Разработка урока химии на тему: Типы химических реакций. Реакции соединения.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Реакциии соединения.docx
Тема урока: Реакции соединения. Задачи: 1. сформировать   представление   о   способности   некоторых   веществ   соединяться   с образованием сложных веществ, на примерах реакций раскрыть сущность реакций соединения; 2. дать   понятие   о   каталитических   и   некаталитических   реакциях,   обратимых   и необратимых реакций, ферментативных реакциях; 3. совершенствовать   умения   сравнивать   вещества   по   составу,   умения   составлять уравнения химических реакций; 4. воспитывать бережное отношение к себе и друг другу. Мотивация и целеполагание:    Как вы думаете, чем отличаются реакции разложения от реакций соединения? Сравните схемы и объясните. + Изучение нового материала:  → SO2  В реакциях соединения, в отличие от реакций разложения, происходит образование     одного сложного вещества из одного или нескольких исходных. Рассмотрим эти реакции с помощью цепочек переходов. Запишем схему перехода:      → H2SO3. Сера превращается в оксид серы (IV), который затем превращается в S  сернистую кислоту. Число стрелок в цепочке превращений показывает  число химических реакций. Первый процесс – это превращение серы в оксид серы (IV). Для этого запишем  → SO2. Если в ложечке сжечь серу, то она реакцию соединения серы с кислородом: S + O2  горит   синим   пламенем   с   образованием   сернистого   газа,   об   этом   можно   судить   по появлению запаха жженой серы. Если в колбу с образовавшимся сернистым газом добавить воды,   то   дым   исчезает.   К   этому   раствору   можно   добавить   лакмуса   и   он   окрасится   в красный цвет, что является доказательством образования сернистой кислоты: SO2 + H2O → H2SO3.      Все   рассмотренные   реакции   протекали   без   участия   катализатора,   поэтому   их называют   некаталитическими.   Кроме   того,   все   эти   реакции   протекают   в   одном направлении, т.е. они являются необратимыми.     В первой реакции из двух простых веществ образовалось одно сложное, во второй реакции   –   из   двух   сложных   веществ   –   одно   сложное.   Одно   сложное   вещество   может образоваться и при взаимодействии одного сложного и одного простого, как в реакции  2↔ SO3.  Эта реакция является образования оксида серы (VI) и оксида серы (IV): 2SO2 + O2  обратимой, т.е. протекает как в прямом направлении с образованием продукта реакции и в обратном   направлении,   когда   из   конечного   продукта   образуются   исходные   вещества. Условно  обратимые реакции обозначают с помощью знака обратимости.В  реакции   образования  оксида  серы    (VI)  участвует   катализатор  V2O5,  который Поэтому   реакции,   протекающие   одновременно   в   двух   противоположных     направлениях, называют обратимыми.     указывают над знаком обратимости, поэтому эта реакция является каталитической.  Поэтому,   если   реакции   протекают   с   участием   катализатора,   то   они   называются     каталитическими, если реакции протекают без участия катализатора, то такие  реакции называются   некаталитическими,   если   реакции   протекают   с   участием   биологических катализаторов – ферментов, то такие реакции называются ферментативными.      веществ, но и из трех, как в реакции получения азотной кислоты: В реакциях соединения сложное вещество может образоваться не только из двух 4NO2 + O2 + 2H2O   4→ HNO3. Обобщение и систематизация знаний:    1. Фронтальный опрос.    2. §31, упр. 4, 6, 7, 8.    3. Лабораторный опыт «Прокаливание меди в пламени спиртовки». Закрепление и контроль знаний: 1. Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам: →  NaOH  → H3PO4  → Ba(OH)2  H→ 2CO3  → P2O5   → BaO   CO→ 2   Na→ 2O     а) P     б) Ba     в) C     г) Na      Ответы:     а) 4P + 5O2 = 2P2O5,    P2O5 + 3H2O = 2H3PO4    б) 2Ba + O2 = 2BaO,    BaO + H2O = Ba(OH)2    в) C + O2 = CO2,          CO2 + H2O =  H2CO3    г) 4Na + O2 = 2Na2O,    Na2O + H2O = 2NaOH 2. Расставьте коэффициенты в реакциях соединения: 2;  → H3PO4;  → KNO2 + O2; →  MgO + CO  P→ 2S3;  N→ 2 + O2; 3;  NH→  Fe→ 3O4;  H→ 2 + Cl2.    а) PH3 + O2     б) KNO3     в) MgCO3     г) P4 + S     д) N2O     е) H2 + N2     ж) Fe + O2     з) HCl      Ответы:    а) PH3 + 2O2     г) P4 + 6S    е) 3H2 + N2    ж) 3Fe + 2O2   → H3PO4;  2P→ 2S3;  2NH→ 3;  → Fe3O4;Рефлексия и подведение итогов: ­ Как вы оцениваете уровень своих знаний?  ­ Если вы сегодня хорошо усвоили материал, то ответьте себе на вопрос: «Каковы  исходные вещества и каковы продукты реакции в реакциях соединения?» Домашнее задание:    I уровень: §31, упр. 1, 2, 3;    II уровень: тоже + упр. 5.