Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
21.01.2018
Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)
Урок химии в 9 классе по теме "Кислород" направлен на достижение следующих целей: Образовательные: • актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева; • познакомить учащихся с историей открытия кислорода; • дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода. • актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез; Развивающие: • развивать речь учащихся, память; • развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; • развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности. Воспитательные: • формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся; • воспитывать положительное отношение к предмету; • поддерживать интерес к науке «химия». Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом, работа в группах.
кислород.docx
Волкова Ольга Викторовна учитель химии МКОУ  Урывская  СОШ Тема:  Кислород.    Цели урока: Образовательные:     актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева; познакомить учащихся с историей открытия кислорода; дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в  природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами  и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода. актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез; Развивающие:    развивать речь учащихся, память; развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные  знания в практической деятельности. Воспитательные:  формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;   воспитывать положительное отношение к предмету; поддерживать интерес к науке «химия». Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом,  работа в группах. Ход урока I. Мотивация. Добрый день! Ребята, рада приветствовать вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, где ключевым словом будет тема урока. 1 2 3 4 6 7 5 8 1. Сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, одним из которых является кислород   в степени окисления ­2. 2. Металл в ПСХЭ под номером 30. 3. Материалы с характерными свойствами, состоящие из  2 и более компонентов, одним из которых  является металл. 4. Сложные вещества, состоящие из  атомов водорода и кислотных остатков. 5. Единственный неметалл в таблице, находящийся в жидком агрегатном состоянии (№ 35). 6. Процесс самопроизвольного разрушения металлов под влиянием окружающей среды. 7. Сложные вещества, состоящие из катионов металлов и связанных с ними одной или несколькими  группами ОН. 8. Вещество­галоген, имеющееся в домашней аптечке (№53). II. III. Формулировка темы урока (после разгадывания кроссворда, называем тему урока). Ребята, назовите тему урока. ­ Кислород. Формирование новых знаний. Читаю стихотворение. Источник жизни – кислород!                   Как чародей великий тот,                   Поможет он всему на свете,                   Что дышит, бегает, растет…                   А, может быть, наоборот –                   Злой разрушитель – кислород?                   Ведь все не без его участья                    Горит, ржавеет и гниет… Проблемный вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём необычный урок – урок­расследование по делу №8.  Нам нужно собрать как можно больше фактов при изучении этого вещества. Итак, начнём наше расследование.  Расследование вы будете проводить в группах.   Задание 1. Вам предстоит выяснить: 1) Последнее местонахождение этого элемента – 1 группа 2) Отличительные  черты и свойства вещества – 2 группа 3) Когда,  кем и где  был замечен (история открытия) – 3 группа 1 – я группа: Используя  материал  зелёного конверта, определите положение  химического  элемента кислорода в Периодической таблице Д.И. Менделеева и нахождение его в природе. Порядковый номер  химического элемента кислорода №________.  Расположен  в ______группе,  ________________подгруппе.       Относительная  атомная масса (Аr) равна_____________.  В  одной подгруппе с кислородом находятся такие элементы, как  _________________(перечислить).  Все эти элементы имеют общее название _________________________, что в переводе обозначает  _______________________________. Кислород (находится) В атмосфере                                                                                                                            в воде           (________%)                                   в земной коре               в живых организмах         (______%)                                                                   (________%)                            (______%) 2­я группа: Используя  материал  зелёного конверта, определите физические свойства  кислорода как простого вещества.  Кислород – простое вещество – это газ без _________и ____________. В жидком состоянии имеет ___________________________окраску, в твёрдом ___________________. Формула кислорода  ______.  Кислород имеет аллотропную модификацию ____________.   Его формула ___________.   Это вещество  имеет _______________цвет, запах_________________. Образуется в природе во  время ____________. Молекулярная масса (Мr) кислорода = Молекулярная масса (Мr) озона = 3­я группа: Используя  материал  зелёного конверта, выясните историю открытия данного  элемента. Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика 18  века:швед_______________путём нагревания ___________________и англичанин  __________________  при нагревании _________________________. Название этому элементу дал  великий французский химик_________________________. Кислород в переводе с греческого –  рождающий___________________. Выслушаем отчёт групп по первому заданию. Факты о местонахождении, отличительных свойствах и  контактах детально изучены.  А вы, ребята, за успехи получаете первую награду (даю по 1  медальке каждой группе). Вывод:  Кислород – самый распространённый химический элемент на нашей планете.  Всё живое  не может существовать без него. Задание 2.  Перед вами  не менее простое задание. Вам предстоит выяснить, с кем  кислород  вступает в приятельские  отношения, поддерживает дружбу. 1­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода с  литием, с алюминием, с железом. Расставьте коэффициенты. Li +   ….  ….  + O2   .... + O2   → Li2O   → AL2O3  → Fe3O4 2­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода с серой, фосфором, с углеродом. Расставьте коэффициенты. S   +   ….  …   +  O2  …  +  O2   → SO2  → P2O5  → CO2 3­я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических  реакций кислорода со сложными веществами: метаном (СН4) и сероводородом (Н2S), зная,  что образуются оксиды тех элементов, из которых состоят эти вещества.  Расставьте  коэффициенты. CH4 +  …    H2S  + ….    …→ O2  + … O   …→ O2   +    …O Выслушаем отчёты групп. (На доске записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты,  получают медальки). Вывод: кислород может вступать в химические реакции с металлами, неметаллами,  сложными бинарными веществами.  Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения. Ребята, скажите, к чему могут привести реакции горения (к каким последствиям)?   ­ взрывам  ­ пожарам ­ выделению опасных веществ  ­ разрушению металлов Вывод: здесь кислород выступает как разрушитель. 3­е задание: Ребята, сегодня в наш следственный отдел поступило весьма интересное письмо  от космических пришельцев. Вот его текст. Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной!      Много лет назад мы покинули прекрасную планету Гриннета. А вернулись на гибнущую планету, где жители задыхаются....     Спасти их может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый девятиклассник. Мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Говорят, что на вашей планете   есть   секретная   лаборатория,   которая   производит   сырьё,   позволяющее   дышать.   Ждем информации   об   устройстве   и   работе   секретной   лаборатории.   Нас   интересуют:   откуда   берется исходное сырьё; куда идут продукты; важность этого процесса для вашей планеты. 1­я и 2­я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните способы получения  кислорода. Составьте соответствующие реакции. Получение  кислорода.   В   повседневной   жизни   вы   наверняка   сталкивались   с   веществом,   которое   в   быту   называется «марганцовкой». Химическое название этого вещества ­ перманганат калия, его химическая формула KMnO4. При нагревании перманганат калия разлагается с образованием кислорода. Такая реакция называется термическим разложением перманганата калия. Описание: Для   опыта   нужна   пробирка   с   газоотводной   трубкой.   В   пробирку   насыпают   кристаллический перманганат калия (марганцовку).  При  нагревании  перманганат калия разлагается, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу­приемник. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Если опустить тлеющую лучину в колбу с собранным кислородом, то она ярко вспыхнет, т.к. кислород поддерживает горение. Уравнение проведенной реакции: 2KMnO4=O2 +K↑ 2MnO4+MnO2 Это удобный способ получения кислорода, но он дорог. Из 10 г марганцовки можно получить всего 1 литр кислорода. В лабораторных условиях кислород получают:   Разложением  пероксида  водорода ­ H2O2. 2H2O2=2H2O+O2↑ Удобно получать кислород в лаборатории из пероксида водорода: Пероксид водорода обычно используется в виде 3%­ного водного раствора. Многие из вас знакомы с ним, потому что такой раствор применяется как дезинфицирующее средство при обработке царапин и мелких ран. Он мало устойчив и уже при стоянии медленно разлагается на кислород и воду. Попав на царапину или ранку, пероксид начинает выделять кислород гораздо интенсивнее (сильно пузырится, шипит). Дело здесь в том, что кровь содержит особые вещества (катализаторы), которые ускоряют реакцию   разложения   пероксида   водорода.   Катализаторы   –   это   вещества,   способные   ускорять химические   превращения,   сами   оставаясь   при   этом   неизменными   (более   подробно   о   них рассказывается в следующей книге). Катализаторами разложения Н2О2 могут служить многие вещества, в том числе и неорганические: диоксид марганца (MnO2), древесный уголь (углерод), железный порошок. 3­я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните роль кислорода в дыхании и в  процессе фотосинтеза. Дыхание Исключительно   важна   роль   кислорода   в   процессе   дыхания   человека,   животных   и   растений.   При обычной температуре он способен окислять различные вещества. Так, медленное окисление пищи в нашем организме является источником энергии, за счет которой живет организм.   Фотосинтез В клетках растений, содержащих хлорофилл, протекают специфические процессы, имеющие большое значение для живой природы. Этот процесс назван фотосинтезом. Происходит фотосинтез, главным образом, в зеленых листьях. В ходе этого процесса из углекислого газа и воды ( только на свету) образуется   углевод   глюкоза   (C6H12O6)   –   богатое   энергией   вещество.   В   результате   фотосинтеза образуется также молекулярный кислород. Фотосинтез выражается следующим суммарным уравнением: 6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2↑ Так как процесс фотосинтеза идет более интенсивно, то в итоге на свету растения выделяют гораздо   больше   кислорода,   чем   поглощают   его   при   дыхании.   Таким   образом   содержание свободного кислорода Земли сохраняется благодаря жизнедеятельности зеленых растений Выслушаем отчёты групп: составляют из карточек реакцию разложения перманганата калия,  разложения пероксида водорода и реакцию фотосинтеза. Составляем послание пришельцам (на экране проецируется послание с пропусками, вместе  вставим необходимые слова). Секретная лаборатория находится на планете _____________.  На нашей планете много растений,  которые являются основным источником _________________. В зелёных листьях проходит  процесс ______________________. Исключительно важна роль кислорода в процессе  ___________________ человека, животных и  растений. Кислород окисляет пищу в нашем  организме, за счёт этого выделяется __________________, необходимая для жизнедеятельности  организма.     Из всего сказанного сделаем вывод, что кислород – источник жизни.  За активную работу получают 3 медальку. IV. Рефлексия. Ребята, наше расследование по делу №8 завершено.            Ответим на вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?  Выскажите свою точку зрения с помощью синквейна. В белых конвертах лежат инструкции по  составлению пятистрочного стихотворения ­ синквейна, здесь же все материалы: два  прилагательных, три глагола, фраза из 4 слов, синоним (для каждой группы свой). Кислород Бесцветный, необходимый Выделяется, образуется, вдыхается Важен для дыхания Жизнь                                                                   Кислород – источник жизни и разрушитель, поэтому полученные в ходе  расследования знания нам нужны,  чтобы использовать его полезные свойства и  укрощать разрушительные.  Ребята, спасибо за урок. CH4 +  …    H2S  + ….    …→ O2  + … O   …→ O2   +    …O

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)

Разработка урока химии на тему "Кислород" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018