Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок химии в 9 классе по теме "Кислород" направлен на достижение следующих целей: Образовательные: • актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева; • познакомить учащихся с историей открытия кислорода; • дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода. • актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез; Развивающие: • развивать речь учащихся, память; • развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; • развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности. Воспитательные: • формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся; • воспитывать положительное отношение к предмету; • поддерживать интерес к науке «химия». Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом, работа в группах.
Иконка файла материала кислород.docx
Волкова Ольга Викторовна учитель химии МКОУ  Урывская  СОШ Тема:  Кислород.    Цели урока: Образовательные:     актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева; познакомить учащихся с историей открытия кислорода; дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в  природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами  и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода. актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез; Развивающие:    развивать речь учащихся, память; развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные  знания в практической деятельности. Воспитательные:  формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;   воспитывать положительное отношение к предмету; поддерживать интерес к науке «химия». Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом,  работа в группах. Ход урока I. Мотивация. Добрый день! Ребята, рада приветствовать вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, где ключевым словом будет тема урока. 1 2 34 6 7 5 8 1. Сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, одним из которых является кислород   в степени окисления ­2. 2. Металл в ПСХЭ под номером 30. 3. Материалы с характерными свойствами, состоящие из  2 и более компонентов, одним из которых  является металл. 4. Сложные вещества, состоящие из  атомов водорода и кислотных остатков. 5. Единственный неметалл в таблице, находящийся в жидком агрегатном состоянии (№ 35). 6. Процесс самопроизвольного разрушения металлов под влиянием окружающей среды. 7. Сложные вещества, состоящие из катионов металлов и связанных с ними одной или несколькими  группами ОН. 8. Вещество­галоген, имеющееся в домашней аптечке (№53). II. III. Формулировка темы урока (после разгадывания кроссворда, называем тему урока). Ребята, назовите тему урока. ­ Кислород. Формирование новых знаний. Читаю стихотворение. Источник жизни – кислород!                   Как чародей великий тот,                   Поможет он всему на свете,                   Что дышит, бегает, растет…                   А, может быть, наоборот –                   Злой разрушитель – кислород?                   Ведь все не без его участья                    Горит, ржавеет и гниет… Проблемный вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём необычный урок – урок­расследование по делу №8.  Нам нужно собрать как можно больше фактов при изучении этого вещества. Итак, начнём наше расследование.  Расследование вы будете проводить в группах.   Задание 1. Вам предстоит выяснить: 1) Последнее местонахождение этого элемента – 1 группа 2) Отличительные  черты и свойства вещества – 2 группа 3) Когда,  кем и где  был замечен (история открытия) – 3 группа1 – я группа: Используя  материал  зелёного конверта, определите положение  химического  элемента кислорода в Периодической таблице Д.И. Менделеева и нахождение его в природе. Порядковый номер  химического элемента кислорода №________.  Расположен  в ______группе,  ________________подгруппе.       Относительная  атомная масса (Аr) равна_____________.  В  одной подгруппе с кислородом находятся такие элементы, как  _________________(перечислить).  Все эти элементы имеют общее название _________________________, что в переводе обозначает  _______________________________. Кислород (находится) В атмосфере                                                                                                                            в воде           (________%)                                   в земной коре               в живых организмах         (______%)                                                                   (________%)                            (______%) 2­я группа: Используя  материал  зелёного конверта, определите физические свойства  кислорода как простого вещества.  Кислород – простое вещество – это газ без _________и ____________. В жидком состоянии имеет ___________________________окраску, в твёрдом ___________________. Формула кислорода  ______.  Кислород имеет аллотропную модификацию ____________.   Его формула ___________.   Это вещество  имеет _______________цвет, запах_________________. Образуется в природе во  время ____________. Молекулярная масса (Мr) кислорода = Молекулярная масса (Мr) озона = 3­я группа: Используя  материал  зелёного конверта, выясните историю открытия данного  элемента. Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика 18  века:швед_______________путём нагревания ___________________и англичанин  __________________  при нагревании _________________________. Название этому элементу дал  великий французский химик_________________________. Кислород в переводе с греческого –  рождающий___________________. Выслушаем отчёт групп по первому заданию. Факты о местонахождении, отличительных свойствах и  контактах детально изучены.  А вы, ребята, за успехи получаете первую награду (даю по 1  медальке каждой группе). Вывод:  Кислород – самый распространённый химический элемент на нашей планете.  Всё живое  не может существовать без него.Задание 2.  Перед вами  не менее простое задание. Вам предстоит выяснить, с кем  кислород  вступает в приятельские  отношения, поддерживает дружбу. 1­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода с  литием, с алюминием, с железом. Расставьте коэффициенты. Li +   ….  ….  + O2   .... + O2   → Li2O   → AL2O3  → Fe3O4 2­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода с серой, фосфором, с углеродом. Расставьте коэффициенты. S   +   ….  …   +  O2  …  +  O2   → SO2  → P2O5  → CO2 3­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода со сложными веществами: метаном (СН4) и сероводородом (Н2S), зная,  что образуются оксиды тех элементов, из которых состоят эти вещества.  Расставьте  коэффициенты. CH4 +  …    H2S  + ….    …→ O2  + … O   …→ O2   +    …O Выслушаем отчёты групп. (На доске записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты,  получают медальки). Вывод: кислород может вступать в химические реакции с металлами, неметаллами,  сложными бинарными веществами.  Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения. Ребята, скажите, к чему могут привести реакции горения (к каким последствиям)?   ­ взрывам  ­ пожарам ­ выделению опасных веществ  ­ разрушению металлов Вывод: здесь кислород выступает как разрушитель. 3­е задание: Ребята, сегодня в наш следственный отдел поступило весьма интересное письмо  от космических пришельцев. Вот его текст.Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной!      Много лет назад мы покинули прекрасную планету Гриннета. А вернулись на гибнущую планету, где жители задыхаются....     Спасти их может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый девятиклассник. Мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Говорят, что на вашей планете   есть   секретная   лаборатория,   которая   производит   сырьё,   позволяющее   дышать.   Ждем информации   об   устройстве   и   работе   секретной   лаборатории.   Нас   интересуют:   откуда   берется исходное сырьё; куда идут продукты; важность этого процесса для вашей планеты. 1­я и 2­я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните способы получения  кислорода. Составьте соответствующие реакции. Получение  кислорода.   В   повседневной   жизни   вы   наверняка   сталкивались   с   веществом,   которое   в   быту   называется «марганцовкой». Химическое название этого вещества ­ перманганат калия, его химическая формула KMnO4. При нагревании перманганат калия разлагается с образованием кислорода. Такая реакция называется термическим разложением перманганата калия. Описание: Для   опыта   нужна   пробирка   с   газоотводной   трубкой.   В   пробирку   насыпают   кристаллический перманганат калия (марганцовку).  При  нагревании  перманганат калия разлагается, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу­приемник. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Если опустить тлеющую лучину в колбу с собранным кислородом, то она ярко вспыхнет, т.к. кислород поддерживает горение. Уравнение проведенной реакции: 2KMnO4=O2 +K↑ 2MnO4+MnO2 Это удобный способ получения кислорода, но он дорог. Из 10 г марганцовки можно получить всего 1 литр кислорода. В лабораторных условиях кислород получают:   Разложением  пероксида  водорода ­ H2O2. 2H2O2=2H2O+O2↑ Удобно получать кислород в лаборатории из пероксида водорода:Пероксид водорода обычно используется в виде 3%­ного водного раствора. Многие из вас знакомы с ним, потому что такой раствор применяется как дезинфицирующее средство при обработке царапин и мелких ран. Он мало устойчив и уже при стоянии медленно разлагается на кислород и воду. Попав на царапину или ранку, пероксид начинает выделять кислород гораздо интенсивнее (сильно пузырится, шипит). Дело здесь в том, что кровь содержит особые вещества (катализаторы), которые ускоряют реакцию   разложения   пероксида   водорода.   Катализаторы   –   это   вещества,   способные   ускорять химические   превращения,   сами   оставаясь   при   этом   неизменными   (более   подробно   о   них рассказывается в следующей книге). Катализаторами разложения Н2О2 могут служить многие вещества, в том числе и неорганические: диоксид марганца (MnO2), древесный уголь (углерод), железный порошок. 3­я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните роль кислорода в дыхании и в  процессе фотосинтеза. Дыхание Исключительно   важна   роль   кислорода   в   процессе   дыхания   человека,   животных   и   растений.   При обычной температуре он способен окислять различные вещества. Так, медленное окисление пищи в нашем организме является источником энергии, за счет которой живет организм.   Фотосинтез В клетках растений, содержащих хлорофилл, протекают специфические процессы, имеющие большое значение для живой природы. Этот процесс назван фотосинтезом. Происходит фотосинтез, главным образом, в зеленых листьях. В ходе этого процесса из углекислого газа и воды ( только на свету) образуется   углевод   глюкоза   (C6H12O6)   –   богатое   энергией   вещество.   В   результате   фотосинтеза образуется также молекулярный кислород. Фотосинтез выражается следующим суммарным уравнением: 6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2↑ Так как процесс фотосинтеза идет более интенсивно, то в итоге на свету растения выделяют гораздо   больше   кислорода,   чем   поглощают   его   при   дыхании.   Таким   образом   содержание свободного кислорода Земли сохраняется благодаря жизнедеятельности зеленых растений Выслушаем отчёты групп: составляют из карточек реакцию разложения перманганата калия,  разложения пероксида водорода и реакцию фотосинтеза. Составляем послание пришельцам (на экране проецируется послание с пропусками, вместе  вставим необходимые слова). Секретная лаборатория находится на планете _____________.  На нашей планете много растений,  которые являются основным источником _________________. В зелёных листьях проходит  процесс ______________________. Исключительно важна роль кислорода в процессе  ___________________ человека, животных и  растений. Кислород окисляет пищу в нашем  организме, за счёт этого выделяется __________________, необходимая для жизнедеятельности  организма.     Из всего сказанного сделаем вывод, что кислород – источник жизни.  За активную работу получают 3 медальку. IV. Рефлексия.Ребята, наше расследование по делу №8 завершено.            Ответим на вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?  Выскажите свою точку зрения с помощью синквейна. В белых конвертах лежат инструкции по  составлению пятистрочного стихотворения ­ синквейна, здесь же все материалы: два  прилагательных, три глагола, фраза из 4 слов, синоним (для каждой группы свой). Кислород Бесцветный, необходимый Выделяется, образуется, вдыхается Важен для дыхания Жизнь                                                                   Кислород – источник жизни и разрушитель, поэтому полученные в ходе  расследования знания нам нужны,  чтобы использовать его полезные свойства и  укрощать разрушительные.  Ребята, спасибо за урок.CH4 +  …    H2S  + ….    …→ O2  + … O   …→ O2   +    …O