Урок химии в 9 классе по теме "Кислород" направлен на достижение следующих целей:
Образовательные:
• актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
• познакомить учащихся с историей открытия кислорода;
• дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода.
• актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез;
Развивающие:
• развивать речь учащихся, память;
• развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
• развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
• формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;
• воспитывать положительное отношение к предмету;
• поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование)
Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом, работа в группах.
Волкова Ольга Викторовна учитель химии МКОУ Урывская СОШ
Тема: Кислород. Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
познакомить учащихся с историей открытия кислорода;
дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в
природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами
и неметаллами), сложными веществами; применение кислорода.
актуализировать понятия: дыхание и фотосинтез;
Развивающие:
развивать речь учащихся, память;
развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные
знания в практической деятельности.
Воспитательные:
формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся;
воспитывать положительное отношение к предмету;
поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – расследование)
Формы и методы работы на уроке: фронтальный, наглядный, работа с дидактическим материалом,
работа в группах.
Ход урока
I.
Мотивация.
Добрый день! Ребята, рада приветствовать вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная
работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
Я предлагаю вам отгадать кроссворд, где ключевым словом будет тема урока.
1
2
34
6
7
5
8
1. Сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, одним из которых является кислород
в степени окисления 2.
2. Металл в ПСХЭ под номером 30.
3. Материалы с характерными свойствами, состоящие из 2 и более компонентов, одним из которых
является металл.
4. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
5. Единственный неметалл в таблице, находящийся в жидком агрегатном состоянии (№ 35).
6. Процесс самопроизвольного разрушения металлов под влиянием окружающей среды.
7. Сложные вещества, состоящие из катионов металлов и связанных с ними одной или несколькими
группами ОН.
8. Веществогалоген, имеющееся в домашней аптечке (№53).
II.
III.
Формулировка темы урока (после разгадывания кроссворда, называем тему урока).
Ребята, назовите тему урока.
Кислород.
Формирование новых знаний. Читаю стихотворение.
Источник жизни – кислород!
Как чародей великий тот,
Поможет он всему на свете,
Что дышит, бегает, растет…
А, может быть, наоборот –
Злой разрушитель – кислород?
Ведь все не без его участья
Горит, ржавеет и гниет…
Проблемный вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём необычный урок – урокрасследование по делу №8. Нам
нужно собрать как можно больше фактов при изучении этого вещества.
Итак, начнём наше расследование.
Расследование вы будете проводить в группах.
Задание 1. Вам предстоит выяснить:
1) Последнее местонахождение этого элемента – 1 группа
2) Отличительные черты и свойства вещества – 2 группа
3) Когда, кем и где был замечен (история открытия) – 3 группа1 – я группа: Используя материал зелёного конверта, определите положение химического
элемента кислорода в Периодической таблице Д.И. Менделеева и нахождение его в природе.
Порядковый номер химического элемента кислорода №________. Расположен в ______группе,
________________подгруппе. Относительная атомная масса (Аr) равна_____________. В
одной подгруппе с кислородом находятся такие элементы, как _________________(перечислить).
Все эти элементы имеют общее название _________________________, что в переводе обозначает
_______________________________.
Кислород
(находится)
В атмосфере в воде
(________%) в земной коре в живых организмах (______%)
(________%) (______%)
2я группа: Используя материал зелёного конверта, определите физические свойства
кислорода как простого вещества.
Кислород – простое вещество – это газ без _________и ____________. В жидком состоянии имеет
___________________________окраску, в твёрдом ___________________. Формула кислорода
______. Кислород имеет аллотропную модификацию ____________. Его формула ___________.
Это вещество имеет _______________цвет, запах_________________. Образуется в природе во
время ____________.
Молекулярная масса (Мr) кислорода =
Молекулярная масса (Мr) озона =
3я группа: Используя материал зелёного конверта, выясните историю открытия данного
элемента.
Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика 18
века:швед_______________путём нагревания ___________________и англичанин
__________________ при нагревании _________________________. Название этому элементу дал
великий французский химик_________________________. Кислород в переводе с греческого –
рождающий___________________.
Выслушаем отчёт групп по первому заданию. Факты о местонахождении, отличительных свойствах
и контактах детально изучены. А вы, ребята, за успехи получаете первую награду (даю по 1
медальке каждой группе).
Вывод: Кислород – самый распространённый химический элемент на нашей планете. Всё живое
не может существовать без него.Задание 2. Перед вами не менее простое задание. Вам предстоит выяснить, с кем кислород
вступает в приятельские отношения, поддерживает дружбу.
1я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических
реакций кислорода с литием, с алюминием, с железом. Расставьте коэффициенты.
Li + ….
…. + O2
.... + O2
→ Li2O
→ AL2O3
→ Fe3O4
2я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических
реакций кислорода с серой, фосфором, с углеродом. Расставьте коэффициенты.
S + ….
… + O2
… + O2
→ SO2
→ P2O5
→ CO2
3я группа: Используя материал большого конверта, составьте уравнения химических
реакций кислорода со сложными веществами: метаном (СН4) и сероводородом (Н2S), зная,
что образуются оксиды тех элементов, из которых состоят эти вещества. Расставьте
коэффициенты.
CH4 + …
H2S + ….
…→ O2 + … O
…→ O2 + …O
Выслушаем отчёты групп. (На доске записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты,
получают медальки).
Вывод: кислород может вступать в химические реакции с металлами, неметаллами,
сложными бинарными веществами.
Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения.
Ребята, скажите, к чему могут привести реакции горения (к каким последствиям)?
взрывам
пожарам
выделению опасных веществ
разрушению металлов
Вывод: здесь кислород выступает как разрушитель.
3е задание: Ребята, сегодня в наш следственный отдел поступило весьма интересное письмо
от космических пришельцев. Вот его текст.Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только
вы владеете космической тайной!
Много лет назад мы покинули прекрасную планету Гриннета. А вернулись на гибнущую планету,
где жители задыхаются....
Спасти их может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет
каждый девятиклассник. Мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Говорят, что на вашей
планете есть секретная лаборатория, которая производит сырьё, позволяющее дышать. Ждем
информации об устройстве и работе секретной лаборатории. Нас интересуют: откуда берется
исходное сырьё; куда идут продукты; важность этого процесса для вашей планеты.
1я и 2я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните способы получения
кислорода. Составьте соответствующие реакции.
Получение кислорода.
В повседневной жизни вы наверняка сталкивались с веществом, которое в быту называется
«марганцовкой». Химическое название этого вещества перманганат калия, его химическая формула
KMnO4.
При нагревании перманганат калия разлагается с образованием кислорода. Такая реакция называется
термическим разложением перманганата калия.
Описание:
Для опыта нужна пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпают кристаллический
перманганат калия (марганцовку). При нагревании перманганат калия разлагается, выделяющийся
кислород поступает по газоотводной трубке в колбуприемник. Кислород тяжелее воздуха, поэтому
не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Если опустить тлеющую лучину в колбу с собранным
кислородом, то она ярко вспыхнет, т.к. кислород поддерживает горение.
Уравнение проведенной реакции:
2KMnO4=O2 +K↑ 2MnO4+MnO2
Это удобный способ получения кислорода, но он дорог. Из 10 г марганцовки можно получить всего 1
литр кислорода.
В лабораторных условиях кислород получают:
Разложением пероксида водорода H2O2.
2H2O2=2H2O+O2↑
Удобно получать кислород в лаборатории из пероксида водорода:Пероксид водорода обычно используется в виде 3%ного водного раствора. Многие из вас знакомы с
ним, потому что такой раствор применяется как дезинфицирующее средство при обработке царапин и
мелких ран. Он мало устойчив и уже при стоянии медленно разлагается на кислород и воду. Попав на
царапину или ранку, пероксид начинает выделять кислород гораздо интенсивнее (сильно пузырится,
шипит). Дело здесь в том, что кровь содержит особые вещества (катализаторы), которые ускоряют
реакцию разложения пероксида водорода. Катализаторы – это вещества, способные ускорять
химические превращения, сами оставаясь при этом неизменными (более подробно о них
рассказывается в следующей книге).
Катализаторами разложения Н2О2 могут служить многие вещества, в том числе и неорганические:
диоксид марганца (MnO2), древесный уголь (углерод), железный порошок.
3я группа: Используя материал жёлтого конверта, выясните роль кислорода в дыхании и в
процессе фотосинтеза.
Дыхание
Исключительно важна роль кислорода в процессе дыхания человека, животных и растений. При
обычной температуре он способен окислять различные вещества. Так, медленное окисление пищи в
нашем организме является источником энергии, за счет которой живет организм.
Фотосинтез
В клетках растений, содержащих хлорофилл, протекают специфические процессы, имеющие большое
значение для живой природы. Этот процесс назван фотосинтезом. Происходит фотосинтез, главным
образом, в зеленых листьях. В ходе этого процесса из углекислого газа и воды ( только на свету)
образуется углевод глюкоза (C6H12O6) – богатое энергией вещество. В результате фотосинтеза
образуется также молекулярный кислород.
Фотосинтез выражается следующим суммарным уравнением:
6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2↑
Так как процесс фотосинтеза идет более интенсивно, то в итоге на свету растения выделяют
гораздо больше кислорода, чем поглощают его при дыхании. Таким образом содержание
свободного кислорода Земли сохраняется благодаря жизнедеятельности зеленых растений
Выслушаем отчёты групп: составляют из карточек реакцию разложения перманганата калия,
разложения пероксида водорода и реакцию фотосинтеза.
Составляем послание пришельцам (на экране проецируется послание с пропусками, вместе
вставим необходимые слова).
Секретная лаборатория находится на планете _____________. На нашей планете много растений,
которые являются основным источником _________________. В зелёных листьях проходит
процесс ______________________. Исключительно важна роль кислорода в процессе
___________________ человека, животных и растений. Кислород окисляет пищу в нашем
организме, за счёт этого выделяется __________________, необходимая для жизнедеятельности
организма.
Из всего сказанного сделаем вывод, что кислород – источник жизни.
За активную работу получают 3 медальку.
IV.
Рефлексия.Ребята, наше расследование по делу №8 завершено.
Ответим на вопрос: так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?
Выскажите свою точку зрения с помощью синквейна. В белых конвертах лежат инструкции по
составлению пятистрочного стихотворения синквейна, здесь же все материалы: два
прилагательных, три глагола, фраза из 4 слов, синоним (для каждой группы свой).
Кислород
Бесцветный, необходимый
Выделяется, образуется, вдыхается
Важен для дыхания
Жизнь
Кислород – источник жизни и разрушитель, поэтому полученные в ходе
расследования знания нам нужны, чтобы использовать его полезные свойства и
укрощать разрушительные.
Ребята, спасибо за урок.CH4 + …
H2S + ….
…→ O2 + … O
…→ O2 + …O