Разработка урока химии по теме: Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.docx
Тема урока: Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Задачи: 1. дать представление о ковалентной полярной связи, электроотрицательности; 2. сформировать   умения   составлять   формулы   простейших   полярных   молекул, описывать их свойства;  3. сформировать понятие о валентности и на основе этого понятия научить определять валентность атомов элементов по формулам их соединений, составлять формулы по валентности атомов, входящих в соединения; 4. развитие умений анализировать и сравнивать; 5. воспитывать культуру общения. Мотивация и целеполагание: Чем   отличается   полярная   связь   от   неполярной?   Для   чего   нужно   знать электроотрицательность и как ее определить? Вот ряд вопросов, на которые мы найдем ответ, изучив с вами новую тему. Изучение нового материала: Основной особенностью этой химической связи является то, что она образуется между атомами различных неметаллов. Как, например, в молекуле HCl. У атома водорода в нашем случае один неспаренный электрон, ему до завершения внешнего энергетического уровня не хватает одного электрона. У атома хлора семь электронов на внешнем уровне, один   из   которых   неспаренный,   ему   тоже   не   хватает   одного   электрона   до   завершения уровня. Тогда атом водорода и атом хлора объединяют свои неспаренные электроны и между   ними   образуется   химическая   связь.   Эту   связь   тоже   можно   изобразить   в   виде черточки.  Однако   образовавшаяся   общая   электронная   пара   не   в   равной   степени   будет принадлежать этим атомам. Для этой оценки используют понятие электроотрицательности. Электроотрицательность (ЭО) – способность атомов химического элемента притягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи. Электроотрицательность служит   характеристикой   металличности   и неметалличности   химических   элементов.   Первое   место   по   электроотрицательности занимает фтор, он же самый неметаллический, второе место занимает кислород и третье – азот.   Т.к.   электроотрицательность   –   мера   металличности,   то   она,   как   правило,   по периодам   и   группам   изменяется   в   той   же   последовательности,   т.е.   в   периодах   слева направо увеличивается, а в группах сверху вниз уменьшается. Теперь,   посмотрев   на   молекулу  HCl,   можно   с   уверенностью   определить,   что   в данной молекуле более электроотрицательный атом хлора, поэтому общая электронная пара будет смещена больше к нему. В результате этого, на атомах появляются частичные заряды.   Смещение   электронной   плотности   показывается   стрелкой,   а   частичные   заряды буквой   дельта.   В   молекуле   появляется   два   полюса:   положительный   и   отрицательный, поэтому такую связь называют полярной. Рассмотрим механизм образования связей в молекуле воды (Н2О). Водород   –   элемент  IA  группы,   значит,   у   него   один   электрон,   который   участвует   в образовании химической связи. У второго атома водорода тоже один электрон, который участвует   в   образовании   химической   связи.   Атом   кислорода   находится   в  VIA  группе, поэтому у него на внешнем уровне 6 электронов, а число неспаренных находим по формуле 8   –   6   =   2.   Эти   два   электрона   и   будут   участвовать   в   образовании   химической   связи. Неспаренные электроны объединяются и образуется две общие электронные пары. Из этихатомов более электроотрицательный кислород, поэтому именно к нему будут смещены общие пары электронов и молекула будет полярной, связь – ковалентной полярной. Доказано, что молекула воды на самом деле имеет не линейное строение, а угловое. В этой молекуле атом водорода связан только одной связью с кислородом, а кислород двумя связями с атомами водорода. Это число ковалентных связей, которыми атом одного химического   элемента   связан   с   атомами   этого   же   или   других   элементов,   называется валентностью (см. рис. 40). Условно,   валентность   обозначается   черточкой,   когда   необходимо   записать структурные формулы. Например, в молекуле  NH3, атом азота связан с тремя атомами водорода. Поэтому говорят, азот трехвалентен. В молекуле СН4 четырехвалентный углерод связан с одновалентными атомами водорода. Следует различать элементы с постоянной и переменной валентностью. Элементами с постоянной валентность являются: H, Cl, F – одновалентные, О – двухвалентный, B, Al – трехвалентные. Элементы с переменной валентностью: S, N, C, P и др. Для вывода формулы соединения азота с кислородом, где азот четырехвалентен, нужно  сделать   так:  записываем   знаки  NO.  Над  знаками  элементов  ставим  валентности римскими цифрами. У азота она дана по условию – четыре, у кислорода она постоянная и равна двум. Найдем наименьшее общее кратное между валентностями. Наименьшее общее кратное равно четырем. Разделим наименьшее общее кратное на валентности и получим индексы. Четыре делим на четыре будет единица, помните, индекс единица не ставится, затем четыре делим на два, будет два, следовательно, индекс у кислорода будет два. Аналогично   поступают,   когда   по   формуле,   необходимо   найти   валентности элементов. Определим валентность фосфора в соединении Р2О3. У кислорода, как нам известно,   валентность   постоянная   и   равна   двум.   Определим   число   валентностей   всех атомов кислорода, для этого 2 умножим на три, будет шесть. Разделим шесть на число атомов фосфора, т.е. на два, в результате будет три, значит, валентность фосфора в нашем случае равна трем. Обобщение и систематизация знаний: 1. §12, упр. 1, 3. 2. Приведите   пять   примеров   атомов   химических   элементов   с   валентностью постоянной. 3. O, Zn, Ca, Ba, Mg. Валентность атомов химических элементов равна … Закрепление и контроль знаний: 1. Распределить вещества по типам связи: P4, H2S, NH3, S, P2O5, N2, O2, H2O, HCl, H2. Ответ: ковалентная неполярная: P4, S, N2, O2, H2; ковалентная полярная: H2S, NH3, P2O5, H2O, HCl. 2. Составьте формулы следующих соединений: а) калия с серой (II); б) цинка с азотом (III); в) марганца (IV) с кислородом; г) бора с кислородом. Ответы: а) K2S; б) Zn3N2; в) MnO2; г) B2O3. 1. Железо образует с кислородом соединение  Fe2O3. Составьте формулу соединения железа с хлором, в котором хлор проявляет валентность, равную единице, а железо проявляет   такое   же   значение   валентности,   как   в   указанном   соединении   с кислородом.Ответ:  в   соединении   с   кислородом   железо   проявляет   валентность  III,   значит,   его соединение с одновалентным хлором FeCl3. 2. Какой из элементов второго периода более и менее электроотрицательный? Ответ: самый менее электроотрицательный Li, а более – F. Потому что в периодах слева направо электроотрицательность возрастает. 3. Запишите схему образования молекул: HBr, CO2, NH3. Рефлексия и подведение итогов:    ­ Оцените свои знания, полученные на уроке по пятибалльной шкале.      ­ Как вы думаете, научившись составлять химические формулы по валентности, вам станет легче в дальнейшем изучать химию? Почему? Домашнее задание:    I уровень: §12, упр. 2, 5;    II уровень: тоже + упр. 4, 6.