Разработка урока химии на тему. Типы химических реакций. Реакции замещения.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Реакции замещения.docx
Тема урока: Реакции замещения. Задачи: 1. сформировать понятия «реакции замещения», «ряд активности металлов»; 2. продолжить   развитие   умений   составлять   уравнения   химических   реакций, определять их тип, а также практических умений постановки эксперимента; 3. воспитывать   у  учащихся   бережное   отношение   к  лабораторному  оборудованию  и экологическую культуру. Мотивация и целеполагание:     Проведем опыт английского химика Г. Кавендиша. Для этого нальем в пробирку раствор соляной кислоты и поместим туда несколько гранул цинка. Мы видим выделение пузырьков газа.   Соберем этот газ методом вытеснения воздуха, т.к. выделяющийся газ, водород, легче воздуха. Когда соберется достаточное количество газа, поднесем пробирку с газом водородом к пламени спиртовки, после чего раздастся взрыв, сопровождающийся «лающим» звуком. Этот взрыв произошел из­за смешения водорода с воздухом. Смесь 2 объёмов водорода и 1 объема кислорода называют «гремучим газом». Если собрать чистый водород   и   поднести   пробирку   к   горелке,   то   раздастся   легкий   хлопок,   из­за   сгорания чистого водорода. Откуда в реакции  водород и какие ещё продукты образуются? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Изучение нового материала:     В результате этой реакции – между цинком и соляной кислотой – образуется соль (хлорид   цинка).   Это   можно   доказать,   если   немного   этого   раствора   поместить   на предметное стекло и выпарить. В результате вода испариться, а на стеле будут кристаллы соли.   Теперь   составим   уравнение   этой   реакции:   в   реакцию   вступает   цинк   и   соляная кислота, в результате чего образуется соль – хлорид цинка и выделяется водород. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑     Проведем   дугой   эксперимент.   Нальем   в   четыре   пробирки   раствора   соляной кислоты. В первую пробирку поместим кальций, во вторую – магний, в третью – цинк, в четвертую   –   медь.   Понаблюдаем   за   процессом,   будет   ли   выделение   водорода   во   всех случаях,   ведь   в   реакцию   вступает   металл   и   соляная   кислота?   Самое   интенсивное выделение водорода наблюдается в первой пробирке, где был металл кальций, во второй пробирке – с металлом магнием – менее интенсивное, с цинком еще менее интенсивное, а с медью реакция не протекает, т.к. выделение водорода и вовсе не наблюдается (см. рис. 104).     Поэтому, для прогнозирования протекания реакции между металлом и кислотой, нужно использовать ряд активности металлов, или ряд напряжений металлов. Как видите, в этом ряду есть и водород, который металлом не является. Металлы, которые стоят в ряду напряжений металлов до водорода, способны  вытеснять его из растворов кислот, те металлы, которые стоят в этом ряду после водорода, этой способностью не обладают. Самые активные металлы находятся вначале ряда, менее активные – в конце. Т.к. кальций более активный, то выделение водорода в растворе кислоты шло интенсивнее, чем у магния или цинка. Медь не вытесняет водород из раствора кислот, потому как этот металл стоит в конце ряда. В этом вы сами убедились из предыдущего опыта.     Ряд активности металлов используют также для прогнозирования реакций между металлом и раствором соли. Для этого нужно знать, что более активный металл вытесняет из раствора соли менее активный. Проведем эксперимент: поместим в химический стакан сраствором   сульфата   меди   (II)   железный   гвоздь.   Через   некоторое   время   на   гвозде появляется красный налет, а раствор соли изменяет свою окраску. Красный налет – это выделившаяся   медь,   раствор   изменил   окраску,   т.к.   в   результате   реакции   образовался раствор сульфата железа (II) (см. рис. 105). CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓     Если цинк поместить в растворы сульфатов магния, цинка, меди и серебра, то из всех этих растворов он вытеснит только медь в виде красного налёта и серебро в виде серебристо­белого   налета.   Магний   более   активный   металл,   чем   цинк,   т.к.   в   ряду активности   стоит   левее   цинка,   поэтому   реакция   не   прошла,   как   и   реакция   цинка   с раствором сульфата цинка (см. рис. 106).     Если поместить медь в раствор нитрата серебра, то через некоторое время на меди появляется серебристо­белый налет из­за образовавшегося серебра. Как видим, реакция протекает, т.к. медь стоит в ряду напряжений металлов левее серебра, т.е. является более активным металлом, чем серебро (см. рис. 107). Все рассмотренные реакции являются реакциями замещения. Теперь можно сделать     вывод,   что   реакции   замещения   –   это   реакции,   в   результате   которых   атомы   простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.   Обобщение и систематизация знаний:    1. Фронтальный опрос.    2. §32, упр. 1.      3. Лабораторный опыт «Взаимодействие металлов с растворами солей», «Замещение меди в растворе сульфата меди (II)» Закрепление и контроль знаний: 1. Закончите уравнения практически возможных реакций: ;→    а) Al + HCl  ;→    б) Cu + H2SO4  ;→    в) Zn + CuSO4  ;→    г) Fe + H2SO4  ;→    д) Ag + HCl     ж) Fe + AgNO3  .→ ;↑ Ответы:     а) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2    б) Cu + H2SO4 ≠;    в) Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu ;↓ ;↑    г) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2    д) Ag + HCl ≠;    ж) Fe + 2AgNO3 = Fe(NO3)2 + 2Ag .↓ 2. Газ, полученный действием цинка на соляную кислоту, пропускают над раскаленным оксидом марганца (IV). Какие вещества образуются в результате описанных превращений? Составьте уравнения реакций. К какому типу они относятся?    Ответ:1) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2  (реакция замещения)    2) 2H2 + MnO2 = Mn + 2H2O (реакция замещения) ↑ 3. Определите, какая масса соляной кислоты необходима для полного растворения магния химическим количеством 0,5 моль. Какое количество вещества соли при этом образуется? Рефлексия и подведение итогов:    1. Что нового о реакциях вы узнали на уроке?    2. Что вызвало у вас наибольший интерес? Почему?  Домашнее задание:    I уровень: §32, упр. 2, 3, 4;    II уровень: тоже + упр. 5.