества равном 1 моль,
используют молярный объем.
Молярный объем вещества обозначается буквой Vm.
Далее по ходу объяснения строится схема:
Физические величины
количество вещества молярная масса число Авогадро молярный объем После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по
плану:
1. Что показывает величина
2. Единицы измерения
3. Формула для вычисления (или числовое значение)
По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске.
Количество вещества – физическая величина, которая:
означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов);
обозначается
Υ
(ню);
измеряется в международной системе единиц (СИ) моль.
Молярная масса – физическая величина, которая:
показывает массу в 1 моль вещества;
обозначается М;
измеряется в международной системе единиц (СИ) г\моль;
формула для расчёта М = m \
.υ Молярный объем – физическая величина, которая:
показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль;
обозначается V m;
измеряется в международной системе единиц (СИ) л \ моль;
формула для расчёта V =
υ
∙ Vm;
при н.у. V m = 22,4л\моль.
Число Авогадро
показывает число структурных частиц в 1 моль вещества;
обозначается NА ;
измеряется в международной системе единиц (СИ) в моль 1;
числовое значение 6,02 ∙ 1023
V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач.
Задачи напечатаны на листе:
Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это
количество? Сколько молекул будет содержать это количество?
Дано: Решение.
n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи
ν
с m, Vm, Na следует, что m =
M(CO2) = 44 г/моль m = M∙
ν
, V = Vm∙
ν
, N = Na∙
ν Vm =22,4 л/моль Произведем расчет:
Na = 6∙1023 моль1 m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 66 г.
V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л.
Найти: N = 6∙1023 моль1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023
m(CO2)
V(CO2)
N(CO2)
Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г, объем – 33,6 л, число молекул
9∙1023.
VI.Итог урока и рефлексия.
Как вы думаете, мы достигли цели урока? (возможный ответ да). А как же задача про
Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10
молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ 585 г или 0,5 кг).
VII. Домашнее задание.
§ 17.
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Разработка урока химии "Моль. Молярная масса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.